«Бедный Федя». «Вампука».
«Евреинов в 101 издании»...
Главенствует затрепанный, замызганный репертуар до-военной поры.
Попытки создать новое терпят определеннейшее фиаско. Все эти—
«Сильвэ
«Юбилей Крайнделя
и прочие — плохие, грубые, кое-как подновленные сколки с до военных образцов.
Налицо полнейшая репертуарная «импотенция», неспособность создать что либо свежее, оригинальное.
Это миниатюры.
Об оперетте не говорю, ибо эта форма театрального зрелища — в лице ее главных деятелей — не имеет никакой потенции к новатор
3. АКТЕРЫ. Единственное, что может служить этим театрам оправданием — их актерский состав.
Условия быстрой смены программ, живости спектакля, потребовали актера выше средней квалификации.
В миниатюрках сейчас в большинстве определенно хороший актерский состав.
Но актер этот тратит свои силы и талант на явно негодную и вредную с общественной точки зрения работу.
4. РЕЖИССЕРЫ. Здесь корень зла.
Режиссер тот, кто организует, направляет и определяет работу театра.
Импотенция режиссера — импотенция театра. Одно с другим неразрывно связано.
☛ С. ЮТКЕВИЧ.

О ВСЕХ, КРОМЕ ФОРЕГГЕРА.
1. ИТАК «веселящее» искусство в Москве превалирует. «Веселые» театры в большинстве? Спрос вызывает предложение. Это бесспорные истины.
С другой стороны: спрос в значительной мере поступает со стороны паразитического,
спекулирующего элемента, изголодавшегося по излюбленному оперетто-шантанному зрелищу за время блокады и диктатуры.
Главный потребитель смеха нэп.
Это не значит, что пролетариату смех не нужен.
Наоборот!
Пролетариат требует смеха в большей мере, чем кто либо. Но запрос этот начинает удовлетворяться только сейчас.
Форма — эксцентризм, гротеск.
Нэп пытался подделаться под эти формы. Эксцентризм, гротеск попали было в разряд «буржуазных порождений». Но, к счастью, дискредитировать эти формы зрелищных по
строений не удалось, по той причине, что сами факты вопили против.
Нэповщина не приняла, отвернулась и от эксцентризма и от гротеска.
Несмотря на то, что чут-ли не всякий веселый театрик приклеивал к себе эти ярлычки, опыты эксцентрического театра можно перечесть по пальцам:
1. «Мексиканец» —Эйзенштейна в Пролеткульте.
2. «Постановки» Фореггера». И все!
Эти постановки определенно не могли завоевать нэповской публики. Они были противны всем ее эстетически-мещанским привычкам.
Но они имели неизменный успех у рабочей аудитории. Пролеткультцы, классовая принад
лежность которых вне подозрений, прекрасно понимают это.
Работы «Перетру» — Московского Пролеткульта блестящее подтверждение!
Но меня сейчас интересуют не эти живые единицы, а все те многочисленные «Тверские», «Петровские», «Московские» к пр. пр. имя которым... легион.
2. ТЕАТРЫ.
«Прогарный» дым доказывает, что дела в веселых театриках не блестящи.
Если взглянуть на репертуар, то картина—
самая удручающая.