Москва. 19, 20,21, 22, 23, 24 и 25 декабря 1922.

...Я обнаружил на заборе семь хореографических студий, отплясывающих на одном вечере.
Для любителей есть удивительные танцевальные созвездия школы Элирова, Шаломытовой, Нелидовой, Чернецкой, Веры Майя, не говоря уже о последователях М. М. Мордвина.
Итак в Москве семь балетных школ... Семь!.. Мистическое число! И это не считая тех бесчисленных семейно-танцевальных студий, которым несть числа...
Что собственно происходит?
Почему такое перепроизводство?.. Почему столько барышень одновременно отплясывает «Венгерские», «Испанские», «Египетские» и прочие танцы? Не удивительво-ли, что при этом перепроизводстве отплясывающих Большой Театр, т. е. его бал все таки держится и дышит одной Гельцер... Неужели из тысячи ба
рышень, ударившихся в пляс, нет ни одной такой, которая могла бы поддержать увядающий балет? Повидимому нет. И, наконец, по
чему среди балетмейстеров — педагогов нет ни одного, кто бы мог победоносно вести клас
сический балет? Происходит несомненный кризис танцевального искусства, если один из
лучших русских виолончелистов состоит в дирекции академического балета.
Балет самое ортодоксальное и неповоротливое из искусств. Его пытаются омолаживать и Голейзовский, и Лукин и, наконец, опытнейший омолодитель Таиров. Но до сих пор у пер
вых омолаживание балета сводилось к тому, чтобы свести на нет и без того скромный балетный костюм.
В конце концов, от милых сердцу старых балетоманов пачек остаются нарисованные на груди кружки. Правда, от деликатной музыки
Минкуса и Пуни уходят к Скрябину, но все таки мы сидим у старого балетного корыта.
И когда я смотрю на афишу, возвещающую о своеобразной новой олимпиаде семи (!) хо
реографических школ, я все таки ударяюсь
в тихую грусть... Барышни пляшут, авгуры, учат, а все остальное по старому. Либо те, либо другие, никуда не годятся.
Спите спокойно, маститые классики. Ваши пьедесталы неприкосновенны, ваши пуанты, фуэтэ, адажио незыблемы. Спите спокойно и делайте классическую улыбочку в публику, в первые пять рядов. Семь балетных школ охра
няют ваш сон, ныне и присно и во веки веков.
ЛЕТОПИСЕЦ.