ИЗ ПИСЕМ В РЕДАКЦИЮ

В МУЗЕЕ

ЗАБЫТЫЙ
АГРЕГАТ
Около четырех месяцев назад на Миусскую площадь, в близком со
седстве с исполкомом Советского района, завезли н оставили землекопательную машину. Сейчас она приведена r негодность
Необходимо убрать ее в парк, произвести требуемый ремонт.
Между прочим, такая же машина застряла с лета прошлого года на пути в Коптево. Никого это не беспокоит.
М. ПЕТРОВ.
КОРОТКИЙ СИГНАЛ
В районе Можайского шоссе нет ни одной прачечной. С узлом белья при
ходится ездить с пересадками на трамваях в механическую прачечную на М. Пироговскую улицу, что свя
зано с большим трудом и потерей времени.
Почему • бы ©той прачечной не открыть приемный пункт где-нибудь на Извоаной улице? Тысячи людей сэ
кономили бы много времени и привет, ствовали бы это весьма несложное в смысле организации мероприятие.
М. АНТИПИНА,
врач.
ПО СЛЕДАМ
НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ПИСЕМ
Читатель И. Ямской написал в редакцию «В. М.» письмо, в котором
указывал ва систематический обман покупателей в павильоне М на Красной площади.
Письмо было направлено нами в инспекцию Горторготдела.
У правляющий Московской городской розничной конторой Главмясомолсбыта тов. Гуревич нам сообщает, что указанные в письме факты подтвердились.
Директор павильона Климанова снята с работы.
Уволена с работы продавщица Кулькова. -
Приняты меры по улучшению работы павильона >5 S.
«ВОПРОС ОСТАЛСЯ ОТКРЫТЫМ
Три года назад Наркомлес СССР построил на Вокзальной улице два деревянных двухэтажных дома и заселил их сотрудниками наркомата.
За это время произошло разделение наркомата, переменился и состав жиль
цов. В настоящее время в этих домах около половины квартиронанимателей не работает в системе Наркомлеса. Последний потерял интерес к своим домам, и они пришли в крайне запущенное состояние. Фундаменты разру
шаются, протекают крыши, гниют стены, промерзают водопроводные трубы.
Коллектив жильцов в интересах со
хранения жилфонда возбудил вопрос о необходимости передать эти дома, оставшиеся фактически без хозяина, в ведение жилуправления Октябрьского райсовета.
Об этом сообщили в редакцию 17 жильцов влополучных домов.
На запрос редакции о положении
дела Тимирязевское жилуправление Октябрьского района прислало такой эпический ответ:
«Дома Наркомлеса ОООР по Вокзальной улице, Л1Ла 7-а и 7-6, являются стандартными с -большой изношен
ностью. В 1939 г. перед президиумом Октябрьского райсовета ставился во
прос о принятии их в муниципальный фонд, для чего Наркомлэс должен был перевести на счет жилуправления
определенную сумму денег на капитальный ремонт домов. На требуемые затраты Наркомлес не пошел, поэтому вопрос о принятии домов остался открытым».
Кроме вопроса остались открытыми и отверстия в протекающих крышах и все остальные многочисленные прорехи.
Совершенно очевидно, что дома на Вокзальной улице нуждаются в настоящем хозяине.
о красной армии
Издательство детской литературы выпустило несколько новых книг о Красной Армии и Военно- Морском Флоте.
Среди них—сборник стихов Л. Квитко «Красная Армия (для дошкольного возраста), рассказы О. Диковского «Приключения катера «Смелогои В. Курочкина «Морской чорт», посвященные жизни морских пограничников.
Повесть Вл. Шмерлпнга «Штаб-трубач» рассказывает о подростке — участнике легендарных походов народного героя Григория. Котовского.
В сериях «Маленькая историческая библиотека» и «Школьная библиоте
ка» вышла в свет книга Алексея Толстого «Оборона Царицына».
В ближайшее время Детиздатом готовится к выпуску ряд художест
венных произведений на оборонные темы. Героическим страницам из жизни Красной Армий посвящены воспоминания генерал-полковника О. И. Городовикова./«В боях и по
ходах». Книга рассказывает о боях Первой Конной армии на белопольском фронте, о зпмнем переходе в
1035 году бойцов Средне-азиатского военного округа в горах Памира н о незабываемых днях освободитель
ного похода Красной Армян в 1939 году в Западную Белоруссию и Западную Украину. _
Среди книг, отображающих победоносные бои Красной Армпн про
тив белофиннов, — рассказы Героев Советского Союза тт. Леонть
ева, Ракова, Айрапетяна, Пулькнна, сборнпк песен и стихов поэта В. И. Лебедева-Кумача «Под .крас
ной звездой», рассказы Г. Фиша и В. Ходакова «Ночь в блиндаже».
Отдельным изданием выходит рассказ Героя Советского Союза тов. Левченко «Над Хасаном».
Закончена подготовка к печати большого сборника «Красная Армия», в котором помещены рассказы К. Федина, II. Шпанова и других о мужестве и отваге красноармейцев и командиров.
В числе художественных произведений о боевых действиях Красной Ар
мии в годы гражданской войны Детпздат выпускает «Повесть о полках Богунском и Таращанском» Дм. Петровского. Эта повесть посвящена народному герою Николаю Щорсу. Выходят также воспоминания полковни
ка Н. Огародунова «Над фронтами»— о красных летчиках—и повесть А. Первенцев» «Над Кубанью».
Повторным изданием выйдет в свет книга Г. Каратова и Л. Успенского «■Пулковский меридиан» — об оборо
не Петрограда от белогвардейских банд Юденича ш 1919 году. Тираж книги — 65 тысяч экземпляров.
В киностудии «Мосфильм» идет
с емка звукового фильма-сказки «Волшебное зерп-э» (сценарий А. Д. Снмукова. режиссеры Ф. И. Филип
пов и В. И. Кадочников). Кадр из фильма: артист И. Переверзев (в центре) в роли «мастера на все руки», Вова Тумаларян (справа) в роли Андрейки п Нина Заварова в
роли Марийки.
ПУШКИНСКИЕ ДНИ
В МОСКВЕ
И ЛЕНИНГРАДЕ
10 февраля исполняется 104-я годовщина со дня гибели великого русского поэта А. С. Пушкина. Эта дата в Москве отмечается устрой
ством традиционных открытых научных заседаний Института мировой литературы имени А. М. Горького Академии наук СССР и Пуш
кинской комиссии союза советских писателей.
«Пушкинские дни» состоятся 10 и И февраля в Московском клубе писа
телей. На специальной сессии будут прочитаны новые научные работы о
Пушкине. О «Словаре литературного , языка Пушкина» сделает доклад про
фессор Г. ©инокур. С докладом на
тему «Пушкин - художник» выступит
профессор Д. Благой. «Пушкиноведение в Ш0 году» — такова тема доклада профессора М. Павловского. Со
общение о стихе Пушкина сделает С. Бонди.
Писатель Ив. Новиков прочтет главу
из своего нового романа—«Пушкин на юге». Сообщение о вновь найденных
текстах Пушкина -— первой песне поэмы «Вадим» и неизвестных письмах поэта — сделает О, И. Попова.
Стихи Пушкина прочтут поэты Н. Асеев, П. Антокольский, И. Сельвипский и С. Кирсанов.

10 февраля в Ленинграде в последней квартире поэта на Мойке откроется траурное заседание Пуш
кинской комиссии Академии наук и Пушкинского общества.
Специальные заседания будут также проведены в школах, клубах и домах культуры. В селе Михай
ловском на вечер, посвященный
памяти великого поэта, соберутся колхозники Пушкинского района.
К 104-й годовщине со дня смерти поэта выйдет в свет новый том пушкинского «Времепнпка».
ЛИТЕРАТУРНАЯ ХРОНИКА
СЫН Л. Н. ТОЛСТОГО - Сергей Львович Толстой — написал ряд ко
ротких рассказов о своем отце. Это — воспоминания об интересных случаях из жизни великого писателя, 7 февраля С. Л. Толстой ознакомит со своей работой секцию мемуаристов союза писателей.
ЛЕО БЛЕХ В МОСКВЕ
Вчера в Москву приехал один из крупнейших занадно-европейских дирижеров Лео Блех.
Лео Блех — ученик немецкого дирижера и композитора Гумпердинка — широко известен на Западе как блестящий оперный и симфонический дирижер, особенно прославившийся исполнением оперпых произведений Верди, Пуччини.
В настоящее время Лео Блех ведет большую концертную дея
тельность в Риге, дирижируя в оперном театре и в симфониче
ских концертах. В этом сезоне под его управлением прошла свыше 30 раз опера Моцарта «Волшебная флейта», а также «Бал-маскарад» и «Отелло» Верди, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Цыганский барон
Штрауса. В сезоне 1942 года Лео Блех буде* дирижировать в риж
ском театре оперой Моцарта «Дон- Жуан».
Рижская консерватория толькочто пригласила Лео Блех вести дирижерский класс. Его педагогиче
ская работа начнется сразу же по возвращении из копцертной поездки в Москву н Ленинград.
— Я очень хочу, —■ сказал в беседе с нашим сотрудником Лео Блех, — познакомиться с творче
ством советских композиторов, чьи произведения я еще почти не исполнял. Мне довелось лишь дири
жировать оперой С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам».
Сегодня утром н концертном зале им. Чайковского состоялась первая репетиция программы, с которой Лео Блех выступит в концерте 9 февраля.
В этот вечер будут исполнены отрывки из опер Вагнера «Мейстер
зингеры», «Лоэнгрин», серенада Моцарта для духовых инструмен
тов и увертюра из оперы Моцарта «Волшебная флейта».

Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Музей Достоевского помещается в одном из корпусов больницы имени Достоевского. Эта больница была вы
строена в 1606 году; отец Достоевского
был в ней штаб-лекарем. Здесь Достоевский родился и жил безвыездно до 16 лет.
В квартире Достоевских организован музей, который в документах, фотографиях, реликвиях, многочисленных изданиях книг, копиях автогра
фов рукопиоей и письмах показывает жизненный и творческий путь автора «Братьев Карамазовых» и «Преступления и наказания».
В маленькой, темной комнате, отгороженной деревянной перегородкой от
прихожей, протекло детство великого писателя. Сохранились книжный шкаф, овальный стол, фарфор, бронзовые канделябры. Удалось почти полностью установить, что читал Достоевский п детстве. Старые издания книг Карамзина, Загоскина, Вальтер Окотта, Пу
шкина, Державина экспонированы сейчас в музее.
Музеем показано начало литературной деятельности писателя. Сохрани
лись первые издания книги «Бедные люди». Под портретом Достоевского того периода напечатано высказывание Белинского о Достоевском, отно
сящееся к 1W6 году: «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах».
Музей широко показывает работу писателя над своими произведениями. Рукописи, литературные и бытовые источники романов, записные книжки и дневники, критическая литература тех лет — все это помогает посетителю музея ознакомиться с творчес
кой лабораторией писателя. В музее экспонирован письменный стол, за ко
торым Достоевский написал «Дневник писателя» и часть «Братьев Карамазовых».
В музее представлены и многочисленные издания произведений Достоевского. Тут и первые издания «Бед
ных людей», и некрасовский журнал «Современник», и, наконец, полное 10- томное издание сочинений Достоевского, выпущенное в 1926—27 годах. В этом издании был установлен окончательный авторский текст всех про
изведений писателя и восстановлены вычеркнутые царской цензурой главы.
Завтра вечером музей посвящает памяти великого писателя научное засе
дание в связи с исполняющимся 9 Февраля 60-летием со дня смерти Ф. М. Достоевского.
ФИЛЬМЫ
О СИБИРИ
Новосибирская студия кинохроники выпустит в этом году два документальных фильма.
Один из фильмов посвящен Ойротнн. Он отразит достижения нацио
нальной автономной области за годы советской власти. Кроме областного центра — Ойрот - Туры — f емки будут происходить в совхозад
«Сибирский лес» — так называется второй фильм. В нем будут показаны панорамы сибирской тайги, эимние ле
соразработки, сплав леса по Енисею. В Игарском ■ порту операторы заснимут кадры погрузки на морские корабли сибирского леса, идущего на экспорт в различные страны мира.
ХРОНИКА КИНО
★ . ДРАМАТУРГ А. Штейн заканчивает для студии «Ленфильм» сценарий кинокартины «Генеральная репетиция»— о революционных событиях 1903 года.
★ В КИНОСТУДИИ «Мостехфильмзакончена научно-популярная картина «Оживление организмов», поставленная режиссером Д. Яшиным. Консультировал картину доктор медицинских наук С. Брюхоненхо.
Фото Г. АРГИРОПУЛО (ТАСС).
Сильнейшие
лыжники столицы
РОЗЫГРЫШ
ПЕРВЕНСТВА МОСКВЫ
Послезавтра в районе станции Сходня состоятся лыжные соревнования на первенство Москвы. Главный судья С. Л. Аксельрод в беседе с нашим сотрудником сообщил:
— В программу соревнований входят: •прыжки на лыжах, слалом, горно-лыж
ное двоеборье, военизированное сорев
нование, гонки лыжников на 20 и 50 километров и лыжниц — на 5 и 15 километров.
В первый день состоятся гонки на 20 километров, для мужчин и на 5 километров для женщин, военизированные состязания на 10 километров для лыжников и на 5 километров для лыжниц. Военизированные скоростные переходы проводятся по комплексу ГТО второй ступени.
В розыгрыше первенства Москвы п-рнмут участие не. сборные команды
спортивных обществ, как это было раньше, а сильнейшие коллективы физкультуры. Они будут разбиты на три группы. Каждая команда высту
пает в составе 30 человек. Помимо этого от каждого общества выступает по одному подшефному школьному коллективу лыжников.
Такая система розыгрыша даст возможность определить развитие лыждюго спорта в коллективах физ
культуры при фабриках, заводах, учебных заведениях и учреждениях.
Впервые будет проведен ночной переход лыжных отделений по марш
руту Щелково — Москва. Он состоится в ночь с 15 на 16 февраля.
Гонки на Сходне будет обслуживать больше 120 контролеров и судей. Вся дистанция гонок телефонизируется, а место финиша радиофицируется.
Место старта и финиша — в конце Гаретовского проезда, находящегося в 250 метрах от станции Оходня. В соревнованиях участвуют 3.000 лыжников.
Вчера на стадионе «Динамо» закончился розыгрыш первенства Моск
вы по конькам. На снимке: забег женщин на 3.000 метров. В овалах—
чемпионы Москвы 1941 года Иван Аниканов («Спартак») и Мария Ку
лакова («Зенит»)
Фото Г. ЯБЛОНОВСКОГО.
Репетиция радиокомпозиции «Мать» по Горькому. На снимке: народный артист СССР И. М. Москвин, народная артистка СССР А. К. Тарасова, заслуженный артист РСФСР В. К. Новиков, артист А. И. Борисов, заслуженный артист РСФСР О. Н. Абдулов.
АНИКАНОВ и КУЛАКОВА—
ЧЕМПИОНЫ МОСКВЫ
Заслуженный мастер спорта И. Аниканов («Спартак») — снова чемпион Москвы. Он уверенно завоевал это звание на шедшем два дня розыгрыше.
Во второй день состязаний Аниканов был победителем по обеим дистанциям. Он показал очень хороший ре
зультат в беге на 1.500 метров — 2 м. 22,9 с. Такое время в Москве давно никто не показывал.
Заслуженный мастер спорта Я. Мельников, занявший второе место, проиг
рал Аниканову в беге на 1.500 метров 5,8 с.
Интересно сложилось соревнование на 5.000 метров. Одним из первых шел Мельников. Долгое время его резуль
тат—9 м. 01,7 с.—никто не мог побить. Но вот на старт вышли Аника
нов и Курбатов («Локомотив»). Их встреча прошла в упорной борьбе. Линию финиша раньше пересек Аниканов. Результат, показанный им, ока
зался на секунду лучше, чем у Мельникова. Курбатов сумел побить Мельникова лишь на 0,1 о.
В общем зачете по четырем дистанциям победителем таким образом вы
шел Аниканов. Второе место занял Мельников («Торпедо»),
У женщин первенство выиграла М Кулакова («Зенит»). В яркой и острой борьбе прошел ее бег на 3.000 метров
где она встретилась в паре с чемпионкой Москвы 1040 года 3. Холщевнн
копой («Динамо»). Почти всю дистанпию лидировала Кулакова, но на фи
шинную прямую обе участницы вышли ’ почти рядом. 3 решающем броске
Холщевникова выиграла у Кулаковой 0.2 с. Ее результат — 5м. 55,2 с.
Эти же конькобежцы побили вчера еще один московский ракорд — в беге на 1.000 метров. Новый рекорд принадлежит Холщевниковой — 1м. 45,4 с.
Решением судейской коллегии зва
ние чемпионки Москвы по конькам за 1941 год присвоено Кулаковой. Хол
щевникова —чемпионка столицы лишь по отдельным дистанциям. В первый день сна упала в беге на 500 метров. Судейская коллегия, разрешившая ей перебежку, вчера отменила свое пер
воначальное решение, и таким образом результаты Холщевниковой по многоборью не засчитывались.
Всесоюзный рекорд установил вчера и шедший вне конкурса 15-летний конькобежец Борис Шустов (стадион Юных пионеров). Он добился нового рекорда СССР для мальчиков на 1.000 метров — 1м. 47,8 с.
Б. Шустов — ученик 130-й школы. Он йервый год ходит на беговых коньках, а летом занимается легкой атлетикой. Его тренер — заслуженный мастер спорта В. Ипполитов.
ДНЕВНИК
ФИЗКУЛЬТУРНИКА
ПОРАЖЕНИЕ ХОККЕИСТОВ «СПАРТАКА». Вчера состоялся хоккейный матч на первенство Москвы меж
ду первыми мужскими командами «Спартака» и «Торпедо». Спартаковцы проиграли первый тайм со счетом 1 : 4. Не смогли они сквитать счет и во второй половите матча. Встреча закончилась победой «Торпедо» со сче
том 4 :2. Эта игра принесла команде «Спартака» первое поражение в розыгрыше первенства столицы.
Сейчас без единого проигрыша идет в календарных встречах на первенст
во Москвы команда Московского гарнизона.
★ ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ ПО БОРЬ БЕ. 7, 8 и 9 февраля во Дворце физ
культуры «Крыльев советов» состоятся соревнования на первенство Москвы по французской борьбе. В составе участников — Коберидзе, Казанский, Мар
ков, Сенаторов, Бровченко, Столяров, Егоров, Люляков и другие.

КНИГИ

КРИТИКА
И БИБЛИОГРАФИЯ

„ПОСЛЕДНИЙ ИЗ УДЭГЕ ВТОРОЙ ТОМ РОМАНА

А. ФАДЕЕВА
В
О втором томе романа «Последний из Удэге*) развиваются события большого общественного зна
чения, для которых первый том был по существу подготовкой. Разгорается гражданская война на Дальнем Востоке; люди, выведен
ные в романе, становятся ближе к событиям, определявшим жизнь края в те годы. Развиваются харак
теры Алеши Маленького и Петра Суркова: в практическом приближе
нии к явлениям окружающей их действительности им приходится ставить и решать теоретические во
просы, имеющие первостепенное зна
чение в борьбе за социалистическое общество. Автор сумел показать образы людей, становящихся руководителями масс, — большевиков Пет
ра Суркова и Алеши Маленького, и образы рядовых героев — Пташ
ки и партизан Борисовых. Образ Пташки — одна из наибольших удач в этой книге. Простой, скром
*) А. Фадеев. «Последний из Удэге». Роман. Том II, Москва, 1940 г., изда
тельство «Советский писатель». Стр. 243. Тираж 10.000 экз.
ный, ничем не выделяющийся человек неожиданно раскрывает всю глубину народной души, умирая как истинный герой, как боец-большевик, достойный сын своего великого народа.
Вся книга в целом, написанная рукой зрелого мастера, вносит много ценного в общую работу совет
ской литературы над созданием положительного образа наших дней, образа большевика; ставит и реша
ет проблемы, выходящие далеко за пределы того- материала, тех условий, на базе которых они возникают в романе: речь идет о взаи
моотношениях руководителей и массы, о том, каким должен быть большевик, как надо руководить массами, какие для этого должны быть выработаны качества.
Четвертая часть — наиболее сжатая и наиболее значительная из написанных пока частей романа.
Первые тринадцать глав, включенные в отдельное издание четвертой книги, относятся по существу к тре
тьей книге: в них рассказывается о похоронах партизана Дмитрия Игнато
вича Борисова, погибшего в том бою с японцами, который был описан в последних главах предыдущей книги;
о поездке Алеши Маленького по деревням для заготовки хлеба и фуража таежным продовольственным базам и для руководства сходами, предшество
вавшими областному с’езду; о встречах Алеши с корейскими революционерами, в частности с Марией Цой. которая предлагала созвать с’езд трудя
щихся корейцев; о бое партизан и корейцев с хунхузами; о любви Лены и Петра.
Собственно, четвертая книга начинается спорами Петра Суркова. Алеши
Маленького, Сени Кудрявого и Мартемьянова о конкретных задачах их общей работы. Перед ними стояло много трудных вопросов. Они и не могли знать многих обстоятельств.
«Люди, которые знали эти обстоятельства и могли сделать из них правильные выводы, находились за де
сять тысяч километров отсюда, отдеwienubie сибирской тайгой, Уральски
ми горами, барьером фронта. Люди,,
которые могли хотя бы в грубых чертах разбираться в этих обстоятельствах, сидели в тюрьме, и связь с ними была утеряна».
Существо спора сводилось к тому, в какой степени могли быть удовлетворены в тот момент коренные интересы местных крестьян: как сплотить крестьян на длительную вооруженную борьбу с интервентами и правильно организовать эту борьбу; какова должна быть тактика партизанских формирований.
Выведена в книге фигура забойщика Бутова, принимающего на себя руководство стихийно вспыхнувшей заба
стовкой шахтеров. Рабочие рудника переходят на сторону партизан. Рудничный комитет перебрасывает в сопки людей, динамит, оружие.
«...Большинство шахтеров валило в Скобеевку. и в течение нескольких суток весь ревком не спал, наспех
сколачивая прибывающие группы в отряды, рассылая их в разные концы области».
Важнейшим событием этой части романа и является начало «великого
исхода рабочих Сучанского рудника в. партизаны».
Основное содержание этой книги — попытка создать образы больше
виков, типические и в то же время обладающие ярко сказывающимися индивидуальными характерами. Это удается автору осуществить в изображении единства столь противоположных по своему характеру об
разов, как Петр Сурков и Алеша Маленький.
Удачно решена композиция этой части романа: Петру, Алеше и
другим приходится стать во главе движения партизан в сложных условиях, когда они отрезаны от
руководства партии, от своего областного партийного комитета, от
Советской России. События, опи
санные в четвертой части, отно
сятся по времени к началу разгро
ма Колчака и усиления японской интервенции. Героям книги приходится решать возникающие перед ними вопросы на ходу, в процессе серьезнейшей практической работы; это
дает читателю острее почувствовать значение каждого возможного сры
ва в этом направлении, ценность каждого достижения в разрешении значительных и сложных проблем.
Особенного напряжения достигает повествование в сценах обсуждения в рудничном комитете вопроса о стачке и поддержке борьбы партизан и в сцене, которая предшеству
ет приходу в Скобеевку письма из тюрьмы от руководителей областного комитета партии.
Интересно то, что в обоих случаях местным работникам приходит
ся самим вырабатывать решения по насущнейшим вопросам, и в обоих случаях директива руководителей, которую в труднейших усло
виях связи удается получить в самый последний момент, дает глу
бокое моральное удовлетворение этим людям. Они убеждаются в том, что основные вопросы решены ими совершенно правильно. При чем Сурков и Алеша Маленький выступают в первом случае как руково
дители, во втором — как низовая организация. На этих примерах автору удается показать силу боль
шевистской партии и природу этой силы.
Тепло пишет автор об участии интеллигенции в революционном движении. Врагу Ланговому проти
востоят такие образы, как образы Сережи и Владимира Григорьевича Костенецких.
Столь же тепло отношение автора к хорошо знакомому нам по пер
вому тому Мартемьянову. Кстати, автор не упускает случая, столкнув эти образы, неожиданным юмори
стическим раккурсом раскрыть их перед читателем;
«Еще со времени их работы в сучанском совете Мартемьянов и Владимир Григорьевич дружили между со
бой. Дружба их основывалась на том, что Мартемьянов считал Владимира Григорьевича честным человеком и очень ученым человеком, но интелли
гентом, которого надо воспитывать, а Владимир Григорьевич считал Мартемьянова самородком из народных глубин, человеком незаурядного при
родного ума н признавал за ним как бы моральйое право воспитывать его, Владимира Григорьевича.
В тот момент, когда вошел Сережа, Мартемьянов как раз воспитывал Владимира Григорьевича, а Владимир Григорьевич с унылым и сердитым лицом слушал его.
— Это вашему брату, интеллигенту, все неясно да неизвестно, а нашему брату, рабочему, все ясно, все известно, — надувшись, говорил Мартемь
янов. — Ежели б мы эдак о каждом деле раздумывали, ни одного б не успели сделать!..*.
Очень скоро тому же Сереже приходится наблюдать совершенно иную сцену:
«Оережа, протиснувшись между женuufli и ребятишек со своим винчесте
ром и сумкой, заглянул в красную горницу.
Она была вся в табачном дыму. У большого стола под образами, беспорядочно заставленного бурыми бу
тылками, покачиваясь, стоял Гладких вполуоборот к Сереже и ревел чтото, раздувая Ароныо усы. По ту сто
рону стола, красный, сидел Нестер Васильевич — он сидел в необыкно
венно странной позиции, — охватив край стола губами и страшно вытара
щив глаза. А в углу под образами Мартемьянов, с совершенно землистым, мокрым от слез лицом, со сбившими
ся на лбу потными редкими волосами, стучал кулаком по столу и кричал не
слушавшему его Нестеру Васильевичу что-то прямо противоположное тому, что говорил Владимиру Григорьевичу:
— Уж больно ты все знаешь! — кричал Мартемьянов, весь в слезах.— Уж больно все тебе ясно!.. Не-ет,
брат, не все так светло да ясно на белом свете!..».
Вообще в этой книге ощутимо совершенствуется умение писателя от
чеканить деталь. Обращают на себя вниминие такие стремительные характеристики;

БЫТ И НРАВЫ

ЗА РУБЕЖОМ

Современный
Робинзон
Туман вынудил пилота австралийского почтового самолета приземлиться на островке, затерявшемся в Тихом океа
не. Этот островок, не занесенный даже на карты и находящийся где-то в сто
роне от обычных пароходных путей, считался необитаемым. Поэтому ве
лико было изумление пилота, когда он увидел на островке длинноволосого ста
рика, одетого в шкуру и обросшего седой бородой. Старик казался фанта
стическим жителем далекого прошлого. Однако ружье в руках отшельника
убедило пилота, что старику не чужда современная культура.
Пилот поспешил об’яснить причину
своего появления на островке и в свою очередь спросил старика, как он очутился эдесь.
Отшельник рассказал, что он бывший капитан торгового парохода и живет на островке о 18 января 1912 года.
— Я бежал от брака, который мне хотели навязать. Вот почему я очу
тился на этом островке. О тех пор прошло почти тридцать лет. Если бы вы анали, сколько раз я за эти дол
гие годы думал о возвращении в цивилизованные страны, сколько раз во время шторма, когда ветер срывал крышу с моего шалаша, я мечтал о комфортабельных домах с электричеством, телефоном, водопроводом.
— Вы проводите здесь последний вечер, — заметил пилот. — К утру, на
деюсь, туман рассеется, и мы полетим в Австралию.
— А пока, — попросил старик, — расскажите мне. что происходит в мире.
Только рассказывайте все по порядку. Ведь я с января 1912 года не видел газет.
Пилот рассказал старику о первой мировой войне 1914—1918 гг., о второй мировой войне, о бомбардировщиках и бомбоубежищах, о продовольственных затруднениях в Европе, о войне на море, о разрушениях библиотек, памятников культуры.
Всю ночь продолжался рассказ пило
та. Старик внимательно слушал в только изредка задавал вопросы.
Пилот показал старику последние номера газет и журналов, и Отшельник увидел фотоснимки разрушенных ком
фортабельных домов, развороченные мостовые, жертвы бомбардировок.
— Однако уже светает, — сказал пилот. — Погода прояснилась, нам пора лететь.
— Знаете что,— ответил старик, — я останусь на островке. Мне не хочется уезжать. Я привык к своему островку. Оставьте мне немного книг и спичек. Я уже слишком стар, чтобы возвращаться в современный цивилизованный мир.
О. Москвичев.
МЕЖДУ
ПРОЧИМ
ДРЕВНИЙ ГОРОД В АЛЯСКЕ. Как сообщает шведская газета «Свенска дагбладет», в Северной Аляске обнаружены развалины древнего города. Город находится на расстоянии 180 километров от Полярного круга. Он почти полностью освобожден от покры
вавшей его земли. Открытие сделано экспедицией, направленной туда американским музеем естественной истории.
Древний город представляет собой сеть прекрасно распланированных
улиц. Возраст города пока не удалось определить. Предполагают, что он был населен много веков назад, возможно еще до нашей эры. При раскопках обнаружено 625 домов, 23 из которых уже совершенно очищены от песка.
По мнению специалистов, большая часть города была разрушена наводнением.
Здания по своей конструкции напоминают древние критские города. Най
денные в них домашняя утварь и ору. жив свидетельствуют о большой культуре жителей этого города.
При раскопках между прочим найдены скелеты с искусственными гла
зами из слоновой кости. Один скелет имел вставленные в ноздри пробки из слоновой кости, имеющие форму птичьей головы. («Сайпс дайджест»).
★ ВОЛКИ И ВОЙНА. На южной границе Югославии появились громадные стаи волков, которые бегут с албан
ских гор, встревоженные орудийной стрельбой.
Отмечено также появление большого количества кабанов, пришедших с се
вера Албании в нейтральные страны. («Суар»).
★ ВЛАДЕЛЕЦ 8 .«О# УКРАДЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ. В Чикаго (США) арестован владелец мастерской по ремонту автомобилей, оказавшийся укрывателем краденых автомашин. На следствии выяснилось, что он — обладатель не менее 3.000 украденных автомобилей, находящихся в 100 различных гаражах города. До сих пор не удалось вернуть и половины машин их настоящим владельцам, так как большинство автомобилей было пере
крашено в другой цвет или какимлибо другим способом приведено в неузнаваемый вид. («Ди пост»).
НА ПРИЗ «ВЕЧЕРНЕЙ
МОСКВЫ
ФИНАЛЬНЫЕ
СОРЕВНОВАНИЯ ПО БИЛЛИАРДУ
Сегодня в клубе писателей начинаюте я финальные игры на приз «Вечерней Москвы» по биллиарду. Встречаются команды «Динамо» и «Строителя».
Почетное право участвовать в финале «Динамо* завоевало в острой борь
бе с командами Дома журналиста, «Спартака» и автомотоклуба им. Садов
ского. Только последнюю встречу «Динамо» выиграло со значительным преимуществом, набрав 30 очков из 40 возможных. Предыдущие две встре
чи «Динамо* выиграло со счетом 22 : 18 и 21 : 19.
Легче дошел до финала «Строитель», встретившийся в первом и во втором кругах со слабыми командами Дома
летчиков Гражданского воздушного флота и общества «Самолет». Лишь в полуфинальных играх «Строителю» ока
зала значительное сопротивление команда Дома инженера и техника.
В составе команды «Динамо» — гг. Давыдов, Гридин, Кункес, Цыганков, Ершов, Привезенцев, Рубанчик. Медве
дев, Портной, Арешьянц, Швейцер, Качалов. Родова некий, Назыров, Зе
лнкмац. В команде «Строителя» играют тт. Виленский, Хизанов, Федоров Е., Чутрикидзе, Трояновский, Шейнман, Кутнер, Галицкий, Киселев. Каианадзе, Поляк, Татосов, Леонов, Иевлев, Федоров А.
Финал продлится три дня. 9 Февраля —- в последний день финала — программа соревнований дополнена товарищескими матчами мастеров, в которых примут участие: победитель
всесоюзного турнира сильнейших бил
лиард истов 1939 года мастер спорта А. Миляев («Спартак»), чемпион Моск
вы 1940 года Н. Кобзев («Динамо»), Н. Березин («Спартак»), В. Кочетков («Коммунар»), Д. Четвертаков (Дом инженера и техника) и талантливый саратовский биллнардист В. Парамонов.
Вход на соревнования 9 февраля п.латный. Стоимость билета — 4 рубля. Игры начнутся с 11 часов 30 минут утра.
Ответственный редактор
М. М. ПОЗДНОВ.
«Бутов был природным вожаком, которые всегда таятся в рабочей среде, как искры в кремне».
Интересна деталь в описании митинга забастовавших шахтеров под землей: «...по всем штрекам, как в дет
ской игре в телефон, из уст в уста пошел опрос: у кого есть часы. Опрос установил, что ни у одного из полутора тысяч шахтеров часов не было».
Из отдельных сцен особенно запо
минаются еще суд над корейцем-парти-заном, выход забастовщиков из шахты, финальные эпизоды.
Неясно пока, во что выльется серьезное чувство друг к другу Сур
кова и Лены. И, очевидно, не так еще близко разрешение этих сомнений, так как пока конец книги, об
рывающейся почти буквально на полуфразе, намечает прямой пере
ход к событиям, происшедшим за это время в жизни яругой группы героев романа — представителей племени удэге.
Вообще следует сказать, что этот роман — наглядный пример того, как осложняется труд писателя при выпуске по частям произведения, начатого много лет назад и еще не законченного. Прежде всего остает
ся общее впечатление некоторой разбросанности действия, но кроме того автор в ходе работы оказывается вынужденным даже пере
страивать и перемещать отдельные куски, чтобы достигнуть большей цельности текста.
Первые четыре части подвели нас к событиям, которые заставляют ожидать дальнейшего и, видимо, болев стремительного развития дейст
вия в пятой части. Это усиливает интерес к тому, каковы будут завершающие звенья глубокого, со
держательного и очень широкого по своему размаху романа.
Ю. ЛУКИН.