КРЕСТЬЯНСКОЕ

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

Под влиянием углубления вопроса о значении коллективного искусства и, в связи с этим, роста промышленности—перед исследователями — историками, художниками и мастерами производственниками—откры
вается прекрасная, почти совсем еще неизведанная область крестьянского декоративного искусства; область с весьма широкими горизонтами и самыми многогранными возможностями. Этот вид искусства базируется на коллективном творчестве, в которое индивидуальный мастер, естественно, втягивался мощ
ным захватом преемственности и в навыках работы, и в своем мышлении.
В коллективном производственном искусстве техника художественных форм настолько прорабатывается и кристалли
зуется поколениями мастеров, что в их произведениях не остается ничего лишнего, ничего нельзя отнять или при
бавить. Каждый жест мастера в работе проверялся жизнью и склады
вался в течение долгих лет труда, вырастая в ряд объединенных последующих друг за дру
гом движений; в свою очередь эти, ставшие уже профессиональны
ми, движения содействовали образованию нача
ла разделения, совместного труда.
Опыт крестьянского искусства созданного миллионами людей тру
да, оставляет для дальнейшего общего художе
ственно - производственного коллектива драгоценнейшее, весьма по
учительное наследие,
в котором отразились воззрения всего крестьянского населения на со
циальные и бытовые условия жизни, любовное отношение к природе. Кроме того, путем длительного опыта в самом производстве, выковывались простейшие и вместе с тем совершеннейшие формы предметов. Произведения деревни облечены затейливой радостью в своих разнообразных украшениях и неожиданно смелой звонкостью в колорите.
По своему происхождению искусство деревни было искусством чисто производственным, обслуживающим только свой быт, начиная от маленькой резной копаушки и кончая сложными и затейливыми украшениями изб. Логика построений украшений всегда была связана с конструкцией предмета и зависела от техники и материала. Многое то, над чем работают сейчас конструктивисты - производственники, давно уже было разрешено мастером деревни. Мы видим это почти во всех проявлениях декоративного искусства деревни. Целесообразность крестьян
СССР на Парижской Выставк Изделия кустарей села Палеха
ской одежды, своим покроем приспособленной к труду и быстрым движениям, чрезвычайно пропорциональна и красива по своим линиям. Оригиналь
ность украшений вышивок и тонкость их исполнения поражают свой закономерностью и особым ритмом в композиции. Все они полны символов образ
ного выражения устоев быта и поэтического воззрения крестьянства, отражая формы природы и даже олицетворяя верования. Названия многих вышивок указывают нам на то, что послужило причиной их создания:—так есть вышивки «цветиками,
городками, павами, конь
ками, оленями, василечками» и т. п. Подобным же происхождением отмечаются и кружева севера, соперничающие и по рисунку, и по тончайшей технике с луч
шими произведениями в этом роде Западной Европы, где этот род ис
кусства очень тщательно издавна культивируется.
Роспись по дереву, в украшениях тех же чи
сто обиходных предметов, обладает определенной своеобразностью, яркой звонкостью и не
ожиданностью в сочетаниях, часто несущих на себе отзвуки культур Востока. Стремление к красочности дает исключительные световые гам
мы самых тонких нюансов в применении растительных окрасок в тка
нях и часто ошеломляющих в своих неожиданностях в расцветках по дереву, где красный
цвет, как колер самый радостный, более других зовущий к себе, говорит нам о «самом лучшемв недавнем еще понима
нии деревни — «красная девушка, красный угол, красное солнышко» и т. д. Этот общий красочный принцип является характерным признаком произведений искусства деревни.
Резьба по дереву плоская — «рытая» в глубь— и резьба рельефная чрезвычайно затейливы и вме
сте с тем все плоскости, покрытые ими, в своих орнаментальных границах, настолько обоснованы, что зритель не имеет впечатления сложного труда.
Орнамент не утомляет, так как в нем нет обычной симметрии, а весь он полон равновесия; исполнен
ный на глаз, а не с помощью циркуля, он поражает своей сочной лепкой и даже в обширных плос
костях дает ничем незаменимое разнообразие светотени.
От резного орнамента один шаг к крестьянской скульптуре из дерева, которая, отрешившись от условных канонов церковной скульптуры, вылилась