своеобразную интерпретацию. Их узоры и при новой сюжетике сохраняют свой декоративно-орнаментальный характер. Так, например, орнамент набивного плат
ка с пасторалью, несомненно, имеет в своей основе французский оригинал. В то же время эмоциональное воздействие со
вершенно условных, горячих, ярких, но прекрасно сгармонированных тонов, которыми расцвечена эта набойка, напоминает сильную и смелую гамму древнерусской иконописи.
Наряду с европейскими мотивами, в ивановских набойках продолжают появляться и чисто народные, и новые восточные, которые также перерабатывают
ся в национальные самобытные образцы русского орнамента.
Трактовка узора ивановских набоек XVIII века становится чрезвычайно слож
ной и виртуозной по технике, соединяя в себе четко разработанный графический контур с яркими, сочными пятнами рас
цвечивающих его тонов. Границы этих тонов почти всегда не совпадают с кон
туром, что придает набойкам особую живописность.
В эпоху русского ампира пышная нарядность набоек XVIII века сменяется более спокойными и строгими формами орнамента, который зачастую приобретает изысканно нежную расцветку.
Вскоре после этого в орнаментации ивановских набоек начинают явно преоб
ладать восточные мотивы, что является
результатом усиления экспорта русских тканей в Персию, Среднюю Азию и Закавказье.
К середине XIX века Иваново превра
тилось в очень крупный центр текстильной промышленности со множеством фабрик и колоссальным оборотным капи
талом. Прежние методы ручной печати уже не удовлетворяют ивановских фабрикантов, и они начинают механизировать свои предприятия в погоне за боль
шими прибылями. На многих фабриках вводятся печатные машины, после чего ручная набойка вновь начинает произво
диться лишь в кустарных крестьянских мастерских и, возвратясь в народную среду, сохраняет черты национальной самобытности вплоть до начала XX века.
В начале нашего столетия все эти мастерские сильно уменьшили выпуск своей продукции, а многие из них совсем перестали существовать.
В советское время промысел ручной набойки возродился в крупной подмосковной артели, которая просуществовалаоколо 10 лет.
Рисунки для набоек артели готовили специальные художники-текстильщики. Среди них особенно выделяется Е. Повстяный, единственный в настоящее время художник, посвятивший всю свою жизнь исключительно ручной набивке. Обычно он сам, по своим рисункам, набивает холсты, широко применяя новый трафаретный способ печати вместо прежней на
бивки деревянными формами. Несмотря на изменение метода работы, его набойки по совершенству выполнения не уступа
ют старинным образцам. В творчестве Повстяного целиком живут благородные традиции русского народного мастерства, имеющего многовековую историю.
Ф. ГОГЕЛЬ

ВЫСТАВКА РАБОТ ХУДОЖНИКА В. А. МИЛАШЕВСКОГО

Интересным событием художественной жизни столицы Союза в октябре этого года была выставка акварелей В. Милашевского, открытая в помещении Московского союза советских художников. Работы В. Милашевского хорошо извест
ны и русскому, и зарубежному зрителю. Отечественные любители искусства помнят мастера еще с 1917 г., когда он, окончив обучение у Добужинского и Лан
сере, впервые начал выставляться. Вслед за тем картины В. Милашевского много
кратно появлялись на выставках «Мира искусства», «Общества молодых художников», группы художников «13», а с се
редины двадцатых годов участвовали в экспозициях Государственной Третьяковской галлереи и Русского музея в Ленинграде. Зарубежная общественность имела возможность познакомиться с произведениями В. Милашевского на несколь
ких выставках БОКС. Комментируя эти выставки, иностранная пресса, как правило, высоко оценивала работы Милашев