В
орошилов — один из старейших членов партии Ленина — Сталина, один из активнейших ее строителей и руководителей. Более 40 лет революционной работы и свыше 37 лет неутомимой деятельности в партии — таков величественный путь товарища Ворошилова.
Вступив в партию в 1903 году, К. Б. Ворошилов твердо занял ленинскую позицию. На вопросы рабочих во время беседы о разногла
сиях в партии, какие взгляды он разделяет — меньшевиков или большевиков, Ворошилов убежденно отвечал: «Я принадлежу к группе ленинцев». Непоколебимым ленинцем Ворошилов является на протяжении всей своей жизни.
В годы первой русской революции К. Б. Ворошилов создавал воору
женные боевые рабочие отряды в Донбассе. Лично добывал для них оружие, за которым ездил в Фин
ляндию. Вел большую работу по организации стачек луганских рабочих против эксплоататоров, доби
вался превращения экономических стачек в политическую борьбу рабо
чих против царского самодержавия. Одновременно с этим он старался вовлечь солдат в революционную борьбу. Он выпуска! для солдат специальные листовки, распространяя их в казармах, и лично общался с солдатами.
Однажды К. Е. Ворошилов установил связь с солдатами следующим образом: подойдя к забору ка
зармы, он бросил группе солдат небольшой камень, завернутый в ли
стовку. Солдаты подняли, прочли и оглянулись. За забором стоял ма
стеровой. Они позвали его в казарму, хотя думали, что он испугает
ся этого предложения. Но он пошел и раз’ясннл им, что солдаты должны действовать вместе о рабочими. Он обещал прнтти через неделю и советовал солдатам продумать этот вопрос. Точно в условленное время товарищ Ворошилов пришел к ним. Солдаты встретили его, как старого
знакомого. Смелость, убедительность его бесед вызвали глубокое уважение со стороны солдат. При их помощи Ворошилов создал нелегальный кружок, в котором сам проводил беседы на революционные темы, читал революционную литературу. листовки и т. д.
Луганские рабочие выбрали Ворошилова своим первым коман
диром, и в этом выборе они не ошиблись. Они шли за своим люби
мым командиром и подчинялись всем его приказаниям. А когда летом 1905 г. его арестовали, то рабо
чие своим давлением добились его освобождения.
Ленин и Сталин уже тогда отмечали выдающиеся качества больше
вистского организатора Ворошилова С первых дней февральской рево
люции Ворошилов был избран в Петроградский совет рабочих и сол
датских депутатов. Но вскоре по решению Центрального Комитета партии он переехал в Луганск, где возглавил партийный комитет боль
шевистской организации. Под его руководством луганские большевики разгромили буржуазных лакеев — меньшевиков и эсеров—и изгнали их из городского совета Луганский совет стал большевистским.
Вся дальнейшая деятельность товарища Ворошилова после Вели
кой Октябрьской социалистической революции связана с созданием и укреплением Красной Армии.
В рядах Красной Армии товарищ Ворошилов вырос как крупнейший полководец нашего времени. К вождению крупных соединений Крас
ной Армии Ворошилов пришел, имея за плечами богатый опыт ру
Товариши Ворошилов, Буденный и Тимошенко. (Снимок периода гражданской войны).
(Фото ТАСС).
белоказаками на Дону Ворошилов создал мощную 30-тысячную «ворошиловскую армию».
Преодолевая огромные трудности и лишения, отбивая непрерывные на
падения белогвардейцев, Ворошилов вел свою армию и вместе с ней около 80 эшелонов ценнейшего оборудования из Донбасса в Царицын.
На пути к Царицыну белоказаки
взорвали мост через Дон, надеясь захватить здесь богатое имущество и уничтожить армию Ворошилова. Но Ворошилов организовал круговую оборону 20-километрового уча
стка, на котором находились его эшелоны, и даже перешел в наступ
ление на белоказаков. В дни этих напряженных боев Ворошилов на
стойчиво отклонял предложения оставить эшелоны и вырваться из белогвардейского окружения. Он раз’яснял, что вопрос идет не об эшелонах, «а вопрос заключается в том, чтобы всеми мерами организо
ДРУГ НАУКИ
За долгие годы моей работы в авиационной промышленности мне неоднократно приходилось встре
чаться с Климентом Ефремовичем Ворошиловым.
Один эпизод, связанный с именем товарища Ворошилова, мне за
помнился особенно ярко. Это было больше десяти лет назад. В яркое солнечное утро Москва встречала первомайский праздник. Улицы столицы были нарядно украшены флагами, сотни тысяч москвичей спешили на демонстрацию. В это вре
мя на Красной площади, подле древних стен Кремля, начинался традиционный парад.
Там, где сейчас на площади возвышается памятник Минину и По
жарскому, в тот памятный день стоял новый, только-что построенный самолет. Он привлекал внима
ние многих участников парада, вызывая чувство гордости за растущие успехи нашей авиации.
Когда кончилось прохождение воинских частей, товарищ Ворошилов выразил желание осмотреть новый самолет. Климент Ефремович подо
шел к машине и начал беседу с, ее строителями. Красивый самолет про
извел хорошее впечатление. Товарищ Ворошилов тщательно осматривал самолет со всех сторон, зада
товарищем Ворошиловым и после встречи на Красной площади. Это
бывало в его рабочем кабинете, на заседаниях, в производственной об
становке. Чувствуешь необходимость обратиться к Клименту Ефремовичу
за помощью, за советом, — звонишь ему по телефону. Всегда в этих случаях я встречал исключи
тельную отзывчивость и полную поддержку. Товарищ Ворошилов неизменно назначал мне чао свидапия. В этих беседах я встречал в лице товарища Ворошилова простого, отзывчивого и задушевного руководителя.
Выдающийся» организатор и руководитель вооруженных сил на
шей страны, ближайший соратник товарища Сталина, Климент Ефремович всегда относнтся с исключи
тельным вниманием и чуткостью к работникам науки, отдающим свои знания и силы на благо социалистической родины.
Сейчас, когда вся страна отмечает шестидесятилетие сталинского ученика и соратника Климента Ефремовича Ворошилова, мне хочется присоединиться к миллионам граж
дан нашей родины, приветствующих выдающегося организатора могучей Красной Армии.
вать заслон против поднявшейся контрреволюции, чтобы нашим отцо
вом укрепить .центр международной революции в Москве. Там находится Ленин. Ему необходимо обеспечить пеной нашей жизни возмож
ность руководства всем мировым рабочим движением».
В Царицын Ворошилов привел закаленную армию, пополнившуюся новыми отрядами по пути своего движения. Вместе с товарищем
Сталиным Ворошилов превратил Царицын в несокрушимую крепость большевизма, о которую разбились белогвардейские лавы атамана Краснова.
Совместная работа о товарищем Сталиным по организации героической обороны Царицына благотворно сказалась на совершенствова
нии полководческого мастерства Ворошилова.
Будучи назначенным, по предложению Сталина, командующим X армией а затем командующим парпцынским фронтом, товарищ
Ворошилов создал крупные регулярные части и соединения различ
ных родов войск. Он организует
прославивш неся потом Коммунистическую и До
нецко - Морозов
скую пехотные дивизии и прев
ращает небольшой конный отряд в кавале р и й с к у ю бригаду, которой командует Будепный. Из этой брпгады впоследствии вырос зна
менитый Буденновский конный корпус — основа легендарной I Конной армии.
Помимо основных пехотных и кавалерийских частей благодаря энергичным ме
рам Ворошилова были созданы ар
тиллерийские части и подвижные огневые средства — отряды бронеавтомобилей, бро
непоездов. Все эти силы были умело расположены на боевых участках и, под
держивая друг друга, давали несокрушимый от
пор полчищам Краснова, нанося им смертельные удары с флангов и с фронта, штыком и клинком, пулеметным и артиллерийским огнем.
Последующая боевая деятельность Ворошилова на постах народного комиссара внутренних дел Украинской советской республики, коман
дующего XIV армией и в I Кон
ной армии явилась новым этапом в его полководческой деятельности.
Особенно большую роль сыграл Ворошилов в победах I Конной ар
мии. Прибыв в нее по назначению товарища Сталина, Ворошилов не
только создал армейские органы управления, снабжения и полити
ческого воспитания, но и принимал активнейшее участие в решении всех оперативных вопросов и лично руководил огромнейшим количест
вом боев и операций ее славных дивизий.
Строительство I Конной армии происходило в разгар ее боевых действий в районе Донбасса. И Ворошилов использовал все своп старые связи с донецкими рабочими для улучшения положения конар
мейцев, для снабжения Конармии продовольствием, фуражом и т. д.
По призыву Ворошилова тысячи луганских металлистов и донецких шахтеров вступили в ряды доблестной I Конной и вместе со ста
рыми конармейцами героически сражались против Деникина.
Во главе I Конной товарищ Ворошилов прошел весь ее замеча
тельный боевой путь, громя врагов под Ростовом, на Кубани, сокрушая белополяков на полях Украины, уничтожая банды Врангеля в Крыму
вал вопросы, связанные о летными качествами машины. На это* были даны по возможности исчерпываю
щие ответы, и лишь тогда Климент Ефремович удовлетворился. Новый советский самолет был им одобрен.
После осмотра товарищ Ворошилов на несколько мгновений задумался и спросил:
— Ну, как, — пошлем мы эту машину в европейский перелет?
В это время намечался один из первых крупных советских переле
тов, и мы, авиационные работники,
единодушно ответили, что самолет безусловно оправдает возложенные на него надежды.
Я почувствовал, что именно этого ответа товарищ Ворошилов ждал.
Тепло распрощавшись, Климент Ефремович пожелал нам дальнейшей успешной работы.
Через некоторое ьремя наша машина совершила перелет по столицам Европы, продемонстрировав до
стижения советской авиации По тем временам самолет отвечал всем тре
бованиям науки и техники и был действительно хорош. Это были первые шаги нашей сталинской авиа
ции. которая достигла в последуютцие годы замечательных успехов.
’ Я неоднократно беседовал о
Академик С. ЧАПЛЫГИН, Герой Социалистического Труда
обратился через голову командования к Ленину и Сталину с предло
жением своего оперативного плана. Вместо удара в лоб, грозившего Конной армии большими потерями, Ворошилов предложил перебросить I Конную в район сТаниц Велико
княжеская—Торговая, где она могла бы нанести удар деникинским ча
стям с фланга и о тыла. Благодаря личному вмешательству Ленина и Сталина I Конная получила воз
можность действовать по плану Ворошилова. Получив большой про
стор для маневра, она в течение короткого времени добила остатки деникинцев на Северном Кавказе.
Отсюда, с Северного Кавказа, I Кон
ная под руководством Ворошилова и Буденного проделала тысячекилометровый переход на Ук
раину, чтобы там принять участие в выполнении сталинского плана по разгрому белополяков.
Преодолевая упорное сопротивление белопольских войск, захватив
ших часть Советской Украины и создавших сильно укрепленную сплошную полосу фронта, I Конная мощным ударом прорвала этот фронт. Уничтожая живую силу вра
га, разрушая его тылы, I Конная совершила свой легендарный рейд.
Важнейшим моментом полководческого искусства Ворошилова в годы гражданской войны является последовательное осуществление основных принципов ленинско-сталинской стратегии: сосредоточение решающего перевеса сил в направле
нии главного удара; расчленение противника и разгром его по частям.
По окончании гражданской войны Ворошилов вписал еще одну бле
стящую страницу в боевую историю Красной Армии. Будучи делегатом X партийного с’езда, он возглавил боевые части Красной Армии, направленные на ликвидацию кронштадтского мятежа. Подвергаясь сильному обстрелу мятежников с
фортов ,и кораблей, бойцы Красной Армии, руководимые Ворошиловым, грозной лавой пошли по открытом^ льду Финского залива и штурмом взяли захваченную мятежниками крепость.
Годы мирного строительства Ворошилов, посвятил реорганизации Красной Армии, укреплению ее боеспособности. Вместе с товарищем
Фрунзе он провел реформу 1924 года, укрепляя единоначалие в Красной Армии, добиваясь, чтобы Кра
сная Армия I немирных условиях напряженно готовила себя к неиз
бежным военным столкновениям с капиталистическим окружением.
Успешное осуществление сталинских пятилеток дало возможность товарищу Ворошилову обеспечить непрерывное оснащение Красной Армии новой современной военной техникой.
Под его непосредственным руководством была произведена техническая реконструкция Красней Армии, созданы мощные бронетанковые войска, разрослась могучая советская авиация, укрепился и вырос Военно-Морской Флот.
Партия и советская страна высоко оценили заслуги товарища Ворошилова перед родиной. За боевые заслуги и за неутомимую деятельность по укреплению обороноспо
собности Советского Союза товарищ Ворошилов удостоен высокого зва
ния — маршала Советского Союза. Его грудь украшена двумя орденами Лепина, четырьмя орденами Красного Знамени, тремя республиканскими орденами и юбилейной медалью «XX лет РККА». Кроме этого он награждеп почетным революционным оружием с орденом Красного Знамени.
Миллионы советских людей учатся па примерах яркой жизни Ворошилова, как надо по-ленински, по-сталински бороться за дело пар
тии, за дело народа против всех и всяких врагов нашей родины.
Сейчас Климент Ефремович Ворошилов работает на крупнейшем государственном посту—председате
ля Комитета обороны и заместителя председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР.
Товарищ Ворошилов целиком оправдал свое слово, данное десять лет назад в ответе на приветствия в связи с его 50-летием: «Меня вос
питали партия и ее строитель Ленин, Под. руководством ленин
Товарищи И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов на трибуне мавзолея.
Фото М. ОШУРКОВА.

ЗНАМЯ НА ЗАВОДСКОЙ ТРУБЕ

Сотни раз жизнь Ворошилова подвергалась опасности. «Он просто
не мог сидеть где-то в тылу, даже в ближайшем. — указывает Буден
ный, — если на фронте гремела канонада и разливалась ружейно
пулеметная симфония. Бой это — стихия, которая неотразимо влекла его, там он, как говорится, дышал полной грудью и, как всякий истый боец, переживал «непереживаемое».
Особенно выдающиеся оператив
ные способности полководца-большевика проявил Ворошилов во время операций I Конной после взятия Ростова. Когда предатель Троц
кий и его ставленники на Кавказском фронте приказали I Конной армии наступать па сильно укрепленные позиции белых и форсировать замерзший Дон, Ворошилов
ского ЦК и в постоянном общении с верным учеником Ленина и про
должателем его дела товарищем Сталиным я работал все эти годы. Так я буду работать и впредь, отдавая все свои силы, а если потре
буется, и всего себя, за партию, за пролетарское дело, за коммунизм».
Н. ФРЕНКЕЛЬ, полковой комиссар, кандидат исторических наук, доцент.
С КЛИМЕНТОМ Ефремовичем я
познакомился 45 лет назад. Оба мы были тогда подростками. Оба почти одновременно поступили на металлургический завод «Дюмов Алчевске.
В семье Ворошиловых нашел я приют и теплую ласку. С первых же дней знакомства у нас сложи
лась крепкая дружба. Климент Еф
ремович уже тогда выделялся среди сверстников. Веселый, общительный, смелый, он с юных лет возненавидел угнетателей рабочего класса.
Вспоминается такой случай. Шли мы как-то гурьбой по Алчевску. Видим на- лавочке сидит пристав Греков — гроза здешних мест. В таких случаях полагалось за несколько шагов снять шапку и кла
няться. Еще робкие и запуганные ребята, мы так и сделали. Только
Клим продолжал итти, как ни в чем не бывало, засунув руки в кар
маны и посвистывая. Пристава слов
но кипятком ошпарило. Он вскочил,
бросился на 16-летнего подростка и схватил его за воротник.
— Почему не кланяешься? — заорал истошным голосом Греков. — Шапку долой!
Не стерпел обиды юный Ворошилов. Он схватил пристава за белоснежный воротник и стал увертываться от кулаков царского дер
жиморды. Это привело пристава в состояние бешенства. На крик прибежали городовые. Они вывернули Ворошилову руки и тяжко избили.
Это было его первое столкновение с полицией;
С тех пор Греков на каждом шагу преследовал товарища Ворошилова, начавшего уже организовывать революционную работу в Луганске.
В Алчевске появились первые революционные листовки. Грекову никак не удавалось поймать их распространителей. Однажды он на
грянул с обыском на квартиру Ворошилова. Не сдобровать бы Клименту Ефремовичу, если бы Греков обнаружил содержимое в небольшом
сундучке, стоявшем возле кровати. К счастью, старшая сестра Анна Ефремовна догадалась — накрыла сундучок чистым рушником и предложила приставу посидеть, пока идет обыск. Полицейские, конечно,
не тронули сундучка, на котором сидел пристав. Обыск не дал. ре
зультатов. Сундучок этот н книги, хранившиеся в нем, находятся в Ворошнловградском музее революции.
...Любил Климент Ефремович летом уходить в степь. Лежим, бывало, на пригорке и беседуем.
— Не за горами то время, — сказал как-то во время одной из бесед товарищ Ворошилов, — когда во главе государства будет стоять наш, рабочий президент.
Просто и понятно говорил Климент Ефремович.
— Откуда ты это знаешь?—спрашивали мы его не раз.
—фИз книжек да от людей хороших.
В 1899 году Ворошилова за организацию забастовки уволили с за
вода «Дюмо» и выслали. Начались годы скитаний. Но это не могло сломить железного революционера, человека несгибаемой воли.
В 1903 году Климент Ефремович приходит на паровозостроительный завод Гартмана в Луганске. Я уже работал тогда в чугунно-литейном. Радостно встретили мы его. С пер
вых же дней машинист под’емного крана Ворошилов с головой окунул
ся в революционную деятельность. Клим Ворошилов с того года стал
пригнанным вождем луганских рабочих.
В июле 1935 г. в своем приветствии пролетариям Луганска Кли
мент Ефремович писал: «Весь 1906 год и первые три месяца 1907 года в Луганске и уезде фактически су
ществовала своеобразная диктатура пролетариата».
Это было так. Это проявлялось на каждом шагу.
Луганские старожилы помнят знаменательный день 1 мая 1906 го
да. когда по заданию Климента Ефремовича группа молодых рабо
чих укр.еппла на заводской трубе красное знамя. Перед заводом соб
ралась Тысячная толпа. В голубом
поднебесье гордо реял красный стяг. Из окрестных деревень, с руд
ников приезжали целыми семьями, чтобы увидеть знамя пролетарской борьбы. Полиция и администрация с ног сбились, а снять знамя боятся. Кто-то пустил слух, что к древ
ку привязаны две бомбы, и это
сразу охладило пыл полицейских, которые сначала сунулись было на
верх. Директор завода прибежал в цех к под’емному крану.
— Господин Ворошилов, помогите, ведь одно ваше слово, и знамя
будет снято... Губернатор грозится закрыть завод.
А Ворошилов, улыбаясь, ответил: — Разве я его вешал?
Семь дней реял над заводом красный флаг.
Исключительное внимание уделял Климент Ефремович созданию боевых рабочих дружин. Он организо
вал производство бомб на заводе Гартмана. Будучи делегатом от лу
ганских большевиков на четвертом об единительном Стокгольмском с’езде партии, Климент Ефремович заехал затем в Финляндию за оружи
ем. С нетерпением ждали мы его возвращения.
Однажды вижу, к моей квартире в Луганске подкатывает щегольская пролетка. Двое одетых далеко не по-рабочему — один под студента
барчука, другой под помещика — снимают тяжелые чемоданы и вно
сят в дом. В «студенте-барчуке» мы сразу признали Ворошилова.
— Принимайте гостинцы, — весело сказал он.
В чемоданах было 60 браунингов, 3.000 патронов, маузеры и карабипы.
Ходили мы вместе с Климентом Ефремовичем обучаться стрельбе. Тиром служили нам овраги, яры, глухие балки в 10—15 километрах
от города. Уже тогда товарищ Ворошилов стрелял исключительно метко и того же требовал от нас.
Полиция буквально охотилась за товарищем Ворошиловым. Но Климент Ефремович был замечатель
ным конспиратором, и царские ищейки долго не могли его обнаружить.
В октябре 1906 года в Луганск прибыла сессия харьковской судеб
ной палаты, чтобы судить К. Е. Ворошилова за руководство июль
ской забастовкой 19*05 года. Узнав об этом, рабочие в день суда, хотя ни
кто не об являл стачки, бросили работу и организовали грозную де
монстрацию протеста. ПлощаДь перед судом заполнила суровая, мол
чаливая толпа. Председатель суда уже открыл заседание, но, взглянув в окно, сразу дрогнувшим голо
сом об’явил перерыв. Судить Ворошилова в Луганске царские сатрапы не решились.
П. ПУЗАНОВ. г. Ворошиловград.

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ

СТИПЕНДИЙ ИМЕНИ

Т. ВОРОШИЛОВА К. Е.

В ознаменование 60-летпя т. Климента Ефремовича Ворошилова Сот вет Народных Комиссаров Союза ССР постановил учредить стипендии имени Ворошилова для наиболее
выдающихся учащихся в высших учебных заведениях:
в Военной Академии им. Фрунзе 10 стипендий по 900 рублей в месяц каждая;
в Академии Механизации и Моторизации Красной Армии им. И. В. Сталина 10 стипендий по 900 рублей в месяц каждая;
в Артиллерийской Академии Красной Армии им. Ф. Дзержин
ского 10 стипендий по 900 рублей в месяц каждая;
в Московском Авиационном Институте им. С. Орджоникидзе 10 стипендий по 400 рублей в месяц каждая;
в Донецком Индустриальном Институте им. Н. С. Хрущева 10 стипендий по 400 рублей в месяц каждая.
(ТАСС).
В марте 1917 года К. Е. Ворошилов, приехав из Питера в Луганск, работал некоторое время в механическом (ныне тендерно-стокерном) цехе паровозостроительного завода. На снимках: справа — инструктор разметки Н. Н. Сорокин, работавший вместе с К- Е. Ворошиловым, обучает недавно пришедшего в цех рабочего; в центре — мемориальная доска, установленная на месте, где работал К. Е. Ворошилов; слева —дом в Луганске, в котором в 1904 году жил Климент Ефремович. фото данилова

В ПОХОДЕ

С ВОРОШИЛОВЫМ

Март 1918 года. В бою близ станции Люботин я был ранен. Меня направили в Харьков лечиться. Вы
хожу из вагона н вдруг встречаю А. Я. Пархоменко.
— Александр Яковлевич!
— Шелковый, ты почему здесь? Я об ясннл причину своего приезда в Харьков. Пархоменко расска
зал мне о создавшейся обстановке и тут же предложил направиться в отряд, который был сфор
мирован Климентом Ефремовичем Ворошиловым из луганских рабочих.
Я так и сделал. Эшелон с отрядом стоял на станции в Осно
ве. Когда мы начали выгружаться,
нас с Холодной горы неожиданно стал обстреливать противник. На перроне уже было около 200 бойцов. В это время возле паровоза ра
зорвались два снаряда. Машинист растерялся, тронул поезд и уехал.
Мы знали, что силы противника во много раз превосходят наши, но никакой паники не было. Сознание, что с нами Ворошилов, вселяло спокойствие и уверенность.
Товарищ Ворошилов приказал двигаться походным порядком к Чугуеву. Стояла теплая весенняя ночь, снег таял, итти становилось все труднее. Чуть не попали в бе
ду из-за того, что проводник оказался предателем. Спасла находчи
вость Климента Ефремовича. Только благодаря ему мы и присоединив
шийся к нам по пути небольшой
партизанский отряд благополучно пришли в Чугуев.
В те месяцы имя Ворошилова как организатора вооруженных сил ра
бочих Донбасса было уже широко известно. Вспоминается такой слу
чай: отряд Стоял в Дебальцево, но станция почему-то отказалась при
нять эшелон. Время было горячее, и малейшая оттяжка могла осложнить положение. Климент Ефремо
вич с десятком бойцов отправился к коменданту.
— Почему не принимаете эшелон? — Свободного пути пет. А вы кто такой?
— Ворошилов.
Комендант тотчас же засуетился. Эшелону немедленно освободила путь.
...Начался легендарный поход армии Ворошплова на Царицын. Бле
стящий организаторский талант Климента Ефремовича развернулся о огромной силой. Надо было видеть, какой радостной улыбкой озаря
лись лица бойцов, когда появлялся Ворошилов. Ворошиловское слово вдохновляло людей на героические подвиги.
Трудности легендарного похода от Луганска к Царицыну известны. Но все они были успешно преодолены,
потому что армию вел в Царицын к Сталину один из лучших сынов большевистской партии — Климент Ефремович Ворошилов. II сегодня, в день славного 60-летия товарища Ворошилова, хочется пожелать ему еще многих лет плодотворного труда на благо коммунизма.
П. ШЕЛКОВЫЙ, депутат Верховного Совета СССР, директор Ворошиловградского
станкостроительного завода
ководства революционным движением и вооруженной борьбой рабочего класса. Теоретической основой его
полководческой деятельности являются глубокое знание теории марксизма-ленинизма и умение приме
нить ее в различных условиях, в изменчивой обстановке суровых лет гражданской войны.
Начав с организации первого луганского социалистического отряда в 600—700 человек, Ворошилов вскоре стал командармом 5-й Украинской армии, руководя ее боями против иноземных захватчиков, занимавших Украину. Первый бой он дал у станции Дубовяэовка в конце марта 1918 г. Этот бой был огромной шко
лой и для бойцов и для самого Ворошилова. Он сделал вывод, что
регулярную армию врага может разбить только регулярная, хорошо организованная, дисциплинированная армия пролетарского го
сударства. К созданию такой армии Ворошилов прилагал все свои силы, знания и умение. В упорных боях с оккупантами и с