тера, состоявшая по преимуществу из профессоров-специалистов. Она дала заключение о желательности введения в репертуар целого ряда произ
ведений мировой литературы. Самый способ работы в комиссии гарантиро
вал широту репертуара:—европейский театр был поделен между специали
стами на отделы: немецкий, французский, испанский, итальянский, гол
ландский. английский, скандинавский, античный и русский. Каждый отдел был поручен специалисту-профессору, владеющему соответствующим языком. Обширный список этих произведений лежит в основе настоящей и будущей работы Драматического театра.
В текущем году, весною, учрежден художественный совет, на который возложена работа не только о выявлении художественности и литератур
ности в академическом репертуаре, но и наблюдение за характером исполнения пьес на сцене, с возложе
нием также на компетенцию Совета и вопроса о пополнении и очистке труппы.
Это лишь указание на еще одно наследие прежней эпохи, которое пришлось преодолевать, в ряду дру
гих тормозов, Академической драме в первое пятилетие революции.
теоретических предметов читались только на двух первых курсах преподавателями Балетного училища: 1) цер
ковная история, 2) литература русская в связи с иностранной, 3) история драмы и театра, и 4) бытовая история. И все-таки это было лучшее учебное заведение для подготовки артистов драмы не только в Петербурге, но и во всей Империи. Здесь были лучшие преподаватели драматического искус
ства, здесь был блестящий учитель— Александринский театр.
Кроме практики на уроках драма
тического искусства у талантливого
более близких современности авторов: Гауптмана, Гейсмана, Гейерманса, Зудермана, Харта, Штуквен; Ан
дреева, Гнедича, Горького, Луначарского, Майской, Найденова, Немиро
вича-Данченко, Потапенко, Сумбатова, Щепкиной-Куперник.
Сравнивая репертуар правительственного Драматического Театра за два пятилетия до и после Революции, легко заметить прежде всего количе
ственное повышение репертуара. При максимальной цифре 42 пьесы в сезон до-революционного пятилетия стоит цифра 47 в сезон эпохи последнего пятилетия. Этой цифры бывший Им
ператорский театр не достиг при всех нормальных условиях работы. Существенно изменилось и содержание репертуара, в смысле ярко заметного уклона в сторону определенной тенденции, до конца еще не выяв
ленной. Произошла основательная чистка от многого наносного и поверх
ностного, что было естественным следствием необходимости для бывших Императорских театров считаться с придворной политикой.
В корне изменился также и способ непосредственного управления театром Драмы. Еще в 1919 году при Драме была образована комиссия литературно-художественного харак
До 1917 г., до Февральского переворота существовали Драматические курсы при Императорском СПБ Теат
ральном Училище. Существование их „при“ Балетной школе предопределяло
и более чем скромное положение, и более чем скромную программу. Положение этих курсов в ряде других учеб
ных заведений Империи было чем-то вроде среднего и даже ниже среднего,
только по воинской повинности права учащихся на Драматических курсах уравнивались с правами учащихся в
В. У. 3. по особому высочайшему повелению. Курс трехгодичный. Из

ШKОЛA РУССKОЙ ДРAМЫ.