жась за хвостик - вчера французский, сегодня американский.
Европейский театр превращается в дорогую и яркую игрушку для пресыщенных бездельников. Неужели это и наш идеал?
Время стать серьезней.
Зритель ждет правды и ясности — очередь за работниками театра.

Н. ФОРЕГГЕР.

живания под нее пьесы, все равно какой— Шекспира, Островского, Чехова.
Форма для содержания.
Ее роль как можно ясней и проще открывать смысл произведения.
«Максимум впечатления при минимуме средств». «Европейские» и «американские
уроки не прошли даром. Они усвоены. Время взяться за свое, а не итти, по дедовски дер

ТЕАТР И БЫТ.

ДИСКУССИОННО.

делая литература, специально создаваемая для показывания костюмов.
В. Вся история буржуазного театра это история выработки сексуальных типов: мужчины и женщины. Актер, как квалифицированный мужчина, и актриса, как квалифицированная женщина, — вот, собственно, кого воспитывает буржуазный театр. Но, для него, для театра индивидуалистического, это и значит формировать квалифицированного человека.
Г. Тот факт, что полу-феодальные эпохи приравнивали актрису к проститутке и лишь после долгой борьбы актриса становилась равной в обществе, — показывает, насколько театр шел впереди общества, будучи для не
го образцом и показывая ему дорогу. Первый этап женской эмансипации был совершен па театре.
Д. Точно также все новое в области быта и, главным образом, в области половых отношений, все т. н. «смелости» появлялись сна
чала на сцене и вообще, в актерской среде, лишь затем проникая в быт, как распространенное и «принятое» явление.
З. Можно было бы привести сотни конкретных примеров, многое множество других доказательств. — Я ограничиваюсь вышесказанным, так как мне хотелось только проиллюстрировать мою мысль.
Важно во всем этом вот что:
современное производственно-театральное движение не есть продукт субъективных хоте
ний, — оно является переводом на сознатель
но-организованные рельсы ТОГО, ЧТО ДО сих пор делалось хаотично, случайно, индивидуа
листически, а главное - бессознательно и под фетишизированным «покровом» самодовлеющего сценического искусства.

Б. АРВАТОВ.

1. Современное художественно - производственное движение выдвинуло идею, согласно которой театр должен стать фабрикой квалифицированного человека и нового быта.
Было бы, конечно, совершенно нелепым, если бы театр, как особый вид обществен
ного творчества, не обладал как раз такими коренными, только театру присущими, возможностями (которые и заставили производ
ственников выдвинуть эту идею). Очевидно,
в театре всех времен и народов совершалась бессознательно для творцов обработка форм быта и человеческого действия под иллюзорной оболочкой зрелищности.
Очевидно, если обратиться к истории театра, к истории актерского воспитания и сце
нического действия, — мы найдем, что театр
создавал для каждого данного класса, каждой данной эпохи образцы людей в лице актеров и образцы быто-организации в формах постановок.
2. И действительно, театр даже буржуазный, являлся не только восполнением реаль
ности, как всякое изображающее искусство, но и лабораторией этой реальности. Подобно тому, как живопись, не подозревая о своей технической роли, изобретала красящие вещества — подобно этому театр создавал для своего времени типы квалифицированных «человеков» .
Несколько примеров:
А. Ярчайшие увлечения молодости, когда личность начинает формироваться и ищет себе образцовую школу человека, — это увлече
ния актерами и актрисами, — их манерой говорить, двигаться, вообще действовать.
Б. Законодатель мод, Париж, сделал сцену живой, действенной выставкой этих мод,— парижане одеваются под актеров. Существует