В 1906 году (заметьте, еще в 1906!), Мейерхольд заносит в свои записки:
«Натуралистический театр не знает прелестей пластики, не заставляет актеров тренировать свое тело, и, создавая при театре шко
лу, не понимает, что физический спорт должен быть основным предметом».
Любопытен записанный в дневнике Мейерхольда разговор А. П. Чехова с актерами Ху
дожественного Театра на одной из репетиций «Чайки» :
«А. П. Чехову, пришедшему всего второй раз на репетицию «Чайки» (11 сентября 1898 г.) в Московском Художественном Теа
тре один из актеров рассказывает о том, что в «Чайке» за сценой будут квакать лягушки, трещать стрекозы, лаять собаки.
— Зачем это? — недовольным голосом спрашивает Антон Павлович.
— Реально, — отвечает актер.
— Реально, — повторяет А. П. усмехнувшись, и после маленькой паузы говорит:— Сцена — искусство. У Крамского есть одна жанровая картина, на которой великолепно изо
бражены лица. Что, если на одном из лиц
вырезать нарисованный нос и вставить живой? Нос «реальный», а картина испорчена».
Таким образом, Чехов сам протестовал против так называемой «чеховщины» на сцене Художественного Театра, который был больше Чеховым, чем сам Чехов.
Но победителей не судят. Против фактов не спорят.
Так ли это? Действительно-ли секрет Чеховского успеха в сверчках, занавесках, топоте лошадиных копыт по невидимому деревянному помосту.
Вс. Эм. Мейерхольд.
Так-ли?
Конечно, нет, — отвечает Мейерхольд:
«Секрет Чеховского настроения скрыт был в ритме его языка. И вот этот-то ритм услышан был актерами Художественного Театра... Ключ к исполнению чеховских пьес находился в руках группы «чеховских актеров», по
чти неизменно исполнявшей все пьесы Чехова. И эта группа лиц должна считаться создателем чеховского ритма па сцене. Всегда, когда вспоминаю об этом активном участии актеров Художественного Театра в создании образов и настроений «Чайки», начинаю на
стигать, как зародилась волне креп
кая вера в актера, как главного фактора сцены».
«Актер» и «ритм» — био-материя и движение ее, создающее художественную энергию сцены. Разве в этом бесконечно верном ана
лизе уже нет Мейерхольда-материалиста, Мейерхольдо-рефлексолога, Мейерхольда — будущего пропагатора системы био-механики.
Теперь, на некотором протяжении истории, на расстоянии некоторой перспективы, мы можем установить «объективную связь» явлений и объяснить Мейерхольда «на сегодняш
нее число» в его диалектической целостности, в единстве процесса его развития.
Мы можем заставить умолкнуть любителей мерить «честность» и «принципиальность» ку
... Принципы театра В. Ф. Коммиссаржевской, несомненно, новы. В так называемом «чеховском» театре К. С. Ста
ниславский держит актеров железной рукою, пока не добьется своего, часто усилиями нескольких десятков репетиций. Актеры движутся по сцене как бы в тени его могучей фигуры, и публика воспринимает автора сквозь призму это
го талантливого и умного режиссера.
Приемы Мейерхольда совершенно иные.
Воспринимая автора, он дает актерам общие нити, вырабатывает общий план и затем, ослабляя узду, бросает на произ
вол сцены отдельные дарования как сноп искр. Они свободны, могут сжечь корабль пьесы, но могут и воспламенить зрительный зал искрами истинного искусства...
... Новый театр есть вместе с тем школа для актеров; играя, они должны учиться и вырабатывать приемы нового
репертуара.
... Мы пережили на этом спектакле то волнение, которое пробуждает ветер искусства, веющий со сцены.
Александр Блок. «Перевал» 1906. № 2.
***
Из него Мейерхольд не выпадает. Внутри его он переживает несколько последовательных, вполне закономерных фаз развития.
«СЕСТРА БЕАТРИССА