Молодежь автозавода имени Сталина на последней тренировке к всесоюз
ному комсомольскому кроссу. На снимках: слева — технолог инстру
ментального цеха Л. Залбттейв; справа — контролер ОТК В. Семенова.

КОНЦЕРТ

ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРОКОФЬЕВА

Значительным событием в текущем сезоне явился вчерашний концерт нз произведений крупного советского мастера С. С. Прокофьева.
Концерт начался блестяще ин
струментованной увертюрой B-dur, давно не появлявшейся в концерт
ных программах. Второе произведи ние — симфоническая сказка «Пе
тя и волк». Написанная в 1936 году для Центрального детского театра, эта сказка в увлекательной му
зыкальной форме знакомила юную аудиторию с оркестровыми инструментами. Неистощимое остроумие и изобретательность автора не меньше пленяют и взрослых слушате
лей. Огромным успехом «Петя и волк» пользуется за рубежом. В Америке, например, эта сказка ис
полнялась в прошлом сезоне свыше 20 раз под управлением Фредерика Стока, Леопольда Стоковского, Митропулоса и других крупнейших дирижеров.
Первый фортепианный концерт С. Прокофьева создан почти тридцать лет назад. В блестящем автор
ском исполнении (как это было и вчера) особенно ярко выявляются основные черты этого произведения — огромная жизненная энергия, искренность чувств и необычайная динамика.
Кантата «Александр Невский», исполненная во втором отделении концерта, — одно из самых выдающихся произведений советской музыки за последние годы.
Программу концерта успешно провел дирижер А. Стасевпч. Кроме ав
тора в концерте приняли участие
В. Гагарина, В. Обухова, оркестр и хор Московской филармонии.
К. С

МОЛОДЫЕ ХУДОЖНИКИ

РСФСР

Нравы

захолустной богемы

Близятся к концу с емки художественного фильма «Первопечатник Иван Федоров» (режиссер Г. Левкоев, автор сценария Е. Вейсман). На снимке: заслуженный артист
РСФСР Н. Дорохин в роли первопечатника.
Фото Вл. МИНКЕВИЧА.

ОГРОМНЫЙ УСПЕХ

ФИЛЬМА «СУВОРОВ

Есть в Москве Центральный клуб строителей. Долгое время он считался одним из лучших столичных клубов, неизменно занимая на всех смотрах
художественной самодеятельности первые места.
Неожиданно художественная работа в клубе начала замирать. Кризис этот наметился не случайно. Он целиком был обусловлен глубоко неправиль
ным, более того, вредным курсом клубного руководства.
Вместо того, чтобы вести углубленную воспитательную работу о кружковцами, руководители клуба строите
лей занимаются тем, что то и дело наспех сколачивают различные кол
лективы, пытаясь перевести их на рельсы профессионализации.
Сначала при клубе была организовала эстрадная группа. Едва успев оформиться, она выехала в гастрольную поездку на Кавказ, где с треском провалилась. В Москве группа эта получила резко отрицательную оценку и бесславно прекратила свое существование.
Затем организуется «Театр строителей*, поглотивший драматический кружок клуба. И этот коллектив прова
ливается. Средства, затраченные на него, так же, как и в первом случае, вылетают в трубу.
Тогда возникает новая затея: в клубе создается «Ансамбль оперетты», в который искусственно вливаются все клубные кружки.
Первая его постановка, которую осуществляют приглашенные режиссеры, проходит неплохо, но затем начинают
ся будни. И будни довольно унылые,
неприглядные. Все худшее, что бывало
ва кулисами захолустных театров на почве семейственности, начинает пышно расцветать в рабочем клубе.
В ущерб ценности спектаклей жене художественного руководителя клуба Осипова — Баскиной — предоставляются главные роли. Дублерши на эти роли подбираются так, чтобы они проваливались и чтобы жена художественного руководителя таким образом играла одна. К услугам Баскиной — дополнительные часы занятий с режиссером, концертмейстером,- балетмейсте
ром. В результате она чувствует себя полновластной хозяйкой и «действует», как опереточная примадонна дореволюционного провинциального театра, закатывая сканде лы дирижеру, грозя «вы
гнать» из клуба неугодных ей людей, и т. д.
Для создавшейся в клубе обстановки характерны следующие возмутительные случаи.
Какого Баскина пожелала испробовать свои силы в качестве драматической артистки. Приглашенный, проконсул ьт41ровать спектакль режиссер
одного из московских театров не привнал таланта Баскиной, и спектакль, на который было зря затрачено около 40 тысяч рублей, сняли.
В угоду своей жене Осипов сорвал показ вокального коллектива на происходившем недавно смотре художе
ственной самодеятельности. Баскина была больна и не успела подготовиться. Поэтому Осипов «забыл» передать по назначению список выделенных на емотр кружковцев.
Художественный руководитель клуба Осипов — человек наредкость энергич
ный. Он берется абсолютно за все. Осипов и драматург, н музыковед, И ХУДРУК, и режиссер, и конферансье, ж артист оперетты, и даже руководитель вокальной группы. Словом, «и яснец, и швец, и на дуде игрец».
По своим замашкам Осипов — типичный «театральный жучок». Летом он вывез свой опереточный коллектив на гастроли, установив помарочеую опла
ту его участникам, которых оббИцол превратить в профессиональных акте
ров, уговаривая их бросить работу на производстве.
Огромные государственные средства тратятся на всю эту возмутительную Батею с опереттой. Эта затея привела к полному развалу клубной работы,
на который молча взирает директор клуба — приятель Осипова — Найпттут.
Не пора ли, однако, культотд елу ВЦОПС и московскому Дому художе
ственной самодеятельности положить конец вредной тенденции к профессионализации клубных кружков и нравам захолустной богемы, разлагающим десятки хороших клубных активистов?
В КИНОТЕАТРАХ
СТОЛИЦЫ
«Слава нашей великой родпие, слава нашему советскому искусству!».
Этими словами откликнулся зритель Я. Д. Романов на просьбу ки
нотеатра «Художественный» дать свой отзыв о фильме «Суворов».
Так же лаконично выражает свое восхищение этой картиной и дру
гой зритель — Е. Лейт. Он пишет:
«Артисту Черкасову, режиссерам Пудовкину и Доллеру, сценаристу Гребнеру — слава!».
Фильм «Суворов» демонстрируется в крупнейших кинотеатрах столицы. За 9 дней эту картину про
смотрели 700 тысяч зрителей. Новая постановка киностудии «Мосфильмполучила высокую оценку. Книги записей кинотеатров полны восторженных отзывов об этой замечательной картине.
— «Суворов», — отмечает полков-* ник М. Ружицкий, — один из лучших исторических фильмов о слав
ном героическом прошлом русского народа. В картине прекрасно отра
жена доблесть русских солдат — чудо-богатырей, возглавляемых ге
ниальным полководцем Суворовым, ярко показана их беззаветная преданность своей родине. Фильм, прав
диво воспроизводящий на экране исторические события, производит неизгладимое впечатление.
Мнение полковника Ружицкого всецело разделяет доцент Н. Н. Бобров.
— Картина «Суворов», — пишет он, — глубоко патриотична, вызы
вает еще большую любовь к своему народу. Просмотрев картину, испы
тываешь чувство гордости за свою родину.
Все зрители единодушно отмечают блестящую режиссерскую и опе
раторскую работу и высокохудоже
ственную игру артистов. Особенно замечателен артист Н. П. Черкасов в роли Суворова. 0 его талантливой игре пишут буквально все.
— Образ Суворова, созданный Черкасовым, незабываем, —отмечает летчица тов. Бабочкина. — Веришь, что именно таким и был Суворов. Артист Черкасов как бы рожден для этой роли.
Архитекторы Абрамов и Валобуев, артистка МХАТ Жданова, педагог Силаев, киномеханик Егоров, сту
дентки Жукова и Соловьева, юрист Смирнов, техник Воинов н многие другие считают, что игра Черкасова — исключительна по своему ак
терскому перевоплощению. С большой силой показаны эпизоды боевой деятельности Суворова — вож
дя и любимца русских солдат — и его непреклонная воля к сокрушению врага.
Зрители требуют продолжения фильма. С большим удовлетворением
они встретили решение киностудии «Мосфильм» о выпуске нового фильма о Суворове — «Штурм Измаи
ла». К постановке этой картины в ближайшее время приступает твор
ческий коллектив В. Пудовкина и М. Доллера. Сценарий пишет Г. Гребнер.
Л. В.

ВЕЧЕР

ЛЕНИНГРАДСКОГО

БАЛЕТА

Великолепное искусство ленинградского балета пользуется у мо
сквичей постоянной и заслуженной любовью. Первый вечер артистов ленинградского балета, состоявшийся вчера, привлек много зрителей.
Как и всегда, особенный успех имели замечательные мастера Н. Ду
динская и В. Чабукиани, вновь продемонстрировавшие отточенную, бли
стательную технику классического танца. Зрители много аплодировали безукоризненному исполнению фрагментов из балета «Корсар» и вели
колепным взлетам и прыжкам
В. Чабукиани в «гопаке» Мандруса. Т. Вечеслова в сцене из балета «Эсмераяьда» пленяет большой силой одухотворенного и взволнованного артистизма. Строгостью, законченностью и красочностью форм от
личается танец Ф. Балабиной и К. Сергеева. С большой легкостью танцовал вариации на музыку
Штрауса «воздушный» Н. Зубковский. Удивительной поэтической прелестью веет от поставленного Л. Лавровским этюда в отличном исполнении Е. Чикваидзе и Ю. Гоф
мана. Необходимо отметить также превосходную технику 0. Мунгаловой, виртуозно исполнявшей ва
риации из балета «Ледяная дева», и 0. Иордан в классической вариации.
Из номеров характерного танца радуют «Танец уличной танцовщицы» и «Испанская сюита». В. Ка
минская, Н. Анисимова и С. Корень — исключительные мастера харак
терного танца, обладающие большой экспрессией, страстностью, темпераментом.
Не все в программе ленинградцев равноценно: отдельные новые номера не блещут выдумкой постанов
щиков, но мастерство ленинградских танцовщиц и танцовщиков, неустанно совершенствующихся и твор
чески растущих, настолько велико, что зрители прощают эти недостатки.
ИТОГИ СМОТРА
В средине февраля в зале «Всекохудожника» откроется респуб
ликанская выставка работ молодых художников РСФСР.
Эта выставка является результатом омотра, организованного Управ
лением по делам искусств при СНК РСФСР. В течение полугода в 35 областях, краях и автономных рес
публиках были просмотрены работы 400 художников в возрасте до 35 лет. Смотр раскрыл много талантливых художников, произведения которых нигде не выставлялись.
Свыше 500 работ — живопись, графика, скульптура и декоративное искусство — отобрано для выстав
ки. Большинство экспонатов пред
ставили москвичи и ленинградцы. Молодой художник Романов прислал свою работу из Якутска. С Алтая прибыли на выставку картины Вол
кова, из Хабаровска — работы Высоцкого и Нагишкина.
В конце февраля в Москве будет созвана творческая конференция и состоится общественное обсуждение выставки. В Москву приедут наиболее талантливые участники выставки.
НОВАЯ
ПРОГРАММА
В ТЕАТРЕ ЭСТРАДЫ
И МИНИАТЮР
В Московском театре эстрады и миниатюр идут репетиции новой программы. В ней — комедия Л. Никулина «Работа с автором» (поста
новка А. Алексеева), миниатюра Шурина и Вознесенского «Глухая стена» (ставит Б. Бельский), фран
цузский водевиль «Капризный зуб
в переводе Флоринского (постановка Р. Корфа), шутка А. Чикарькова «Вовочка», сатирическая сценка Я. Рудина «Дамские пальчики» и музыкальный фельетон М. Больдина в исполнении А. Менакера.
Вся программа об’единена театрализованным конферапсом, текст которого написан А. Алексеевым.
Премьера новой программы намечена на 10 февраля.
Фото Г. ЯБЛОНОВСКОГО.

В 41-й РАЗ

Я. Гр.
Занятие домрового секстета учеников ремесленного училища Л5 7 при
•аводе «Динамо» имени Кирова.
Фото В. ЗУНИНА (ТАСС).
КРИТИКА
И БИБЛИОГРАФИЯ

„СЕДОВ“ БИОГРАФИЧЕСКАЯ

ПОВЕСТЬ
С. НАГОРНОГО М
Ы помним и ценим отвагу рус
ских исследователей, наших предшественников на Севере, чьи жизни и труд не пропали даром. Сын азовского рыбака, русский моряк Седов пытался пройти к Север
ному полюсу н погиб на пути к этой заветной точке... В наши дни, в эпоху Сталина, мечта Седова получила признание н осуществилась».
Эти слова товарища Папанина взяты эпиграфом к книге С, Нагорного «Седов», выпущенной издатель
ством «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей».
В книге С. Нагорного впервые широко использованы материалы лич
ного архива вдовы героя-полярника: письма Седова, различные его записи во время экспедиции, послед
ний дневник похода к полюсу, оборвавшийся на роковой дате 17 февраля 1914 года, когда под 82 гра
дусом северной широты закончил свой мученический путь Георгий Седов.
Автору первой повести о Седове удалось нарисовать привлекательный образ бесстрашного исследователя.
Уже в первой главе книги С. Нагорного мы видим гидрографа Седова на Колыме в 1909 году, преодо
левающего неимоверные трудности, чтобы пробраться берегом океана к лагерю, оставшемуся со времен беринговой экспедиции. Здесь Седова охватывает новое чувство времени, возникшее у входа в океан, у это
го порога, через который люди до сих пор переступали один или два раза в столетие. «Он, может быть, последний, для кого этот берег — пустыня, — пишет С. Нагорный. — Завтра, он верил, сюда придут па
роходы, и у новых причалов будут скрипеть лебедки...».
Автор книги показывает Седова не только как научного исследователя, но и как государственно мы
слящего человека. В своем отчете Гидрографическому управлению Се
дов описывает бедствия местного населения, которое при изобилии рыбы, животных, птиц голодает изза эксплоатацпи. примитивных орудий. отсутствия соли. Штабс-капи
тан Седов мечтает: «С выяснением возможности плавания морских су
дов, через бар в реку открывается возможность все дешево получать,— как жизненные продукты, так и орудия для занятий. Вслед за этим придут и люди культурные и научат бедное, полуголодное, полудикое население облегченно, но вместе с тем более плодотворно тру
диться и жить по-человечески». Он рекомендовал «немедленно завести па Колыме речное судоходство — тогда край придет к расцвету, все будут сытые, довольные...».
Не вина Георгия Седова, что петербургские департаменты не вдохновлялись его советами и мечта
ния его сбылись лишь после того,
как эти департаменты были стерты с лица земли.
Высказывания Г. Я. Седова проникнуты глубоким патриотизмом. Нагорный приводит в своей книге знаменательный, полный высокого
патриотического звучания приказ Л* 1, изданный в день отправки экспедиции к Северному полюсу. Георгий Яковлевич Седов говорит в нем об «идейном величии родины», о «великой идее Ломоносова — раз
вернуть русское знамя за обладание
Северным Ледовитым океаном вплоть до полюса».
Прерывая иногда беллетристическое повествование, Нагорный переходит к документальным матери
алам, которые с неменьшей силой воссоздают образ великого патриота родины. В одном из этих доку
ментов Седов напоминает, что «идейная задача экспедиции связа
на с именем русского человека и честью страны». Поставив свой корабль «Святой Фока» на вынужден
ную зимовку в безымянной бухте, получившей название Тихой, Седов отмечает, что «члены экспедиции отбросили свои личные интересы в сторону и сплотились в одно единодушное целое на пользу дела экспедиции и на радость родине».
Оставляя корабль, чтобы с двумя спутниками отправиться на полюс, больной, разбитый Седов издает по
следний приказ: «Это — событие и для нас и для нашей родины. Об этом дне мечтали уже давно вели
кие русские люди — Ломоносов, Менделеев и другие. На долю же нас, маленьких людей, выпала большая честь осуществить их мечту и сделать посильное научное и идейное завоевание в полярном исследовании на гордость и пользу нашего отечества».
Нагорный очень удачно подчеркивает высокие моральные качества Г. Седова, его заботу о людях экспедиции. Отправляя в первый санный поход к полуострову Адмирал
тейства участника экспедиции, мо
лодого географа В. Ю. Визе (ныне известного полярного исследовате
ля), Г. Я. Седов дает ему директн ву: «В случае если вам не поблагопрнятствует погода и из-за этого затормозится работа, то не огорчайтесь этим обстоятельством и воз
вращайтесь обратно домой, хотя бы программа и не была выполнена... Забота о личном здоровье и о здо
ровье ваших спутников составляет один из главнейших пунктов про
граммы путешествия». Показательна и другая запись в дневнике Седо
ва: «Жизни достоин только тот, кто на смерть всегда готов».
В повести С. Нагорного много по знавательного исторического и этно графического материала. Перед чи
тателеы проходит славная плеяда отважных русских исследователей Севера, открывавших уже в XVII столетии новые страны, моря, реки,
острова. Европа искала на Севере кратчайший морской путь в Китай и Индию. Снаряжались экспедиции, печатались предположительные ге
ографические карты с мифическим «Анианским проливом». А в Якут
ском воеводстве сто лет оставалось без движения донесение казака Семена Дежнева, решившего величайшую географическую задачу откры
тием подлинного пролива между Америкой и Азией.
Живы, образны и красочны в книге Нагорного описания далекого Севера, его природы, климата, бы
та и нравов обитателей. В книге приводится любопытный эпизод борьбы Седова с языческим суеве
рием, которое было распространено в тех местах не только среди якутов, но и среди русских. Дерево, у которого когда-то делал заклинания шаман, считалось «закол
дованным». К нему народ боялся близко подходить, чтобы не быть убитым на месте громом и молни
ей. Выслушав этот рассказ, Седов взял топор и начал рубить «опасное» дерево. Казали в ужасе разба
ПЕРВЕНСТВО
МОСКВЫ
ПО КОНЬКАМ
Послезавтра на малом стадионе «Динамо» будет установлен флаг
шток. К нему в 7 часов вечера уст
ремятся два мастера конькобежного спорта: рекордсмен СССР и чемпион Москвы по конькам К. Кудряв
цев и чемпионка Москвы 3. Холщевникова. Им оказана честь под’- ема флага 41-го розыгрыша первенства Москвы по конькам.
Соревнования продлятся два дня — 3 и 4 февраля. Все лучшие конькобежцы Москвы примут в них участие: десять заслуженных масте
ров спорта, три рекордсмена СССР, мастера спорта и перворазрядники.
На лед выйдут конькобежцы разных поколений. Среди конькобеж
цев старшего возраста первенство будут оспаривать экс-чемпион Евро
пы В. Ипполитов, его младший брат П. Ипполитов, профессор Герольский, орденоносец Найденов, Г. Козлов. Все они — заслуженные масте
ра спорта. Программа их первенства включает бег на 500 и 1.500 метров.
Первенство Москвы для женщин будет разыграно с участием заслу
женного мастера спорта Игнатьевой, Холщевниковой, Кулаковой, Ларионовой и др.
Наибольший интерес представит розыгрыш общемосковского первен
ства для мужчин. В разные годы десять раз чемпионом столицы по конькам был заслуженный мастер спорта Я. Мельников. Трижды победителем вышел заслуженный ма
стер спорта Г. Кушин. По одному разу, начиная с 1936 года, выиграли Люскии, заслуженный мастер спор
та И. Аниканов, Капчинский, Гизгнзов и Кудрявцев. Все они участвуют в розыгрыше 41-го первенства.
Мастера конькобежного спорта и перворазрядники пойдут на 500, 1.500, 3.000 и 5.000 метров.
ДНЕВНИК
ФИЗКУЛЬТУРНИКА
СЕГОДНЯ РАНО УТРОМ; был дан старт лыжному походу десяти ком
сомольцев — студентов Тимирязевской академии по маршруту Москва — Звенигород и обратно.
Через пять часов после старта они остановятся в Звенигороде и завтра выйдут на 2 дня в колхозы района для оказания помощи колхозным комсомольским организациям в проведении комсомольского кросса.
★ ПРЫЖКИ О ТРАМПЛИНА. Завтра — второй день розыгрыша первенства Москвы по горно-лыжному ©порту. Соревнования состоятся на Ленинских горах, В первый день были проведены предварительные прыжки с трамплина, в которых участвовали
100 человек, 57 из них допущены к финальным соревнованиям. Лучший прыжок сделал пока Алферов — 46
метров. Интересно отметить участие в соревнованиях европейского рекордсме
на по прыжкам с шестом Н. Оеолина. Он показал результаты — 36 и 37 мет
ров и занял 25-е место. В этих же соревнованиях участвовал 15-летний спортсмен Жуков («Локомотив»), Он сделал прыжки на 40 и 39 метров.
+ НА ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ по хоккею завтра встретятся первые муж
ские команды Московского гарнизона и «Локомотива», а также мужские и женские команды обществ «Спартак» и «Красная Роза».
★ ФИНАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ на «Кубок Москвы» по хоккею начнутся завтра в 10 ч. 30 мин. встречей юноше
ских команд «Динамо» и «Крыльев советов»; в 12 ч. 15 м. дня играют женские команды «Динамо» — «Буревестника» и в 2 ч. 15 м. дня — мужские команды «Динамо» и «Буревест
ника». Встречи состоятся на стадионе Юных пионеров.
★ ГОРОДКИ. Сегодня — предпоследний день розыгрыша зимних соревнований на приз газеты «Вечерняя Москва». Встретятся «Торпедо» — «Прав
да», «Металлург» — «Локомотив» и «Динамо» — «Красное знамя».
жались, заперлись в избе, попадали на нол. Но когда вместо грома и молнии полетели щепки, казаки осмелели, а один из них даже вы
просил у Седова топор и докончил
«заколдованное» дерево. Суеверная сказка была опровергнута.
Детально и исчерпывающе выписаны в повести картины петербург
ского чиновного мира, мешавшего организации полярной экспедиции. Здесь и департаментские «льды», и косность морского министерства, и «нововременские» псевдо-благотворители, пользовавшиеся патриотическим замыслом Седова для устрой
ства своих грязных махинаций. Царские чиновники и высшее «об
щество» делали все для того, чтобы обречь на гибельную неудачу первую русскую экспедицию на Северный полюс.
Несколько перегружена повесть малозначительными эпизодами, из
лишними подробностями о «нововрёменеких» публицистах, многочи
сленными техническими морскими терминами. Книга написана не совсем ровно. Наряду с захватываю
щими страницами первой главы и ярким, художественным описанием трагической картины последних дней Седова попадаются сухие хроникальные факты, малоинтересные архивные письма.
В целом однако повесть «Седов», написанная живо н с большой теплотой, оставляет глубокое впечатление. С неослабным волнением сле
дишь за развертыванием полярной драмы, завершившейся гибелью героя-патриота, чья слава — по справедливому замечанию автора — возрождена советским народом и живет в наши дни в названии леген
дарного корабля и в новом слове «седовцы» — синониме большевистской смелости и победы.
С. ГИРИНИС.
УГОЛОК НАТУРАЛИСТА

ПАЦИЕНТЫ ПРОФЕССОРА

ШТЕФКО

В зоопарке как-то заболел дикий? верблюд. Он не мог лежать, с трудоц
вставал. Днем и ночью он неистова ревел, пугая своих соседей. У верблюд да оказался суставной ревматизм. Когда профессор Штефко вошел в волье* ру, верблюд рассвирепел и стал пле
ваться. Однако сердитый пациент во время лечения привязался к профес
сору. И теперь, если профессор Штеф
ко, проходя мимо, окликнет «Бэби** верблюд бежит на зов, стараясь через прутья решетки дотянуться ДО белого халата.
Еще более любопытен случай с огромным хищником «Аполло» — гибри
дом тигра и льва. Летом прошлого года «Аполло» тяжело заболел, около него собрался весь лечебный персонал парка. У зверя был заворот кишек,
спасти его было нельзя, но все-гаки профессор Штефко испробовал все средства. «Аполло» делали вливание фи
зиологического раствора, вдували под кожу кислород. Вначале зверя отсажи
вали в специальную клетку, где он не мог двигаться, но уже через несколько дней мера эта оказалась из
лишней. Создавалось впечатление, что страшный и злой «Аполло» чувство
вал, что люди пытались его спасти.
Он позволял делать с собой все, что
хотели врачи. Когда к нему подходили со шприцем в руке, он даже на отодвигался.
Но очень часто животные относятся к людям терпимо только во время болезни. Стоит им выздороветь, и при
вязанность к человеку исчезает. Даже человекообразные обезьяны, хорошо знающие профессора Штефко, поправляясь от болезни, перестают слушать
ся, смотрят недоверчивыми глазами,
пытаются ударить или толкнуть. Если бы не мохнатые руки, протянутые за таблетками, можно было бы подумать, что они не узнают профессора.
Больные животные инстинктом чувствуют пользу многих лекарств, и это очень помогает врачам зоопарка. Труд
но было бы лечить обезьяну «Айву», страдавшую одно время расстройством функций щитовидной железы, если бы она не пила с такой охотой «тирео крин» и йодистый калий. Разве мож
но было бы вылечить уриала — гор
ного барана, у которого начиналось заражение крови, если бы не его ин
стинкт. У риалу промывали рот аморгеном — новым лекарством, которое отличается жгуче-терпким и очень не
приятным вкусом. Он терпеливо сно
сил это и вдруг с жадностью стал пить аморген. Об’яснялось это, повидимому, тем, что у барана язвы по
явились и в желудке, и инстинкт подсказал, что требуется более глубокое «промывание».
Три года руководит проф. В. Г. Штефко — известный специалист по туберкулезу — лечебной частью зоо
парка. За это время через его руки прошли сотни больных, начиная от крошечного волнистого попугайчика и малеыькой ящерицы агамы и кончая слоном.
Трудна, но интересна работа профессора. Сколько приходится ему возиться с каким-нибудь неповоротливым па
циентом, к которому и подойти-то страшно. Один раз нужно было возбудить деятельность сердца у бегемота. Дали бутылку 70-градусного конья
ка. Бегемот выпил коньяк, но это не произвело на него никакого действия. С таким же успехом можно было уго
стить его и водой. Впрочем видно
было, что бегемот не отказался бы выпить и другую бутылку, — коньяк ему, видимо, понравился.
Не отказываются от спиртных напитков многие животные. Одна из обезьян, например, после обеда лю6Hf выпить бокал шампанского, две
других человекообразных обезьяны предпочитают кагор.
В зоопарке несколько тысяч животных. Каких только болезней не бы
вает у них. То тигр простудился, то у оленя случилось желудочное забо
левание. Недавно у старого медведя был припадок бронхиальной астмы, бегемот заболел паратифом. Благодаря усовершенствованным методам диагно
стики и лечения (в эоопарке сейчас широко применяются рентген, кварце
вые лампы, солюкс, сывороточное .течение и т д.) за последний год ко
личество заболеваний и падеж среди обитателей парка резко снизились.
П. Венский.

В КОНЦЕ

НОМЕРА

40 ЛЕТ В КУЗНИЦЕ. Колхозники артели «Культура» Ленинградской области, тепло отметили юбилей кузнеца Я. П. Новожилова, 40 лет про
работавшего у кузнечного горна. Раньше тов. Новожилов только ковал лошадей. Теперь в колхозе ему прихо
дится иметь дело со сложными машинами. Много усовершенствований внес колхозный кузнец к жнейкам и молотилкам.
★ МАНИФЕСТ ЕКАТЕРИНЫ П. Центральный исторический архив Азербайджана приобрел манифест Екатерины II, относящийся к началу русско-турецкой войны 1787 года. В манифесте приводятся подробная харак
теристика взаимоотношений России • On оманской Портой к моменту второй русско-турецкой войны и причины, приведшие к началу военных событий. Документ хорошо сохранился.
★ СПИРТ ИЗ МОЛОКА. На Слуцком и Горецком сыроваренных заводах, сообщает газета «Советская Белоруссия», начато строительство опыт
ных цехов по переработке молочной сыворотки в винный спирт. Строительство будет закончено к 1 марта. Пуск цехов — 1 апреля.
★ У МЕДВЕЖЬЕЙ БЕРЛОГИ. Лесник Межевского лесничества Горьковской области Зе«тянин осенью заметил берлогу, в которой залег мед
ведь. Запомнив место, Зелянин ушел, а зимой. с лесником Зубовым возвра
тился к берлоге. Здесь они нашли только клочки шкуры изорванного и с’еденного зверя, а в сторону шел след другого медведя. Идя по следу,
охотники вскоре натолкнулись на вторзто берлогу, где был хищник, растерзавший своего собрата. Охотники убили медведя. Он весил 15 пудов.
★ ТРИ БЛИЗНЕЦА. В родильном отделении 1-й больницы Севастополя Е. Т. Овсянникова, кладовщица меха
нических мастерских, родила тройню. Вое трое — девочки. Заведующий ро
дильным отделением больницы доктор Дадиомов заявил: — Рождение тройни— редкое явление. Примерно на семь тысяч родов бывает одна тройня. За последние 7—8 лет в 1-й больнице эта\ у лее третий случай.
Ответственный редактор
М. М. ПОЗДНОВ.
Вчера на вечере балета солистов Ленинградского государственного ордена Ленина академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова. На снимках: слева — фрагменты из балета «Эсмеральда»—Т. М. Вечеслова и М. М. Михайлов; справа — «гопак» в исполнении В. М. Чабукиани; в центре —Н. М. Дудинская
исполняет вариации из балета «Лауренсия». фото вл. минкевича.
ДНЕВНИК ИСКУССТВ
ic КОМЕДИЯ-САТИРА современного французского драматурга Шарля Шаппюн «Покойный господин Пик» в пе
реводе 3. Базилевской и М. Бертенсона вышла в издательстве «Искусство».
★ ОПЕРУ на тему о партизанском движении в Западной Сибири заканчивает И. Белорусец. Либретто написано им совместно с И. Рубан.
★ МУЗЫКАЛЬНОЕ ревю по сценарию И. Трауберга написали Раскин, Слободской и Рудин. Ревю пойдет в Театре сатиры в постановке Н. Горчакова. Оформление спектакля поручено художнику Я. Штофер.
★ ТЕАТР им. Моссовета возобновляет постановку пьесы Д. Фурманова «Мятеж».
В ТРУППУ Театра эстрады и минцатюр вступили Н. Нурм, А. Бонди и Р. Юрьев.
А. ГАЙДАР. «Мои товарищи». Изд-во «Советский писатель».
Москва. 1940. Стр. 413. Тираж 10.000 экз. Цена 12 р.
Своими товарищами в заглавии книги А. Гайдар назвал героев его произведений — детей. В—однотомник, из
данный «Советским писателем», вошли избранные произведения Гайдара — по
весть «Школа» (в трех частях), рассказы «Военная тайна», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика* и «Телеграмма».
Книга хорошо иллюстрирована художником А. Морозовым-Лас.
НОВЫЕ
КНИГИ
«ПОХОДНАЯ ТЕТРАДЬ» — книга стихов ленинградского поэта Ильи Авраменко вышла в издательстве «Советский писатель». В книге напечатаны цикл стихов, об’единенных под назва
нием «Тринадцатое марта 1940 года», и 22 отдельных стихотворения.
★ «ЛЮБОВЬ ЯРОВАЯ*—пьеса К. Тренева вышла в новом издании. Она иллюстрирована фотографиями исполните
лей главных ролей в Малом театре и МХАТ им. Горького. Пьеса выпущена издательством «Искусство».
готовятся
К ПЕЧАТИ
ЧЕТВЕРТЫЙ там собрания сочинений А. С. Пушкина выйдет в первом квартале в Гослитиздате.
★ «ЗИМНЯЯ СКАЗКА» Шекспира в новом переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник готовится к печати в издательстве «Искусство».
★ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ «Советский писатель* готовится к печати роман И. Егорова «Буйные травы» — о работе агронома в колхозной деревне.
★ РОМАН А. Дюма «Три мушкетера» выйдет новым изданием в Детском издательстве.
★ КНИГА Мариэтты Шагинян о Тарасе Шевченко готовится к печати в Гослитиздате.
★ КНИГИ о народном творчестве выйдут в нынешнем году в изда
тельстве «Советский писатель». Среди них — книга В. Сидельникова «Русская частушка», Е. Блиновой «Тай
ные сказы рабочих Урала», Гофмана и Минца «Оказы колхозников». Жислиной и Комов ской «Антирелиги озный фольклор».
★ «ДРАМАТУРГИЯ БАЛЕТА»—так называется книга Ю. Слонимского, готовящаяся к печати в издательстве «Искусство».