Школьник Виктор Дзюба — активный осводовец. Он имеет два слу
чая спасания на воде.
Фото Н. НАРСКОГО.
ИЗ ПИСЕМ В РЕДАКЦИЮ

ДВЕ

СТОЛОВЫЕ

С асфальта Михайловского провала я свернул в ворота и очутился на грязном дворе на территории мясокомбината. Минуя кучи мусора, добрался до столовой.
В полутемном, неопрятном коридорчике, у крохотного окошечка кассы болтается клочок бумажки — меню столовой. Читать бумажку трудно, гак как лампочка с потолка из-под густого слоя пыли светит тускло.
В большом неуютном зале столовой полно народу. Мутные стекла окон скупо пропускают свет.
В столовой не принято снимать верхнюю одежду и мыть руки.
Официантки в засаленных халатах гремели посудой, сердито молчали, демонстративно не - торопились об
служить ожидающих обеда. Вилок не подавали. Котлеты ели ложками. К компоту чайных ложек также не оказалось. Уборщица усердно мела сухой шваброй пол, поднимая облайо пыли.
Решил пойти в другую столовую — № 771 Таганского района. Там меня встретили уют, вежливый н предупредительный прием.
Снял пальто, вымыл руки. Ковровая дорожка вела в зал столо
вой. На столах — чистые белые скатерти, цветы в вазах, примулы в горшках. На стенах — картины, на окнах — тюль, на дверях — тяжелые драпри. Официантки в бело
снежных фартуках без излишней суеты, быстро и внимательно обслуживали посетителей.
Под влиянием чистоты и уюта постепенно уплывало из памяти неприятное впечатление от первой столовой. Но уходя из культурной столовой !№ 771, я решил все же напомнить санитарному надзору о существовании столовой мясокомбината.
Б. ПАРАМОНОВ.

РАЗРУШИЛИ ДЕТСКУЮ

ПЛОЩАДКУ

Во дворе нашего дома (Петровка, (86) в течение 11 лет существовала Г щадка для детей. Построена она Гила фундаментально, на бетонных столбах, обнесена чугунной решеткой. Сооружение ее обошлось в десяток тысяч рублей.
Площадкой пользовались не только дети, но и взрослые. В хорошую погоду жильцы после работы отды
хали на площадке, читали газеты, вграли в шахматы. И вот пришед
ший недавно управдом т. Сербин одним махом уничтожил площадку.
Коллективный письменный про
тест жильцов не дал никаких ре8ультатов.
Вообще т. Сербин проявляет большую склонность к разрушительным действиям. Во дворе растут вековые деревья. Одно нз них было немного заболевшее. Прежние управ
домы приглашали садовника и при
нимали меры к спасению дерева. Новый управдом зимой спилил это вековое дерево на дрова.
ГОНЧАРОВ, ФЕДОРОВ и др. (всего 18 подписей)

СИГНАЛЫ ПРИНЯТЫ

В № 94 «В. М.» было опубликовано письмо читателя О. Гордейчика о толчее при посадке на станциях приго
родного сообщения железной дороги
им. Дзержинского. Автор предлагал ввести на крупных станциях такой же порядок посадки в электропоезда, какой введен недавно на Курском вокзале, где очередь заранее устанавливается у каждого вагона в отдельности.
Нам сообщают, что пассажирская служба дороги им. Дзержинского одо
брила это предложение. В настоящее время такой порядок посадки вводится на всех станциях от Москвы до Подольска включительно.

В № 304 «В. М.» было опубликовано письмо читательницы Т. Зориной
о том, что из специальных почтовых ящиков зеленого цвета, предназначенных длй местных писем, которые дол
жны доставляться адресатам в тот же день, корреспонденция выбирается вместе с письмами из обыкновенных ящиков синего цвета.
Краснопресненская контора связи нам сообщает, что начальнику отдела сор
тировки указано на недопустимость такого явления. В настоящее время зеленые, ящики очищаются в отдельные сумки с отличительными знаками.
ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

«СКОЛЬКО ЖЕ ТКАНИ

ПОЙДЕТ НА РУБАШКУ?»

Под таким заголовком была напечатана в № 96 «В. М.» заметка, в ко
торой указывалось, что в мастерских «Москоолшвойбелье» на пошивку мужской рубашки «фантази» берут три метра шелковой материи двойной шири
ны и не возвращают остатков. При пошивке коротких дамских платьев
требуют столько же материи, сколько брали раньше на длинные.
Заместитель заведующего отделом торговли промтоварами Наркомторга СССР тов. Бялясный нам сообщает, что в настоящее время разрабатыва
ются новые нормы расхода ткани при пошивке из материалов заказчиков.
К ИТОГАМ СЕЗОНА
В МОСКВЕ

Андровская и Яншин

В СПЕКТАКЛЕ «ШКОЛА ЗЛОСЛОВИЯ» КОГДА я думаю об исполнении
М. М. Яншиным роли сэра Питера Тизл в комедии Шеридана «Школа злословия», прежде всего мне приходит в голову мысль об уважении.
Яншин замечательно играет сэра Питера, он, как принято говорить, сросся с ролью, вжился в образ, он великолепно, с подлинным . актер
ским мастерством перевоплотился в этого пожилого сэра Питера, неле
пого человека, сметного в своем гневе, находящегося под башмаком у своей жены—леди Тизл, — кото, рая намного моложе его и которая кажется совсем его не любит.
Да, все это так. Это верно. Но только отчасти. Основное зерно, сущность игры Яншина я вижу в том, что актер Яншин уважает сэра Питера Тизл из комедии Шеридана.
Мы часто отмечаем, что тот или иной актер любит изображаемого им героя. И правильно делаем, что отмечаем. Любить —• это очень важно. Но не менее важно и уважать. Яншин уважает сэра Питера. Что это значит? Да очень просто. Яншин верит, что все переживания сэра Питера—настоящие, подлинные душевные переживания. Ни разу за весь спектакль не усумнился в этом Яншин, и нет поэтому в игре его ни одной фальшивой интонации, ни одного пустого жеста.
Какие богатые возможности открылись перед актером, которому предстояло играть обманутого старо
го мужа. Сколько трюков можно было бы придумать, сколько смеха вызвать в зрительном зале. Но это означало бы, что актер Яншин просто посмеялся бы над сэром Питером. И только.
Но ведь актер Яншин все равно подсмеивается над изображаемым им сэром Питером. Яншин, я бы сказал, весь спектакль смотрит на сэра Питера слегка прищуренным, ироническим глазом. Но за всем этим — подлинное уважение к поступкам и переживаниям сэра Пи
тера. Ирония вовсе не пропала. Больше того, она потому такая красочная, такая театральная, что Яншин верит сэру Питеру.
Это и есть искусство, подлинное, честное, нескомнромегированное трюками, которые отнюдь не искусство,
а искусственность, следовательно ложь. Яншин уважает сэра Питера,
и только этим он завоевывает себе право над ним посмеиваться, а следовательно завоевывает право иг
рать по-настоящему комедийно. Яншин уважает сэра Питера, а зритель уважает Яншина. Яншин признал сэра Питера человеком, зрительный зал признал Яншина актером.
Поэтому увлекаемый актерским мастерством Яншина замирает зрительный зал, когда плачет сэр Пи
тер,. обиженный до глубины души
своей женой. Поэтому зритель как бы подталкивает сэра Питера, когда он идет мириться с леди Тизл. Зритель участвует всей душой в том,
что происходит на сцене. Он видит, он верит, что его не обманывают.
Это и есть подлинный театр.
А стоило ли вызывать у зрителя душевное волнение за судьбу сэра Питера, стоило ли показывать, что обманутый муж — это совсем не смешно, а страшно, что обманутый муж — это прежде всего обману
тый человек? Не нарушилась ли благодаря этому комедийность спектакля? Я думаю, что по этому поводу можно сказать так: только по
тому, что так сыграл Яншин роль сэра Питера, и получился интересный комедийный спектакль. А до
казательством этого утверждения является то, что очень много и не
поддельно весело смеется зритель на этом спектакле. Зритель не смеется только там, где нужно плакать. В этом заслуга Яншина, в этом за
слуга Н. М. Горчакова, с большим мастерством и вкусом поставившего спектакль.
А сколько у нас таких комедийных спектаклей, на которых зрителей заставляют смеяться там, где
он, зритель, должен был бы задуматься!.. Это не искусство. Это об
ман. В комедии жизненная правда вовсе не может быть узурпирована. Комедия вовсе не есть некий умышленный жанр, в котором разрешается лгать и вообще все разрешает
ся, как полагают некоторые весьма наивные люди. Яншин, создавая об
раз сэра Питера, помнил только о жизненной правде. Только ц ней стремился. Он как бы забыл, что играет комедию, и поэтому его ис
полнение роли сэра Питера вышло одним из лучших комедийных исполнений советского театра.
Леди Тизл (О. Н. Андровская) не любит мужа — сэра Питера. В голове леди Тизл много сумасбродства. Леди Тизл всецело находится
под влиянием леди Снируэл, председателя академии злословия, подлейшей женщины. Леди Тизл пришла на любовное свидание к нич
тожному, гаденькому Чарльзу Серфэсу. Й тут встретилась она с сэром Питером. Леди Тизл не стала лгать и притворяться. Она сказала прав
ду сэру Питеру. Она увидела его глаза, полные горя. Она поняла все различие между ним, благородным и честным, и подленьким Чарльзом Серфэсом.
Впервые стала леди Тизл человеком, выросла сразу, из пустенькой кокетки превратилась в умную женщину.
Очень трудная роль.
Могла ли стать человеком леди Тизл так, вдруг, если бы в ней не жили задатки подлинного человека с первого ее появления перед зри
телем? Конечно нет. Это было бы только эффектно, только театраль
но. В этом не было бы правды. Но ведь до момента перерождения ле
ди Тизл в роли как будто со
всем нет материала, на котором можно было бы показать задатки
человека в леди Тизл. До момента перерождения она сварлива, жестока, предельно эгоистична.
Можно было бы пойти только на эффект, на театральность без прав
ды. Но тогда сцена перерождения леди Тизл была бы сентиментальной, слащавой, приторной. Эта сце
на может быть вызвала бы слезы у зрителей, но она никогда не вызвала бы душевного волнения, ко
торое вызывается только подлинной драмой и которое враждебно сентиментализму.
Артистка О. Н. Андровская не пошла на это. С первого момента мы видим леди Тизл грубую, эгои
стичную, сумасбродную, но за всем этим мы угадываем в ней человека
с хорошим сердцем. Андровская играет, не соблюдая, так сказать, пропорций, она играет смело, обнару
живая эТим подлинный талант. Она подводит зрителя к грани. Вот-вот мы не поверим в хорошие душевные задатки леди Тизл, так холод
но и жестоко обращается она с нежно влюбленным в нее сэром Пи
тером. И на какую-то долю времени мы не верим. Андровская, повто
ряю, играет, не соблюдая пропорций между добром и злом, она играет крупно, широко.
Леди Тизл, сидя за ширмой в квартире Чарльза Серфэса, слышит,
как сэр Питер говорит о том, что он составил завещание в ее пользу. Этим Шеридан хотел содейство
вать перерождению леди Тизл. Мне думается, что Андровской эта часть разговора с Чарльзом Серфэсом совсем не нужна. Андровская сыграла сложную леди Тизл, многогран
ную леди Тизл. И в том, что леди Тизл в исполнении Андровской стала человеком, в том, что она признала сэра Питера, завещание,- составленное сэром Питером, не сыграло никакой роли. Тут Андров
ская пошла вразрез с Шериданом, тут она его победила. Только ис
ключительное дарование позволяет на сцене облагораживать изображае
мых людей, делать их сложнее, душевно богаче, чем они даны драматургом.
Выше я упоминал о честности. Мне думается, что спектаклем «Школа злословия» Художественный те
атр еще раз продемонстрировал свое честное служение искусству. Во всем спектакле в соревновании театрального эффекта с правдой жиз
ни — победа на стороне правды. И потому-то так подлинно эффектен этот замечательный спектакль.
Конст. ФИНН.

ПЕСНИ КРАСНОЙ АРМИИ

ДЛЯ ПЕНИЯ В ПОХОДЕ
Красная Армия ждет от советских композиторов походных строевых песен — ритмически крепких, бод
рых по настроению, мелодически и гармонически ясных и удобных для пения в походе.
Многое из того, что написано и пишется нашими авторами, далеко не всегда отвечает существующим потребностям.
Вчера секция оборонной музыки союза советских композиторов про
слушала свыше 20 походных песен. Только одна из них — композитора П. Акуленко «Шире шаг» (на стихи С. Алымова) — может быть названа настоящей строевой песней.
Некоторые из песен (Г. Черешнева, Г. Брука, Д. Салнмана-Владимирова, В. Кочетова и др.) представ
ляют известный интерес по музы
кальному материалу, но часто не удовлетворяют всем требованиям для пения в* строю.
Значительная часть представленных песен просто неинтересна либо по музыке, либо по тексту. На ра
боту с поэтами секции оборонной музыки надо обратить особое внимание, более тщательно отбирая песенные тексты.
Композиторы должны с большей творческой ответственностью отнес
тись к стоящей перед ними задаче— созданию песен для Красной Армии.

НОВАЯ

ПРОГРАММА

АНСАМБЛЯ
НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ
Государственный ансамбль народных танцев СССР готовит новую программу для своих выступлений.
Коллектив покажет народную монгольскую сказку «Цам» (танец масок), с которой москвичи познакомились в исполнении бурят-монголь
ских артистов во время декады.
Эту сказку ставит художественный руководитель ансамбля И. Моисеев.
Будут показаны также жанровые картинки — «Краснофлотцы» (по
становка В. Вайнонена), «Новобра
нец» (постановка И. Моисеева) к другие.
Ансамбль работает и над циклом народных танцев различных национальностей.-
Заключительный номер новой программы •— массовая русская пляска в постановке И. Моисеева.

САМОДЕЯТЕЛЬНАЯ

ОПЕРА И ОПЕРЕТТА

Московский Дом художественной самодеятельности организует просмотр всех московских самодеятель
ных оперных и опереточных коллективов.
В Доме культуры имени Горького профсоюза рабочих хлебопекарной Промышленности 24 мая будет показан монтаж оперы «Евгений Онегин» (руководитель И. Спасский).
Оперный коллектив поселка имени 1905 года покажет на смотре оперу «Запорожец за Дунаем» в постановке Б. Шибанова. Спектакль со
стоится 28 мая в театре имени Ленина.
Оперный коллектив клуба Наркомвнешторга покажет «Травиату», клуб Наркомсовхозов — «Царскую невесту», клуб финбанковских работников — «Севильского цирюльника».
Оперетту «Взаимная любовь» покажут коллективы Дворца культуры завода имени Сталина и Централь
ного клуба строителей. Коллектив клуба имени Зуева участвует в
смотре двумя постановками —- «На берегу Амура» и «Сорочинская ярмарка». Последнюю оперетту по
кажет и молодой коллектив завода «Серп и молот».
До 1 июля будет просмотрено свыше 15 самодеятельных коллективов оперы и оперетты.
НОВЫЕ ННИГИ
★ «ПОГРАНИЧНИКИ ИДУТ ВПЕРЕ ДИ» — книга Льва Канторовича об освободительном походе Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию выпущена в Гослитиздате. Книга иллюстрирована рисунками автора.
★ «ИСТОРИЯ ПУТИЛОВСКОГО ЗА ВОДА» — книга, подготовленная Ле
нинградским институтом истории ВКП(б) (филиал Института Маркса — Энгель
са — Ленина), выпущена Госполитиздатом. В книге рассказана 128-летняя история одного из старейших русских заводов.
Народная артистка РСФСР Ольга Николаевна Андровская и заслуженный артист РСФСР Михаил Михайло
вич Яншин.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОРТРЕТЫ
ПОБЕДА
ЛЕНИНГРАДСКОГО
«ДИНАМО
ЛЕНИНГРАД, 23. (По телефону. Наш корр.). Вчера в Ленинграде состо
ялся первый в сезоне матч на первенство страны по футболу. Встре
чались команды «Динамо» Минска и Ленинграда.
Уже на 9-й минуте центр нападения ленинградского «Динамо» Бизюков с подачи Алова головой забил в ворота Минска первый мяч. Через ми
нуту судья зафиксировал второй гол, красиво и точно забитый издали тем же Бизюковым. 2 : 0.
На 29-й минуте второго тайма Бизюков забил третий гол.
Ленинградское «Динамо» уходит с поля победителем со счетом 3:0.

ВТОРОЕ ПОРАЖЕНИЕ „СПАРТАКА“

МАТЧ
В СТАЛИНО
Вчера экс-чемпион страны по футболу — московский «Спартак» играл четвертый матч на первенство ОСЮР.
Команда встретилась с футболистами «Стахановца» на стадионе в Оталино. Присутствовали 12 тысяч зрителей.
Энергичная команда Донбасса не только оказала упорное сопротивление столичным футболистам; дружными атаками она сумела поставить «Спартак» в тяжелое положение.
Первый, мяч был забит в ворота «Спартака» на 10-й минуте правым краем «Стахановца» — игравшим в свое время в Москве Смысловым. До перерыва счет 1:0 не изменился.
Во втором тайме «Стахановец» провел в ворота москвичей еще два мя^а. Один из них был забит с 11-метрово
го штрафного удара защитником Би-. кезиным, а другой — полуправым нападающим Юрченко.
Таким образом «Спартак» проиграл очередной матч на первенство СССР со счетом 3:0, набрав после четырех игр 3 очьса из 8 возможных.
Команду «Стахановца» тренирует тов. Дангулов.
В прошлом году оба матча выиграл «Спартак» — 2:0 и 2:1.

Сегодня наш сотрудник связался по телефону с городом Огалино. В обла
стном комитете по делам физкультуры и спорта нам сообщили следующее:
— Матч прошел при переполненном стадионе. Хорошая погода благоприятствовала игре., В команде «Стахановца» играли: вратарь Скрипченко, защитники Бикезин и Мазанов, полуза
щитники Краеюк, Кузнецов и Смагин, нападающие Смыслов, Юрченко, Коно
ненко, Исаев, Путятов и Несмеха (один нападающий был заменен).
«Спартак» вышел на поле в таком составе: Акимов, Малинин и Вас. Со
колов, Кочетков, Габовский, Семенов, Степанов, Корнилов и др.
По окончании матча на поле произошел возмутительный случай. Игрок московского «Спартака» В. Степанов сильно ударил футболиста команды «Стахановца» правого полузащитника Красюка.

Надо думать, что Комитет по делам физкультуры и спорта при СНК СССР немедленно примет строгие меры против хулиганского поступка футболиста В. Степанова.
ГРЕБНОЙ СПОРТ
В МОСКВЕ
загребной играет на лодке роль «первой скрипки», дает темп и ритм. По нему равняются все гребцы. 1 Функции гребца № 7 подобны роли загребного. Следующих двух гребцов называют «машинным отделением». Это — самые физически сильные гребцы, обладающие мощным гребком. Особые функции у гребцов «N««N1 1 и 2. Они содействуют балансу лодки.
Около 2.000 москвичей занимается академической греблей. В последние годы ими были одержаны большие
победы на всесоюзных соревнования* и на матче с ленинградскими гребца* ми, которые долгое время считались! непобедимыми. Москвичи победили ле
нинградцев в прошлом и позапрошлом годах, выиграв из девяти заездов во* семь.
Классическая дистанция гонки —- 2 тысячи метров. Обычно наивысшую скорость развивают мужские восьмерки на скифах. Они идут до 19 километров в час.
Однако масштабы развития греблй резко расходятся с тем интересом, ко
торый проявляет молодежь к этомМ прекрасному виду спорта. Академиче
ских судов имеется свыше 200, но! треть из них лежит мертвым грузом* так как нет станций.
Не больше 12 спортивных обществ! уделяет внимание этому виду спорта* Напротив, кое-где секции гребли в этом году ослабили свою деятельность.
Это относится к «Авангарду», «Науке», «Энергии», «Монолиту», «Водникуи др.
Слабо занимаются греблей и в таком мощном спортивном обществе, как «Динамо», когда-то имевшем сильный
коллектив гребцов. Плохо развита в столице гребля и на простых судах.
Хочется думать, что предстоящий сезон гребного спорта будет в центре внимания наших спортивных организа
ций. Новые тысячи хороших гребцов могут восполнить пробел прошлых лет,
Ю. Калугин, председатель секция гребного спорта Московского комитета по делам физкультуры н спорта.

На снимке: гребцы «Опарта-ка» проводили сегодня утром на Москва-реке прикидку к эстафете на приз «Вечер
ней Москвы»; восьмерка подходит в финишу.
Фото Г. ЯБЛОНОВСКОГО.

Карликовый

плодовый сад

ОПЫТ САДОВОДА КУЗЬМЕНКО
Небольшие деревца еще не успели надеть весеннее убранство. Но уже в июне нежнорозовые чудесные цветы скроют их ветки: карликовые яблони
цветут особенно густо, крупными цветами. Плоды их также крупнее обыч
ных. Огромные, весом больше полукилограмма, золотистые, они отягчают ветки.
Садовод-любитель т. Кузьменко уже в течение десяти лет занимается выращиванием карликовых яблонь. У него в Быкове—в поселке им. 1 мая—при даче есть небольшой плодовый сад. За живой изгородью мохнатых темнозеленых елей расположились яблони, аме
риканские сливы, вишни лучших мичуринских сортов. Здесь же есть коллекции крыжовника и малины. Плодо
вый сад дает отличный урожай. Но особенно много плодов дают Карлико
вые яблони. О восьми летних деревьев можно снимать до 96 килограммов (6 пудов) яблок.
Взрослые карликовые яблони не превышают полутора метров. Площадь для них нужна во много раз меньшая.
В Московской области обычные яблони сажают на расстоянии 6—8 метров друг от друга, а карликовые — на расстоянии 2—3 метров. Большой корень до
ставляет растению обильное питание, поэтому оно начинает рано плодоно
сить. При хорошем уходе в отличие от обычных карликовые яблони дают урожай каждый год. Плодоносят они до 30 лет.
Интересно, что в самые жаркие дни, когда земля раскалена, многие сорта карликовых яблонь чувствуют себя отлично. Суровую зиму 1939—40 г. карликовые яблони перенесли также отлично.
Как же вырастить эти замечательные деревца?
Константин Иванович Кузьменко рассказывает подробно:
— Косолаповская пара диз ха, или так называемая райка, не плодоносит. Если на ней привить не буйнораетущую яблоню, получится карликовое растение. На парадизку лучше всего приви
вать славянку, бессемянку Мичурина,
астраханскую белую, астраханскую красную, антоновку — сорта, которые хорошо переносят холод. Большие преимущества имеет также прививка боровинки крапчатой, не требующей перекрестного опыления.
Для прививки нужно взять одно-двухлетнюю парадизку. Верхнюю часть ее
надо срезать, оставив у корня ствол в 3—4 сантиметра. Черенок яблони, ко
торый будет привит на парадизку,
должен иметь 3—4 глазка. Срезы на- , до производить наискось. Место прививки лучше всего обмотать изоляци
онной лентой. Чтобы приживление шло быстрее, над деревцем надо насыпать холмик земли с расчетом, чтобы верхний глазок оказался на 3 сан
тиметра под землей. Через две недели холмик надо осторожно сверху раз
рыть и посмотреть, в каком состоянии находится почка. Она уже должна начать развертывать листок. Когда поч
ка превратится в маленький побег, холмик уже не нужен. Изоляционную же ленту снимают только тогда, когда
молодой побег имеет не меньше 19 сантиметров в длину.
Так как за вегетационный период растение вырастает на 1 —1,5 метра, на следующий год ранней весной его опять срезают на 30—35 сантиметров выше места прививки. К концу лета на яблоне уже будет небольшая крона.
Мочковатый корень карликовой яблони идет близко от поверхности зем
ли, поэтому ему надо дазать больше удобрений, ежегодно чередуя химиче
ские с минеральными. Четырехлетняя карликовая яблоня начинает плодоно
сить. Полное же плодоношение у нее начинается с 6 лет.
Карликовые деревья хорошо высаживать в междурядье в садах, пострадавших от мороза.
Срезанную ветку парадизки при прививке не надо выбрасывать, а разрезать на кусочки по 15—20 сантимет
ров длиной и поместить в банку о слабым раствором марганцево-кислого
Калия на 36 часов. После этого черенки достаточно воткнуть в землю, чтобы они хорошо укоренились.
Разведением карликовых яблонь за»- нимаются еще некоторые москвичи. Хорошие урожаи получает от карликовых яблонь агроном Зинченко, имеющий плодовый сад в Пушкине.
О. Р. Ответственный редактор
М. М. ПОЗДНОВ.
АДРЕС. РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬ СТВА: Потаповский пер., $ (со стороны ул. Кирова, ул. Чернышевского в Чи
стых прудов). ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Городского хозяйства —
К-4-63-24; Литературы и искусства — К-3-52-77; Иностранного — К-5-28-01; Информации и спорта — К-3-13-45;
Иллюстрационного — К-5-28-92; Писем— К-0-60-25; Секретариат» — К-5-20-53.
ИЗДАТЕЛЬСТВО — К-0-15-80, доб. 42, Отдел об’явлений — К-4-18-45.
ПОКАЗ
В ТАШКЕНТЕ
В текущем году в Ташкенте предполагается провести показ каракалпакского искусства.
Государственный каракалпакский музыкально-драматический театр пм. ГС С. Станиславского уже начал го
товить музыкальную драму «Алпамыс» Давкараева по материалам одноименного эпоса каракалпакского народа. Вторая пьеса, которая будет показана, — музыкальная драма «Коклен-батыр» Дарибаева.
Лучшие образцы национального музыкального, вокального и танцевального искусства будут продемонстрированы на специальном концерте. В нем примут участие на
родные бах ши, шайры, коллективы художественной - самодеятельности. Всего в показе каракалпакского искусства примут участие 150 человек.
Во время показа в Ташкенте откроется выставка изобразительного
искусства Кара-Калпакии, готовится к изданию книга «Искусство каракалпакского народа».

КИШМИШЕ

ИСКУССТВО

«В. Маяковский» — скульптура И. М. Чайкова.
Фото Ю. ГОВОРОВА.

„Букурия

ФИЛЬМ - КОНЦЕРТ.
ПОСВЯЩЕННЫЙ МОЛДАВСКОМУ
ИСКУССТВУ
Одесская киностудия художественных фильмов приступила к. постановке фильма-концерта «Букурия», посвященного искусству народов Молдавской ССР.
В беседе с нашим сотрудником директор Одесской киностудии Д. А. Познанский сообщил:
— Фильм «Букурия», постановку которого осуществляет режиссер
М. Билинский по своему сценарию, — это своеобразное киноревю, показывающее искусство освобожден
ного бессарабского народа. В с’емках картины примут участие луч
шие профессиональные коллективы и исполнители, а также представители художественной самодеятельности Молдавской республики.
В фильме-концерте будут засняты выступления ансамбля Молдавской филармонии «Дойна», джаз-оркестра иод управлением Арановича, еврей
ской актрисы Сиди Таль, молодой певицы Молдавской филармонии Стефанеску и других.
Кроме молдавского искусства в фильме будет представлено также искусство болгарского и цыганского народов.
Фильм-концерт «Букурия» закончится массовой пляской. Участники исполнят популярный танец «Молдаванеску».
Семки фильма будут производиться в Молдавии и в павильонах Одесской киностудии.
Коллектив Одесской киностудии прилагает все усилия, чтобы закончить этот фильм к первой годовщине со дня освобождения Бессарабии от гнета румынских бояр.

МУЗЫКАЛЬНАЯ

МАСТЕРСКАЯ В ЗАРЯДЬЕ

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАРОДНЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ
В маленьких комнатах дома, стоящего в одном из тихих переулков бывшего Зарядья, недалеко от площади Ногина, тесно и шумно. Здесь помещается мно
гонациональная семья музыкальных инструментов, собранных со всех кон
цов Советского Союза, — балалайки и домры, киргизские кыйяки и татарские кураи.
Лучшие советские мастера—специалисты по народным смычковым и щип
ковым инструментам С. Буров, Е. Хромов, П. Платонов — заняты экспери
ментальной работой по реконструкции народных инструментов, приближают их к более совершенным инструментам симфонического оркестра Сохраняя спее цифику тембрового звучания, нацио
нальную внешнюю форму, народные инструменты получают хроматический звукоряд, «обзаводятся семьей», сЪстоящей из целой оркестровой группы инструментов своего типа. Подобная ре
конструкция народных инструментов даст возможность исполнять на них более4 сложный репертуар из произведений мировой классики.
Экспериментальная мастерская возникла по инициативе ее теперешнего директора П. А. Шошина. Работники ма
стерской уже имели случай увидеть конкретные результаты своей деятельности на одной из последних декад национального искусства — бурят-мон
гольской. В заключительном концерте этой декады приняла участие оркест
ровая группа бурят-монгольских хуров, сохранивших свою >форму и своеобразие тембра и вместе с- тем ставших более звучными и совершенными.
В некоторых городах Чечено-Ингушетии можно встретить целые оркестры
усовершенствованных дечк-иондуров. К предстоящей декаде; татарского искусства в мастерской реконструированы домбры и духовые кураи. Сейчас в ма
стерской ведется также работа над ойротскими топшурами и икелй, из ко
торых будет создан оркестр Ойротского радиокомитета.
Фото Вл. МИНКЕВИЧА.
«Мили делают чемпионов». Эта фраза принадлежит австралийцу Стиву Ферберну, популярному тренеру по академической гребле. Произнося ее, Ферберн утверждал, что шансы стать чемпионом у каждого гребца прямо пропорциональны его тренировке. Чем больше тренируется гребец, увеличивая дистанцию тренировок, тем сильнее он подготовлен :’к соревнованию.
Специалисты утверждают, что гребдя — один из самых трудных видов спорта. Московские гребцы тренируют
ся по два раза в день, проходя 20—30 километров. Нередко можно увидеть красивую цосьмерку, отошедшую от Стрелки и пришедшую в Фили, а иногда даже в Крылатское.
Гребля — увлекательный, полезный и редкий по красоте спорт. Как часто
москвичи останавливаются на берегу реки или на мосту, провожая глазами скользящую по воде длинную, изящную восьмерку. Зрители бывают сви
детелями разных форм тренировки. Например, шесть гребцов восьмерки бездействуют, а двое гребут; или гребут четверо, а четверо других, бездействуют. Такая раздельная гребля посвящена отработке техники
Что же такое академическая гребля? Прежде всего это—один из самых старых видов спорта. В летописи спор
тивного движения первая гонка на академических судах состоялась боль
ше 100 лет назад — в 1829 году. Она происходила на реке Темзе между студентами двух университетов — Оксфордского и Кембриджского.
Академической греблей занимаются на восьмерках, четверках, двойках и одиночках. Существуют так называемые распашная и парная гребли. Они
отличаются одна от другой тем, что в одном случае гребец держит два весла, а в другом — только одно.
Академические суда легки и быстроходны. Они сделаны из ценных пород дерева, преимущественно из красного. Весь корпус такой гоночной лодки сделан нз тонкого дерева. По своей форме они напоминают разрезанную сигару.
Суда бывают типа скиф и клинкер. Скифы — это самые быстроходные и
легкие суда. Клинкеры не отличаются от них по форме, но несколько тяже
лее и более устойчивы. Вес одиночкискиф — 10 кг. Восьмерка представ
ляет собой лодку длиной в 18 метров, что равно примерно высоте четырехвтажного дома.
Главную роль среди восьми гребцов выполняет загребной № 8. Он сидит
напротив рулевого. Это—обычно самый выносливый, ритмичный и техничный гребец. Выполняя указания рулевого,