О ТЕЗИСАХ А. В. ЛУНАЧАРСКОГО.

Народный Комиссар по Просвещению А. В. Луначарский представил на рассмотрение IV Всероссийского Съезда Всерибиса основные
тезисы по художественной политикe
в СССР.
Экономические условия момента значительно суживают задачу: Нарком по Просвещению выделяет четыре особо важных пункта: ху
дожественное образование, художественная промышленность, агитационное искусство и ряд государственных проблем в области искусства — организация, экономика, методы управления, политические задачи.
Художественную политику в высшей школе т. Луначарский определяет, как «задачу пра
вильной, научно-активной по отношению ко всем направлениям, организации художественного образования». Ближайшие практические задачи - умелое сочетание различных художественных направлений, достигаемое соз
данием при ГУС‘е программной комиссии для разработки плана систематизации.
В области художественной промышленности —организация ее применительно к широкому экспорту заграницу и создание художествен
ной обстановки для клубов и домов просвещения: исключительное значение Всероссийской Художественно-Промышленной Выставки.
Для разрешения третьей задачи—художественно-агитационной—создание инициативного и влиятельного органа, который предлагается в форме Художественно-Политического Совета при Главполитпросвете, в составе представи
телей Агитпропа ЦК, Культотдела ВЦСПС,
Наркомпроса и Всерабиса. Ближайшие цели организуемого Художественно-Политического Со
вета: 1) проведение задач государственной художественной политики, 2) создание центрального революционного театра, 3) выделение опытно-показательных студий агитационно-музыкального и агитационно-изобразительного характера.
В разряде государственных проблем—тезисы наркомпроса признают нес
воевременной идею организации Главка Искусств. В плане экономической организации производства — государственная кон
центрация, организация государственных и смешанных комбинатов.
В области идеологической — продолжение той политики, которая велась до сих пор, однако с большим нажимом в сторону сдви
[1)] Статья предложена редакции Зам. Зав. ОТЭ Ц. К. Всерабиса.
Нам кажется, что задачи государственного художественного регулирования яснее всего могут быть поставлены, исходя из экономи
ческого анализа художественного производства и, с другой стороны, критической оценки результатов той художественной политики, кото
рая до настоящего времени имела место в Наркомпросе
Активная, организующая роль государства— в первый период революции — сменилаcь те
перь функциями контроля над частной инициативой. Последняя, предоставленная влиянию рыночных стихий, поставила эконо
мическую потенциальность того или иного предприятия в прямую зависимость, от спроса, отражающего потребности и вкусы на
личного потребителя, и от общей экономической конъюнктуры.
Значение государственного капитала, участвующего менее чем в 40% всего художественного производства, непрерывно падает. Даже в тех областях, где государственный ка
питал остается монополистом (госактеры и госкинопрокат), до настоящего времени не найдено экономически рациональных форм его организации.
В области политической, тезисы т. Луначарского предлагают продолжение той политики, которая велась до сих пор: задача охраны ценностей так называемого «чистого ис
кусства» — традиций, мастерства и рядом с этим рутины и эпигонства.
Представленный проект тезисов по государственной художественной политике является первой после 21 г. постановкой вопроса о задачах государственного художественного ре
гулирования. Вместе с задачами экономическиправильного распределения и организации государственного капитала и использования
капитала частновладельческого — политика Наркомпроса должна определить и государственное направление в искусстве.
Создание Художественно-Политического Совета, в состав которого входит и представитель Агитпропа ЦК, обеспечивает то, что органически не хватало в создании нового мастера и в оформлении нового художест
венного сознания: ответственное партийное руководство. После XII Съезда РКП можно считать решенным вопрос об отношении пар ДИСКУССИОННО. [1)]
***
га академических художественных направлений к запросам времени и сближения их с потребностями рабочего класса.