ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

СЕНТЯБРЯ 1941 Г.

ПЯТНИЦА
№ 210 (5341) Цена 15 коп.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Взоры всего мира

устремлены на СССР

В адрес союза советских писателей получены письма от зарубежных писателей, выражающих чувства горячей симпатии к советско
му народу и солидарности с ним в его героической борьбе против фашизма.
— Нападение нацизма на Европу, — пишет американский писатель Альберт Халпер, — есть на
падение варварства на цивилиза
цию. В настоящее время каждый мужчина, женщина и ребенок, про
живающие за пределами стран оси, знают, что такое нацизм, знают, что нацизм должен быть раздавлен. Мир знает, что происходящая сейчас борьба между . нацизмом и свободой,
это — борьба не на жизнь, а на смерть. Народы должны сокрушить
смертельную угу>зу, нависшую над европейской цивилизацией, уничтожить фашистское чудовище.
— Сейчас взоры всего мира, — заканчивает он свое письмо, —
устремлены на СССР. Пусть же мощный Советский Союз выроет фашизму могилу, и да будет эта могила глубокой!
Страстное письмо, полное горячего протеста против фашистских по
работителей, прислал Хорхе Икаса, романист и драматург республики Эквадор.
— Лозунгом свободных людей в дни надежды и мира были труд и
хлеб, — пишет он. — В дни ужаса и преступления этим лозунгом дол
жна стать война с фашистами. Мой народ — народ индейцев, чоло, му
латов, негров — хорошо знает, что тот, кто не выполняет своей миссии в нужный час, кто ждет, кто не завоевывает победу для своих детей, кто потерял всепоглощающую веру в идею, кто не отдает великодушно свою кровь, тот не имеет права рассчитывать на что-либо в будущем. Мой народ
всем сердцем, всеми фибрами своей души чувствует категорическую потребность в об единении человечества для беспощадной борьбы с фашизмом.
Свое письмо Хорхе Икаса заканчивает призывом:
— Об’единимея же, полные глубокой веры в правоту своего дела, чтобы повести борьбу против смер
ти, против фашистского варварства, в защиту жизни!
Жгучей ненавистью против фашистских поработителей дышит каж
дая строка, каждое слово письма французской писательницы Симон Тери. В 1935 году она была в Со
ветском Союзе. Вспоминая об этом, она пишет:
— Я смотрела на вас, друзья, с завистью, с нежностью, с восхищением: смотрела на то, чего нельзя
увидеть больше нигде в мире. Везде одна песня раздавалась изо всех уст. Везде та же праздничная трудовая и радостная атмосфера, слов
но в доме молодоженов, которые только-что начали обзаводиться своим хозяйством. Как счастливо жилось в вашем доме, друзья мои!
— Фашизм, принесший народам нищету, рабство и смерть, — гово
рится в письме, —- не мог стерпеть ягивое обвинение, каким является для него ваша страна, где человек свободен, женщина счастлива, где смеется ребенок, где радостен труд и у жизни есть смысл. Фашистское чудовище прекрасно понимает, что его отвратительные победы недолговечны, пока высится Советский Со
юз — гордый, неприкосновенный, грозный, справедливо карающий. Вот почему оно подло напало на вас, друзья мои, во мраке ночи, ду
мая застать вас врасплох. Но они не знали, вас. Изверги думали отнять у вас плоды вашего радостно
го братского труда, поработить вас, как они поработили другие народы. Теперь они знают, как сильна и мо
гуча Красная Армия, весь народ Советского Союза, они знают, что, нападая на вас, они своими руками роют себе могилу.
Далее Симон Тери пишет:
— Как хотели бы мы в эти тяжкие часы вместе с вами, товарищи, от
дать нашу жизнь, пролить нашу кровь, драться бок о бок с вами н с вами побеждать! Но если нам
еще не выпало счастье драться на поле битвы, то вы знайте, что десятки миллионов французов на моей родине и где бы они ни находи
лись, тайно, во мраке, яростно бо
рются за вас, за вашу, за нашу
победу. Они еще связаны по рукам и по ногам, чудовище держит их в своих когтях, но изо всех своих сил, со всем мужеством они пыта
ются вырваться из его смертельных об ятий. Скоро они встанут во весь свой рост и смогут бороться вместе с вами под солнцем с оружием в руках!
Если бы вместо моего слабого голоса вы могли бы услышать голос миллионов и миллионов французов, которым фашизм зажимает рот, этот голос был бы подобен раскатам грома.
Как бы я хотела, чтобы вы услышали голоса трудящихся Парижа, так же, как их слышала я! С какой любовью, с каким полным доверием они говорили о вас, о на
шем Сталине! Остерегаясь полиции, они называли Сталина не по имени, а с ласковой фамильярностью «дя
дя Иосиф». Для них Сталин был не только гениальным, легендарным
вождем, — для каждого и-з них он был словно самый близкий друг, старший брат, лучший товарищ.
(ТАСС).
Самоотверженным трудом куют победу над коварным врагом стахановцы фабрик и заводов столи
цы. На снимке: токарь Н-ского завода Москвы И. Ф. Аман, выполняющий задание на 170 Про
центов.
Фото Л. СМИРНОВА.

ВОСЕМЬ

С ПОЛОВИНОЮ

НОРМ

ТЕМПЫ ВОЕННОГО
ВРЕМЕНИ
Цех Н-ского завода получил важное задание. Выполнить задание нужно было быстро, без всяких промедлений. Люди понимали это. Образец самоотверженного труда показали коммунисты цеха.
К станку для изготовления новой, сложной детали стал токарь лартгруппорг тов. Панков. В. первый же день он дал за смену 750 процен
тов задания. Передовой стахановец задал тон всему коллективу. Сорев
нуясь с ним, токарь тов. Комедчиков через несколько дней начал вырабатывать за смену восемь С по
ловиной норм. Свыше шести норм дают сейчас токаря тт. Горшков, Бушуев, Верховцев и др.
Особые трудности представляло освоение сверловки. На эту работу было обращено внимание всего коллектива. Лучшие слесаря—коммунисты тт. Зезюля и Деревчук—в ко
роткий срок добились блестящих результатов, вырабатывая по шесть норм. Их опыт переняли другие рабочие.
Задерживался процесс нарезки Нужно было ликвидировать и это узкое место. За это дело взялся фрезеровщик коммунист т. Гусев. До пего на токарном станке удава
лось обрабатывать самое большее 20—25 деталей. Рассчитав все до мелочей, тов. Гусев перенес обработку деталей, на винторезный ста
нок. Это дало огромное увеличение выработки — до 200 и больше деталей.

КРУЖКИ ВОЕННЫХ ЗНАНИЙ

СТРЕЛКИ И ПУЛЕМЕТЧИКИ ОДНОГО ЗАВОДА
Н-ский завод Москвы пользуется заслуженной славой одного из пе
редовых предприятий столицы. Его
коллектив работает подлинно стахановокими темпами, помогая героической Красной Армии громить врага.
После работы лучшие люди завода изучают военные специальности.
— Товарищ, ваша военная специальность? — эту фразу часто можно
услышать на собраниях, в цехах за- вода.
На заводе начали работать стрелковые, пулеметные и другие кружки военных знаний.
В одном из таких кружков — инженер Винокуров. Во время службы в Красной Армии он изучил специальность связиста. Кроме того Вино
куров хорошо владеет винтовкой. Теперь инженер-патриот решил овладеть третьей военной специальностью. Скоро он будет пулеметчиком.
Слесарь тов. Коптелев — прожекторист. К тому же он без промаха стреляет. Во время пребывания в
Красной Армии он был отмечен как меткий стрелок. Тов. Коптелев говорит:
— Каждый гражданин нашей страны должен хорошо уметь стре
лять и-з винтовки. Я хочу передать свой опыт товарищам по цеху.
Руководитель группы отдела снабжения Смирнов хорошо стреляет. Сейчас он овладевает искусством штыкового боя.
Изучить винтовку, пулемет, гранатометание, штыковой бой и ряд других военных специальностей —
такую задачу поставил перед собой секретарь партийной организации цеха тов. Курников. Овладевает пу
леметом конструктор Трутнев. Берет на себя обязательство подготовить шоферов и мотоциклистов конструктор Буланников.
На вопрос «ваша военная специальность?» скоро смогут с гордостью ответить сотни рабочих, инженеров и служащих завода:
— Я пулеметчик... — Я стрелок.»
В ПРИФРОНТОВОЙ
ПОЛОСЕ

МАШИНИСТ

ЛУКИН

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 5. (ТАСС). Машинист одного прифронтового депо тов. Лукин вел санитарный поезд. Появившийся внезапно фашистский самолет начал обстреливать состав пулеметным ог
нем. Несколько пуль пробило котел паровоза. Создалась угроза взрыва котла. Но машинист, не растерявшиоь, быстро выгреб уголь из топки. Паровоз был спасен.
Тов. Лукин заслуженно считается одним из лучших машинистов депо. Его бригада в совершенстве овладе
ла лунинскими методами ухода за машиной. Как только паровоз про
ходит шесть тысяч километров, его надо ставить на промывку — тако
вы прежние нормы экснлоатации. Тов. Лукин и его бригада в дни войны добились пробега без промывки в десять и более тысяч ки
лометров. На их паровозе не найти ни одного пятнышка, слабо закрепленной гайки. Когда локомотив ста
новится на промывку, паровозная бригада участвует в ремонте маши
ны. Изучив профиль пути, зная особенности своей машины, приме
няя подогрев воды, паровозная бригада тбв. Лукина экономит до двух тонн топлива в месяц.
В депо немало машинистов таких, как Лукин. Один из них — тов. Блинов за успешное выполнение боевого задания приказом наркома награжден значком «Почетному железнодорожнику».
В течение 4 сентября наши войска продолжали вести бои с противником на всем фронте.
В течение 2 сентября наша авиация в воздушных боях и на аэродромах уничтожила 52 самолета противника. Наши потери — 28 самолетов.
В Балтийском море наша авиация и торпедные катера атаковали транспорты и сторожевой корабль противника. В результате атаки один транспорт и сторожевой корабль от попадания торпед затонули, два транспорта, получив круп
ные повреждения, выбросились на берег.
Большие потери понесли немцы при попытке переправиться через реку Днепр на одном из участков фронта Юго-Западного направления. Ночью немецкая пехота пыталась форсировать реку, но была своевременно замечена нашими разведчиками. Ракеты ярко осветили переправу фашистов. Пулеметные и минометные батарей открыли сильный огонь. На берегу и в реке немцы оставили сотни трупов. К рас
свету наши разведчики донесли, что в пяти километрах вниз по реке немецкие саперы снова готовят пере
правочные средства. Советские артиллеристы открыли огонь. Не вы
держав сильного артиллерийского огня, фашисты вновь отступили, ос
тавив около неудавшейся переправы до 300 убитых солдат. Полк май
ора Седельникова прочно обороняет свой участок реки. За три дня бой
цы т. Седельникова уничтожили
свыше 600 немецких солдат, много различного инженерного имущества, сбили 2 самолета и разгромили противотанковую батарею немцев.
Эскадрилья морской авиации Северного флота, которой командует капитан Сафонов, атаковала группу немецких самолетов. Враг пытался .уклониться от боя, но наши летчики отрезали ему отход. Капитан Сафонов с дистанции в 50—70 мет
ров дал четыре пулеметных очереди по «Хейнкелю», фашистский само
лет загорелся и разбился о скалы. Немедленно после этой победы ка
питан бросился в лобовую атаку на «Меесершмнтта». Враг принял бой и открыл стрельбу с 400 метров. Тов. Сафонов, сблизившись с про
тивником на 200 метров, ударил по немцу из всех пулеметов. Фашист
ский летчик не выдержал сильного огня и пытался скрыться, но, прижатый к земле, он врезался в ска
лу. Это был одиннадцатый самолет, сбитый капитаном Сафоновым за дни отечественной войны.
Во время переправы через реку Днепр старший лейтенант Т. А. Никитенко обнаружил, что немцы на
шли неприкрытый нами проход к берегу реки и намеревались им во
спользоваться. С 13 бойцами, во
оруженными автоматами и тремя ручными пулеметами, т. Никитенко занял огневую позицию. Подпустив противника на 400—500 метров, бойцы т. Никитенко начали косить немцев. Потеря^ около 200 солдат и офицеров, фашистские цепи отошли.
Партизанское движение в Полесской области Белоруссии выросло в могучую силу, наносящую удар за ударом германским оккупантам. По сведениям, полученным только от нескольких партизанских отрядов, партизаны во второй половине ав
густа уничтожили 900 немецких солдат и офицеров, 17 танков, 5 бронемашин, 4 орудия, 3 ) пулеме
тов, 9 минометов, 38 грузовых и 8 легковых автомобилей, 340 мотоцик
лов и 22 автоцистерны с горючим. За это же время партизаны захва
тили и укрыли в лесах до 1000 винтовок, 14 обозов с. продовольст
вием, 243 ящика с патронам^ и 86 ящиков с ручными гранатами. Подбито и уничтожено на земле 2 фашистских бомбардировщика и 3 истребителя.
Партизанский отряд под командованием землеустроителя т. Б. совершил налет на немецкую автоколон
ну в нескольких километрах северозападнее Наровля. 12 фашистских автомашин с боеприпасами остано
вились из-га порчи мотора головной машины. Солдаты охранения и шо
феры, воспользовавшись остановкой,
собрались на придорожной лесной поляне и намеревались позавтракать. Партизаны бесшумно подполз
ли и одним залпом убили 9 фашистов. Немцы схватились за оружие. Партизаны начали бросать в фаши
стов ручные гранаты. В результате было уничтожено еще несколько вражеских солдат и шоферов. Остальные прекратили стрельбу и сдались в плен. Партизаны взорвали все автомашины и скрылись.
Партизанский отряд под командованием жены председателя сельско
го кооператива Прасковьи Т- ночью напал в местечке Прудок на 2 дома, где расположился немецкий отряд мотоциклистов. Фашисты, пьянствовавшие накануне, крепко спа
ди. Перебив всех находившихся в домах фашистов, партизаны уничтожили 20 мотоциклов, а 10 мотоциклов захватили с собой.
Партизанский отряд иод командованием сотрудника земельного отде
ла т. Ф. захватил между Хойники и Бабчин 2 немецких обоза с кон
сервами. Перебив всех возчиков и солдат охранения, партизаны угна
ли повозки по тайным дорогам в лес.
Германские фашисты поработили австрийский народ. Гитлер насильно бросил на Восточный фронт десятки тысяч австрийцев. Но австрийцы не хотят воевать против Советского Союза. Об этом свидетель
ствуют многочисленные показания пленных. Попавший в плен солдат 44 пехотной дивизии австриец Генрих Фром заявил: «Мы не хотим во
евать против России. Единственное паше желание — поскорее попасть
домой». Солдат 5 роты 132 полка австриец Александр Пекк говорит: «Австрийцы Ненавидят Гитлера и при йервой же возможности добро
вольно сдаются в плен». Солдат 248 велоэскадрона 168 пехотной ди
визии Бернард Шмидт рассказал: «Командиром нашего эскадрона был австриец капитан Шайнерт. Недавно его отстранили и убрали. Солдаты говорят, что немцы ему не доверяют. Вместо него назначили нем
ца, старшего лейтенанта графа фон Ойленбурга». Унтер-офицер артил
лерийского полка 262 германской дивизии М. Винер сообщил: «Родом я из Австрии. Недавно я получил из дому письмо. Мне пишут, что немцы все вывозят из Австрии. У крестьян отбирают последний кусок хлеба. Население голодает». Плен
ный солдат 486 полка Стефан Штицлер сказал: «Фашисты обрек
ли австрийский народ на голод и вымирание. Австрийцы получают по карточкам меньший рацион продуктов, чем немцы. Во всех государст
венных и коммунальных учрежде
ниях сидят немецкие чиновники. Большинство австрийцев, насильно призванных в германскую армию, хотят поражения Гитлера и восстановления независимости Австрии».
Вместе с Красной Армией самоотверженно защищают свой родной город от гитлеровских полчищ бойцы ленинградских отрядов народного ополчения. В боях с фашистскими ордами народные ополченцы по
казывают образцы бесстрашия и боевой выучки.
На участок, обороняемый полком народного ополчения, наступала немецкая пехота при поддержке танков. Ополченцы, находясь в глубо
ких окопах, пропустили фашистские танки вперед и открыли огонь по наступавшей вслед за ними пехоте. Ополченец Васильев метким огнем своей винтовки уничтожил 14 фашистских солдат. В другом бою т. Васильев под пулеметным огнем противника подполз к вражеским окопам и гранатами уничтожил фашистское пулеметное гнездо.
Попав в окружение, подразделение тов. Милехина отбило атаку в несколько раз превосходящего про
тивника, уничтожило бутылками с горючим и гранатами пять вражеских танков и стремительным уда
ром вышло из окружения, нанеся большой урон фашистской пехоте. Боец-ополченец Ионов заслуженно пользуется славой отважного и умелого разведчика. Тов. Ионов участвовал во многих разведках и унич
тожил 25 фашистов, в - том числе двух офицеров. Отлично действует связист — молодой ополченец Ан
дреев. Получив в бою приказание срочно доставить приказ одному из наших подразделений, тов. Андреев прополз два километра под ожесточенным минометным обстрелом про
тивника и в срок выполнил боевое задание.

Утреннее сообщение 5 сентября

В ночь на 5 сентября наши войска продолжали вести бои , с противником на всем фронте.
Наша авиация наносила удары по войскам противника и по его аэродромам.
В упорных боях часть под командованием тов. Козлова нанесла тяжелый урон 263 немецкой пехот
ной дивизии. Боевые действия по разгрому фашистской дивизии развертывались следующим обр азом.
Немцы занимали высоту Боково и подступы к ней. Бойцы части тов. Козлова упорно выбивали против
ника с занимаемых им позиций и заставляли отдавать одну дерев
ню за другой. На каждом рубеже немцы теряли сотни солдат убиты
ми и ранеными, в панике фосали оружие и штабное имущество. От
ступив к высоте Боково, командир немецкой дивизии генерал Хэккель издал приказ, свидетельствующий об
упадке боевого духа в дивизии. «Во время нападения противника
на одну из рот, — говорилось в приказе, — русские привели роту в угнетенное состояние. Несколько русских зашло роте в тыл. Много солдат из состава нашей роты покинули поле боя и уехали на гру
зовиках за несколько километров от линии фронта. Это поведение способствовало возникновению па
ники». Приказ генерала не поднял боевой дух у германских солдат. Фашистам не удалось закрепиться и удержать высоту. Советские артиллеристы разгромили укрепления противника. Поддержанные мощ
ным огнем нашей артиллерии, шли подразделения тт. Исакова и Тихо
нова в атаку. Немцы отступили, вновь понеся большие потери. На
ши бойцы захватили много оружия и .пленных. Солдат 11 роты Йозеф Фастбендер, захваченный крас
ноармейцами на высоте, заявил: «За один этот бой наша дивизпя потеряла до половины офицерского состава». 263 немецкая дивизия потеряла за шесть дней до 7000 солдат и офицеров убитыми, ранены
ми и пленными. Остатки дивизии отведены в тыл для переформиро^ вания.
Авиасоединение под командованием тов. Аладинского, действующее на Западном направлении фронта, разгроми то большое скопление вражеских бронетанковых и моторизованных колонн. Летчики тт. Друж
ков, Трещев и Зоц разрушили больше 15 танков. За два дня боев авиасоединение уничтожило около 1000 солдат и офицеров, 80 немец
ких танков, 600 автомашин и 200 лошадей. Возвращаясь с боевых операций, наши летчики встретили 15 вражеских самолетов Завязался воздушный бой, в результате которого были сбиты 6 немецких само
летов: трн «Мессершмитта-109», один «МеесершмитТ-11.0» и два новейших истребителя «Хейнкель-113». Летчики Романенко, Шидловский и Тре
щев сбили по одному самолету. Старший лейтенант Зоц с летчиком Рыбкиным прижали к земле «Мессершмитт-Ш9» и уничтожили его. Комиссар 4 части тов. Зуб сбил «Хейнкель-из».
Катер младшего лейтенанта Черняка сопровождал два транспорта. В пути зоркие наблюдатели замети
ли перископ вражеской подводной лодки. Катер атаковал лодку, за
бросал ее глубинными бомбами и потопил. На поверхности моря по
явились огромные пузыри. Через несколько часов экипаж катера обнаружил вторую вражескую подвод
ную лодку, направлявшуюся к транспортам. На лодку были сброшены глубинные бомбы. После разрывов бомб гидроакустические аппа
раты показали, что лодка уходит. Тогда катер пошел в новую атаку.
Снова полетели глубинные бомбы. После второй атаки аппараты больше не обнаруягили движения лод
ки. Оба транспорта катер привел к месту назначения невредимыми.
На четыре бомбардировщика эскадрильи капитана Марковккна напали восемь «Мессершмиттов». Ведущий летчик лейтенант Больша
ков решил принять неравный бой с немецкими истребителями. Фашистские летчики атаковали самолет лейтенанта, но встретили сокрушительный отпор. Меткий стрелок-радист Панченко один за дру
гим сбил три «Мессершмитта». Стрелки-радисты двух других бомбардировщиков — тт. Лотов и Рагулин — сбили по одному враже
скому самолету. Три уцелевших гитлеровских летчика повернули обратно. Закончив воздушный бой, наши бомбардировщики обнаружили замаскированные немецкие мо
токолонны. Советские летчики немедленно ринулись на них, уничтожая немецкие танки и автомаши
ны, а затем пулеметным огнем с бреющего полета рассеяли продвигавшуюся к фронту колонну немецкой пехоты.
Самолеты энской базы морской авиации Северного флота успешно громят фашистские корабли и наземные части. Вражеские бомбардировщики много раз пытались атаковать базу, но их неизменно отгоняли советские зенитчики и добивали летчики наших истребителей. На скалах, окружающих ба
зу, разбились свыше 100 немецких самолетов. На-днях при очередном
налете фашисты потеряли 13 самолетов.
Командир отделекня сержант Аркадьев с группой бойцов пробрал
ся на моторной лодке далеко в тыл к белофиннам. Ночью бойцы атаковали дивизион финской тя
желой артиллерии. Перебив солдат, бойцы вывели из строя три орудия и; уничтожили много боеприпасов.
. На-днях наша авиация разгромила два вражеских аэродрома, расположенных западнее озера Иль
мень. Советские бомбардировщики налетели на аэродромы неожиданно. Немецкий истребитель, пытав
шийся подняться, был уничтожен на взлете командиром авиачасти майором Груздевым. Батареи нем
цев открыли сильный огонь, но наши истребители и штурмовики заставили замолчать вражеские зенитки. Уничтожив расчеты зенит
ных орудий и пулеметов, советские летчики добили и подожгли находившиеся на аэродроме немецкие самолеты. На двух аэродромах на
ши летчики уничтожили 74 вражеских машины, входивших в состав немецкого авиационного корпуса генерала Рихтгофен.
За последние два дня бомбардировочная авиация Черноморского флота уничтожила более сорока немецких танков и автомашин. В боях с немецкими войсками на подступах к Одессе батальоны морской пехоты , уничтожили несколь
ко сот немецко-румынских солдат и офицеров. В плен захвачено бо
лее. 300 солдат. В числе трофеев— два орудия, пять минометов и 18 пулеметов.
Сотни тысяч женщин-общественниц активно участвуют в оборонной работе, помогая Красной Армии громить ненавистного врага. В поши
вочных мастерских Ленинграда, обслуживающих госпитали, безвоз
мездно работают свыше 150 жен профессоров и сотрудников научноиоследовательских учреждений. Большую оборонную работу проводит совет жен московских научных работников. По инициативе члена со
вета т. Герольской создана бригада, которая собирает художественную литературу для госпиталей, организует концерты для раненых, проводит читки газет в палатах выздоравливающих. Жена научного ра
ботника Мария Семеновна Буркова организовала при Сельскохозяйст
венной академии им. Тимирязева курсы медицинских сестер, создала ряд санитарных постов при жилых
домах и повседневно руководит их работой. На многочисленных курсах медицинских сестер и санитарных дружинниц занимаются тыся
чи женщин—научных сотрудниц и жен деятелей науки. Многие из них уже работают в госпиталях и лазаретах.
Кипучую деятельность развили в дни отечественной войны общест
венницы-активистки Осоавиахима г. Москвы. Инструктор-общественница, домохозяйка Бакулина подготовила за времз войны несколько де
сятков значкистов ПВХО и ГСО. Свыше ста человек подготовила к сдаче норм ПВХО и ГСО домохозяйка А. А. Орехова. По инициативе домохозяек Клименко и Астаховой в домах 26 и 28 по 2-й
Тверской-Ямской улице женщины собрали в течение трех часов 102
килограмма цветных металлов. По нескольку тонн черного металла соб
рали за один день в жилых домах своего района работницы московского завода «Москабель» Перво
майского района Москвы. Деньги, причитающиеся за сбор металлолома, женщины передали в фонд обороны страны.

ПОСЛЕДНИЕ ТЕЛЕГРАММЫ

ЛОНДОН, 5. (ТАСС). Как передает агентство Рейтер, в коммюнике английского министерства авиации указывается, что в ночь на 5 сен
тября германская авиация проявляла над Англией весьма незначи
тельную активность. Были сброшены бомбы в нескольких пунктах вблизи восточного побережья, но не вызвали серьезных жертв среди населения и не причинили существенного ущерба.

ДЕЙСТВИЯ АНГЛИЙСКОЙ АВИАЦИИ

В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ

ЛОНДОН, 5. (ТАСС). Командование английских воздушных сил на Ближнем Востоке в очередном ком
мюнике передает, что в ночь на 3 сентября английская военно-мор
ская авиация успешно атаковала неприятельский караван в составе пяти торговых судов, сопровождавшихся эсминцами, который продви
гался к Востоку от мыса Спарти
венто (остров Сардиния). Одна из сброшенных самолетами торпед поразила большое торговое судно, которое взорвалось. Отмечено попадание торпеды в другое большое судно. Повреждены также еще два судна меньшего размера. Это воздушное нападение явилось полной неожиданностью для противника. Бы
ло видно, что эсминцы открыли беспорядочный огонь по своим же судам, которые в спешке чуть не наталкивались друг на друга.
В ту же ночь авиация военноморского флота совершила налеты на аэродромы в Комизо и Жербини (Сицилия), на которые было сброшено много бомб. Один неприятельский самолет был поражен в то
время, когда он приземлялся, а другой трехмоторный самолет был сбит в Жербини. Оба аэродрома бы
ли обстреляны из пулеметов с небольшой высоты.
В ночь на 3 сентября английские тяжелые бомбардировщики сброси
ли бомбы на ливийские пункты Дерна, Эль-Газала и Бардия. В Дер
не бомбы упали вблизи казарм и здания почт и телеграфа, вызвав взрывы и пожары. В Эль-Газала также вспыхнули пожары на аэро
дроме. В Бардин отмечены прямые попадания бомб в дома офицерского квартала.
Самолеты военно-морской авиации бомбардировали склады в Гамбате (Ливия), где возникло несколько пожаров. 3 сентября истребители южно-африканской авиации, вступив в бой с неприятельскими истребителями, которые пытались атаковать английские посадочные площадки в районе ливийско-египетской границы, сбили пять вражеских самолетов. Английская авиация потерь не имела.
В действующих Красной Армии и Флоте. На снимках: слева — старший сержант А. Бодрянков отправляется в очередную разведку с группой

краснофлотцев, справа — разведывательный отряд направляется на боевую операцию, фото Е. халдея и э. Хайкина (тасс). 5

Вечернее сообщение 4 сентября

АНГЛО-ГЕРМАНСКАЯ ВОЙНА

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
столицы
ПИСЬМА ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ