дут в свет в этом году, остальные—в будущем.
Четыре тома вышли в свет из наг чатого в 1938 году тринадцатитомного издания сочинений Мопассана; в этом году будут выпущены еще три тома.
Наконец в 1933 году было предпр;*- нято две1гадцатитомное издание собрания сочинений Готе (издание неподпис
ное). 10 томов вышли в свет в предыдущие годы; остальное два тома выйдут в этом году.
ИЗ ПИСЕМ В РЕДАКЦИЮ

ГДЕ ГУСТО, ГДЕ ПУСТО

Парк культуры и отдыха им. Дзержинского, прилегающий к территории Всесоюзной сельскохозяй
ственной выставки и являющийся ее продолжением, по праву счи
тается одним из красивейших уголков Москвы.
Но значительная часть территории парка лишена элементарных удобств, необходимых для культур
ного отдыха. Все сосредоточено на так называемой главной аллее: тут комната смеха, тир, музыкальная эстрада, площадка для массо
вых игр, читальня, биллиард. Даже прохладительные напитки продают
ся только на этой аллее, к ней прикованы и тележки с газирован
ной водой. А на боковых аллеях— пустота.
Пренебрежение к обслуживанию всей территории парка и концентрация увеселений и торговли на не
большом участке создают здесь то лысо шум и толчею.
Нужно по-иному разместить аттракционы, упорядочить торговлю в парке, создать условия для полноценного и культурного отдыха.
Я. ВАЙСМАН.

РЕМОНТ

НЕ СОСТОЯЛСЯ...

В магазине стройматериалов на Колхозной площади висит об явленле конторы внутрикомнатного ре
монта треста коммунально-бытового обслуживания Дзержинского райо
на: «Консультация по ремонту комнат. Прием заказов на ремонт».
Решил обратиться к услугам этой конторы (Цветной бульвар, 22). Це
лый вечер прождал напрасно прихода обещанного техника для пред
варительного осмотра комнаты. На следующий день снова просил осмотреть комнату. После этого следовало заключить договор* но кон
тора работает с 9 ч. 30 м. утра до в часов вечера — так, очевидно, удобно ее сотрудникам, хотя совсем неудобно клиентам. Через несколько дней заключил все же договор.
Контора обязалась начать работу О 24 мая и закончить 28 мая. Освободил комнату для ремонта. Однако ремонт начат не был. Оказы
вается, вместо штукатура прислали маляра. Обещали начать «завтра». Прождал дома весь следующий день — никто не явился. 26 мая не окавалось алебастра. 27-го на мое возмущение инженер конторы предложил расторгнуть договор.
Договор пришлось расторгнуть и договориться частным образом с маляром.
Конторе треста следовало бы поучиться коммунально-бытовому обслуживанию граждан.
З. ШАПИРО, инженер.
КОРОТКИЙ СИГНАЛ
На Серпуховском валу между Даниловским рынком и Шаболовкой тянется бульвар. Бульвар обсажен прекрасными
липами, растет акация. Но забот о нем л© вндло. Площадки не загорожены, газон .на них не посеян, дорожки не
ровные и во время дождя так залиты водой, что трудно пройти. Окамейки в беспорядке.
Между тем можно бы сделать этот бульвар приятным для отдыха трудящихся зеленым уголтсом.
К. ДУНАЕВ.
Вчера спектаклем «Из-за чести» А. Ширванзаде начались в Москве гастроли Государственного армянского драматического театра им. Г. Сундукяна. На снимке: лауреат Сталинской премии народный артист Армянской ССР Г. Нерсесян в роли Элизбарова и народная артистка Армянской ССР А. Восканян в роли Маргариты.

Фото Вл. МИНКЕВИЧА. Многотомные издания

классиков

ЛИКВИДАЦИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПОДПИСЧИКАМ
Исполняющий обязанности директора Гослитиздата II. И. Чагин в беседе с нашим сотрудником сообщил:
— Значительное улучшение в 1941 году снабжения Гослитиздата бумагой дает, возможность преду
смотреть в плане нынешнего года почти полную ликвидацию много
летней задолженности по пбдпненым изданиям собраний сочинений русских и иностранных классиков. Эти издания предприняты еще не
сколько лет назад Гослитиздатом и бывшим издательством «Академия»,
Ликвидация нашей задолженности подписчикам но изданиям русских классиков намечается следующим образом: шеститомник Пушки
на, начатый изданием в 1937 году, вышел в количестве трех томов; недавно вышел еще один том.
Остальные два тома выйдут в свет также в этом году.
ПО СЛЕДАМ
НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ПИСЕМ
Читатель И Анцелович написал в редакцию «В.* М.», что в мастерской «Коопремонт» Дзержинского района
{Садовая-Сам отечная, 2/12) ему плохо отремонтировали сапоги и не выдали книгу жалоб.
Председатель правления артели тов. Сучков, которому было направлено письмо, нам сообщает, что заведуюгцежу отделением № 2 тов. Калмыкову поставлено на вид. Приемщице М«- хальченко за невыдачу жалобной ктгиги заказчику об’явлеы строгий выговор в предупреждением.
два тома выйдут из печати в нынешнем году Из десятитомного собрания сочинений Дпдро, начатого в 1935 году,
вышли 8 томов; остальные два тома выйдут также в этом году.
Завершается издание восьмитомника Шекспира. Оно было начато в 1966 го
ду. Три тома уже вышли. Еще один том недавно отпечатан и в ближайшее
время будет разослан подписчикам. Остальные томы выйдут в свет также в этом году.
Из начатого в том же 1966 году издания восьмитомного собрания сочинений Шиллера вышли в свет пять томов. В этом году издание будет полностью закопчено.
Б 1937 году было начато пятнадцатитомное издание Стендаля. Оно не было подписным и распространялось в розницу. 19 томов уже вышли в свет: в
этом году издание заканчивается. Выйдут в свет остальные пять томов.
Двадцатптомное издание Бальзака, та1:же не распространявшееся- по под
писке, было начато в 1933 году; ше*- стнадцать томов уже вышли в свет. Остались четыре тома, из них два вый

Пьеса

о великом

якобинце

Ленинградский драматург И. Луковский — автор пьесы «Адмирал
Нахимов» — закончил работу над новой , пьезой, посвященной жизни и деятельности замечательного че
ловека, выдающегося ученого и
пламенного революционера Жана Поля Марата.
Пьеса состоит ни четырех действий и восьми картин. Первая кар
тина посвящена : жизни и работе Марата в Лондоне, где оп пользо
вался широкой популярностью как врач, безвозмездно лечивший, бед
няков. Вторая картина изображает
Марата в кйнжной лавке его друга Кутрэ в Париже. Третья — Марат на улицах Парижа в ночь взятия
Бастилии. Четвертая картина: Марат изображен в подполье, —г он скрывается от преследующих его вра
гов. В этой (Картине зритель увидит его за редактированием
своей газеты «Друг народа». Пятая картина показывает раут у знаме
нитого французского артиста Таль
ма. Шестая картина изображает Марата на колокольне собора па
рижской богоматери: он подает сигнал к восстанию санкюлотов. Восьмая картина — убийство Марата
ПОПРАВКА
В отчете о заседании Нартовского Комитета («В. М.» от 2/VI) допущена ошибка в шестом аОоапе: упоминание
об осетинском эпосе, на которое ссылалась в докладе В. Дыытлц принадлежит акад. Марру.
В Московской государственной консерватории проходит экзаменационная сессия. На снимке: студент-вьшускник Владимир Чайков
ский сдает государственный экзамен. Фото Вл. минкевича.

ПАНТОФЕЛЬ

НЕЧЕЦКАЯ

В „РИГОЛЕТТО“

ДЕБЮТ
В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ
Москвичи хорошо знают Д. Я. Пантофель-Нечецкую по многочис
ленным концертным выступлениям. Ее вокальное искусство завоевало теплую симпатию слушателей, есте
ственно, что дебют певицы в роли Джильды в опере «Риголетто» на сцене ГАБТ ССОР вызвал живейший интерес всех любителей музы
ки. Каждый любопытствовал, как проявит себя одаренная концертная исполнительница в иных — сцени
ческих — условиях, как прозвучит ее, голос в сопровождении большого симфонического оркестра.
Все эти вопросы были разрешены при первом же выходе певицы.
Лучшие качества ее дарования и здесь проявились в полной мере. Как и на концертной эстраде, она блеснула своим высоким мастерст
вом. Серебристость ее колоратуры есть нечто инструментальное — так чист и отчетлив каждый звук, так легка и непринужденна вокальная техника. По-иному — с удивительной теплотой и мягкостью — звучит ее голос в широких мелодиче
ских фразах. В исполнении Пантофель-Нечецкой нет ничего случайного: каждая деталь точно выявлена, каждый штрих выполнен безукоризненно.
Труднейшая партия Джильды нашла в лице Пантофель-Нечецкой прекрасную исполнительницу. Нель
зя было не залюбоваться свободой
Н легкостью, благородной простотой трактовки. И знаменитая ария второго действия, и трогательная жалоба третьего прозвучали безупречно. Артистка проявила тонкий му
зыкальный вкус, сумела передать все лирическое обаяние вердиевской музыки.
Что сказать о сценическом воплощении образа Джильды? Условия дебюта, при которых артисту приходится входить извне в уже готовый спектакль и на ходу осваи
ваться с непривычной обстановкой, едва ли можно считать благоприят
ными для полного выявления его
сценических способностей. Поэтому нам представляется несколько преждевременным выносить окончательное суждение о драматической одаренности дебютантки. Все же ука
жем, что сценически артистка не производит столь сильного впечат
ления, как вокально. Но бесспорно, что у нее есть все данные развить и эту сторону своего исполнения.
Хотелось бы, чтобы талантливая певица чаще появлялась на нашей оперной сцене. Нет сомнения в том, что она сможет вырасти в оперную артистку крупного масштаба. Надо надеяться, что москвичи вскоре ус
лышат Пантофель-Нечецкую и в других оперных партиях.
Несколько слов о спектакле. В прошедшем году на страницах «Правды» и нашей газеты указы
валось на низкий художественный уровень многих старых — заигранных и запетых — спектаклей. К со
жалению, эти существенные упреки не потеряли значения и поныне. Они полностью приложимы к прослушанной нами 2 июня опере «Ри
голетто». И хор, и оркестр, и общий артистический ансамбль остав
ляли желать лучшего. Исполнение производило впечатление недоработанностн и неряшливости. Думается, что лучший оперный театр мо
жет и должен проявлять больше внимания к «рядовым» спектаклям.
И. Мартынов.

СУВОРОВ В НОВОМ ФИЛЬМЕ

ЗАКОНЧЕН СЦЕНАРИЙ „ШТУРМ ИЗМАИЛА“

Д

РАМАТУРГ Г. Э. Гребнер —
автор сценария фильма «Суворов» — закончил н сдал киносту
дии «Мосфильм» новый сценарий— «Штурм Измаила».
— Я поставил себе целью, — сообщил нам тов. Гребнер, — всесто
ронне раскрыть военное искусство гениального русского полководца
Суворова, р особой яркостью проя
вившееся в боевой операции по Изятшо Измаила.
Что представляет собою штурм Измаила в истории войн вообще и в истории русской армии в частности? В двух словах — это молниеносный разгром н полное уни
чтожение отборной сорокатысячной армии, укрывшейся за стенами первоклассной турецкой крепости. Если же вспомнить, что армия осаждавших состояла из 30 тысяч чело
век, а самый штурм, начавшийся в ночь с 10 на 11 декабря 1790 г., был закончен в 2 часа дня, при чем Враг потерял до 33 тысяч человек убиты.чп, а осаждавшие в одиннад
цать раз меньше (то-есть не более 3 тысяч человек), тогда станет по
нятным, что представляет собою мот подвиг во всей мировой истории войн.
Лишь вникнув в материал, можно понять, с каким необычайным (я бы сказал, вдохновенным!) искуФ«вом подготовил и осуществил этот подвиг Александр Васильевич Суворов. Достаточно сказать, что «под
готовка» тридцатитысячпой армии— плохо вооруженной, плохо обученной, плохо одетой и наполовину состоявшей из рекрутов или иррегу
лярных войск — продолжалась Кего лишь девять дней.
Крутой десятисаженный обрыв в
одной из соседних долин был объявлен крепостной стеноД, которую надо взять. Суворовская учеба проходила в обстановке действительно
го штурма: со стен обрыва, как и в настоящем бою, налили пушки, и хотя стреляли они холостыми заря
дами, но этим неслыханным (по тем временам) способом Суворов «приучал к огню» своих птенцов.’
Учеба была суровой, но безошибочной. Были и несчастные случаи, но в ответ на рапорты командиров полководец отвечал: «Десяток по
теряю, тысячи выучу! А сколько же тысяч в бою сберегу?». К концу де
сятого дня не стало ни рекрутов, ни иррегулярных войск: была армия героев, об’единешшх единой волей, одушевленных единым поры
вом. На рассвете 11 декабря десятисаженная крепостная ограда Измаила протяжением около 7 верст подлостью перешла в руки штурмующих войск!.. J
Классическим раэбором измаильского штурма до сей поры счита
лась работа Н. Орлова, изданная в 1S90 году. Однако ряд современных изысканий командиров Красной Армии и наших собственных счастливых паходок позволит нам с исчерпывающей ясностью рассказать бу
дущему зрителю о подготовке к штурму и о всех перипетиях боя.
На экране вновь появится все тот же дерзкий, веселый шестидесятилетннй Суворов, «электрический ум, пе знающий пнкаких преград», по еще более собранный и целеустремленный, ибо действие сценария происходит в одном месте на протяжении одиннадцати дней. Я счаст
лив, что могу документально подтвердить почти каждый поступок
моего героя, н если даже и встретится известная доля неизбежных «допущений», то эта доля поистине будет ничтожной.
Рядом с Суворовым в сценарии выведен прямой наследник его боевой славы — Михайло Илларионо
вич Кутузов. Но Кутузов не совсем тот. с которым зритель, помнящий
«Войну и мир» Толстого, ожидает встретиться. Бремя возраста и бесчисленных битв еще не успело наложить свою печать на облик «суворовского птенца». Наш генералмайор Кутузов еще молод: ему
только 45 лет, и, несмотря на две раны, полученные в предыдущих боях, он полон энтузиазма, бодро
сти и внутренней силы. Словом, это тот самый Кутузов, которому зд два года до штурма Екатерина П строго-настрого запретила рисковать собой и «не ездить на необ’езженных лошадях!». В бою «кутузовская сабля сверкала, как молния!». Об этом между прочим упоминают и Байроп и участник штурма Алек
сандр Чернышев. «Никого так не боялись турки до приезда Суворова,
как одноглазого Кутуза-пашу!» — •замечает Чернышев в своих письмах к брату.
Режиссерам Вс. Пудовкину и М. Доллеру предстоят огромные трудности в подыскании актера для роли Кутузова, но, по имеющимся у меня сведениям, наш «сверх
спайпер» по этой части режиссер Доллер, в свое время «открывший» Н. П. Черкасова для роли Суворо
ва, уже готовит нам некоторые «сюрпризы».
В сценарии выведено много рядовых героев штурма, сведения о которых я собирал с особой тщательностью. Отмечу суворовского лазут
чика Драгомира Овчего, дважды проникавшего в осажденную крепость по личному поручению пол
ководца и выдававшего себя там за. янычара, но в особенности оста
новлюсь на «первом герое штурма— секунд-майоре Леонтии Неклюдове.
В одном из егерских батальонов
второстепенного значения служил незаметный секунд-майор Неклюдов, недавно прибывший, из захолустно
го уральского гарнизона. Это был хилый,. маленький, ничем не замечательный полуштатский человечек. В суровые дни штурмовой учебы се
кунд-майор из-за робости ли или изза маленького роста никак не мог подняться по гигантским штурмовым лестницам и постоянно сры
вался и падал, нарушая учебную атаку и вызывая хохот даже у Молодых рекрутов. Кончилось тем, что разоренный командир полка приказал «пичтожеству» немедленно покинуть полк. Опозоренный Неклюдов покорно ушел. Ученье кон
чилось... Суворов, возвращаясь на рассвете из штаба, с удивлением увидел в глубине опустевшего поля маленькую, невзрачную человеческую фигурку, упорно «штурмовавшую» крутую учебную стену. Не
клюдов лез вверх и вверх, падал и снова лез, увлекая за собой воображаемую полуроту. Наконец препят
ствия остались позади. Секунд-майор достиг вершины, но, поднимаясь, ив заметил, что по соседней лест
нице, взволнованно следя за каждым движением неудачника, с ловкостью опытного гимнаста взбирается старый полководец. Оба одновременно появились на стене и радо
стным криком возвестили «победу». В смешном, хилом на вид человеке Суворов как бы вспомнил себя, начало своей жизни, целиком состоявшей из непрерывных и порою мучительных преодолений!..
Впоследствии Леонтий Неклюдов был первым поднявшимся на кре
постную стену. Геройский нод’ем был совершен в тот самый момент, когда штурмующая полурота, первой прорвавшись к отвесным стенам, в смятении дрогнула и отступила, но изумленпая отвагой чело
века, над которым посмеивалась лишь недавно, ринулась вперед и овладела бастионом. Неклюдов, всту
пивший в единоборство с толпой турецких артиллеристов, был тяжело ранен двумя сабельными удара

ТВОРЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА МАСТЕРОВ ИСКУССТВ

Центральный дом работников искусств организует цикл вечеров, по
священных творчеству мастеров искусств и театров Киева, Еревана, Горького и Свердловска.
Первым в этом цикле явится творческий вечер народной артист
ки Армянской ССР Аруб Восканян, который состоится 5 июня.
9 июня — творческий вечер Государственного армянского драматического театра им. Г. Сундукяна.
11 июня — вечер лауреата Сталинской премии народного артиста УССР А. Бучмы и народной артистки УССР Н. Уясвпй.
мн и выстрелами в спину. Падая без сознания возле вражеской пушки, он успел крикнуть своим, что
бы те, исполняя приказ полководца, навели пушку на город...
Наш будущий фильм заканчивается парадным маршем во взятом Измаиле. Маршу предшествует замечательная по краткости и выразительности суворовская речь, в ко
торой он приказывает всем героям штурма украсить свои головы лав
ровыми венками (этот необычайный, поистине суворовский эпизод действительно имел место). Но, пропу
ская мимо себя войска, украшенные лавровыми венками, великий пол
ководец скромно отдал свой венок тяжело раненому «первому герою штурма» — секунд-майору Леонтию Неклюдову...
Сценарий «Штурм Измаила» написан мною в три с половиной ме
сяца. Само собой разумеется, мне никогда не удалось бы закончить сценарий в столь короткий срок, если бы не теплая, дружеская поддержка широкой советской общест
венности. Вот, например, ученик 10-го класса Усольский прислал мне старинный и совсем неизвестный рассказ о Суворове. Этрт рассказ вспомнил его отец, просмотрев наш
фильм. 86-летняя пенсионерка — внучка крупнейшего военного писателя XIX века, участника Отечест
венной войны Фридриха Смитта — подарила мне редчайшее издание книги ее деда, посвященной Суворову.
Ленинградская библиотел» им. Салтыкова-Щедрина предоставила нам очень интересную неопублико
ванном) рукопись на французском язык* еще не переводившуюся на русский. Автор рукописи — участ
ник штурма француз Ланжерон. Он пишет:
«Русская армия — одна из лучших в мире... Русский солдат—это луч
ший солдат мира, и победа всегда непосредственна идет за ним. Он отважен, как испанец, терпелив, как цыган, горд, как англичанин, честен, как швед, он может восторгаться и
В планерном клубе московского областного совета Осоавиахима. Разбор итогов летного дня; справа — инст
руктор-комсомолец В. Фомин.
Фото Н. КУБЕЕВА (ТАСС). ПЕРВЕНСТВО СССР
ПО ФУТБОЛУ

Футболисты

Донбасса

Вчера в Москву приехала команда «Стахановца», участвующая в розыгрыше первенства СССР по футболу. Завтра она сыграет матч с лидером первенства — чемпионом страны по фут
болу — московским «Динамо». Тренер команды «Стахановца» А, Дангулов в беседе с. нашим сотрудником сообщил:
— Начало текущего розыгрыша проходит для команды «Стахановца» бо
лее успешно, чем в прошлом году,
После семи матчей команда набрала 6 очков, победив в трех играх и по
терпев поражение в четырех. Победы были одержаны над командами «Спартака» Москвы, Харькова и Одессы.
Сейчас в таблице розыгрыша команда Донбасса занимает девятое, место.
В составе команды произошли основные изменения в линии нападения. Вместо Балабы и Яковжва, вошедших в состав 1-й команды проф
союзов, введены новые игроки. Среди них — центр нападения Наумов из г. Оталино, Смыслов, игравший в дублируюшем составе московского «Торпедо», и Исаев — левый полусредний московского «Буревестника».
Вошел в состав и новый игрок полузащиты Загрецкий, знакомый москвичам по столичной команде «Торпедо». Кроме Окрипченко ворота защи
щает Власенко, игравший прежде в команде горьковского «Торпедо».
В прошедших семи встречах в защите выступали Мазанов и Бикезин, в полузащите — Красгок или Смагин, Кузнецов и Загрецкий или Прийменко, в нападении — Юрченко или Смыслов на правом краю, Путятов — правым полусредним, в центре — Наумов или Кононенко, Исаев — левым полусредним и Несмеха — на левом краю.
В прошлом году «Стахановец» проиграл «Динамо* один матч со счетом 2:5, а другой выиграл с результатом 2 :1.
— Футбол в Донбассе, — говорит в заключение тоз. Дангулов, — пользуется большой популярностью. При шахтах организованы по 2—3 команды, они участвуют в розыгрыше первенства райсоветов спортивного общества «Стахановец».
3:0 и 1:0
ОДЕССА, 3. (ТАСС). Сегодня в Одессе на стадионе Центрального парка культуры и отдыха им. Шевченко состоялся футбольный матч на первенст
во СССР между командами киевского «Динамо* и одесского «Спартака».
Матч, проходивший под сильным до ждем, закончился победой киевлян со счетом 8 : 0.
ХАРЬКОВ, 3. (ТАОС). Сегодня на харьковском стадионе «Динамо» встре
тились в матче на первенство страны по футболу вторая профсоюзная коман да (Москва) и харьковский «Спартак».
Матч закончился со счетом 1:0 в пользу второй профсоюзной команды.
приходить в ярость, как француз я как венгерец. В русском солдате соединены все эти качества, и они делают из него не только прекрасного солдата, но и героя.
...Русская армия — это непроходимая стена! И если это потребуется, эта стена превращается в по
ток. Русская армия, если ею управлять правильно, отличается большой дисциплиной, и она пойдет ту
да, куда ей скажут, и сделает все то, что от нее потребуют. Сделает она это быстро и прекрасно».
Не могу не рассказать эпизод, глубоко тронувший меня и моих товарищей режиссеров. Мы (не помню уж в который раз!) осматривали Артиллерийский историче
ский музей Красной Армии. Перед тем как проститься, заместитель на
чальника этого музея бригадный комиссар тов. Конончук таинствен
но сообщил, что он приготовил нам некий «личный сюрприз». Прошли в библиотеку и там, на столах, увидели множество совершенно не
известных «роскошных» книг, аккуратно заложенных пестрыми за
кладками. Это были — «истории полков», участвовавших в измаиль
ском штурме, изданные по разным юбилейным случаям на протяжении всего XIX века. Кому пришло бы в голову обратиться к этим пышным книгам в позолоченных переплетах? Тем не менее мы натолк
нулись здесь на множество ценных сведений, собранных безвестными историографами на основании полковых документов и изустных преданий.
Большую помощь оказал мне военный консультант, отличный знаток суворовской стратегии и так
тики полковник-орденоносец Н. Ф. Гарнич.
Как же, спрашивается, имея такую моральную поддержку, такую деловую помощь, не написать сце
нарий, правдиво рассказывающий о славном военном подвиге великого русского полководца!
Л. в.
МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН

НОВОЕ

В АЛГЕБРЕ

Испытания по алгебре были S самом разгаре.
— Скажите, — обратился педагог к учащемуся, вышедшему к экза
менационному столу, — что вы знаете о тождественных преобразо
ваниях со степенями и корнями? Чему в частности равен квадрат многочлена?.. Приведите формулу.
Экзаменующийся слегка замешкался.
— Откровенно говоря, — сказал он, напрягая память, — о тождественных преобразованиях со степенями и корнями я ничего не знаю-. Но зато я подробно мог бы расска
зать о напряженности поля в точке приема, то-есть величине электри
ческой или магнитной силы на заданном расстоянии от излучателя™
Он перевел .дыхание и продолжал уже без запинки:
— Существуют три типа электромагнитных волн, отличающихся друг от друга той связью, которая существует между фазами и ампли
тудами электрической и магнитной силы в данной твчйе пространства, с одной стороны, и расстоянием от этой точки до источника радиоволн — с другой...
Экзаминаторы побледнели...
— Позвольте, позвольте, — перебил преподаватель алгебры. — Вы,
собственно, о чем?.. Какие электро- ‘ магнитные волны?.. Какие излуча
тели?.. При чем тут алгебра? Если вы не знаете, чему равен квадрат многочлена, может быть вы скаже
те что-цибудь о свойствах корней квадратного уравнения?.. Ну, теорему Виета помните?..
— Теорему Виета?.. — прошептал экзаменующийся. — Нет, не помню. Может быть Максвелла?.. Может быть Био-Савара-Лапласа?... Экерслея? Остина? Ван-дер-Поля?
Он быстро подошел к доске и стремительно начертил мелом сложнейшую формулу.
— Уравнение (1—а) — (4—а), —• сказал он бойко, — в том виде, как оно написано, справедливо для любой электромагнитной волны, в том числе и сферической. Введем условие, характерное для рассмат
риваемого нами случая плоской волны... Для плоской волны всегда
существует такая плоскость, в лю-‘ бой точке которой...
В классе сразу стало шумно. Сидевшие за экзаменационным столом удивленно переглянулись. Старый преподаватель алгебры вытирал на лбу холодный пот...
— Ван-дер-Нолъ... Максвелл... плоские волны... — бормотал он. — При чем тут Максвелл... электромагнитные волны?
— Послушайте, молодой человек, — сказал он громко. — Вы может быть больны или что-нибудь путаете... О каком Максвелле вы говорите?.. Где, в каком разделе ал
гебры вы нашли ваши плоские, сферические и, я уж не знаю, ка
кие там волны? В каком учебнике алгебры прочитали вы это?
— У Киселева, — отрапортовал учащийся. — В учебнике для средних школ. Сам купил в 4-м магазине МОГИЗ а, на Сретенке.
Старому преподавателю стало не по себе. На стол была положена небольшая книжка в сером переп
лете, на котором совершенно ясно
значилось: А. П. Киселев. Алгебра. Учебник для средних школ. Часть II. Учпедгиз. 1940. Цена 1 руб. 85 коп.
Взяв книжицу, присутствующие прочитали на первой же, случайно открывшейся странице:
«Для приема волнц, движущейся вдоль поверхности земли в воздухе, вертикальная антенна значительно выгоднее горизонтальной. Во второй среде (почва, вода), наоборот, гори
зонтальная антенна эффективнее вертикальной...».
Все 134 страницы книжицы рассказывали о вещах, весьма далеких от алгебры. Тайну странной алгебры раз’яснила, наконец, титульная стра
ница. Здесь черным по белому было напечатано: А. Н. Щукин. Распро
странение радиоволн. Часть L Военно-морское издательство НКВМФ СССР.
Новое ь алгебре вызвало всеобщий переполох.
В. Владимиров.

В КОНЦЕ

НОМЕРА

ПОДЗЕМНЫЙ ХОД В КИЕВЕ. Недавно, после весеннего обвала Чернояровской горы, на Мирной улице в Киеве было обнаружено подземелье. Выкопанное на глубине четырех метровоно имеет три входа, разветвления* тупики. На стенах сохранились надпи
си и изображения людей. Найденные польская серебряная монета XVII сто
летия и русская медная монета XVIII столетия^ указывают на древность подземного хода. Обычно подобные подзе
мелья служили убежищами во время нападения врагов. Удалось сфотографировать остатки сохранившихся надписей.
В АККЕРМАНСКОЙ КРЕПОСТИ. Областной краеведческий музей в Из
маиле организовал показ интересных экспонатов, характеризующих историю Измаильской области. Ценные мате
риалы обнаружены в АккерманСкой крепости. На глубине 6 метров най
дены остатки строений, открыта часть улицы с водосточным каналом.
★ «ДИВАН ДЕТСТВА» НАВОИ. Отдел восточных рукописей Ташкентской пуб
личной библиотеки приобрел рукопионый сборник стихов «Диван детства»,
являющихся первыми произведениями Алишера Навои. Предполагается, что эта рукопись переписана известным каллиграфом Дервиш-Му хам медом — со
временником Навои. Об’ем книги — 247 листов. Каждый стих, переписанный прекрасным почерком, заключен в тщательно выполненную рамку из золо
тых, черных и голубых линий. Книга содержит семь многоцветных иллюстра»- ций-мнниатюр.
САМОРОДОК В 2,2 КИЛОГРАММА. Женская бригада старателей прииска Джелсай Алтайского приискового упра
вления обнаружила на ключе Буткаевском самородок золота весом в 2 кило
грамма 200 граммов. Находка сдана в кассу приискового управления. Летом 1940 года на этом же ключе был най
ден самородок весом в 2 килограмма 450 граммов.
Ответственный редактор
М. М. ПОЗДНОВ.
Из начатого в 1932 году дваднатнтомного собрания еочиненпйй Салтыкова- Щедрина вышло уже в свет 18 томов; два тома в настоящее время печатают
ся и будут разосланы подписчикам в ближайшие два-три месяца. В 1939 го
ду было предпринято также издание семитомного собрания сочинений Салтыь кова-Щедрияа; в 1939 году вышли два гома: два тома выйдут в нынешнем году и три тома — в будущем.
Закапчивается в этом году и трехтомник Белинского, выпуск которого патчат в 1964 году. Это издание не рас
пространялось по подписке; третий том уже отпечатан и скоро поступит в продажу.
В плане 1941 года запроектировано завершение издания шеститомника До
бролюбова, пачатого в 1934 году; по этому изданию (оно не является подписным) вышло в свет 5 томов. Последний том выйдет из печати в нынешнем году.
По постановлению правительства в ознаменование 100-летия со дня гибели М. Ю. Лермонтова стотысячным тиражом выпускается четырехтомное под
писное издание собрания сочинений великого поэта. 40.000 экземпляров выпущены и разосланы подписчикам в кон
це прошлого года; в этом году будут напечатаны еще 60.000 экземпляров, при чем первые два тома выйдут к 27 июля. Остальные два тома выйдут также в этом году.
В 1939 году было начато издание пятнадцатитомного собрания сочинений Горького. До иыйешнего года вышли в свет три тома; сейчас печатаются 4-й, 5-й и 6-й томы.
Из начатого в 1939 году шестнадцати*- томного собрания сочинений Чернышев
ского выпущены в свет два тома. В этом году будут выпущены еще два тома.
Наша задолженность подписчикам по изданиям иностранных классиков будет ликвидирована в следующие сроки: из двенадцатитомного собрания со
чинений Гейне, начатого в 1936 году, вышли в свет 10 томов; оставшиеся
Шарлоттой Корде.
Наряду с Маратом в пьесе будут показапы Робеспьер, Камилл Дему
лен н другие деятели ■ Французской революции.
Пьеса намечена к постановке театром имени Ленсовета в Ленин
граде; ставить ее будет заслуженный деятель искусств С. Э. Радлов.
18-ЛЕТНЯЯ
РЕКОРДСМЕНКА НОВОЕ ДОСТИЖЕНИЕ
Ю. КОЧЕТКОВОЙ
Вчера в бассейне № 1 продолжался розыгрыш первенства Москвы по пла
ванию. В заплыве на 100 метров на спине приняла участие рекордсменка страны Юлия Кочеткова. Она пришла к финишу с новым всесоюзным ре
кордом, показав результат 1 м. 17,7 с, Это—на 0,7 с. выше прежнего рекорда, принадлежавшего Кочетковой же.
Тренер рекордсменки тов. А. Оемчсин сообщил в беседе с нашим сотрудником:
— Юлия Кочеткова — член спортивного общества «КИМ». В январе ей исполнилось 18 лет.
За последние полтора месяца москвичка побила 11 рекордов. Теперь ей принадлежат все достижения по кро
лю на дистанции от 190 до 1.000 метров включительно, а также рекорды в пла»- вании на спине на дистанции 100 и 200 метров. Ни один из пловцов за это время не имел столько рекордов, как Кочеткова.