бление гораздо демократичнее, так как удешевляется производство, расчитываемое на массовый рынок.
Таким образом, художник работает на рынок, а продукты искусства становятся товаром, наравне с продукцией материальной.
4.
Искусство испытывает гигантский рост. Эпоха индивидуалистических идеологий на наших глазах сменяется новой—коллективистических идеологий. Това
рищеское сотрудничество — вот новый принцип общественной организации. Взры
ваются „фетиши , заблуждения авторитарного, индивидуалистического, метафи
зического порядка; трудовое коллективное начало кладется в основу всей идеологии и экономики. Мы на путях — к коммунизму.
Классовое—аристократическое или буржуазное — содержание уступит свое место общечеловеческому коллективистическому, при котором центральное место в жизни занимает не личность, а коллектив.
Старое искусство однако не подлежит полному отвержению; око иначе воспринимается и освещается коллективистиче
ским сознанием Вот конкретный пример — статуя божества.
Для авторитарного общества — образ высшей организующей силы.
Для буржуазного общества — образ чистой индивидуальной красоты и мощи.
Для коллективистического общества — образ идеальной жизни коллектива.
Отличается это новое искусство и в организационном отношении.
Ее основа не в досуге, а в особом строе мысли и чувств.
Если мал досуг отдельной единицы, ТО сумма досугов этих многочисленных еди
ниц превысила сумму больших досугов малочисленных художников в капиталистическом обществе.
Произведения искусства будут малочисленнее, но, взамен количества, это но
вое искусство будет брать качеством, стройностью и жизненностью выражение коллектива, его жизни и развития.
Все эти особенности делают возможным возникновение нового искуства в недрах старого общества.
В. ТИХОНОВИЧ
Летний сезон. - Парад алле. Шарж Сид. Фридгатто.
На пути
к коммунистическому искусству.
Уже в недрах капиталистического общества развивается новая колле
ктивистическая идеология и отвечающее ей искусство. Оно создается ростом рабочего класса и усилением его социального веса.
Коллективизм коренным образом меняет взгляды на искусство, его содержание и форму.
Искусство выражает не божественную волю, не личные переживания творца, не отвлеченную красоту; оно несет социальную функцию, организуя и выражая общественное сознание тех или иных социальных групп.