ЛЮДИ ОДНОЙ ДОРОГИ

Ночь. Быстро мчится поезд. Четко и слаженно работают механизмы
паровоза. Внимательно и спокойно ведет состав машинист.
Вдруг тишину ночи нарушает резкий сигнал воздушной тревоги. Машинист прибавляет скорость и удваивает свое внимание.
Высоко в небе кружит фашистский самолет. Сверкают яркие лучи прожекторов. Слышны выстрелы и разрывы
снарядов. Это славные советские зенитчики встречают непрошенного гостя.
Фашистский летчик мечется в страхе. Раз
бросав куда попало свой смертоносный груз, он трусливо удирает.
Машинист продолжает спокойно вести по
езд. Вперед и вперед— К месту назначения по
езд приходит точно в срок.
Спокойно стоят у реверсов локомотивов машинисты Х-ской железной дороги, пламенные патриоты земли. советской тт. Ситников,
Кочемасов, Гавриков, Сафонов, Сатин, Савин, Юхалов, Михтелев,
Скворцов, Лобанов и многие другие.
Каждому из них приходилось водить поезда под обстрелом или под угрозой обстрела врага, и никто из них ни разу не проявил ни ма
лейшей растерянности, пи страха в минуты опасности. Все они самоотверженно выполня
ют задания родины точно и в срок.
ски выполняет норму на 200—300 процентов главный кондуктор тов Крючин.
Прекрасно работает 60-летний стрелочник коммунист Петр Михайлович Львов. Вверенные ему стрел
ки он содержит в образцовом порядке и обеспечивает четкий и бесперебойный пропуск поездов в любое время дня и ночи.
Славные традиции огромной семьи советских железнодорожников — героизм и самоотвер
женность на посту —
свято чтутся и строго соблюдаются на Тч-ской железной дороге.
Каждый считает себя призванным на боевую вахту. И зорко стоят на этой вахте люди железнодорожного транспорта — родные братья воинов Красной Армии.
В результате общих дружных усилий каждая станция, депо, путей
ский околоток, дистанция связи — неприступная крепость обороны.
Дежурный по станции коммунист т. Подымов в минуты опасности вражеских налетов спокойно и уверенно продолжает нести свою бое
вую вахту, обеспечивая нормальную работу станции. Его смена выпол
няет задания не меньше как на 200 процентов.
Четко организует работу по продвижению поездов и систематиче
В паровозном депо N-ской станции. Бригада слесарей под емного и промывочного цеха бригадира тов. Блинова, показывающая образцы высококачественного ремонта, вы
полняющая до 300 процентов нормы, в обеденный перерыв читает сообщение Советского Информбюро. Слева напра
во: слесари А. К- Кашкин, А. Ф. Салыкин, бригадир В. П. Блинов и слесарь С. М. Прохоров.
Фото В. ЗУЛИНА (ТАСО
Высокие образцы трудовой доблести показывает кузнец вагоноре
монтного пункта кандидат в члены партии т. Иванов. Его постоянная производительность не ниже 300— 400 процентов.
В ногу со своими старшими товарищами идут комсомольцы, молодые советские патриоты.
Комсомолец-путеец Никита Арбузов овладел специальностями стро
гальщика и электросварщика. Он выполняет норму на 200 проц.
Бригада тракционных путей систематически дает 200 проц. нормы. Эту бригаду возглавляет комсомолец Павел Коробов.
Телефонистка-комсомолка т. Акимова, отдыхая после дежурства, от
казалась пойти в укрытие в момент об’явления воздушной тревоги.

Боевой тыл

Лунинец

Зуйков

Пять дней без отдыха работал машинист-инструктор М. Зуйков. Когда ответственное задание было выполнено, руководство депо распорядилось:
— Зуйкова послать домой отдыхать.
Возвращаясь домой, Зуйков из вагона электрички наблюдал за проходящими по смежным путям составами. На подходах к станции Н. он заметил, что паровоз маши
ниста С. вдруг забуксовал. Эго могло привести к задержке состава. Зуйков тут же принял решение.
На ходу выпрыгнул он из вагона и быстро побежал к паровозу. Зуй
ков помог молодому машинисту устранить буксование, но и после этого не оставлял паровоза. Лишь поздно ночью, когда поезд благополучно прибыл на станцию назначения, он поехал домой.
В пять раз

быстрее

В под’емку поставили очередной паровоз. Предстояло сменить часть жаровых и дымогарных труб, пере
ставить колосниковую решетку, выправить брус. Обычно на это нужно затратить не меньше 190 часов.
Котельщики Горностаев и Михайлов взялись за работу по-военному. Прошли сутки, приближались к концу вторые. Стахановцы не выходили из депо. Задание было вы
полнено за 40 часов — почти в пять раз быстрее.

90 часов на вахте

Молодой машинист Георгий Булатников проработал почти сутки. Но он не пошел отдыхать, а начал готовить свой паровоз к новому рейсу. В это время на станцию Н. прибыл поезд срочного назначения. Узнав об этом, машинист заявил дежурному по депо:
— Наша бригада готова выполнить любое задание.
И трое патриотов — машинист Георгий Булатников, помощник ма
шиниста Дмитрий Зикеев и коче
гар Сергей Тиньков, — забыв об усталости, вновь повели поезд и доставили его в срок к месту наз
начения. 90 часов несли вахту на паровозе доблестные герои труда.

Вторая

профессия

Образцы стахановского труда показывают рабочие Н-ского завода. Формовщик Булин систематически
вырабатывает больше двух норм. На 210—215 процентов выполняют за
дание стержневщицы Белова и Портнова.
Широко развернулось на заводе движение за овладение второй про
фессией. Старший счетовод Надя Бирюкова говорит:
— Хочу скорее получить производственную квалификацию, чтобы
в любой момент суметь заменить уходящих на фронт рабочих.
Искусству токарного дела обучаются также комсомолки Башун, Артемова и Смирнова.
Электросварщица

Анна Спасина

Окончив работу в ночной смене, Анна Спасина — электросварщица депо Н. — собиралась домой. Слу
чайно она узнала, что в тендере
подготовленного к рейсу паровоза образовалась течь.
Не теряя времени, Спасина потащила к паровозу сварочный аппа
рат. Протерев и просушив стенки тендерного бака, она забралась в него через люк и быстро заварила трещину. Поезд отправился точно по графику.
— Мой долг сейчас—быть на посту, — сказала она и пошла на те
лефонную станцию. Она стала на вахту, помогая товарищам обеспечивать бесперебойную работу связи.
Дружная семья партийных и непартийных большевиков дороги каждый день, каждый час показы
вает все новые образцы трудовой доблести и творческой инициативы.
Кузнец механического цеха паровозном депо т. Жидких со своим напарником молотобойцем т Ершовым системати
чески выполняет норму иа 300—350 проц.
По две-три нормы ежедневно дают токарь арматурщик т. Амигуд и сварщики тт. Градобойнов и Острецов.
Каждый килограмм металла сейчас дорог стране, и всякая малейшая возможность эко
номии металла широко используется в механи
ческом цехе. Начальник этого цеха т. Абдалян, сменный мастер т. Иль
ин, кузнец т. Клюшин и молотобоец т. Смир
нов, получив заказ на изготовление большого количества щипцов, сделали их ив отходов. Сэкономлено значитель
ное количество ценного металла.
Умело используют утиль при изготовлении бронзовых изделий то
каря тт. Травников и Амигуд.
Успешно перестроила свою работу на воен
ный лад комплексная бригада под’емочного цеха. На 28 часов рань
ше срока выпустили из ремонта паровоз автоматчик т. Жиров,
порншевикн тт. Мухортов и Володчепков, арматурщики тт. Зимин и Кучеров.
Досрочно выпускают из ремонта паровозы тт. Ежков, Жуков, Кострикин, Харитонов, Филатов, Иванов.
Зорко охраняют пути обходчики тт. Щербаков и К. Попов.
Высокопроизводительно трудятся работницы путевого хозяйства тт.
Кирпичева, Пояркова, Немойкина и Пелегаева. Сотни девушек и женщин усиленно занимаются в круж
ках ГСО. На многих станциях и пунктах дороги организованы круж
ки по подготовке значкистов ГСО 2-й ступени.
Так, движимый единым патриотическим порывом, напряженно трудится коллектив Х-ской железной дороги.
Все—для фронта! Все—для победы над врагом!
Эти лозунги ярким пламенем горят в сердце каждого железнодо
рожника, и конкретными делами, доблестным, самоотверженным трудом люди претворяют их в жизнь.
Гр. Петров.

ДА БУДЕТ

ТАК!

За последнее врем* «ради пленных немецких солдат вое чаще попадаются танкисты н
пулеметчики, прикованные к своему оружию.
Не удивляться бы пора б,
Но как не ахнуть от такого: Как некогда к галере раб,
Солдат к оружию прикован?!
И есть ли что-нибудь глупей, О чем мечтают людоеды?
Хотят при помощи цепей
К фашизму приковать победу!
Но правда, чуждая для них, Гласит, что ржавые оковы — Удел убийц и псов цепных!.. И мир дождется дня такого,
Когда фашизм — да будет так!— Когда в окозах взвоют «наци»: Их всех, как бешеных собак,
Культурный мир посадит на цепь! Иосиф Уткин.
Спокойно и самоотверженно несет вахту в своем доме актив жильцов. Управляющий домом Мария Владимировна Добржанская умело организует боевую готовность населения. За хорошую работу она награждена почетным знаком «Отличник городского хозяйства». На снимке: активисты МПВО дома (слева направо): М. Собакин, Н. Колочкина, Л. Беляева, К. Беляева, В. Чесноков, В. Мухин, В. Клопова, В. Гусев,
М. Добржанская, Н. Снегирев, А. Рыбалова и М. Щелкалина. Фото в*. ТКИНКЕВИЧА

ГЕРОИЧЕСКИЕ СТРАЖИ СТОЛИЦЫ

ИСТРЕБИТЕЛИ

БОЙЦЫ N -ского БАТАЛЬОНА БЫЛ ПОЛК...

Несколько дней назад частями Красной Армия полностью разгромлен .мотопехотный полк
«Великая Германия», входивший в состав дивизии особых отрядов «ОС».
Был полк. И полк имел задание: Покрыться славой на века —
Был полк «Великая Германия», Но... только пышное название Осталось от всего полка.
Игорь Чекин.
Их сблизили не только родственные узы. Обе почти одновременно пришли на один и тот же завод. Раиса стала инструментальщицей, ее двоюродная сестра Александра— токарем. Стахановской работой обе завоевали любовь и уважение заводского коллектива.
Две девушки-патриотки скромно и незаметно трудились каждая на своем посту.
...Пробил грозный час великой отечественной войны. Разбойничьи фашистские банды посягнули на свободу и счастье народов советской страны.
В первый же. день вероломного нападения на нашу страну Раиса Иванченко заявила:
— Хочу помочь Красной Армии в защите родины.
Ее примеру последовала и Александра. Вскоре девушек зачислили бойцами Х-ского истребительного
батальона. Обе оказались в одном взводе, горячо взялись за военную учебу.
Даже видавший виды командир части — старый чекист-орденоносец — восхищается:
— Просто диву даешься, откуда у этих девчат такая боевая сно
ровка?.. Раису Иванченко у нас в батальоне иначе не называют, как «отчаянная»...
Впрочем, боец Иванченко с этим Командир приборного отделения N-ской батареи младший сержант Д. Н. Шапиро, награжденный орденом
Красного Знамени, беседует с бойцами.

УДАРЫ МАЙОРА

ГОРЯНИНОВА

Металл —

для фронта

Восемь комсомольцев вагонного депо московского отделения Н-ской дороги — товарищи Никулин, Ге
рои и другие — собрали полторы тонны лома цветных и черных металлов.
Замечательную инициативу проявила комсомольско-молодежная сме
на депо, где мастером тов. Урвачев. После работы все убирают
негодные детали, отходы и сдают их для переработки.
— Ни один грамм металла не должен пропадать зря, — заявляют комсомольцы. — Фронту — больше Металла.
ЧЕЛОВЕК высокого роста, шпро
коплечий и крепко слаженный сидел за косым деревянным столом на командном пункте. Его слу
шали командиры, склонившиеся над полевой картой, исчерченной красными и синими линиями. Он излагал боевой план.
На карте было начерчено расположение немелких войск. Передо
вые группы противника двигались в паправлении пункта К.
Была темная летняя ночь. Невдалеке глухо стреляли орудия. Это
немцы прощупывали расположение наших частей. Часть майора Горя
нинова подошла уже вплотную к линии фронта. На рассвете ей предстоял первый бой.
Бойцы части майора Горянпнова всегда отличались блестящей выучкой. II вот теперь приближался час боевого крещения. Час. когда знания, приобретавшиеся годами в учебных аудиториях, на полигонах и маневрах, должны были раскрыться в смертельном бою с наглым врагом.
Немцы продвигались по тракту. Местность в районе предстоящего боя была болотисто-лесистой Нем
цы не любят леса Они боятся его таинственных теней, где подстерегают их зоркие глаза партизан,
больше Немцы жмутся к дорогам. Они 1 предпочитают ложбины и поля.
Все это знал майор Горянинов. Он двинул свои части лесом. На рассвете его мотострелковое соеди
нение начало окружение врага. Разведка ясно видела: немцы про
двигаются по тракту. Можно было подсчитать их силы: два дивизиона артиллерии, до двух рот танков, полк моторизованной пехоты.
Дорога была свободна, и пемепкие части уверенно двигались вперед. Быть может, в это время ка
кой-нибудь немецкий полковник уже составлял донесение о том. что
вбит клин в расположение русских войск, о том, что немецкие части, не встречая сопротивления, направляются в глубь советской территории.
Немцы шли все дальше по тракту. а наши части под покровом
ночи флангами обходили их лесом. Разочарование для немецких командиров наступило на рассвете Вне
запно с тыла ударили орудия.
Лес вокруг ощетинился, посылая огненную смерть. Сваливая на ходу деревья, сметая кусты и кочки, помчались на немцев тапки. Некоторые части немецких войск успе
ли развернуться и принять бой. Численно силы пемпев превосходи
ли силы майора Горянинова. Но на его стороне было преимущество первого удара, его бойцы умели превосходно действовать и подразделением и поодиночке, они не боялись ни леса, ни болота ня ог
ненного вала вражеских орудий. Их окрыляла и вела в бой мысль о родине, которую надо защищать собственной кровью. Их вел в бой командир, которого они за время совместной службы успели полюбить. командир, в которого они верили. Майор Горянинов появлялся
на самых опасных участках боя и поднимал в атаку. И там, где бой
цы чувствовали близость своего командира, они с приливом свежих сил бросались на врага.
Тяжелый бой продолжался почти одиннадцать часов без перерыва. Лицо майора почернело от копоти, но он достиг своего. Он увидел по
зорное бегство немцев. На поле боя осталось семнадцать разгромленных тяжелых танков противника, 13 орудий. огромное количество автоматического оружия. «Сомкнутыми ряда
ми» направлялись пленные немцы к нам в тыл. Среди них было девять офицеров.
В этом первом большом бою майор Горянинов доказал, что он отличпо управляет частью. Важная операция была завершена им блестяще.
А спустя некоторое время, соединение майора Горянинова вновь получило важное задание командо
вания. В районе Н. наша разведка обнаружила большое скопление мотострелковых частей противника, большое количество артиллерии и автотранспорта Опять немецкие ча
сти жались к полю, явно стараясь отойти подальше от леса.
Однако майор Горянинов хорошо знал, что ни лес, никакие другие препятствия не могут помешать бойцам Красной Армии привести в исполнение боевое задание. Ночью советский командир повел своих бойцов через лес в тыл немцам Вскоре вражеский стан был окру жен. Наши передовые части бесшум
но и быстро сняли охранение Немцы безмятежно спали. Развел чики, проникшие в их расположе
ние, донесли о том, что противник устроился со всеми удобствами. Многие офицеры и солдаты даже разделись.
Орудия майора Горянинова ударили внезапным смертоносным ог
нем. В немецком лагере поднялась паника. Немцы беспорядочно стреляли куда попало.
Бой продолжался несколько часов. Немецкая часть была разгром
лена. 300 вражеских автомобилей с боевым снаряжением, разнесенные в шепы, смешались с взмытой снарядами землей. Все боевое снаряжение двух артиллерийских дивизионов осталось на поле боя. превращенное в крошево. Груды вра
жеских трупов валялись повсюду. В расположение, наших частей бой
цы привели около 30 исправных автомашин, большое количество лошадей. Были захвачены боеприпа
сы и взяты пленные. Документы, найденные в разгромленном вражеском стане, свидетельствовали о том, что здесь были уничтожены два немецких штаба.
И вот опять на командном пункте, окруженный своими боевыми командирами, высокий, широкопле
чий человек склонился над полевой картой. Он прочерчивает ее красными и синими линиями.
Отмечая еще одно поражение немцев, мастер стремительного разгрома, боевой командир майор Горянинов готовит свою часть к новым боям, к новым сокрушительным ударам.
Вот уже второй месяц часть Горянинова ведет героические бои. И всюду, где бы ни появлялись его славные бойцы, итог один — разгром фашистов.
Н. ЛАБКОВСКИЙ.
последним определение!* не совсем согласна.
— И вовсе не отчаянная... Просто спокойная, и все.
Командование батальона уже знает, что Раиса Иванченко не расте
ряется в самой сложной к опасной обстановке. Отважная и мужествен
ная девушка всегда четко и смело выполняет любые поручения.
Первое испытание пришло в ночь на 22 июля. Отдельные немецкие самолеты, прорвавшиеся к Мо
скве, разбросали в прилегающем районе зажигательные бомбы. Не
которые здания загорелись. Командир взвода получил приказ направить десять человек для ликвидации одного пожара В этой де
сятке оказалась и Раиса Иванченко.
Через несколько минут бойцы прибыли к месту, где уже бушева
ло пламя. Долго раздумывать не пришлось. Они бросились спасать государственное имущество. В схватке с огнем Раиса Иванченко показала себя героиней. Не обра
щая внимания на предупреждение товарищей, она по нескольку раз бросалась в пылающее помещение, вытаскивала оттуда тяжелые предметы. Следуя ее примеру, еще более энергично и дружно стали действовать остальные бойцы.
Во время второго налета гитлеровских разбойников Раиса Иванченко стояла на посту. Рвались фугасные бомбы, летели осколки. Требовались исключительное спокойст
вие и выдержка, чтобы продолжать наблюдение. Но Раиса не дрогнула. Она продолжала стойко нести вахту.
Несколько дней назад в батальон пришла радостная весть. Раису Иванченко наградили орденом «Знак Почета». Орденом красной Звезды» награжден другой боец ба
тальона, студент МГУ тов. Шевцов, показавший чудеса храбрости при тушении зажигательных бомб и ликвидации пожаров.
Родина ценит славные подвиги своих отважных сынов и дочерей. Бойцы К-ского истребительного ба
тальона зорко охраняют район от коварных происков врага.
И. К.

юный

ПАТРИОТ

Лицо его с резко вычерченным темными бровями, еветлоголубшя
глазами и твердой лилией рта бы
ло удивительно знакомо. Но память тщетно пыталась восстановить, где и когда приходилось его видеть. Только в конце пашей беседы, то
гда Женя Нефедов заговорил • боксе, все стало ясно: в спортивных изданиях не раз помещался е® портрет — портрет юного спортсмена, чемпиона Москвы по боксу в легком весе среди подростков. Сейчас 15-летний школьник Женя Не
федов приобрел еще большую из
вестность — его имя значится в списке награжденных орденами к медалями СССР за проявленную смелость и умение гери тушении вражеских зажигательных бомб.
Незадолго до первых налетов фашистских воздушных пиратов н* Москву Женя попросил принять его в добровольное пожарное звено дома № 49 по Х-ской улице, где о« живет. Сначала ему отказали — слишком молод. Потом начальник звена тов. Тимофеев внял его настойчивым просьбам.
В одну из ночей, когда отдельные фашистские самолеты прорвались к столице, с темного неба посыпа
лись зажигательные бомбы на дом № 49. Несколько штук упало возле самого дома Жепя дежурил у под’- езда Ему еще не приходилось сталкиваться с этими снарядами. И все-таки юноша оказался у бомб раньше других. Быть может тут сказались развитые боксом решительность, мгновенная реакция.
Бомба, которую Женя взялся тушить, была электронная. Толькочто Женя схватил ее щиппами, как она развалилась на две части, про
должая гореть. Юный пожарный не смутился. Один за другим опроки
нул он на бомбу три ящика песка. Этого было достаточно. Вскоре все зажигательные бомбы на территории дома № 49 были потушены.
Женя Нефедов чрезвычайно скромен. Он предпочитает говорить не о себе, а о своих товарищах — бойцах пожарного ЗЕена. Особенно много юный патриот рассказывает • своем друге Лене Курносове — 15-летнем подростке, который отличается аккуратностью и чрезвы
чайным вниманием в ночных де
журствах, о начальнике пожарного звена тов. Тимофееве, которому удалось создать дружный, сплоченный коллектив, о бойце тов. Васильеве...
Награда — медаль «За боевые заслуги». — которой родина удостоила Женю Нефедова, обязывает.
— Теперь я буду работать в по
жарном звене еще лучше, еще энергичнее, — говорит он в заключение.
П. В.

Братья Студенцовы

Первыми о правительственной награде братьев Студенцовых узнали живущие в доме ребята. Они гурьбой прибежали к окну квартиры Студенцовых и что было мочи закричали:
— Дядя Гриша, вставай! Вашего Виктора и Павлика наградили.
— Опять спать не дают, — поднимаясь с постели, проворчал Григорий Васильевич. — Ну. что вы раскричались?
— Вы, дядя Гриша, не сердитесь, — сказал мальчик, держащий в руках газету. — Мы не зря вас разбудили. Газету хотели вам показать.
— А что там такое?
— Указ правительства напечатан. Слушайте, мы сейчас вам прочтем.
«За проявленную смелость и умение в деле тушения вражеских за
жигательных бомб во время налета немецких самолетов, за боевую ра
боту по предупреждению пожаров, за организацию общественного по
рядка в г Москве в период налета фашистской авиации наградить медалью «За отвагу»: работников доб
ровольной пожарной команды Студенцова Павла Григорьевича и Студенцова Виктора Григорьевича».
— Поздравляем вас, дядя Гриша, — с радостью, мощным хором крикнули ребята.
К окну Студенцовых вмиг собрались и взрослые жильцы. Узнав радостную весть, они все крепко жали руку Григорию Васильевичу.
Кто-то сбегал за начальником добровольной пожарной команды и попросил его рассказать О подвигах братьев Студенцовых.
— Что ж гут рассказывать? — сказал Михаил Филиппович Снегов. — Сами видите, вон в углу валяет
ся дьявольская коробка, в ней к*- верно штук тридцать было этой пакости. И все на наш дом сбросили. Хорошо, что Григорий Ва
сильевич таких молодцов вырастил. Набросились они на фашистские бомбы и давай их бросать с крыши. А я со своей дружиной их во дворе обезвредил. Работали все самоотверженно, без страха. А Виктор и Павел как подлинные патри
оты родины первые в нашем доме проявили смелость и отвагу. Они потушили много бомб и успели предотвратить пожар соседнего здания. Вот и все, что я могу рассказать.
— А где ж они сами-то? — обратилась пожилая женщина к отцу героев.
— Ушли на фронт, — ответил он.
— Оба?
— Вместе пошли.
— Хорошие ребята, там такие нужны. Будете письмо им посылать — и от нас напишите благо
дарность. Напишите, что свой лом мы защитим, а они пусть крепче бьют фашистов на фронте.
С. Богатырский. Речью болтуна

согреты, Льнут к его устам

враги. Коасной Армии

секреты

Пуще жизни береги!

Раиса Иванченко.
Фото Л. СМИРНОВА