ХОР СЕВЕРНОЙ ПЕСНИ В МОСКВЕ
В Москву приезжает из Архангельска на несколько концертов народный хор северной русской пес
ни. Этот коллектив, возникший из самодеятельности, состоит преиму
щественно из женщин. В репертуаре хора до 300 народных песен, со
храняющихся в памяти песенниц, северные танцы, заключающие в се
бе игры и хороводы старинного происхождения, а также более новые танцы. Большой интерес пред
ставляют также художественные старинные костюмы участников хо
ра, полностью выполненные руками мастериц-крестьянок.
Первый свой концерт хор северной песни даст 13 мая в зале име
ни Чайковского. В программе концертов — € Песня о сталинском до
мике в Сольвычегодске» на слова сказительницы Гладкобородовой, песня «Цвети, богатей, наш Советский Союз» на слова сказительницы Суховерховой и другие народные песни о родной стране.
Армянский писатель-ордеионосец Дереник Демирчян.
Фото Е. РЯПАСОВА

ПРИУЧАЙСЯ

ПОБЕЖДАТЬ!

Тяжело в учении — легко в походе.
А. СУВОРОВ.
Мы становимся
строже к себе С каждым новым
встающим годом. Ради жизни —
готовься к борьбе! Счастья ради —
готовься к походам! Нет на свете
молочных рек,
Берегов кисельных
не видно... Труд люби,
молодой человек, Чтоб за молодость
не было стыдно. Не скучай
по уюту теплиц — То ли дело —
орлы над горами! В день грозы
не повалишься ниц, Если ты
обожжен ветрами. В нас живет
большевистский дух, Нам подстать
боевая сноровка.» Кто винтовке
преданный друг, Не изменит тому
винтовка.
Быть бойцом —
это много сложней, Чем о битвах
мечтать в постели. Кроме добрых,
весенних дней Есть еще
и лихие метели. Приучайся
врагов побеждать, По-суворовски
будь вынослив... Что теперь
ты должен познать, Не стремись отодвинуть
на после.
Мы становимся
Строже к себе С каждым новым
встающим годом. Ради жизни —
готовься к борьба! Счастья ради —
готовься к походам!
Иван Доронин.

О ДРУЖБЕ И СПЛОЧЕННОСТИ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ

ПЬЕСА А. АФИНОГЕНОВА НА КОНФЕРЕНЦИИ ДРАМАТУРГОВ
ИЗ ПИСЕМ В РЕДАКЦИЮ

ПЛОХО ОБСЛУЖИВАЮТ

ПОСЕТИТЕЛЕЙ

В Горсобес приходят за помощью инвалиды, престарелые — люди, к которым нужно проявить особо уча
стливое отношение. Но посетителей едесь встречают бюрократически.
Документы просителя покрываются бесчисленными резолюциями, и человека, которому тяжело передвигаться, гоняют от стола к столу.
У заведующего Горсобесом тов. Кривенкова, как и у двух его заместителей — тт. Тюрьмина и Алек
сандрова, — установлены приемные дни. Но очень часто приемы по различным причинам отменяются.
Инвалид тов. Спектор две недели Лодил по разным учреждениям, хло
поча о протезе. Сперва тов. Кривенков направил его к своим заме
стителям, те отослали в Горздравотдел, откуда он пошел к заместителю наркома социального обес лечения, где ему сказали, что про
тез может помочь ему сделать именно Горсобес.
Подобных фактов некультурного обслуживания инвалидов можно, к Сожалению, привести много, побывав в приемной Мосгорсобеса.
Н. МАЛЮГА.
Второе заседание творческой конференции московских драматургов было посвящено обсуждению пьесы А. Афиногенова «Машенька,».
Заседание началось под знаком отрицания пьесы.
Докладчик О. Брнк отказал ей в каком бы то ни было идейном содержании.
Выступивший в прениях А. Фоньо упрекал пьесу в том, что она ис
кажает действительность, ибо в ней, мол, действует много одиноких: профессор — одинок, Машенька — одинока и т. д.
На предыдущем заседании, уничтожающе расценив пьесу Афиногенова как принадлежащую к направлению «ошибочному, даже может быть губительному» (?1), А. Фоньо одновременно утверждал, что «единственно правильное направление» — это «то направ
ление, которое представляет в нашей драматургии Светлов». Но на втором заседании А. Фоньо счел нужным за
явить претензию на то, что эту его позицию передали в печати словами: «Пьеса (Светлова) прокладывает «столбовую дорогу» советской драматургии». Оратор для чего-то пытался уве
рить аудиторию, что это не одно и то же...
Дальше в прениях поэт Н. Панов заявил, что «Машенька» представляет собой «амальгаму всевозмож
ных литературных влияний» и «переходящих фигур». Искусствовед Виноградов-Майонт обнаружил сходство «Машеньки» с... чеховским «Дядей Ваней» и вслед за Бриком и Пановым усмотрел в ней наличие... достоевщины.
Каждый гражданин СССР обязан, говорится в Сталинской Конституции, «уважать правила социали
стического общежития». Но часть писателей нашла, однако, возможным пьесу Афиногенова, прямо пропагандирующую этот тезис, про
тивопоставлять другим патриотическим произведениям.
Преувеличенные нападки на пьесу вызвали резкий отпор со сто
роны выступивших на заседании П. Вирта, Л. Соболева, Е: Любимова-Ланского, И. Петрова и других.
Народный артист РСФСР Е. О. Любимов-Ланской и заслуженный деятель искусств Н. В. Петров — художественные руководители двух театров, где была поставлена «Машенька». — полемизируя с докладчиком Бриком, подчеркивают боль
шое идейное звучание пьесы. В частности Е. Любимов-Ланской го
ворит, что, играя роль профессора Окаемова, он старается донести до зрителя следующую ведущую идею
пьесы: «Ты должен быть лучше в своем отношении к людям, должен более глубоко относиться к человеческим чувствам, должен быть более чутким к детям».
Тов. Любимов-Ланской сообщает, что театр продолжает работать с автором над третьим актом пьесы «Машенька» и предполагает в на
чале будущего сезона показать его в новом виде.
Николай Вирта говорит, что он с негодованием отвергает вульгарные и пошлые разговоры о заимствовании сюжета и об отсутствии драматургического мастерства в «Машеньке».
— По праву зрителя, — говорит Вирта, —- я заявляю, что советский зритель чутко переживает несчастья Машеньки и Окаемова и радостно воспринимает создание новой семьи в этом доме.
Отвечая на вопрос Р. Пельше — чем пьеса «Машенька» служит ук
реплению обороноспособности страны, — писатель Леонид Соболев в своем выступлении заявляет, • что пьеса Афиногенова говорит о высо
ких моральных качествах людей и имеет свое оборонное значение, ибо воспитывает и сплачивает моло
дежь, идущую в Красную Армию, закаляет ее чистые чувства. Об этом же говорил в своем выступлении и писатель А. Н. Афиногенов.
А. Ш.

ПЕСНИ

О НАШЕЙ РОДИНЕ

КОНФЕРЕНЦИЯ РУССКИХ

ПИСАТЕЛЕЙ

ИЗ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ
РЕСПУБЛИК
Сегодня в Москве, в клубе писателей, открывается конференция русских прозаиков и поэтов, постоянно живущих в союзных и автономных республиках.
В конференции примут участие: петрозаводский писатель Линевскнй — автор повестей «Листы каменной книги» и «Как это было»,- литерату
ровед Воронин из Мордовии — автор монографической работы «Новые материалы о поэте Полежае
ве», ашхабадский писатель Аборский—автор повести «Намур-габн», бакинский прозаик Гурунц — автор повести «Карабахская поэма» и др.
Конференция обсудит также ряд пьес периферийных драматургов, в том числе — драматурга Голосницкого из Татарин, написавшего пье
сы «Аля», «Последний день» и «Друзья», драматурга Овчинникова (из Армении) — автора пьесы «Бесстрашие», комедию крымского драматурга Фейгина «Пчелиный директор» и пьесу «Межи» драматурга Метелицы (Бурят-Монголия).
В. программе работы конференции также обсуждение творчества поэтов Павла Беспощадного из Донбасса (автор книг «Родина» и «Каменная книга»), Топчего (Харьков), Шехтера (Днепропетровск), Снегина (Ка
захстан), Иванова (Баку), Титова (Белоруссия), Крейтана (Грузия),
Бусыгина (Чувашия), Писарева (Удмуртия).
Фото М. ОЛЕХНОВИЧ

Т

ИГРЫ водятся у нас в Средней Азии и на Дальнем Во
стоке. Но из заповедников, где есть тигры, Сихотэ-Алиньский — единственный в СССР. Этот крупней
ший заповедник в нашей стране занимает территорию свыше мил
лиона гектаров: Расположен он в горной местности, в Приморской области.
Всего 200 километров нужно пройти от крайней точки заповедника до бли
жайшего районного центра. Но лишь в две недели можно преодолеть его пространство. Природа здесь дикая, необжитая. Горы — труднопроходимые. Фло
ра — густая, пышная. Характерная ее особенность — смешение северных и южных растений. Рядом с ясенем можно видеть а янскую ель- и листвен
ницу. Ель обвита диким виноградом, лиана вьется вокруг пихты.
В сентябре вся тайга наполнена протяжным, мощным ревом оленей-изюбров. Только в это время понимаешь, как много их в здешних краях. Тут есть и лоси и пятнистые олени, кабарга, косули и амурская серна, манчжур
ский и гималайский медведи, соболь и гималайская куница. Из крупных хищ
ников живут волки, рыси, россомахи и амурские тигры. Настоящие джунгли!
43има здесь ясная, все время светит солнце Но морозы сильные, до 48 градусов. Тишина зимой необычайная. Медведи спят. Копытные звери пасут
ся. но их не слышно. Только редкий стук дятла или писк синицы да
хруст снега под лыжами нарушают удивительную таежную тишину.
По снегу лучше всего следить за краеавцем-хищником. Поэтому основные работы но изучению тигров велись зимой. Первое, что нам предстоя
ло, —- определить количество тигров в районе. Для этого весь заповедник был разбит на сеть определенных маршрутов, В течение трех месяцев на
учные сотрудники ходили по диким, безлюдным местам среди гор, долин и рек в поисках тигровых выводков и следов тигра.
Я шел вдвоем с Федором Козиным — сыном известного на Дальнем Востоке тигролова. Ночевали у костра, защищая его от ветра полотнищем. 28 ночей мы провели под открытым не
бом, одолели 14 перевалов, некоторые
высотой до тысячи метров. Шли на лыжах, обшитых, чтобы не скользили, мехом. Переходы были трудными, особенно ранней весной, когда приходилось итти ночью, так как. днем сильно пригревало солнце и снег подтаивал. Порой за день не удавалось продвинуться больше, чем на 15 кило
метров. Тем не менее за три месяца мы пересекли заповедник.
Зимой 1940 года мы провели учет тигров. Обнаружили ’ их всего 13, в том числе пять — в заповеднике.
Нынешней зимой главное в работе составляло наблюдение за образом жизни тигров, их повадками. На этот раз я отправился в поход один.
Тигр — самый осторожный из хищников. Увидеть его необычай
но трудно. Обычно его изучают по следам. По ним мы не раз определяли, что час^о тигр, лежа в при
крытии, пропускал нас мимо себя. Самому мне довелось встречаться с тиграми несколько раз.
РАССКАЗ
НАТУРАЛИСТА
Нынешней зимой я увидел тигров в полкилометре от жилья. Это было в январе. Ехал я вечером по льду реки на санях и заметил след тигрицы. Тут же на берегу было несколько ворон. Это всегда Говорит о присутствии мяса или пада
ли. Сойдя с дороги в чащу, я увидел свежие следы тигрицы и тигрят. На всякий случай пригото
вил ружье и стал осторожно пробираться вперед. Вдруг из-под де
рева с шумом поднялись вороны.
Заметив наполовину с’еденного изюбра, я подумал, что тигры уш
ли, и спокойно приблизился к изюбру. В этот момент из валежницы выскочили два тигренка. Они запрыгали по направлению ко мне, но увидели меня, фыркнули и убежали. Тигрята были шестимесячные.
В нынешнем же году встретил и тигра-самца. В течение восьми дней

Напряженный

матч

ПО МОСКОВСКИМ КЛУБАМ

Театральный коллектив клуба имени Менжинского готовит к поста
новке пьесу К. Оимояова «Парень из нашего города». Режиссер спектакля — П. Ефремов
Хореографический коллектив Пен: трального клуба шоферов работает над балетным представлением «Весенний карнавал».
«Дон-Жуан» Мольера в М,осковском драматическом театре им. Баумана. На снимке: сцена из ‘2-го акта. Слева направо — Шарлотта — Е. Борисова, Дон-Жуан — К- Македонский, Матурина — Г. Ростовцева.

ДОН-ЖУАН КОМЕДИЯ МОЛЬЕРА

В ТЕАТРЕ
им. БАУМАНА
ПО СЛЕДАМ
НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ПИСЕМ
На заводе «Отанконормаль» медработник А. Тихонова в порядке общественной работы подготовила
Допризывников на сдачу норм I ( аь Но работник Кировского райкома Красного креста Высокоеова, почти никого не спрашивая, заявила, что дан
ную группу не примет, потому что кружковцы ничего не знают. А Ч€Ренесколько дней Высокоеова выдала *ту группу за свою. Вся группа сдала нормы на «отлично». ^
Об этом написал в редакцию «В. м- читатель А. Мочалов.
Письмо было направлено в горо~” ской комитет Красного креста. В ответ нам сообщают, что ?ысок2ч2а2
без ведома Кировского райкома кРг*_ ного креста, где она работала ви * штатным инструктором, договорилась ь завкомом завода «Отанконормаль» ве
сти за плату кружок ГОО. От пр - тия же норм в кружке тов. чихон вой она отказалась, чтобы показа
себя знающим, ценным работником для получения платных занятии.
За недостойный поступок, в“соко-*> вой запрещено заниматься с круж в принимать нормы ГОО.
Высокоеова исключена из состанештатных инструкторов.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ испанская ле генда под пер9м Мольера полу
чила завершенное преображение, чтобы продолжить свое триумфаль
ное шествие по литературам чуть ли не всех народов мира.
Ни хищный сластолюбец, которому вынес жестокий приговор Тирсо де Молина, ни лживый трус, осмеянный в пьесе Гольдони, ни эроти
ческие романтики, в которых Дон- Жуана превращали позднейшие западные писатели, — никто из них так блистательно не выдержал испытания временем, как мольеровский «Прометей в белокуром парике» и в камзоле вельможи двора Людовика XIV. Не об ясняется ли это тем, что Мольер на материале иностранном, легендарном и фанта
стическом создал произведение не только высоко поэтическое, но и глубоко политическое, остро злободневное для той эпохи, восторжен
но принятое зрителями его театра и вызвавшее бешеную ненависть клерикалов. Оно наносило первую пану старому режиму, который лишь через 100 лет почувствовал еще бо
лее острую боль, причиненную ему пером Бомарше.
Вот почему из } бесчисленных образов Дон-Жуана, созданных мировой литературой, наибольший интерес для советской сцены представляет герой Мольера, которого ре
шил теперь воскресить перед нами театр им. Баумана.
Этот маленький и уверенно растущий театр обладает хорошей смелостью. Недавно он поставил чеховского «Дядю Ваню»., Теперь он
у Мольера выбирает труднейшее его 1 произведение...
Мольеровский Дон-Жуан — живой и потому противоречивый чело
веческий характер. Он не только красив, отважен,, умен и остроумен; он также гуманен и щедр. И одновременно он призван собственным поведением, , своими как искренни
ми, так и притворными поступками обнаруживать фальшь и лицемерие всей морали окружающего общества. Открытый враг религии, бравирую
щий тем, что не верит ни в чорта,
ни в бога, а только в «дважды два четыре», он лицемерно разыгры
вает вернувшегося «в лоно церкви
блудного сына, чтобы показать, что под покровом религии удобнее и безопаснее предаваться порскам.
Кто же он? Сатирическое олицетворение глубоко развращенной, порочной аристократии, образ памфлета, острие которого направлено про
тив привилегии дворянства? Или выразитель атеистических, свободолюбивых и прогрессивных идей самого Мольера? И то и другое.
Мольер наносил двойной удар. Но клерикалы, церковники, иезуиты
5ыли главными и опаснейшими его врагами.
Раскрыть идейную целеустремленность комедии — такова основная задача постановки. Наш зритель, не может не возмущаться поступками Дон-Жуана и вместе с тем должеп восхищаться его обличением лице
мерия, освящающего и узакониваю
щего порок. Причину такой реакции зрителя великолепно сформулировал еще современник и враг Мольера—богослов и изувер принц Конти
вопрошавший: «Существует ли бо
лее откровенная школа безбожия, чем «Каменный гость», где, заста
вив изрекать самые ужасные богохульства атеиста, одаренного большим остроумием, автор поручает защиту религии лакею?!».
Нарушив в этой пьесе ряд канонов ложно-клаесицизма, Мольер смутил сторонников литературных догматов и тем обстоятельством, что
сделал отрицательного героя рупором своих освободительных идей.
Между тем зрители спектакля в театре им. Баумана гораздо ярче возмущаются преступным поведе
нием безнаказанного аристократа, нежели восторгаются его блестящим осмеиванием религии и лицемерия. Об’ясняется это отчасти тем, что артист К. Македонский основную нагрузку роли перенес на сатирическое разоблачение коварного покорителя женщин, отчасти тем, что режиссура внеактерскими средства
ми пытается усилить значимость монолога Дон-Жуана в пятом акте и акцентирует его музыкой. Увы, это приводит к обратному результа
ту. Смысл монолога (важнейшего для понимания философии пьесы!) теряет свою полновесность и доходчивость.
Театру надо углубить работу над образом’ Дон-Жуана, над тем, чтобы ярче прозвучали в спектакле про
грессивные мысли Мольера. В связи с этим необходимо также не
сколько «облегчить», сделать комедийнее, открыто подвергнуть сомнению и развенчанию фантастический финал. Технически он выпол
нен безукоризненно, но чересчур «всерьез», в плане былых мистических постановок «Дон-Жуана»-.
В целом же Э. Б. Краснянский и Л. Л. Лукьянов поставили спек
такль культурно, проявили тонкое чувство мольеровского стиля, суме
ли преодолеть «обозренческнй» характер структуры пьесы, в которой картины чередуются, а не вытека
ют одна из другой. Спектакль идет стройно и ритмично. В оформлении художника Н. С. Варпеха — много жизнерадостной солнечности, остро
умной изобретательности. Последняя помогает ему нарядно одеть спек
такль на очень маленькой сцене. Спорен лишь принцип движущихся деревьев, которые на глазах у зрителя превращаются в материю, чтобы снова «вырасти» в лес.
Но вернемся к актерам. К. Македонский убедительно дает почувствовать, что у Дон-Жуаона в сущ
ности холодное, эгоистическое сердце, что он презирает людей и ценит только чувственные наслаждения. Артист уверенно владеет широким жестом, ощущает стиль комедии «плаща и шпаги». Это относится и к ряду других исполните
лей —• (1 Е. Трофимову и Л. Яворскому (братья Эльвиры), к Л. Виноградову (Дон-Луис).
Вообще «претензии» у нас имеются лишь к артистке С. Беляевой. Мало страсти и гнева в ее Эльвире при первой встрече с Дон-Жуаном; поэтому пропадает контрастность второго свидания, когда в душе Эльвиры уже умерли земная любовь и жажда мщения.
Большая заслуга постановщиков и актеров — вторая картина. В
этой деревенской сцене соблюдена грань между сочными бытовыми красками и условностью «пейзан
ского» колорита, столь характерной для Мольера. Шарлотту и ее возлюбленного Пьеро превосходно ис
полняют артистка Е. Борисова и артист И. Дуванин. Это—по-настоящему свежо, трогательно, весело.
Сганареля играет Н. П. Черкасов. Играет очень мягко и вместе с тем очень выразительно, почти исчерпы
вая весь запас характеристических черт пройдохи-слуги. У Черкасова Сганарель — резонерствующий моралист, но... только на словах. Зритель все время чувствует, что предприимчивость, ловкость, смелость
Дон-Жуана импонируют Сганарелю. Черкасов играет хитрого, лукавого, корыстного Сганареля. Он как бы находится с нами, зрителями, в за
говоре: сейчас, мол, вы увидите,
что мой господин снова проделает. Сганарель у Черкасова — образ, •глубоко соответствующий духу народных комедий.
И когда под занавес пьесы Черкасов-Сганарель произносит свой финальный монолог, зрители шумными аплодисментами выражают при
знательность прекрасному актеру, как и всему этому интересному спектакли!. .
М. БЕРТЕНСОН.
2 : 1
Вчерашняя встреча на стадионе «Динамо» имела особое значение. Впервые в сезоне 1941 года в столице высту
пил в матче на первенство чемпион страны — московское «Динамо». К то
му же против динамовцев играла вновь созданная команда — «Первая проф
союзов». Новый коллектив, в котором собраны известные в стране футбо
листы, проходил своеобразный смотр, проверяя себя в тяжелом матче против сильнейшей в стране команды.
Многочисленные зрители не раз аплодировали напряженной и увлекатель
ной игре Линия нападения команды профсоюзов, от которой ожидали особо активных действий, не заставила себя долго ждать. В первые же минуты матча она предложила хороший темп. Стремительные атаки на ворота «Динамо» не прекращались. Защита с трудом сдерживала быстрого и резкого Пономарева, с большими усилиями лик
видируя атаки, возникавшие с право
го края. Много этому содействовала и точная, эффектная игра сильного вратаря «Динамо» Кочетова.
Так продолжалось 20 минут. Лишь досадные неточности в ударах по воротам спасали чемпиона от гола.
И все же первый мяч оказался в воротах «Динамо»; Забил его после
быстрой и красивой комбинации Пров охшов.
Не прошло и двух минут, как «Динамо» сквитало счет. Соловьев — самый подвижный, энергичный и неутомимый нападающий «Динамо» — получил мяч и ринулся вперед. Он сделал внезапный рывок влево, прибли
зился к воротам и точно направил в дальний угол низкий мяч.
Это еще более обострило игру. Через три минуты. Кочетов в молниеносном броске отбивает мяч. В другой раз он ловким прыжком схватывает его на мгновение раньше, чем нападающие Балаба и Проворное.
Как только начался второй тайм, нападение «Динамо» преобразилось. Это была ловко переплетающаяся и чрез
вычайно динамичная линия игроков. Быстро перестроившаяся пятерка в хорошем темпе атаковала ворота противника.
В нападении пропало обычно принятое разделение ролей: игроки, меняясь местами, ускоряли темп. Это бы
ли минуты наивысшего напряжения игры динамовских форвардов. Как всегда, верным помощником нападения оказался полузащитник Палыска, умею
щий быстро переходить из защиты в атаку. Палыска, прекрасно разобрав
шись во всей этой организованной «кутерьме», затеянной динамовским напа
дением. в самый острый момент ока
зался у мяча и забил на шестой минуте второй гол.
Дальнейшие. обоюдоострые атаки не дали результата. «Динамо» ушло с поля победителем со счетом 2:1.
Хорошее впечатление своей волевой и стремительной игрой произвела пер
вая команда профсоюзов. Отдельные неровности в игре после ряда матчей могут быть устранены. По вчерашней встрече можно сказать, что это — грозный соперник в любом матче и с лю
бым участником первенства. Ведь иног
да проиграть — еще не значит быть, побежденным.
Г. Колодный.
он дважды проходил по льду река в 40 метрах от дома, где я жил. Однажды в сумерках, когда я пилил дрова, тигр поднялся на бе
рег, приблизился под прикрытием чащи на небольшое расстояние, рассмотрел меня из-за дерева и спокойно ушел.
Наблюдая за тиграми, мы изучили их образ жизни. Тигр ходит по следам своей жертвы. Увидя ее, оя
заходит против ветра (чтобы зверь его не почуял) и залегает под ку
стом или стволом дерева. Он ловит
жертву преимущественно ночью. Тигр мгновенно бросается на нее, опрокидывает при прыжке и почти в тот же миг убивает острыми ше
стисантиметровыми клыками, проку
сывая шейные позвонки. Поймав добычу, тигр лежит около нее, по
ка не с’ест. Это продолжается 5— 10 дней. Затем сытый хищник от
правляется в путешествие, покрывает огромные расстояния, не обращая никакого внимания на зверей
Много ли с’едает тигр? Как показали наблюдения, молодой тигренок с’едает больше 100 килограммов мяса в месяц, взрослый —
около трех тонн в год. Едят они
кабанов, изюбров, лосей, а иногда, как удалось однажды видеть, вы
лавливают из берлоги медведицу с медвежатами.
В тайге, в окружении массы зверей, служащих для них лакомой пищей, тигры безвредны для до
машних животных (за исключением собак) и безопасны для людей. При встрече с людьми тигр ухо
дит. За последние 20 лет на Даль
нем Востоке не известно ни одного случая, чтобы тигр напал на че
ловека. Здесь можно спокойно разводить тигров. Но хотя это эко
номически очень выгодно (живой
тигренок стоит 7 тысяч рублей, а шкура тигра — всего 500 рублей), все же до сих пор тигры у нас не разводятся, а уничтожаются. По
этому на всем советском Дальнем Востоке сейчас насчитывается лишь несколько десятков тигров.
Результатом нашего двухлетнего труда является предложение: запретить на определенный срок охо
ту и отлов тигров, чтобы после
увеличения поголовья этого зверя начать вылавливать его для зоо
парков и зооэкспорта. Это даст возможность сохранить тигра в диком виде, что, несомненно, представляет большую культурную и научную ценность.
„ДИНАМО —
ЧЕМПИОН МОСКВЫ
ПО БИЛЛИАРДУ
Закончился розыгрыш командного первенства Москвы по биллиарду. В последнем, пятом, туре лидер первенства «Динамо» встретился с командой Дома инженера и техника им. Дзержинского. Матч прошел в острой борь
бе. Большинство встреч закончилось вничью. Лишь третий кий «Динамо»—
Воротовский и девятый — Медведев выиграли по две партии у своих про
тивников — Кошанского и Васильева. В хорошем стиле выиграл обе партии Пурник (Дом инженера и техника)
у Дворникова. Счет матча — 43 : 37 в пользу «Динамо».
Набрав 10 очков из 10 возможных и проведя все соревнование в хорошей спортивной форме, команда «Динамозаслуженно завоевала почетное звание чемпиона Москвы но биллиарду.
В составе команды-победительницы играли- чемпион Москвы Кобзев, Парамонов, Воротовский, Дворников, Гри
дин, Приэезенцев, Кункес, Никифоровский, Цыганков, Рубанчик, Радованский, Российский и Медведев.
Борьба за второе место в турнирной таблице развернулась между «Опартаком» и «Строителем», которым в послед
нем туре пришлось встретиться друг с Другом Матч прошел ’ очень напря
женно. После девяти игр у «Спартакабыло преимущество в 4 очка. Чтобы «закрепить этот перевес, «Спартаку» достаточно было добиться хотя бы ни
чейного результата в одной из двух оставшихся партий. Однако игрок «Спартака» не явился на соревнование, а представитель и капитан команды не позаботились поставить на его ме
сто запасного. За неявку противника «Строителю» было зачтено б очков, что дало ему выигрыш матча со счетом 40 :33 и второе место в таблице. На третьем месте остался «Спартак».
Из игроков «Строителя» следует отметить Виленского, весьма успешно
выступавшего первым кием за свою команду. Несмотря на то, что Виленскому пришлось встретиться с лучши
ми игроками Москвы — Кобзевым («Динамо»), Миляевым («Спартак»), Ко
четковым («Торпедо») и Четвертаковым (Дом инженера и техника), он не про
играл ни одной встречи, сделав пять ничьих в пяти турах. Этот успех Ви
ленского свидетельствует о высоком
классе его игры и ставит его в ряд с сильнейшими московскими биллиардистами.
Четвертое место в розыгрыше заняла команда «Торпедо», выигравшая матч у «Старта» со счетом 40 : 38. Нг пятом месте остался «Старт» и на ше стом — команда Дома инженера и тех ника им. Дзержинского.
Соревнования на первенство Москвы по фехтованию во Дворце физкультуры «Крыльев советов». На
снимке: бой на рапирах.
Фото Г. ЯБЛОНОВСКОГО

НОВОСТИ ИНОСТРАННОЙ

ТЕХНИКИ

Танки
амфибии
На одном из военных заводов в Данедине (штат Флорида, США) скон
струирован танк-амфибия для морского флота США. Танк может передвигаться по суше, воде и болотам и носит название «Аллигатор»,
Испытания двухсот образцов этих танков показали, что «Аллигаторы», спущенные вместе с находящейся в
них командой с судна на воду на большом расстоянии от суши, дости
гают последней со скоростью 16 километров в час.
Новый аппарат
профессора Нильса Бора
Немецкая газета «Гамбургер фремденбдат» сообщает, что известный датский исследователь атома профессор Нильс Бор изобрел новый аппарат для лечения больных раком при помощи радиоактивных лучей высокого напряжения.
В своей работе над конструирование* нового аппарата профессор Бор основывался на собственном опыте и наблюдениях, сделанных им при изучении лучей радия. До настоящего времени имелся лишь один аппарат подобного типа, изобретенный калифорнийским профессором Лауриц. Кон
струкция нового датского аппарата имеет значительные преимущества перед американской. Она проще и дешевле.
Одновременно в лаборатории профессора Нильса Бора ведется работа над изготовлением искусственного радия*
Последний имеет огромное значение для лечения заболеваний раком внутренних органов. Искусственный радий через сравнительно короткое время теряет свои специфические радиоактив
ные свойства. Он не дает никаких
осложнений при введении препарата непосредственно в кровь. Применение лучей настоящего радия дает менее эффективные результаты.
Ответственный редактор М. М. ПОЗДНОВ.
АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬ СТВА: Потаповский пер., $ (со стороны ул. Кирова, ул. Чернышевского и Чи
стых прудов). ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ
РЕДАКЦИИ: Городского хозяйства —« К-4-63-24, Литературы и искусства — К-3-52-77; Иностранного — К-5-28-01; Информации и спорта — К-3-13-45;
Иллюстрационного — К-з-28-92; Писем — К-0-80-25; Секретариата — К-5-20-М.
ИЗДАТЕЛЬСТВО — К-0-15-80, доб. 42. Отдел об’явлений — К-4-18-45.
На-днях приехал в Москву старший научный сотрудник Сихотэ-Алиньсного заповедника Л. Г. Капланов, закончив
ший интересный труд по изучению тигров. Приводим
его рассказ.