Проф. В. И. СРЕЗНЕВСКИЙ.

Пятый отдел русского технического общества за последнее

десятилетие

П

ЯТЫЙ ОТДЕЛ РУССКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, ОСНОВАННЫЙ

в марте 1878 года и первоначально имевший название: „Отдел светописи и ее применений“, в самом начале возобновления своей деятельности в 1921 г. преобразован в фотополиграфический. Это переименование Отдела и вместе с тем изменение его программы сделано в соответствии с расширением фотографии в область фотомеханиче

ских процессов для печатания фотографических снимков в типографских и иных машинах.

В течение первых трех лет после революции члены Пятого отдела продолжали работать в направлении, намеченном еще в первые годы его основания и проходящем красной нитью во все годы его существования. Это — разработка дела правильного и систематического преподавания фотографии, во всем ее объеме, и фототехники, как двух предметов, соединяющих в себе научное, художественное и техническое значение с задачами просветительными.

Начиная с 1892 по 1912 г. при Пятом отделе русского технического общества устраивались неоднократно курсы практической фотографии. В конце 1916 года члены Отдела: В. А. Виноградов, Н. Е. Ермилов, А. А. Захарьин, Д. И. Лещенко, А. И. Прилежаев, В. И. Срезневский разрабатывали проект учреждения Фотографического инсти

тута. Но все эти стремления и труды оставались без результата. Наконец, только после октябрьского переворота в самом начале 19.8 г. была образована Правительственная комиссия под председательством проф. Д. И. Лещенко, бывшего в то время секретарем

народного комиссара по просвещению А. В. Луначарского, при ближайшем участии тех же членов Отдела и некоторых других лиц, которая в ряде заседаний выработала устав Высшего института фотографии и фототехники. Устав был утвержден, средства были отпущены, здание приспособлено и оборудовано необходимыми пособиями и инвентарем, и с 1 ноября того же 1918 г. Институт начал свою педагогическую работу.

Летом того же 1918 г. в павильоне Русского технического общества были проведены Правительственные курсы фотографии для учителей и учительниц городских школ и для рабочих под руководством члена Пятого отдела Н. Е. Ермилова, при чем большинство преподавателей были члены Пятого отдела и в их числе ныне уже покой

ные А. А. Поповицкий и А. А. Захарьин. Эти курсы были открыты в большом зале Русского технического общества при торжественной обстановке в присутствии народ

ного комиссара по просвещению А. В. Луначарского, который произнес при этом блестящую, замечательную по выяснению всестороннего значения фотографии речь. (См. „Вестник Фотографии и Кинематографии 1923 г. № 1).