ный момент мы не проповедуем никакого определенного течения, но утверждаем, что искусство в прежней своей форме суще
ствовать не может, ибо не удовлетворяет тому социальному строительству, которое ожидает нас. Мы прежде всего говорим о том, что в данный момент нужно связать искусство с техникой современного производства и выпускать художников-инжене
ров и техников. В провинции проводить эти принципы чрезвычайно трудно, так как они не понимаются людьми, стоящими
около советов, заведующими Отнаробами и Подотделами искусств.
Содоклад тов. Богданова.
(Музо Н. К. П.).
Буржуазное общество, оторванное от массы и воспитанное на образцах западной культуры, культивировало чуждую наро
ду инструментальную музыку. Буржуазия стремилась к роскоши к эффекту, к блеску, в связи с чем стремились к «блескуи учащиеся, преследуя виртуозность и упуская из виду предметы общего музы
кального развития. При стремлении к виртуозности занятия носили; характер чисто индивидуальный. Все групповые кол
лективные занятия (хор, ансамбль, орккестр) были случайным явлением. Деление на младшее и старшее отделения в консерватории было ни на чем не основано.
Консерватория вообще была крайне консер
вативна, все новое там преследовалось и все преподаватели были тусклыми рутинерами. Давался только минимум знаний.
У нас сейчас имеется на лицо около 200 музыкальных школ о 52.000 учащихся. Раньше в России всего были 3-4 консер
ватории, теперь же у нас школ второй ступени с программой прежней консерва
тории — 42. Нам нужны не ремесленникиинструменталисты, а музыканты-художники и поэтому главное внимание обращает
ся на общемузыкальное развитие. В третьеступенной (высшей) школе закон
ченные музыкально-культурные люди будут проходить свою специальность, изу
чать стиль, форму и жанр, ибо, не имея представления: о стиле и характере сочинения, музыкант был предоставлен самому себе, и такой композитор, как Бет
ховен, исполнялся как Шуман, Шуман как Скрябин, Скрябин как Лист и т. п.
Содоклад тов. Эйхенгольца.
(Тео Н. К. П.).
Пролеткульт, который повел-было борьбу против профессионализма, от своих
лозунгов постепенно отказался в связи с новым понимаением профессионализма и мастерства. Соответственно с этим новым пониманием необходимо перестроить те
атральную школу, которая не была бы оторвана от жизни. Необходимо стремиться
к наиболее полному выявлению творчества учащихся, к выяснению их самодеятельности. Ставить пьесу должны сами уча
щиеся, преподаватель же должен являться лишь руководителем, а отнюдь не режиссером.
Новый театр требует человека смелого и развитого физически, а не актера старого времени, который, будучи воспитан на пьесах интимно-буржуазных, совершенно потерял ловкость и способность владения своим телом.
В школах, особенно столичных, преобладает элемент интеллигентский и от
части мещанский. Этого не должно быть, следует основывать при школах, в случае необходимости, рабочие факультеты.
Пора образовать единый орган управления театральными школами. Главод, Дорполит, Паркомзем и целый ряд других ведомств должен отказаться от вмешательства в дела, театрального образования.
И, наконец, в области внешкольной работы, надо приступить к художественному воспитанию широких масс.
Содоклад тов. Шипулинского.
(Фото-Кино Отдел Н. К. П.).
К кинематографу буржуазное государство не относилось с достаточным вни
манием. На Западе и в Америке были,
правда, попытки использовать Кино, как агитационное средство в минуту опасности. Так, с развитием рабочего движения бросались на рынок картины анти
социалистического содержания, во время империалистической войны выпускались особые фильмы, чтобы создать шовини
стическое настроение, но, как искусство,
кинематограф недооценивался и даже у нас в Наркомпросе существует взгляд на Кино, как на технические средство — и только! Взгляд ошибочный, ибо Кино, лишенное художественности, не может иметь агитационного значения.
От старой науки и этой области у нас ничего не осталось и, когда мы приступили к созданию в Р. С. Ф. С. Р. первой в мире государственной школы кинематографии, то пришлось идти экспериментальным путем.
Школа наша носит характер производственный. В момент польскою наступления мы швыряли на фронт наши агитационные картины, а теперь ставим картины продовольственные по заданиям Наркомпрода.
В первое время к нам нахлынули элементы мещанской интеллигенции, но постепенно в школу просачиваются и кресть
яне от сохи, и рабочие от станков, и красноармейцы.