НА РУБЕЖЕ

К ПЯТОМУ СЪЕЗДУ СОЮЗА
Тяжелое экономическое положение зрелищных предприятий, отсутствие в Наркомпросе единого регулирующего и хозяй
ственного аппарата привело к тому, что экономическая работа Всерабиса в целом явилась фактически борьбой за создание здоровой базы для художественного производства.
Анализ экономического состояния театрального рынка показывает, что в нем назревает процесс постепенного переро
ждения, идущий по пути расширения его емкости и изменения основной его установки путем ориентации на массового гарантированного зрителя.
Какова в цифровом выражении пестрая картина нашего экономического „сегодня ?
Все художественные предприятия по видам хозяйствования делятся на: государственные 47%, общественные 17%, частные 15%, коллективы 21%.
Сравнивая эти данные с данными 1923 г., мы имеем уменьшение на 4% числа го
сударственных, уменьшение на 13,5% числа частных за счет увеличения числа трудколлективов и общественных предприятий.
Эти основные цифры показывают не
устойчивость театральной экономики, они убеждают нас в том, что частный капитал не находит себе достаточного применения в театральном хозяйстве, что государственные организации за истекшие 2 года не дали повышения числа государствен
ных предприятий, даже наоборот, предоставив рынок на 38% общественным организа
циям и трудколлективам, из которых первые (17%), знаменуют собою известное разбаза
ривание как художественных предприятий, так и политики, вместо концентрации их в органах Губоно, а вторые (21%), которые по своему существу должны являться вре
менной мерой трудпомощи безработным, захватывают большие участки театрального фронта и становятся одной из застыв
ших, признанных форм хозяйствования,
этим самым извращая сплошь и рядом основу своей организации.
По отдельным отраслям производства эта картина дает любопытные колебания:
Распределение предприятий по видам производства дает следующую картину:
Таким образом, по прежнему драма и кино составляют основную массу художественных предприятий.
Все же истекший год знаменует собой общее укрепление экономического состояния наших предприятий, в смысле улучшения форм хозяйствования, укрепле
ния работы, уточнения организационных форм, значительного облегчения налогового бремени и установки своей деятельности на зрителя-рабочего.
Текущее положение зрелищных предприятий лучше всего характеризуется данными, добытыми обследованием, проведенным НКРКИ с ЦК Рабиса. Это обследование, самое крупное из производившихся до сих пор в области искусства, захватившее до 200 предприятий в наибо
лее крупных и характерных центрах РСФСР, является событием большой важности в борьбе за укрепление базы производства, поскольку оно впервые дает точный цифровой материал, характеризующий состоя
ние экономики, позволяющий наметить конкретные мероприятия по ее оздоровлению.
Все обследованные драматические и оперные предприятия (за 3 последних се
зона) являются дефицитными. Этот дефицит (считая дотации и задолженность, числящуюся за предприятиями) выражается по опере в 40% всего оборота, а по драме достигает 40,8% оборота. Кино
театры, в общем хотя и являются прибыльными, в совокупности все же дают дефицит в 1,8% оборота.
Каковы же причины дефицитности этих основных видов зрелищных предприятий?
Следующая таблица даст наглядное пред
ставление о тех частях бюджета предприя
Московский Экспериментальный Театр.
Балет Василенко «Иосиф Прекрасный» в постановке Касьяна Голейзовского.
ЭКОНОМИКА ПРОИЗВОДСТВА