IV пленум Ц. К. Всерабиса.
Слева направо (1-й ряд). Сидят: Лебедев, Замковой, Запоржин (Вологда), Алексеев (Ленинград), Славинскнй, Коцын, Вольский, Невский (Украина), Мусницкий (Украина), Зорин (Киев), Куридзе (Грузия).
(2-й ряд). Стоят: Симонов (Ленинград), Вальдман, Гольдман, Матусов (Белоруссия), Весеньев, Мокрушин (Урал), Пашковский (Сев. Кавказ), Шидловский
(Тамбов), Замбелли (Курск), Покровский, Орановский, Гегузин (Крым), Беляков (Туркестан), Бескин, Яковлев.
(3-й ряд). Стоят: Смирнов (Калуга), Попов, Босняцкая, Леви, Горев, Мелик
Хаспабов.
У ног: Гольдберг (Харьков) и Хелмно (ВУФКУ).
овенно в арсенале доводов своих не находит ничего более убедительного, кроме ссылки на то, что работники-де искусств в развлечениях вообще не нуждаются, ибо, развлекая других, сами, дескать, развлекаются вдоволь и всласть.
Доводы поистине детские. И, в самом деле, кто же из нас в детстве не мечтал о блестящей карьере мороженщика или извозчика (легкового, конечно). Кто из нас не завидовал катающемуся всю жизнь дяденьке, на извозчичьих козлах восседающе
му в полное свое удовольствие. Но теперь, став большими, мы знаем уже, что извозчик возит нас безо всякого для себя удовольствия и, казалось бы, постичь долж
ны, что и актер не отдыхает, а работает и устает, в сотый раз играя в одной и той же пьесе (хорошенькое развлеченьице!) Пора бы понять, что и капельдинерство нивесть сколь веселенькое занятьишко...
До чрезвычайности симптоматично, что поступают в центр просьбы довольно настойчивые о том, чтобы день еженедельного отдыха для кино перенести на вторник и тем самым возможность дать киноработникам в драмтеатре бывать, а работ
никам драмы кинематографы посещать. Отсюда ясно, что работник одной отра
сли искусства ищет развлечений средствами других видов искусства. Да и не только развлечений, поскольку искусство дает нам художественное удовлетворение, мысль будит.
«Развлечения» в нашем клубе должны по необходимости носить иной, несколько необычный характер —с уклоном в сторону импровизированных выступлений, ин
сценированных шаржей, дружеских каррикатур и т. п.
А танцульки? На этот вопрос многие отвечают отрицательно. В клубе, мол,
работников искусств не место развлечениям столь некультурным и низменным. Чистехи мы какие, подумаешь! В рабочих клу
бах, видите ли, уместно, а нам рабисникам, не в с руки и не к лицу. Так ли это и не входят ли в наш союз кроме нетан
цующих «жрецоз» и другие элементы, к пляскам предрасположенные? Не бывает ли так, что придет парень на танцульки раз-другой, а там-глядишь и в работу во
влекся, в кружок политграмоты записался. И не одного, а многих рабочих сцены, кино-работников и др. членов союза мы, таким образом, втянули бы в клубное рус
ло, невзирая на зловещие пророчества тех, кто по сей час не в силах освободиться от гувернантской чопорности и характерно - культуртрегерской интеллигентской чванливости.
Отчего, казалось бы, не повеселиться, не поплясать? И с танцами вперемежку, почему бы не дать нечто культурно-про
светительное? Номерок „Живой газеты , хотя бы. Ведь при такой негувернантской постановке аудитория наверное более ши
рокой будет, более многолюдной и, стало быть, результаты культработы более зна
чительными окажутся. Так что священный ужас, с которыми хулят у нас танцульки,
Одна из обязанностей клуба: пойти навстречу довольно выпуклому стремле
нию работников искусств к повышению своей производственной квалификации.
Необходимо обсуждение новых театральных постановок, новых кино-лент, новых выставок. Необходима организация циклов лекций по вопросам с искусством связанным.
Клуб должен, далее, стремиться к удовлетворению вполне законной потребности нашего работника в осознании и уяснении новых поступательных процессов в искус
стве—процессов, поддающихся правиль
ному научному истолкованию лишь в свете марксизма.
Последнее предполагает предварительное ознакомление с марксизмом в целом и приводит нас к выводу: организовать нужно при клубе марксистские кружки с
[1)] Мнение т. Коцына о цеховом устройстве клуба печатается в дискуссионном порядке Ред.
Э. С. Кадомцев.
Председатель Правления Госкино.
* * *
несвященнен и, во всяком разе, неоснователен.
***
Существует — сверх танцулек — еще один жупел. Это—цеховщина [1)]. Меж тем, многое в клубе должно быть построено по цеховому признаку, позволяющему каждо
му цеху проявить в максимальной степени ту самодеятельность, без которой клуб превращается в свою прямую противоположность.
В крупных художественных центрах отдельные дни недели могут быть за от
дельными цехами закреплены, т-е. в эти дни тот или другой цех является устро
ителем ответственным, а работники всех других цехов — зрителями и слушателями. Это сроднит и сблизит цеховиков наших, исцелит их от цехово-приходского патри
отизма своей колокольни и сцементирует в едином производственном союзе работников искусств.
Крайне желательна организация вечеров для молодых, еще непризнанных и затираемых артистов, выдвинуться желающих и показать свое мастерство.
Стенгазета необходима.
Необходимы шахматы, шашки и др. игры (неазартные, разумеется).
***