календарь чудака

ЕЩЕ К ВОПРОСУ О ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ

И

звестен старик, который в весьма преклонном возрасте начал сажать деревья. Молодежь иронизировала над стариком, находя повод для издевательства в том, что он-де не увидит, как деревья вырастут и дадут плод.
Старик ответил молодому поколению в том смысле, что, мол, плевать он хотел на плоды, что не для себя старается, а для молодого же поколения, и что довольно странно слышать с их стороны подобные абсурдные речи. Случай этот описан во всех хрестоматиях. Старикан был молод душой.
Раньше человек мог доказать свою заинтересованность в жизни будущих поколений лишь очень неприятным спосо
бом. Он должен был войти в противоречие со всем окружающим его начальством, от государя-имнератора до собственного папаши. Он должен был лишиться хорошей квартиры, блинов с зернистой икрой, орденов на красивых шелковых лентах, уважения соссдей, билетов в оперу и верности элегантной жены.
Вместо этого он должен был узнать удушливую вонь пересыльных тюрем, морозы Верхоянска, зловещее остроумие жандармов. Конвойные болваны иронизировали над человеком по поводу того, что он зря сеет, ибо не увидит и не вкусит плод.
А человек отвечал конвойным в том смысле, что, дескать, плевать он хотел на плоды, что не для себя старается, а для других. Когда подобные слова говорил человек грязный, заросший, в арестантском халате, имеющий перед собой смерт
ную казнь или многие годы тюрьмы и ссылки, они звучали не хуже, а громче и крепче, чем у хрестоматийного старика.
Именно В ЭТОМ, в умении искренно думать и жить для будущего, в привычке смотреть вперед и вокруг себя, не замечая бега собственных своих годов и седых волос у себя на голове,—В ЭТОМ и есть вечная молодость.
У нас многие теперь пробуют корчить из себя примерных стариков, которые живут и стараются не для себя, только для будущих времен и поколений. Но не всем это удается. Трудно долго притворяться и играть роль такого рода. Нет-нет, а сорвешься.
Молодой консультант по статистическим вопросам при тресте вырабатывает опросную анкету для учреждений как они предполагают пользовать копировальную бумагу в ближайшие шестьдесят четыре года? Он шлет срочные напомннания неответившим; обвиняет их в волоките; требует самых
точных сведений, а не каких-нибудь. Он подробен и придирчив. Он очень занят. Ему некогда подумать о том, что,
может быть, через шестьдесят четыре года копировальная бумага не будет нужна. Он считает себя работающим для будущего и в этом приятном сознании едет на дачу играть в крокет.
Юному старцу из учреждеиия противоположен старый юноша, заводский чудак. Четыре субботы он отрабатывает
в цеху по лишних три часа для фонда создания комсомоль
ской футбольной площадки. Когда площадка готова, он надевает промасленный блин, некогда называвшийся кепкой, и шагает на матч.
Выпархивает команда, свежая, вымытая, веселая. Вылетает мяч и падает в аут. Старик, кряхтя, перелезает через забор доставать. У него хватило силы только на один конец. Назад перебраться он не может, беспомощно карабкается
с мячом в руках. Парни нетерпеливо роют копытами землю. Они кричат, раздраженно и презрительно:
— Бросай сюда мяч, балда, старый хрен, приползешь потом!
Мяч возвращается, мгновенно все забывают о старике. А старик идет кругом и долго ссорится у входа, доказывает,
что у него был билет, но он лазил через забор подавать мяч. Его впускают после длинной ругани, и он, не помня обиды, опять восторгается игрой. Он молод, все ему нипочем.
Молодость любит бегать взапуски. Старые люди не понимают этого. Куда и зачем торопиться, если сроки обозначены? С кем состязаться, если все работают на одного хозяина, на рабочий класс?
Но сам хозяин, рабочий класс, — класс молодой и рассуждает иначе. Он жаждет соревнования в работе. Он одобряет бег взапуски, даже в пределах обозначенных сроков. Ничего плохого», кроме хорошего, не будет, если сроки сократятся, благодаря соревнованню, этому бегу взапуски.
Рабочих подстрекну.! на соревнование Ленин. Человек этот и в возрасте пятидесяти лет был моложе молодого класса, которым ОН руководил.
В воспоминаниях о Ленине Троцкий со сдержанным недоумением рассказывает, как Ленин бегал по совнаркомовскому двору. Как-тο Совнарком принял постановление со
бираться на заседания минута в минуту, без всяких опозданий. За две минуты до срока Троцкий говорил с Лениным по телефону и съязвил по поводу того, что, мол, Ленин ОПОЗ
дает на заседание. И сейчас же пораженный Троцкий увидел в окно невероятную картину. Он увидел главу правительства в положении, в котором не мог бы никогда поста
вить себя без боязни уронить своего достоинства. Председатель Совнаркома Ленин, чье имя со страхом и преклонением произносил весь мир, как юноша, мчался через двор, взбежал по лестнице и ворвался в зал заседаний с возгласом.
— Поспел!
Молод был Ленин. Вечно молод, как вечно молода разбуженная им неукротимая революционная стихия большевизма
Михаил Кольцов