Примерный метод— цикл политических событий, связанных впечатлениями и действи
ями одного и того же главного действующего лица, например: журналиста — в Лондоне, Ло
занне, Эссене, Берлине и т. д. Специфические особенности, ловкие трюки главного дей
ствующего лица делают его, а тем самым и заложенную тенденцию, популярными и симпатичными зрителям.
Содержание: фильма реагирует на политические события или политические кампании
с той же непосредственной быстротой, как и ежедневная пресса. Разнообразие тем и интриг заложено в политической обстановке.
Политическая фильма-гротеск, вытесняющая кино-психологию, кино-мистику и кино-мораль, не только обогатит возможности борьбы на идеологическом фронте, но даст РСФСР еще одно культурное и техническое первенство по отношению к Западу.
STEPHAN GRÜNBERG
Москва —Берлин.
Удачное начало.
Если в городе, в его центре, уже давно наблюдается театральное перепроизводство и «театры горят», то на окраинах, там, где живет и работает рабочий люд, художествен
ные потребности обслуживаются не только в недостаточной степени, но как-то случайно, спорадически. Постоянные и планомерно скон
струированные театральные предприятия там очень редки. На окраины обычно везут все, что только попадется под руку. Случайный предприниматель собирает на бирже труда случайных артистов, которые впервые встречаются в день спектакля на подмостках окраинного театра.
Случайный спектакль лихо «откатан» так, что от текста пьесы остались лишь одни «рожка да ножки». Но предприниматель не унывает, т. к. уверен, что ему удастся снова зазвать «публику», выпустив заманчивую афи
шу, на которой будут фигурировать ярлыки известных театров. Окраинные театральные посетители таким образом систематически от
равляются самым отвратительным из видов халтуры.
С этим злом должна быть борьба самая беспощадная. Все заводские и рабочие организации обязаны принять самые радикальные ме
ры для уничтожения халтурной заразы. На первых порах, если нет возможности самим организовать рациональное «театральное снаб
жение», то следует хотя бы оказать всяческое содействие театральным организациям, создавшимся с исключительною целью бороться организованно с халтурой посредством образцовых спектаклей.
Удачный почин в этом направлении принадлежит «Московскому Художественному Оперному Коллективу», организовавшемуся для работы в рабочих районах. При содействии местной культкомиссии этот коллектив свой первый показательный спектакль устроил на за
воде Гужона. На спектакль в большом количестве явилась рабочие и представители ме
стных организаций. К новому коллективу сквозило явное недоверие. Несомненно, ждали очередной порции халтуры. Но в процессе спектакля недоверие к коллективу постепенно разрушалось. В результате все симпатии на стороне коллектива.
Перед спектаклем состоялось концертное отделение, посвященное русской песне. Лучшие
произведения корифеев русской музыки, их подбор и исполнение уже произвели надлежа
щее впечатление. Но постановкой «Паяцев коллектив определенно завладел вниманием зри
телей. Новизна сценической планировки, великолепные декорационные полотна, художе
ственная «муштрофка» артистов, отсутствие «вампуки», тщательность и точность музы
кальной и сценической разработки оперы,— все это было... новшеством для рабочих.
Первый акт «Паяцев» разыгрывается в характере драматического инцидента в домашнем быту комедиантов. Постепенное нарастание драматического действа, натуральность и художественность сценических образов произво
дят большое впечатление. Еще лучше второй акт, разработанный в стиле старинного театра «комедии масок». Арлекин, Коломбина, рит
мизация сценических действий составляют фон,
в пределах которого разыгрывается драма в реалистических тонах.
Начало такой работы нельзя не приветствовать. Такой коллектив заслуживает полной поддержка, ибо его деятельность лучший залог успешной борьбы с халтурой [*)].
А. ДИКОВ.
[*)] Сообщают, что на днях коллектив пере
дает свою работу в ведение М. Г. С. П. С.