Передовой гражданин

КРЕСТЬЯНИН (часовому):
— Бережливость, сынок, нужна! Береги этого дядю получше, а то
опять он в промышленность п+ролезет и напортит чего.
Учитель колесовской школы получил предписание от месткома:
„Т. Брянцеву. В срочном порядке предлагается вам способствовать распространению местной газеты.
Все члены союза обязаны каждый завербовать не менее пяти подписчиков“. Долго перебирал в памяти
Брянцев наиболее созвательных граждан и, наконец, пришел в уныние:
— К кому ни зайди, загодя знаю, что прибедняться начнут! И до чего в‘елась эта привычка! Вот разве Баранов подпишется, самый пере
довой гражданин в округе... С него и начать.
В тот же вечер Брянцев зашагал к „передовому гражданину“. Бара
нов обрадовался учителю; вскоре хозяин и гость мирно беседовали за самоваром.
Брянцев повел речь издалека:
— Ну, как делишки, Иван Иг натьич?..
Баранов уныло вздохнул:
— Какие наши дела, Сергей Семеныч, не жизнь, а сплошь маята: заработков никаких, хлеб не в цене, кругом дороготня, дыр много, а заткнуть нечем...
Брянцев усмехнулся:
— С каких это пор ты, Иван Игнатьич, прибедняться стал?.. Дав
но ли сам говорил, что пора бы бросить эту повадку!..
Баранов погладил бородку, искоса посмотрел на гостя и задумался. Постепенно его лицо расплылось в широкую улыбку:
— Куда ни шло, Сергей Семеныч, покаюсь: без этой нашей по
вадки трудно жить и по нынешним временам... Пришлось и мне на эту
линию встать... А началось с пустяков: пришел как-то ко мне предсельсовета и принес таблицы метрических мер и весов, пристал: ты, мол, человек передовой, купи за полтинник в пользу беспризорных детей. Упираюсь:
— На что мне твоя таблица?
А он не отстает. Вижу, отмахнуться не смогу: куда ни шло, думаю, — возьму.
Вскоре и милиционер заявился и с той же таблицей:
— Пожалей да выручи!.. Ты гражданин передовой, а у меня на
грузка большая: больше трех десятков этих самых мер, а я и трех не сбыл...
— Ну, думаю, куда ни шло, от полтины не обеднею, а с милицией тоже ссориться не годится.
И пошла про меня молва, стальи
БЕРЕЖЛИВОСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО! Рисунок Ив. Малютина.
Бережливость должна быть проведена всюду: трестами, фаб риками, торговыми предприятиями и госучреждениями
ко мне поднаваливать захожие и заезжие: и с жетонами, и с брошю
рами, с лотереями, с подписными листами. И каждый: „наслышаны,
что вы человек передовой“... А молодчик один и доканай меня вконец... Явился с портретами и при
стал: „купи да купи вождей!“
Об‘ясняю: „сам видишь, все стены вождями увешаны!“ — А он не уни
мается оглядел, стены и свое гнет: „Вот Красной Розы нет, Карла Либхнета не видать... Ты, значит, на международный масштаб плюешь и против всемирной революции?.. Упеку!“ — Вижу — дело дрянь: и впрямь затаскает! Купил, куда ни шло, лишь бы от греха подальше... С той поры и одумался: живу как все... Ну, а ты, Сергей Семеныч?..
Учитель отодвинул чашку и сказал:
— Нам работы хватает, только поспевай!.. Скажу по совести — и к тебе не без дела... Может, подпи
шешься на губернские „Известия“?.. Ведь ты человек передовой...
Баранов вдруг побледнел, сжал кулаки и затопал ногами:
— Уходи, пока я не в своем уме!.. Уходи, говорю, в срочном порядке!.. Сейчас матом крыть стану, а потом и в драку полезу...
Учитель накинул полушубок, схватил шапку и выбежал из избы; шагая домой, ворчал:
— Зверь, а не человек... А еще называется „передовой“! И какой дурак это выдумал...
К. Милль-Полярный.