Рисунокъ К. Ротова.
ЗАГОТОВИТЕЛИ
К трех-оконной избе, с боков подпертой жердями, подходит степенного вида человек в шляпе, с палочкой в руках и корзиной.
— Хазявы! — стучит он палкой.
Из среднего окна появляется голова сморщенной старухи.
— Дома никого нет, бог подаст, — сообщает она прохожему.
— А товарищ Сладков здесь проживает? — учтиво приподнимает шляпу владелец палочки. — Он спит.
— Будьте настолько любезны, мамаша, побудите товарища Сладкова. Из города, мол, но важному делу.
Окно закрывается. Немного погодя, снова появляется голова старухи.
— По какому делу?
— Окажите, мамаша, что но нужному. От сапожника Салазкина, Петра Петровича.
Старуха исчезает. Вскоре из окна вылезает рыжая голова плечистого дяди с заспанным лицом.
— Чего надобно? — вопрошает он, угрюмо оглядывая городского гостя.
- Вы гражданин Сладков? — Я самый.
— Меня к вам Петр Петрович прислал. Насчет матерьялу.
— Погоди, — обрывает рыжий дядя. — От Салазкина, говоришь? —Так точно.
— Заходи в избу, — приглашает хозяин. — Про такие дела на улице не разговаривают.
* * *
Хозяин с гостем сидят за столом, па котором бутылка водки, полфунта колбасы, хлеб, нож и две чашки.
— Кушайте, пожалуйста, — ухаживает гость за хозяином, наливая в чашки.
Они чокаются, пьют. Дядя осторожно режет кусочек колбаски, величиной е горошину, и кладет в рот.
В избе тесно, грязно, гнилые подоконники, потолок провис. Под рукомойником четыре котенка сосут тощую облезлую кошку с тоскливыми глазами.
- Значит, новый дом ставишь? — говорит дядя.
— Вот именно, — ласково кивает гость. Теперь все строятся. Никак невозможно без этого. Износилось имущество. Кушайте, пожалуйста !..
Гость наполняет чашку хозяина.
— Ну, с другой стороны кризис недостатков и узлісная дороговизна у нас, — вздыхает он. — Приступу нет к предметам необходимости. Скажем, рис. Где рис? Нет риса. Или в отношении Говядины. Сорок копеек фунт, а мяса в говядине на три копейки. Одни жилы да кости... Да вы кушайте, сделайте одолжение!
Пострадал за режим
— За что тебя из кредитного товарищества выгнали? - За режим экономии...
— Слишком много сэкономил, что ли?
— Немного... Только двести рублей... Даже себе новой избы на эти деньги не удалось поставить!
Ф. Б.
В ГОДОВЩИНУ
(7-е ноября)
„Этот день отмечен красным: Девять лет... Десятый год ..
Мы идем в порыве властном, Хоть и медленно, вперед.
Строим быт, простой и крепкий, Новый быт для всех дворов: Знай, легят по ветру щепки Из под острых топоров.
Бедность слезет, как короста, Мы дождемся светлых дней...“
*
* *
На словах-то, это — просто, Вот на деле — потрудней!...
Мерим, тешем, носим, бьемся, А вокруг, куда ня глянь,
Только малость отвернемся — Хвать-похвать, налезла дрянь. И не счесть порою гнуса:
Там растратчик, тут кулак; Тот крадет милльоны труся, Этот — стащит на пятак.
А за ними — туча тучей,
Казнокрадам друг и брат, Вылезает сам могучий
Меднолобый бюрократ:
— „ Стройка? Ладно. Нам сподручно. Но... совет позвольте дать:
Дело делать — очень скучно, Лѵчше будем заседать .
* * *
Гнусь шипит! Грозит укусом! Гнусь ползет. Слепит зарю...
— Выводи, где можешь, гнуса, — Вот подарок Октябрю!...
Мы растем! В процессе роста Мы дождемся светлых дней:
Бедность слезет, как короста — Если взяться подружней!.. Пострашней помехи были!
Где ж они? Знакомый вид:
— Все в земле, и на могиле — Кол осиновый торчит. .
Ал. Григорович.