Прав-ли старик Лир, который, разочаровавшись в тех законах морали, которым он ве
рил и увидав их безнаказанно попранными, утверждает, что теперь «все дозволено», в с е, что он раньше считал грехом и преступлением —или в нем говорит безумие?
Насмотревшись на злодеяния Герцога Корнвалля, восклицает его слуга:
«Нет, если этот человек не будет
Наказан страшно, то примусь я смело Грехи творить».
На косвенный вопрос и сомнения, заключающиеся в этом восклицании, мы ждем ответа.
Шекспир не дает нам его. Корнвалль наказан не более, нежели Лир или Корделия. Шекспир не дает прямых ответов на прямолинейные вопросы В «Лире» вопрос поставлен широко: здесь не идет речь о том, кто
«прав», а кто «виноват», но о том, кому принадлежит жизнь: кротким и сдержанным Эдгарам и Корделиям, или разнузданным, но умеющим хотеть и добиваться, Эдмундам, Ре
ганам и Гонерильям. Может быть — ни тем, ни другим? Или, вернее, и тем и другим?..
Мы ждем ответа.
Каждый, исполняющий «Короля Лира», должен попытаться дать себе и другим хотя-бы приблизительный и самый общий ответ на эти вопросы, поставленные Шекспиром.
Роль Лира—в руках И. Н. Певцова, после пяти лет перерыва появляющегося в новой роли. Лир из русских актеров не удавался особенно никому — ни Каратыгину, ни Мочалову, ни позднейшим его исполнителям. Будем надеяться что он удается Певцову...
В. ЧЕРНОЯРОВ.
I. Режиссер скрылся под званием «автор монтажа атракционов», но конечно он, как
таковой, не отсутствовал. Литературный ум С. М. Эйзенштейна наложил на всю работу отнюдь не цирковой отпечаток, а очень «книжный» и «головной».
Цирковой буффонадой постановка зовется, повидимому, благодаря тому, что она уснащена обилием — и каким! — акробатических движений
в видекульбитов, фордершпрунгов, salto-mortal’eй и так далее. Все эти приемы, правда, в не
сколько десятков раз усложненные и скомпанованные в так называемую «партерную ра

в пролеткульте.

боту», представляют из себя интересное зрелище, но, если взять длинную 5-ти-актную пьесу и после каждого слова кувыркаться через голову, может быть иногда и очень кстати, простите, получается зрелище весьма однообразное.
2. Цирковой элемент игры (в отличие от элемента движения) — вот чем можно было бы оправдать подзаголовок «цирковая буффонада»,
но, в сожалению, актерский материал театра, не позволил поставить игру на высоту. Из всех исполнителей только Ю р ц е в, да, в гораздо меньшей степени, Эскин дают клоунаду циркового характера.
3. Перед началом спектакля выходит автор текста Сергей Третьяков и «своими сло
вами» рассказывает содержание пьесы и смысл отдельных положений в ней. И не напрасно:
без подобной передачи смысл улавливается с трудом.
Пьеса построена без основных интриг и изгибов — по прямой линии разворачивания медленного хода событий. От этого притупляется интерес.
Очень показательно одно обстоятельство. Когда появляется «Человек в маске» — молча
ливый, с зелеными электрическими глазами, в цилиндре и длиннополом пальто сыщика, он заставляет предполагать, что в пьесу вве
ден двойной усложненный сюжет. Интерес от этого возрастает. Но ничего подобного. Чело
век этот «случайный». Он такой же, как и
СО ВСЕХ СТОРОН
с точки зрения цирка и циркового критика - вот задание, которое дал мне редактор, посылая меня в Пролеткульт — на спектакль «На всякого мудреца довольно простоты».
Предупреждаю, что от темы — в узком смысле, уклонюсь и постараюсь ее осветить
ОСВЕТИТЬ ПОСТАНОВКУ
Печатаемая ниже статья не является отражением точки зрения «Зрелищ». Ре
дакция, желая осветить постановку «Мудрецав Пролеткульте наиболее разносторонне, зака
зала ряд статей: Арватову, Бебутову, Бескину, Брику, Кумейко, Марголину, Массу и Третья
кову. Первой получена статья Е. Кумейко. Печатаем ее в порядке дискуссии. В ближайших номерах—Масс, Третьяков и другие.

„МУДРЕЦ“