Танцы капитала

1. Долги.
„Долги“ — веселый танец: Пляши, коль хватит сил! К нему американец
Британку пригласил.
— Послушай, англичанка,
Нельзя-ль с тебя должок?. Сказала иностранка:
— Сейчас!.. Сейчас, дружок И вот она француза
Зовет с собою в круг:
— В знак нашего союза Гони монету, друг!
Ты с этим делом шутишь? Своих долгов гора.
Ты очень долго крутишь, Давно платить пора.—
И вот несется в танце В Германию француз,
С винтовкою, при ранце, Покручивая ус:
— Эй, немец! Я в из яне! Будь точным должником, Не то в твоем кармане Пошарю я штыком.—
И немец вдруг покорно Пустился тоже в пляс,
Мигнул, при ел проворно И молвил в тот же час:
— Платить мы очень рады, Но только — вам отказ: Американцы-гады Раздели нас До вас!
И вновь они „беспечно“ За кругом пляшут круг... Пока из сил, конечно, Не выпляшутся вдруг!
2. Танец мира
Два шага налево, три шага направо...
Лига Наций — храбрый командир: — Эй, солдат!
Прицелься браво И —
Коли
В два счета мир.
Костромич. * * *

Организатор

В сельсовете секретарь ячейки отвел в угол сторожа Акима и зашептал: „Просьбица к тебе, товарищ. Пришло, видишь ты, распоряжение организовать бедноту. А
я у вас — человек новый и никого, кроме партийных, не знаю. Так ты уже помоги, сделай милость. Обойди сейчас же всех бедняков и скажи им, чтобы приходили на собранно. Да только помни: дело это секрет
ное, не болтай зря. А то кулачье на собрание проникнет.
— А середняков звать? — спросил Аким.
— Нет, уж лучше одних бедняков, — нерешительно проговорил се
кретарь, — а то насчет середняков в инструкции ничего не сказано.
Да ты, чай. всех бедняков наперечет знаешь?
— Знать - то я действительно знаю, — вздохнул Аким, — а только как его распознаешь, середняк он аль бедняк. Тут и обмишулиться недолго.
Секретарь задумчиво почесал переносицу:
— Да ты вот как: безлошадных созови. Раз безлошадный, значит — обязательно бедняк...
— Безлошадных? — переспросил, удивленно покосившись на него, Аким. — Можно и безлошадных. Эго для меня все единственно.
— Только поживей! — крикнул ему вслед секретарь и, усевшись за стол, углубился в изучение ин
струкции. Через час один за дру
гим вошло человек двадцать крестьян. Поглаживая окладистые бо
роды, солидно покашливая, они расселись по лавкам и задымили ма
хоркой. Последним явился Аким и об‘явил:
— Которые безлошадные — все тут!
Секретарь откашлялся и заговорил: Я созвал вас, товарищи, что
бы сорганизовать против вредных элементов. Как говорится, в единении сила. Поэтому нам необхо
димо провести во все сельские организации своих людей. Вот, например, скоро будут выборы в правление кооператива. Дазайте сей
час наметим кандидата и будем его поддерживать. Кто у вас хорошо грамотный?
— Товарищ Лупандин может,— послышался чей-то голос.
— Правильно! — загудело собрание. — Желаем Лупандина!
С лавки поднялся высокий бородач в новой поддевке и проговорил:
— Что-ж, ежели дело обчественное, то грех отказываться. Согласен я.
— Вот и ладно, — обрадовался секретарь, — значит, мы создадим группу активных работников про
тив вредных элементов, которые вас утесняют.
— Правильно! — загудели вокруг.- Прямо житья от этих вредных эле
ментов не стало Потому — теперь этим голодранцам везде вера. Ра
ботника наймешь — опасаешься, торгуешь — и то с опаской!
— Позвольте, товарищи! — озабоченно вскричал секретарь. — Ведь вы все безлошадные?
— Понятно, безлошадные,— отозвался Лупандин, — лошадей по нынешним временам невыгодно держать, да и возжаться с ними не
когда. Потому — у нас дела. У кого — торговлишка, у кого — кру
порушка, у кого — мельница. Для
нас нанять выгоднее. У нас только голодранцы лошадей держат, их и нанимаем.
— Вон! — гаркнул вдруг секретарь, — кулачье проклятое!
Собравшиеся переглянулись и, опасливо косясь на секретаря, вы
шли из сельсовета. А к секретарю подошел Аким и, лукаво улыбаясь, сообщил:
— Которые середняки приходили, да я их не пустил. Обижались они. „Что эго, говорят, за тайности? Аль секретарь с кулаками снюхался и нас изничтожить хочет?“ А я им об яснил: дескать, насчет вас нет инструкции...
Секретарь схватился за голову и выбежал из сельсовета.
Н. А. Карпов. ДЕРЕВЕНСКИЕ РАЗГОВОРЫ
1. Пост
— Что-ж это ты, Сидор? Великий пост, а ешь мясо?
— Что мне великий пост! Я и Сам не маленький пост занимаю. Небось, председатель сельсовета.
2. В кооперативе
— А много же у вас крепкой водки. — Да ведь у многих слабость к этой крепости!
3. Зависть
— Опять ребята у митревой избы драку устроили. Хоть бы привел господь раз у меня под окном
— А зачем тебе, бабка, драка нужна? — Как же родимый! Опосля драки-то сколько кольев на земле останется? А у меня ни жердинки нет в печь подложить!
4. Крепкая отделка
— Ишь, ты, как сельсовет-то отделали. — Ремонтировали?
— Нет, на сходке отделали... за бездеятельность!
5. Простое средство
— Мне из комитета ссуду получить как пить дать.
— Это как же?
— Дам выпить председателю,он выдаст.
Четверо.