немного. На ряду с образцовыми произведениями, выявляющими действительное, подлинное художественное творчество русских фотографовхудожников, в доминирующем количестве мы видим произведения фотографов (особенно профессионалов, за немногими исключениями) чисто-ремесленного характера. Такие работы свидетельствуют, что авторы их не могут перевоспитаться и создавать, не могут подходить к своей работе, как к мастерству.

Во многих случаях этот чисто-ремесленный подход объясняется причинами внешнего характера. Тяжелые материальные условия жизни, заботы о средствах для существования захватывают среднего работникафотографа целиком и не оставляют ему времени для забот о художественности выполняемых им работ. Несомненно также, что одной из

важнейших в наше время причин этого является отсутствие нужного для выполнения работ материала. А выполнение текущей работы для профессионала — вопрос пропитания.
Получить хорошую, определенных качеств пластинку для работы является для русского фотографа теперь лишь заветной мечтой. Сплошь и рядом громадная затрата энергии, горячего желания что-либо сделать,
передать то, что чувствуешь, разбивается о плохо политую пластинку русского производства. Руки опускаются, когда все результаты тщательного обдумывания, стараний передать на снимке то, что тебя захватило, уничтожаются сползшим со стекла слоем пластинки. А между тем пра
вильно изготовленная пластинка является не только орудием производства, но и могучим помощником мастера.
То же самое с бумагой и оптикой. Бумаги заграничной нет, а бумага нашего производства далека от совершенства, да кроме того ее трудно, особенно в провинции, достать. У многих ли фотографов имеются об‘ективы новых образцов; многие ли из них вообще знают о достижениях Запада в оптике, о мягкофокусных или сверх-светосильных объективах? А если знают, то могут ли их получить?
При таких обстоятельствах, при отсутствии фотолитературы, руководящих указаний, конкурсов, выставок и пр. и при неизбежной вечной борьбе за существование, энергия и возможность творчества у рядового фотографа отпадают, и не удивительно, что эта часть мастеров не творит, а, если можно так выразиться, ремесленничает.
Возвращаясь к немногим мастерам отечественным, которые, не в пример другим, все-таки при всех этих обстоятельствах сумели выявить свое „я“, сумели создать несомненные образцы подлинного творчества, следует, однако, признать, что в значительной доле эти созданные ими образцы страдают бросающимся в глаза пренебрежением к технике.