Лауреат Сталинской премии Герой Социалистического Труда
В. Г. Грабим.
Фото Эм. БРАЙЛОВСКОГО.
ПАТРИОТИЗМ СОВЕТСКИХ

ПОЛЯРНИКОВ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА
ОСТРОВА РУДОЛЬФА
Коллектив самой северной полярной станции — острова Рудольфа— сообщил по радио Главсевморпути о своем решении продолжать рабо
ту без смены в течение 1941—42 года.
Полярники острова Рудольфа тщательно проверили все свое имущество. Проверка показала, что на
личие продовольствия, топлива, одежды и научно-технического обо
рудования позволит им прожить до 1942 года. Для этого жители острова взяли на себя обязательство бе
режливее относиться к запасам, во всем наводить экономию.
В своем обращении зимовщики попросили спять все их прежние заявки на продукты, оборудование и т. д.
— Свежие овощи, — решили полярники, — можио завезти, в слу
чае работы гидрографических ботов в нашем районе, без специального рейса на остров Рудольфа. В крайнем случае обойдемся без овощей...
Мужественные полярники заяв
ляют, что горят желанием доказать на деле свою преданность и лю
бовь к великой партии Ленина — Сталина и советскому правительству.
Одобряя инициативу рудольфовцев, начальник Главсевморпути тов. Папанин и начальник Политуправления Главсевморпути тов. Рябчи
ков послали им приветственную телеграмму.

ВРЕМЕН ОБОРОНЫ

СЕВАСТОПОЛЯ

Кружок юных археологов при Херсонесском музее провел поход по историческим местам Гераклейского полуострова.
На правом склоне Стрелецкой балки обнаружены основания землянок французских солдат времен обороны Севастополя (1864—1865 гг.).
Древняя дорога до Юхариной балки представляет собой широкий, низкий вал с седловиной в середине. По краям дороги — стены. Вблизи располо
жены древние строения, сложенные из громадных каменных блоков.
Интересный памятник обнаружен в балке на Балаклавской дороге. В древности здесь были большие виноград
ники, на которых работали десятки рабов. Хозяева виноградников, избегая лишней перевозки винограда, устроили
в поле давильню (тарапан). Тарапан выдолблен в скале; для стока вина сделаны желобки в полу тарапана.

ДВАДЦАТИЛЕТИЕ ДОМОВ УЧИТЕЛЯ

ПОДГОТОВКА
К ЮБИЛЕЮ
25 апреля исполняется 20 лет со дня подписания В. И. Лениным постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР об учреждении в Москве и на периферии домов работников просвещения, впоследствии названных домами учителя.
По решению президиума ЦК союза начальной и средней школы эта дата будет отмечаться всеми домами учителя.
В обкоме профсоюза, в городском н районных домах учителя Москвы и Московской области началась подготовка к юбилею. Созданы юбилейные комиссии. Собираются материалы по истории до
мов учителя, подытоживается опыт работы, готовятся выставки, вечера, доклады.
Сегодня городской Дом учителя вместе с обкомом союза устраивает вечер клубного актива домов учителя Москвы и Московской обла
сти. На вечере будет сделан доклад о проведении юбилея. Затем со
стоятся творческие выступления коллективов и отдельных участников художественной самодеятельности домов учителя.
МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН

Скверная привычка

СЕМЬЯ

СЕЛЬСКОГО
УЧИТЕЛЯ
Кузьминская неполная средняя школа в Меховском районе считается одной из лучших сельских школ Витеб
ской области Белоруссии. Старейший
педагог Павел Григорьевич Астрейко 45 лет учительствует на селе, а четыре десятка лет провел в стенах этой школы. Его питомцы — сейчас командиры Красной Армии, летчики, инженеры, агрономы.
Павлу Григорьевичу 68 лет. Хорошо воспитал старый учитель своих детей. Все его семь дочерей унаследовали по
четную профессию отца. Мария — член ВКП(б), имеет высшее образование, преподает алгебру и заведует учебной частью этой же Кузьминской школы. Вместе с отцом и Марией учитель
ствует и старшая дочь — Надежда. Зоя, окончив вуз, преподает вместе с сестрой Ниной в Ленинграде. Катя и Таисия преподают русский язык, исто
рию и природоведение в Полесской
области. Самая младшая — Вера — тоже скоро будет учительницей — она студентка 3-го курса Могилевского педагогического института.
Гордится Павел Григорьевич и своими сыновьями. Их у него трое. Стар
ший — Николай — ветеринарный врач, Владимир и Григорий — школьники, отличники учебы.
К Павлу Григорьевичу, бывает, съезжаются все дети. И тогда в доме старого учителя наступает большой праздник.
В Центральный музей Крёсной Армии доставлен с Карельского перешейка бронеколпак смотровой вышки разрушенного ДОТ’а. На снимке: старший политрук 3. Ф. Розенцвайг
у нового экспоната музея.
Фото М. ОЛЕХНОВИЧ.
СТЕКЛЯННАЯ ТКАНЬ
Отдел легкой Промышленности Политехнического музея пополнился новыми экспонатами. Большой интерес представляют образцы волокна, пряжи и ткани, сделанные из стекла. Посети
тель может ознакомиться со способом производства стеклянной пряжи, ее применением в качестве изоляционного материала и для ткацких работ.
Широко представлены также образцы
различных видов небьющегося стекла.

НА БЕРЕГУ

ЛЮБЛИНСКОГО ПРУДА

ПАРК В «ТЕКСТИЛЬЩИКАХ
В поселке «Текстильщики» будет разбит большой парк. Создание его рассчитано на ряд лет. В этом году начнется строительство первой очереди.
Сейчас в Управлении планировки Москвы под руководством архи
тектора А. Карпова заканчивается проект нового парка. Парк плани
руется на берегу Люблинского пруда и будет спускаться к нему боль
шими живописными террасами. Нижнюю часть его займут благоустроенные песочные пляжи, средняя — отводится под зону отдыха, где в основном будет сосредоточен лесной массив. Наиболее вы
сокую часть парка, расположенную ближе к поселку, предполагается сделать прогулочной.
С наступлением теплых дней начнется строительство первой оче
реди, которое будет закончено в этом году. Работы первой очереди предусматривают в основном озеле
нение территории будущего парка. Предстоит посадить свыше полуто
ра тысяч деревьев — клепов, лип,
ясеней, тополей — в возрасте от трех до пяти лет. Большую территорию займут цветущие кустарники. Зеленый ковер газонов покроет пространство в 12.000 кв. метров.
Кроме того исполком Таганского района в этом году проведет в «Текстильщиках» еще ряд работ по благоустройству и озеленению
поселка. Намечено разбить сквер на месте бывшего кладбища, устроить бульвар у в’езда в «Текстильщики». Вдоль него будет посажено больше 500 деревьев и 6.500 кустов.
ЗАОЧНЫЕ
СОРЕВНОВАНИЯ ОХОТНИКОВ
Стрелки-охотннки Москвы и Ленинграда проведут завтра заочные со
ревнования. В программе: стрельба по тарелочкам с места, с подходом, дуб
летная стрельба. Среди 40 участников— чемпион Ленинграда Комаров и рекордсмен Союза Антонов.
Завтра же вечером судьи по телефону сообщат в Москву результаты, показанные двенадцатью лучшими стрелка
ми Ленинграда, и получат сведения о достижениях московских охотников

БРОНЕКОЛПАК РАЗРУШЕННОГО

ДОТ а

НОВЫЕ ЭКСПОНАТЫ
МУЗЕЯ
КРАСНОЙ АРМИИ
Работники Центрального музея Красной Армии, выезжавшие на Карельский перешеек, доставили в Москву различные экспонаты из ДОТ’ов, разгромленных героической Красной Армией.
Перед нами серый металлический купол, высотой в человеческий рост и диаметром больше метра. На нем узкие закрывающиеся щели, Это — бронеколпак смотровой выш
ки одного из ДОТ’ов укрепленного района Сумма.
Весит колпак около 8 тонн. Через щели велось наблюдение за окружающей местностью. Части Красной Армии разгромили ДОТ, а купол был отброшен взрывом почти па 50 метров в сторону.
Перед доставкой в музей купол освободили от железобетона и ар
матуры. Это было сделано многими мелкими взрывами, проводившимися в течение трех дней. Затем кол
пак прикрепили мощными тросами к трактору «ЧТЗ», который тащил его до ближайшей станции.
Бронеколпак смотровой вышки ДО Г а будет установлен для осмотра в парке ДДКА, в летнем павильоне Музея Красной Армии.
В музей доставлено также различное оборудование ДОТ’ов — двери, автоматические заслонки, запо
ры. фильтрационные установки для очистки воздуха, вентиляторы. Все это будет также экспонироваться в павильоне музея.
Фотоэтюд К. KOCСAКOВCKOГO.
Искусство брать взаймы и не платить долгов известно еще со времен Хлестакова и даже много раньше. Гоголевский герой обладал этим искусством в совершенстяе. Он брал своего собеседника за пуговицу и непринужденно говорил:
— Какой странный со мной елучай: в дороге совершенно издер
жался. Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы.
И собеседник тотчас же раскошеливался. Раскошеливался Лука Лукич, смотритель училищ, раскоше
ливался Артемий Филиппович Зем
ляника, попечитель богоугодных заведений, раскошеливались купцы и даже скуповатые Бобчинекий с
Добчцпским, извлекшим откуда-то из Дрорехи с правой стороны кармана двадцать пять рублей ассигнациями.
Что и говорить, легкая рука была у Ивана Александровича!
В сущности говоря, гоголевский герой действовал здесь по принципу, позже сформулированному Козьмой Прутковым:
«Не покупай каштанов, но бери их на пробу».
Подобных любителей брать на пробу каштаны много есть и сейчас. С ними надо бороться. Но обидно,. когда в число их неожидан
но попадают ни в чем не повинные люди. Работник Наркомата обороны Н. А. Иванов совершенно неожи
данно получил из юрчастн Буртреста . строжайшее уведомление. Юрчасть сообщала, что Иванов остался должен Буртресту 170 рублей — несданную подотчетную сумму. Это был воистину сюрприз!
«Во избежание передачи этого бесспорного дела в нарсуд, — сер
дито сообщала бумажка, — просим вас в трехдневный срок внести оз
наченную сумму в кассу Буртреста, в противном случае дело будет пе
редано в суд для принудительного взыскания вместе с госпошлиной».
Иванов тотчас же обратился в юрчасть Буртреста:
— Откуда вы взяли, что я брал у вас подотчетную сумму? Уверяю вас, я не должен вам ни копейки.
В Буртресте весело рассмеялись: — Это вы бросьте. Любите ка
таться, любите и саночки возить. Благоволите платить. Дело совершенно бесспорное.
— Уверяю, спорное...
— Позвольте, то-есть как же спорное? Вы под отчет у нас брали?
— В том-то и дело, что не брал...
— Как, и под отчет не брали? Так, может быть, вы и Буртреста никакого не знаете? И в глаза нас не видели? Может быть, вы у нас и не работали даже?
— Совершенно верно. Не работал. — Ах. вот оно что, — догада
лись в Буртресте. — Ну тогда все ясно. В суд, в суд, в суд... Как брать каштаны — так вы тут, как
тут. Кац отчитываться —• так ваш и след простыл: и Вуртрест забыли. и подотчетную сумму не брали, и все такое. В суд, в суд немедленно!.. 1
И дело чуть было действительно не попало в суд. К счастью, Ива
нову легко удалось доказать, что он Последние семь лет беспрерывно работает в системе Наркомата обороны и, действительно, никаких подотчетных денег никогда в жиз
ни не брал в Буртресте. Любителем государственных каштанов оказался однофамилец Иванова. Но в Бур
тресте успели забыть и потерять след своего бывшего сотрудника и обратились за содействием к «Мосгорсправке». В «Мосгорсправке» не без помощи адресного стола переврали адрес, и дело приняло неожиданный оборот.
Сюрпризы «Мосгорсправки» и адресного стола давно уже, кстати говоря, стали прнтчей во языцех. Сколько раз уже над «Мосгорсправкой» проделывали невин
ные опыты! Называли люди свою фамилию, указывали даже район, в котором -они живут с про
шлого столетия, и просили только выяснить улицу и дом, в котором они проживают. Спустя некоторое время «Мосгорспрдвка» сообщала:
— Указанный вами гражданин в городе не проживает.
— Мы сами так думали, — вежливо отвечали шутники.
Пора, давно пора «Мосгорсправке» и адресному столу об’явить по
ход против собственных ошибок! Пора, давно пора понять, что каждая ошибка — это признак некультурности, такой же, как грязь, невнимание, грубость. Что «привыч
ка» к ошибкам бьет прежде всего по живым людям.
Увы, к сожалению, эта привычка свойственна не только одной «Мосгорсправке».
Восемнадцатилетняя Анна Т. совсем недавно получила короткую открытку из местной поликлиники. Прочитав открытку, девушка при
шла в ужас. Врач-гинеколог Ливенцева предлагала девушке немед
ленно явиться на консультацию, так как у нее «были тяжелые ро
ды» и врач должен «предупредить ее от беременности».
Открытка прибыла в адрес общежития, в котором жила девушка. Послание врача-гинеколога стало в одно мгновение известно всему общежитию. Легко представить сму
щение и растерянность восемнад
цатилетней девушки, неожиданно узнавшей, что у нее были тяжелые роды. Конечно, большинство окру
жающих только посмеялось над рассеянным врачом Ливенцевой. но нашлись и такие, которые начали косо поглядывать на девушку. По незапятнанному имени девушки скользнула тень.
И все это произошло из-за того, что адресат был перепутан.
Скверная эта привычка ошибаться! Пора, давно пора понять, что работать культурно — это значит работать точно.
В. Владимиров.
Наступили первые весенние дна. На пруду в Зоопарке особенно оживленно. На снн«ке: дикая утка
у искусственного гнезда.
Фото М. ОЛЕХНОВИЧ.

МОСКОВСКИЙ

Река вскрылась.
„ГОСТИНИЦА
ДЛЯ ПЕРНАТЫХ
ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
ЗАПОВЕДНИК НА БЕЛОСАРАЙСКОЙ КОСЕ
МАРИУПОЛЬ. (ТАСС). Белосарайская коса, находящаяся близ Мариуполя. клином врезается в Азовское море Ее берега густо заросли камы
шом Птицы облюбовали этот уголок для своих кратковремевных остановок на пути осенних и весенних перелетов
Музей краеведения Сталинской обла сти создал здесь замечательный запо
веднттк — «Гостиницу для пернатых
путешественников». Сейчас начался массовый перелет пттш. В камышах-* много гусей, уток. О юга прилетели лебеди, журавли, цапли Отдохнув, пернатые гости снимутся в дальнейший аут&.

РИЖСКАЯ ВЕСНА

Н. ЛАБКОВСКИЙ
выми вееенпиып цветами. В воскресенье лыжники в поисках снега отправлялись уже не в загородный Ме
жа-парк, а куда-нибудь подальше— в Кемерн. На углу бульваров Бривибас и Аолазпя, возле киоска, бойко торгующего московскими газетами, не стало традиционного плаката о воскресных конькобежных соревно
ваниях. Его место занял гигантский анонс рижского ипподрома, пзве
щавший о предстоящих заездах лучших рысаков. Все это не остав
ляло сомнений в том, что в город вошла весна.
Никогда еще не была она в здешних местах такой многообещающей, никогда не блистала новизной так ярко.
Новые слова, новые понятия и новые мечты принесла с собой эта первая советская весна в Риге.
Крестьяне окрестных сел впервые организованно стали готовиться к весеннему севу. Безземельным даны паделы, малоземельным прире
заны новые участки. Новую землю нужно хорошо освоить, ведь это— своя земля. Потребуются семена, сельскохозяйственный инвентарь. Но крестьяне знают, что, если им чегонибудь нехватпт, им не придется пттн к богатому соседу. В волостном исполнительном комитете помогут п советом и делом. В потре
бительской кооперации найдутся и удобрения и недостающие материалы. Там можно получить кредит и рассрочку. Из братских республик идут мощные тракторы, пяти
корпусные плуги двадцатпчетырехрядные сеялки, лиековые боропы, картофелесажалки,- триеры. Все то, что в ульманисовской Латвии могло быть доступно далеко не каждому богатому помещику, теперь будет к услугам любого крестьянского хозяйства Это — действительно хороший подарок к весне!
В Риге рабочие мебельной промышленности подвели первые ито
ги социалистического соревнования, в котором принимали участие 16
крупных мебельных фабрик. Первое место было присуждено фабрике «Рижский коммунар». Развер
нув соревнование в цехах, рабочие этой фабрики увеличили выпуск своей продукции на 300 проц. Стахановцы Лессиньш и Янсоп меха
низировали работу в цехе, увеличив продуктивность в 12 раз. Бригада
мастера Бабелиса удивила всех своих товарищей по работе, доказав, что сборка раздвижного обеденного стола, отнимавшая раньше 8 часов, может быть с успехом произведена за два с половиной.
Новые стремления, повышенный импульс труда можно наблюдать на любом предприятии, в любой отрасли довольно разнообразной латвийской промышленности.
Инженеры радиозавода «ВЭФсконструировали и подготовили к массовому производству новый сверхмощный многоламповый радиоприемник.
В рижском порту, усиленно готовящемся к весенней навигации, ра
бочие приводят в порядок крайне скудное хозяйство, принадлежав
шее раньше разрозненным, мелким фирмам. Стахановцы порта собирают по крохам все, что может по
служить механизации. Крановщпк тов Вейде вспомнил о том, что еще лет 10 назад в порту испортился под’емный кран. Его не стали чи
нить и за эти годы растащили по всему порту. Вейде собрал кран по деталям, заботливо ‘восстановил его. С первых же дней навигация этот кран будет грузить суда.
В одпо из воскресений марта толпы гуляющих, заполнивших улицы центра, были приятно удив
лены заметной переменой в облике воскресной Риги. В этот выходной день впервые были открыты все рижские магазины. Эго оказалось вовсе не таким простым целом. В течение десятилетий люди привыкли к тому, что бесчисленные торговые предприятия города по воскресеньям наглухо закрывают свои
двери. Ведь имущие слои населе ния не утруждали себя покупками в воскресные дни. Для этого у них было много свободного времени
в будни. А рабочпй и служащий люд, проводивший свои дни в це
хах н конторах, имевший только один свободный день в неделю, не представлял интереса для владель
цев фешенебельных универмагов. На богатых торговых улицах — на
Калтю-иела, на Бривибас — его встречали по воскресеньям лаконн
ческие надписи, изящно выгравированные по металлу: «Slegts» —
закрыто. Оставалось итти на Марьинскую улицу, где можно было найти несколько открытых третьестепенных магазинчиков, продавав
ших третьесортные товары, или на толкучку.
Многое изменилось в Риге за последние полгода. Покупатели, за
которыми некогда гонялись лучшие фирмы, потеряли кредитоспособ
ность. В универмагах на Калтюиела и в «аристократическом ателье мод Жокей-клуб» появились новые покупатели из самых бедных в прошлом районов Риги. И этим но
вым потребителям мало подходила старая традиция, вешавшая замки на двери магазинов в воскресные дни. Теперь эта традиция нарушена. Все торговые предприятия работают в воскресенье.
В рижских кинотеатрах введены регулярные сеансы. Раньше порядок был такой: фильм шел беспрерывно, зрители могли входить и выходить, когда им было угодно. Начинали смотреть картину * с середины. Если было интересно, по
том досматривали начало. Конечно, это пр могло воспитывать в зрителях серьезного отношения к кинематографу. Кино из искусства превращалось в коммерцию Теперь впервые введепы здесь сеансы и нумерованные места. Во всех
кинотеатрах устраиваются детские утренники. Это тоже ново для здешних мест. На детских сеансах
рижские ребята смотрят лучшие советские фильмы. Вот программа

РОЗЫСКИ

ОСТАТКОВ КОРАБЛЯ

«СВЯТОЙ ФОКА

Некоторое время назад мы сообщали о находке на одном из островов под Архангел ьоком остатков корабля «Свя
той Фока». Он принадлежал первой русской экспедиции к Северному по л юсу под руководством Г. Я. Седова.
Сейчас Центральный военно-морской музей в Ленинграде командирует на остров научного сотрудшгка для ос
мотра судна. Решено вырезать часть деревянного корпуса, из которого бу
дет изготовлена модель оудна в 1/100 натуральной величины. Модель и ча
сти судна будут установлены в отделе «Открытия русских моряков* рядом с витриной личных вещей Седова.
В беседе с вашим ленинградским корреспондентом профессор Визе сооб
щил подробности последнего плавания «Святого Фоки»:
— 8 августа 1914 года «Святой Фокапокинул мыс Флора и отправился к мурманскому берегу. ТаплИПа, взятого на мысе, нехватило, чтобы добраться
до открытого моря, где судно могло продолжать сувой путь под парусами. Когда было сожжено последнее бревно, в топку пошли стеньги, бимсы и даже мебель.
На пути в Архангельск на судне образовалась сильная течь.
Когда «Святой Фока» пришвартовался в Архангельске, пикто не помог экс
педиции откачивать воду из трюма корабля. Оудно затонуло. Ледоходом оно было вынесено на отмель под Архангельском.
одного дня: «Белеет парус одинокий», «Тимур п его команда», «Ча
паев», «Суворов». В залах шумно, каждый подвиг героя обсуждается вслух. И очень радостно становит
ся сердцу москвича, — так напоминает это Москву, Сретенку, Центральный детский кинотеатр.
Вечереет. На улицах зажигаются яркие огни. Мокрый, наезженный
асфальт блестит, и в нем, как в зеркале, отражаются перевернутые дома. Кажется, что весь город рас
положился на берегах улиц-каналов и площадей-озер. В этот час сти
хают улицы, и только у входов в театры продолжает кипеть жизнь. В рижских театрах дружно сосед
ствуют пьесы и оперы латышских и русских авторов. В величествен
ном Театре оперы и балета идут оперы «В огне» и «Тихий Дон». В Художественном театре — латышская пьеса «Золотой конь» и пьеса московского драматурга Славина,
В цирке — обширная программа. Директор рижского цирка артист Предо несколько лет гастролировал в Москве, Ленинграде и Киеве. Он многому здесь научился. Старый артист, почти 40 лет выводивший на манеж дрессированных лошадей, в прошлом году в это время уми
рал с голода. Когда он возвратился после гастролей по Советскому Союзу, в ульманисовской Латвии ему не нашлось места. Его не принимали на работу. Двери цирков были для него закрыты. И только благодаря тому, что он очень хорошо зпал лошадей, ему удалось устроиться конюхом па бега.
Теперь Предо сидит за столом в дирекции цирка и составляет план апрельской весенней программы. Он вспоминает о Москве, о своих мос
ковских цирковых товарищах, он с любовью говорит о Риге, современной Риге, где каждое проявление жизни пропитано советским духом, где так остро и радостно ощущается сейчас весна. Весна новой жизни.
Рига, март.
ЗАКОНЧЕН РЕМОНТ
ТЕПЛОХОДОВ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
СТУДЕНТОВ
Студенты Московского химико-техно логического института им. Менделеева ведут научно-исследовательскую работу. Сейчас в институте созывается научно-техническая студенческая конфе
ренция. Она откроется через несколько дней и будет посвящена 20-летию существования института.
Конференция заслушает доклад члена-корреспондента Академии наук СССР профессора П. А. Ребиндера. На засе*- даниях секций студенты сделают около 20 докладов о своих научно-исследовательских работах.
ПРОСМОТР
МОДЕЛЕЙ
Вчера в просмотровом зале опытнотехнической фабрики Московского управления легкой промышленности состоялась конференция-просмотр новых
моделей мужского и женского верхнего платья, изготовленных фабрикой.
На конференцию собрались представители торгующих организаций, швейных фабрик и ателье. И.м было пока
зано свыше 150 модельных пальто и костюмов различных расцветок — се
рых, коричневых, беж, синих и т. д» Конструктора и моделисты фабрики проявили много изобретательности и умения и доказали, что даже из недорогих тканей можно создавать изящ
ные и красивые вещи. Все модели одобрены торгующими организациями.
Сегодня такая же конференция состоится по отбору детского платья.
РЫСАКИ
БЕГУТ ПО ЛЬДУ
Хотя «Приз закрытия зимнего сезона» уже разыгран, на Московском ипподроме, пользуясь холодной погодой, продолжаются рысистые испытания. Бега состоялись вчера и будут провезены завтра. Рысаки выступают на ледяной дорожке.
Завтра рысистые испытания начнутся в час дня. Будет проведено 24 заезда — все на 1.600 метров.
Наибольший интерес) представляет заезд «Вне групп» для резвейших рус
ско-американских четырехлеток, где встретятся «Гилас», «Гунта», «Джильда», «Калькутта», «Лестный» и «Натуральный».
ХРОНИКА
СЕГОДНЯ Ростокинский универмаг открывает четыре новых филиала — на Тулинской, 1. Шереметьевской, 55, Красной Пресне, 2/48. и Игральной (Сокольнический район), 10. Все эти магазины будут торговать хлопчатобумажными тканями.
★ СЕГОДНЯ вышел тысячный номер газеты «Советский метрополитен». Первый номер газеты вышел в день от
крытия метрополитена — 15 мая 1935 года. За годы эксплоатации метро газе
та организовала вокруг себя большой рабкоровский актив.

ОТ КОМИССИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОХОРОН СКУЛЬПТОРА И. Д. ШАДРА

Доступ к телу скульптора И. Д. Шадра открыт 5 апреля с 11 час. до 23 час. в зале Московского сою
за советских художников (Ермо* лаевский пер.. 17).
С апреля гроб будет установлен в помещении Музея изобразительных искусств им. Пушкина (Волхонка, 12). Доступ к телу — с 11 час. до 14 час.
В 14 час. там же состоятся гражданская панихида и вынос теле на Новодевичье кладбище.
НА ГОРОДСКИЕ ТЕМЫ

Чемоданы

Главснабпроса

В центральном магазине Главснабпроса на площади Дзержинского появилась новинка — «переносная химическая лаборатория для неполной средней школы».
Перед нами — громоздкий чемодан весом в пять пудов, разгороженный внутри на множество отделений. В них — колбочки, пробир
ки, химикаты — набор того, что нужно школе для работ по химии.
Сразу бросается в глаза мизер
ное количество химикатов, которые входят в набор. Их совершенно недостаточно даже на половину учебного года не только для обязатель
ных лабораторных работ, но и для классных, демонстрационных.
Директор магазина раз’яснил, что чемодан больше не вмещает.
— А Зачем чемодан? Школа сама позаботится о шкафчике.
— Что вы? Ведь все колбочки сделаны по особому заказу, для чемодана.
Значит, если разобьется колбочка, то другая, стандартная, уже не поместится в отведенное для нее гнездо.
Цена этого чемодана вместе с набором — 708 рублей. Стоимость са
мого набора — 190 рублей. Таким образом Главснабпрос рекомендует школе купить за 500 рублей совершенно ненужный чемодан.
В отделении учебно-наглядных пособий по физике блестяще иллюстрируются эти торгашеские тенденции Главснабпроса.
К бездействующей электрофорной машине стоимостью в 122 рубля нужен новый ремешок, к Атвудовой
машине — колечко. Однако детали отдельно не продаются. Запасных частей к ценным приборам не най
ти. И школа вынуждена покупать новый дорогой прибор из-за того, что испортилась копеечная деталь.
— К чему продавать детали, — видимо, рассуждают торгаши из Главснабпроса. — Ведь гораздо про
ще выполнять план при торговле целыми наборами.

Натан Эль. Н

А РАССВЕТЕ над Западной Двиной дег туман. Когда раннее солнце рассеяло белую пелену и на бледном фоне неба вырисова
лись очертания острых шпилей старинных башен и причудливых
фасадов современных домов, на беспредельном ледяном поле застывшей реки появились зигзагооб
разные линии. Первые трещины — первые борозды, проложенные весной.
Март к Риге начался бурным таянием снега. Со дня па день можно было ожидать вскрытия рек. Знаки надвигающейся весны явля
лись повсюду. Инспекция речного флота предупредила все пароходства о приближающемся ледоходе на реках Даугава, Лелупе и Вента. Все пароходы, баржи, паромы и лодки
надо было немедленно убрать в безопасное место и пришвартовать.
На Западной Двине лед еще сдерживал натиск тайных весенних сил, но по улицам города уже текли неукротимые ручьи. В первую же теплую ночь, когда ясно ощутилось дыхание весны, донесшееся с берегов Рижского залива, ва. дело принялись дворники. Опи вышли на улицу, вооружившись ломами и лопатами. К утру на площадях возвышались горы сколотого льда Из
возчики сменили шубы на тяжелые крылатые плащи и пересели с саночек на пролетки такие же высокие и неуклюжие, как те, что давно уже на московских улицах уступили место таксомоторам. На перекрестках появились лотки с пер
Сегодня в мастерских канала Москва—Волга начинается прием судов из
ремонта. Здесь зимовали теплоходы «Иосиф Сталин», «Клим Ворошилов»,
«Михаид Калинин», «Вячеслав Молотови крупнейшие пароходы, обслуживающие линию Химки — Московское море.
В предстоящую навигацию теплоходам предстоит работа на Рыбинском водохранилище. Поэтому на судах устанавливается дополнительное обору
дование. Теплоходы «Вячеслав Моло
тов» и «Иосиф Сталии» будут иметь дополнительное рулевое управление системы инженера Мнацакаияна.
ДЕМОНСТРАЦИЯ «ВАРИОФОНА» В КЛУБЕ МГУ
Вчера в клубе МГУ состоялась первая лекция-концерт изобретателя «вариофона* Е. А. Шолпо.
Слушатели, переполнивши© зал, С огромным вниманием выслушали рас
сказ об изобретении и техник© работы нового аппарата, записывающего музыку без участия исполнителей и инструментов.
Лекция сопровождалась демонстрацией звукозаписей, выполненных на «вариофоне». Были исполнены «Полет валькирий» — Вагнера, Шестая рапсо
дия — Листа, «Прелюд* — Шопена, «Музыкальная табакерка» — Лядова, «Веселый ветер» — Дунаевского и др.
В виду многочисленных заявок слушателей, не попавших на первую де
монстрацию «вариофона», Е. А. Шолпо, по просьбе клуба и лектория МГУ, повторит свое выступление завтра н 9 апреля.

ДЕНЬ