Содоклад тов. Брюсова (Лито НКП).
Особонно занимают наше внимание в настоящее время: 1) новые искания в области литературы и 2) новые кадры писателей из пролетарской среды. Образован особый пролетарский отдел.
Писатели являются одним из самых обойденных элементов. На их долю при
ходится всего 50 академических пайков,
вознаграждение же за литературный труд смехотворно, между тем издательская деятельность понижена, вследствие отсутствия бумаги и технических средств.
После пережитых волнений, после империалистической войны мы должны рабо
тать, напрягая все свои силы. Всегда после больших потрясений литература возрождалась и я вижу много признаков такого возрождения.
Содоклад тов. Бассалыга. (Тео НКП).
Необходимо создать аппарат, построенный таким: образом, что, если вы нажмете кнопку, оттуда выскакивает ис
полнитель. За образец надо взять красную армию, иначе будет беллетристика. Даль
ше, что мы в слову кладем: не нужно никаких канцелярий, избегайте делопро
изводителей, бесконечных секретарей, всех этих советских барышен и, вместо них. берите сознательных людей, которых мож
но посадить в тюрьму, потому что они являются ответственными работниками.
Нам нужно до 40 опытных инструкторов, ибо, если инструктор не умеет ин
структировать, то надо гнать его в три шея, чтобы зря но занимал места.
Имеющиеся пьесы пролетарских писателей должны быть переделываемы так, что, может быть, придется 2-й акт перенести в 4-й. Во всяком случае, надо сделать все, чтобы поставить их произведения.
Искусство есть труд, а труд есть искусство. Разговоры обо всяких вдохновениях должны быть окончены!
Если не будет милитаризации, централизации и мобилизации, то мы не сдвинемся с места.
ПРЕНИЯ.
Тов. Преображенский (Орел). Всех работников для Подотдела ис
кусств берем мы только из Всерабиса и ни один работник не мыслится
иначе как профильтрованный через Союз. Всерабис является тем звеном, около которого создаются худ. отделы. Здесь пред
ставитель ТЕО говорил, что в центре
достаточно нажать кнопку и все будет сделано, но профсоюзы тоже будут нажи
мать свою кнопку и с ними придется очень считаться.
Тов. Славинский. Некоторыми докладчиками Худ. Сектора затронут здесь вопрос о необходимости образования ко
миссариата искусств. Лучше поздно, чем никогда. Но тов. Бассалыга поднял другой вопрос, о милитаризации, и тут я скажу лучше никогда, чем поздно. Никакой милитаризации в данной области проводить
нет надобности, а надо провести лишь ряд мероприятий во исполнение давно уже де
кретированною положения о прикреплении наемного труда.
Тов. Лещенко (Зав. Фото-Кино НКП).
Сегодня вас познакомит Президиум с той резолюцией, которую вынесла фракция по вопросу о реорганизации НКП. Реорга
низация эта особенно бьет по нашему делу. Нет сомнения, что вопросы фотографии и кинематографии относятся к искус
ству непосредственно и выделять их из общей семьи искусств неразумно. Луч
ше организовать особый Комиссариат Искусств.
Гнесин (Ростовдон). Если проект расчленения Худ. Сектора будет декретиро
ван, то, может быть, это пройдет благо
получно в столицах, но явится гибельным на местах. Работников нет и, при раздроб
лении всей деятельности, подсекции будут руководиться людьми недостаточно копетентными.
Скажу также несколько слов по другому вопросу. В столицах существует пониженная норма выработки и коэффициенты. В результате все лучшие силы пере
ходят в центр. Поэтому надо улучшить положение работников на местах.
Тов. Назаров. То, что каждый отдел Наркомпроса работает самостоятель
но, привело к, совершенной разрухе на местах. Только Комиссариат Искусств способен вывести искусство из тупика.
Тов. Мейерхольд. В связи с милитаризацией нам говорят, что мы втор
гаемся в область Наркомтруда, но тут приходится считаться с тонкостями дела. Отовсюду слышатся жалобы на неправиль
ное распределение художественных сил. Любопытный случай сообщил мне представитель из Сибири: один актер аре
стовал себя, чтобы отправиться из одного города в другой, и там поступить на сце
ну. Что же касается взаимоотношений со Всерабисом, то нужно быть осторожным
в этом отношении, ибо бывают разные Рабисы, желтые и красные.
Тов. Киселис (Секретарь Художественного сектора НКП). Художествен. Сектор, по словам Тов. Луначарского пред
ставляет пустое место. Была коллегия Худсектора, но сектора не было и 2-й