иллюстрации замечательной национально-эпической поэмы «Давид Сасунскийв связи с ее тысячелетним юбилеем. Образы героев поэмы и отдельные ее эпи
зоды были воплощены и в живописи, и в скульптуре, и в графике. Среди иллюстраций к «Давиду Сасунскому» первенство принадлежит листам М. Абегяна,
исполненным в свободной живописной манере. Психологическая глубина, жизненная убедительность и драматизм со
пряжены в них с архитектонической стройностью.
Безупречное графическое мастерство выделяет представителя старшего поко
ления Акопа Коджояна, обладающего тонким чувством стиля. Его иллюстрации к «Давиду Сасунскому» сложно скомпанованы, символистичны, в них есть налет модернистской манерности. Им следует предпочесть необычно тонкие и оригинальные книжные украшения, в особенности к стихам Саят Нова, выполнен
ные в духе древне-армянских миниатюр. Проникновенным чувством историко-героического образа отмечена серия автолитографий А. Мамаджаняна и некоторые его иллюстрации к армянскому эпо
су. Своеобразен подход к графике А. Кочара, превращающего ее в подобие скульптуры. В своих иллюстрациях к
«Давиду Сасунскому» и в рисунках на исторические темы («Тигран Великий» и др.) он исходит от древнеармянских рельефов.
Армения обладает сейчас целой плеядой хороших графиков. Заслуживают особого внимания офортисты С. Тарьян (портреты) и А. Гарнбнн (мотивы старин
ного и нового Еревана и др.), мастера ксилографии и линогравюры Г. Брутян, Р. Брдросов, Н. Мркитичян, виртуозный рисовальщик А. Чилингарян.
Замечательными достижениями отмечена также деятельность скульпторов Армении. Их выделяет тоже тонкое чувство стиля, какое характерно для веду
щих живописцев и графиков. Другая их
отличительная черта—верное понимание скульптурных материалов, особенно камня,- что, невидимому, имеет свои национально-исторические корни.
Видное место в советской скульптуре занимает Г. Кепинов. Он проявил одина
ковое мастерство в психологически со
держательных портретных бюстах и прекрасно скомпанованных статуях, в крепко построенных и оригинально задуманных группах. Полнота и целостность ха
рактеристики выделяют бюст И. В. Сталина его работы. Это едва ли не луч
ший скульптурный портрет великого вождя советских народов, ибо большая жизненность выражения сопряжена с ве
личавостью прочувствованного образа. Замечательна также его многофигурная группа «Металлургия». Сложный производственный процесс претворен Г. Кепи
новым в гармоничное целое с помощью смелого, почти беспрецедентного, но уравновешенного размещения фигур в пространстве. Глубоко культурный ху
дожник, Г. Кепинов привлекает и силой моделировки, и тонкостью пластических переходов.
Стремление к монументальному образу, мастерская обработка материала, сильная экспрессия выделяют мрамор
ные и бронзовые изваяния Ара Сарксяна, его портреты и композиции, оживленные сильными пластическими контрастами.
Сурен Степанян — скульптор с ярким творческим лицом, вдумчивый, наблюда
тельный портретист, мастер обобщенных, импозантных форм. Им созданы поэтич
ные статуи, подсказанные армянским эпосом и лирикой. Степанян запечатлел также героику Отечественной войны (статуя Гоар Назарян).
В работах Айцемник Урарту, моделированных с энергией, иногда переходя
щей в резкость, ощущается сильное и даже необузданное дарование. Она рабо
тает порывисто и страстно, ее работы не во всем пластически выдержаны, но всегда выразительны, романтически приподняты.
В ряду мастеров изобразительного искусства братских республик армянские художники заслуженно занимают одно из первых мест. Сейчас, в период мирного строительства, и старое и молодое по
коления деятелей искусства Советской Армении прилагают все усилия к тому, чтобы добиться нового небывалого расцвета своего творчества. Замечательные таланты армянских живописцев, скульп
торов и графиков—залог победы этих усилий.