Мы вовсе не подразумеваем под техникой так называемых „старых“ приемов освещения, застывшего пейзажа, проработки деталей и прочего и прочего, что называется „консерватизмом от фотографии“.
Не отрицая того, что истинное творчество не знает условностей и преград, мы все же скажем, что творчество творчеством, но не следует пренебрегать и техникой выполнения, не нужны загромождающие гармо
ничность и нежность рисунка, вымышленные, нарочитые, однообразные пятна на фоне, ужасные, грубые тени, негармоничные мазки.
Говоря об исключительных наших мастерах и об их работах истинно художественного значения и оценивая их высокие качества именно в этом смысле, мы очень далеки от мысли признать за ними, как правило, слабое техническое выполнение. Плохая техника не является для всех обязательной.
На ряду с ними следует указать на ряд мастеров, у которых техника доминирует. Пусть их обвиняют в профессиональном консерватизме, в застарелых приемах, в отсталости. Правда, они за кубистами от фото не пойдут, но если бы их научили понимать гармоничность светотени, характерность и жизненность пейзажа, красоту рисунка, самобытность подхода в творчестве, выявляющую ту или другую мысль, экспрессию, характер, движение и пр., то результаты оказались бы поразительными.
Отдавая должное талантливым фотографам-художникам, высоко ценя их дарования, наблюдательность, тонкое восприятие и уменье передавать душевные переживания и настроения, но на ряду с этим глубоко уважая и талантливых мастеров, у которых правильные технические приемы, так-сказать, всосались в плоть и кровь, и которые создают прекрасные образцы, — мы твердо верим, что два направления
с течением времени сольются воедино, и мастерство выявится чистое, красивое, гармоничное, и по нему будет совершенствоваться грядущее поколение фото-работников.
Но выражая эту уверенность, мы в то же время не можем не остановиться на следующем весьма важном вопросе. Мы должны ясно отдавать себе отчет в том, что лишь весьма немногим доступно у нас знакомство с новейшими течениями в фотографии и близкое соприкосновение с новыми формами ее художественного выражения, изучение образцов современного фото-творчества, новейших художественных веяний и технических достижений. Громадное же большинство занимающихся фотографией, как профессией, а также и любителей, рассеянных по всей обширной территории СССР, совершенно лишено возможности приглядеться, прислушаться, поучиться и получить руководящие авторитетные советы. Между тем, какая у них жажда знаний, какое горение к науке, к изучению фотографии!