жении армию безработных кино-натурщиков и кино натурщиц, готовых сниматься положительно за гроши на разо
вых или покартинно—да еще по совместительству со службой в какой-нибудь советской канцелярии или в третьеразрядном драматической театре. Как будто для этого вы штудировали три года кино-искусство в высшей учебном заведении.
Конечно нет и, конечно, кино-натурщику надо обеспечить заработок по сво
ей специальности, чтобы ему не прихо
дилось халтурить на театральних подмостках.
Обязанность Союза следить за тем, чтобы пропускная способность ГИК-а была выражена в соответствующих цифрах с учетом определенной емкости наших ателье.
Еще два слова. В ГИК-е, как упомянуто выше, произошел раскол и часть преподавателей, покинув Институт, решала основать свою школу.
Раскольники должны возвратиться к работе в ГИК-е. Слишком бедны мы си
лами, чтобы не сконцентрировать все свое внимание на одной единственной пункте.
Борьба направлений? Но поскольку ГИК является и еще неопределенное время будет являться учреждением экспе
риментального типа, в его стенах могут работать бок-о-бок параллельные груп
пы. И чем многочисленнее будут эти группировки, тем лучше. Так ли это?
Нам думается, что так.
Б. КОЦЫН.
***

„Пролеткино“.

В Москве организовано кооперативное общество «Пролетарское Кино», учреж
денное ВЦСПС, МГСПС, ДКРКСМ, МКРКП, ПУР‘ом ЦЕКРАБИСОМ и друг Централь
ными Комитетами Профсоюзов с участием в паях Коминтерна и других рабочих организаций.
Задачи «Пролеткино» понятны из самого названия и являются теми зада
чами, какие преследуются Культотделами Профсоюзов, но не касаясь этой стороны дела, мы намерены затронуть лишь его хозяйственную сторону.
Для осуществления намеченных задач основной капитал «Пролеткино» определяется в 600 тыс. золотых рублей, как материальная основа для организации своего производства, приобретения и эк
сплоатации художественных и Научно- Просветительных картин.
Каково же значение «Пролеткинов деле воссоздания нашего кино рынка, и настолько ли важен этот вопрос, чтобы им заниматься серьезно.
Правда, у нас кинематография не имеет того положения в народном хозяйстве, как, например в Америке, где она стоит на 3 месте среди индустрий. Од
нако прежде, чем решать возбужденный вопрос нельзя неучесть следующих исторических справок.
До революции на нашем рынке действовало два десятка производящих фирм,
из коих половина в форме акционерных Обществ, с основный капиталом в сумме около 10 миллионов рублей золотом, на
сыщая своей продукцией 25% общего баланса в объеме 100 миллионов метров кинокартин.
Общий внутренний оборот нашего кинорынка достигая 200 миллионов рублей золотом, 15% коих шли на оплату ввоза обращаемого товара. Учитывая абсолют
ное и относительное сокращение нашего производства во много десятков раз, при сужении сети кино-театров в 3—5 раз,
принимая во внимание ее начинающееся развитие и спрос на картины, мы от
сюда уже должны уяснить-какое влияние на оживление и направление произ
водства окажет организация «Пролеткино» .
Кроме того надо принять в соображение, что годичная потребность нашего кинорынка в аппаратуре, удовлетворяе
мая ввозом, достигает 1000 штук, и отсюда делается ясный—насколько было бы совершенно целесообразным при ва
лютном расстройстве между торгующими рынками вовлечь пайщиками в «Пролеткино» такие индустриальные про
изводства, как Трест Точной Механики ВСНХ и Петроградский Оптический завод,