ВНИМАНИЕ РАБОТЕ ХУД-СОВЕТОВ!

За эту зиму московскими театрами была проведена большая работа по организации художественно-политических советов. В настоящее время художественные советы существуют при всех
стационарных театрах (за исключением театра Семперантэ).
Таким образом, директиву теа-совещания по этой линии можно считать в Москве выполненной. Нас сейчас интересует другой вопрос: каково содержание и характер работы художественных советов?
Подавляющее большинство художественных советов занято читкой предполагаемых к постановкам пьес. Вопросов о создании советской об
щественности вокруг театра не ставилось, точно также не уделено внимания вопросу обслужи
вания рабочего зрителя, связи с клубами, работе со зрителем.
Художественные советы тратят большое время на читку пьес. Это объясняется в
первую очередь тем. что пьесы зачитываются без предварительного ознакомления с ними членов художественного совета. Нужно, как правило, все пьесы перед их читкой предварительно разда
вать хотя бы 3—5 членам совета, затем следует после читки ставить доклад режиссера о режиссерском плане постановки.
Придерживаясь такого порядка мы будем гарантированы, во-первых, от поверхностной критики; во-вторых добьемся конкретных предложений о необходимых изменениях в пьесе; в-третьих, повысим активность членов совета. Само со
бою понятно — сумеем сэкономить время на другую работу.
Зачитывая пьесы, давая по ним свое заключение и оценку, художественные советы должны привлекаться к предварительному просмотру постановок.
Художественный Совет театра Революции принимал участие в обсуждении постановки пьесы «Человек с портфелем» на заседании просмотровой комиссии Гублита.
Этот опыт следует признать в данном случае вполне удачным. Целесообразно подумать об использовании его и в других театрах.
Загрузка художественных советов читкой пьэс объясняется тем, что в московских театрах поло
жение с репертуаром в этом сезоне было затруднительным. Но не только это способствовало сведению художественных советов на роль репертуарных комиссий. Причины — и в новизне дела и в непонимании дирекциями театров огромных об
щественных задач, лежащих на художественных советах.
Надо решительно изменить характер содержания работы советов, а для этого необходимо пре
жде всего сократить количество заседаний, посвященных разбору пьес.
Но всего этого недостаточно.
Художественные советы при академических театрах в организационном отношении, на наш взгляд, установили рациональную систему, введя секционный метод работы.
Эта система вполне целесообразна и для московских театров. Будет правильным, если мы создадим при художественных советах две секции; репертуарную и общественно-организационную (на названии не настаиваю). Секции подготовляют вопросы по своим разделам работы для заседаний художественных советов.
В функции общественно-организационной секции должна входить работа по составлению докладов по вопросам создания советской общественности вокруг театра и в самом театре, об
служивание театром рабочего зрителя и районов Москвы, организация инструктивной помощи ра
бочим клубам (приглашение актива клубных драмкружков на черновые репетиции театра, постановка инструктивных докладов по вопросам техники актерской игры, содействие клубам в ор
ганизации коллективного посещения театра и т. п.).
В функции этой секции следует включать организацию заседаний художественного совета на рабочих предприятий, устройство диспутов, со
ставление списка членов художественного совета— дежурных по театру, изучение зрителя и т. п.
Сейчас надо поставить во весь рост вопрос об изменении характера работы художественнополитических советов. Надо направить все внима
ние на укрепление этих важнейших органов советской общественности на театре.
НИК. МАСЛЕННИКОВ