ГАБТ„Любовь к трем апельсинам“
Установка худ. И. Рабиновича
влена работа самодеятельных театров, в частости клубной кружковой сцены. По этой линии Культотдел ВЦСПС загото
вил свыше 30 первоклассных макетов по Ленинграду и провинции. Чрезвычайно показательными являются макеты красноармейских постановок: они мало говорят уму и сердцу театроведов, но зато они наглядно де
монстрируют высокий уровень культпросветработы в Крас
ной армии. Любопытные экспо
наты представлены Домом Поленова, деятельность которого всегда привлекает внимание иностранцев. Поленовский Дом послал на выставки макеты портативных постановок деревенского театра, образцы примитивных инструментов, любопытно комбинируемых из «бросовых» предметов.
На выставках отражено то усиленное внимание, которое оказывает советская власть культуре национальностей. Наиболее интересные, выпуклые и показательные материалы творчества народностей СССР — экспо
нированы за границу. Белым эмигрантам, покинувшим пределы России десять лет тому на
зад, будет весьма поучительно посмотреть, какие огромные шаги в области культуры сделаны национальными меньшинствами,
Выставки уже открылись в Берлине (Германия) Нью-Иорке (Америка) и Брюсселе (Бельгия). Всюду театральные отделы вы
ставок привлекают особенное внимание сотен и тысяч посетителей.
Этот успех служит лучшим доказательством необходимости ор
ганизации специальной выставки советского театра. Своевременно озаботиться созданием
постоянного фонда театральных экспонатов, могущих быть ис
пользованными для эпизодических отправок в разные страны. Фонд этот должен систематически пополняться, реставриро
ваться и служить постоянным трамплином нашего культурного общения с заграницей в области театра. С. Б.
Роль театра сводится не только к показу спектаклей. Художесткенное качество пьесы и поли
тическая актуальность, — говорит директор театра Д. Синявский, — в политпросветрабте около нее». Инструктаж деревенских драмкружков, увязанный
со спектаклями, развивающий и дополняющий их общественное значение, является второй задачей театра.
Спектаклям театра предшествует вступительное слово, разъясняющее зрителям задачи МДПТ и делающее более доступным восприятие пьесы. Заключается спектакль беседой, проводи
мой работниками театра и посвященной разборупьесы и исполнения. Во время спектакля прово
дится учет зрительных реакций, по окончании его собираются отзывы, часто суровые и серди
тые, но указывающие театру на возможные ошибки в его подходе к деревенскому зрителю.
После спектакля проводится обследование драмкружка, выясняется его состав и условия работы. Кроме того, показанный спектакль про
рабатывается с местными драмкружковцами. Разъясняется постановочная часть спектакля, «разоблачаются» отдельные его элементы (работа над ролью, трактовка роли, значение грима
т. п.). Эти чисто технические указания должны познакомить драмкружковцев с работой профтеатра и показать, как надо работать драмкружку для поднятия своей художественной квалификации. Помимо этого, с драмкружковцами часто прорабатывается и местный материал.
В январе в практику работы МДПТ вошел и инструктаж на уездных конференциях работни
ков драмкружков. В конце декабря в Коломне состоялась уездная конференция руководите лейдрамкружков и политпросветработников. После соответствующего вступительного слова конфе
ренции был показан «Шторм». Показ сопровождался беседой об общественном значении пьесы и разбором постановочных и режиссерских моментов
На конференции МДПТ была развернута, большая работа по инструктажу. Были проведены семинарии по практической работе над пьесой, по актерской технике, по гриму, по выразительному чтению, по массовой работе, по органи
зации народных игр. (Здесь интересно отметить, что игры, организуемые театром до спектакля, обычно протекают сумбурно).
Конференция закончилась вечером самодеятельности, на котором выступали члены конференции с отрывками, проработанными на семи
нарских занятиях. Конференция прошла, с большим успехом и дала богатый материал для даль
нейшей работы. В ближайшее время такие конференции будут проведены и по другим уездам Московской губернии.
В работе МДПТ необходимо отметить любопытнейшее явление — вовлечение актера в культ
работу. Последнее является обязательным дня всех актеров МДПТ. Косность современного акте
ра, его глухота к современной жизни — болезнь характерная даже для центральных московских театров. Тем более, показателен факт превраще
ния актеров МДПТ (набранных в Посредрабисе) в сознательных и активных просветработников. Варка в таком общественном котле, как МДПТ— один из путей к созданию нового актера.
МДПТ является пионером в деле деревенской театрально - просветительной работы. Советская общественность и заинтересованные в работе МДПТ организации должны создать максимально благоприятные условия для его Деятельности.
ИВ. АСТРОВ