ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! 5

НОЯБРЯ 1941 Г.

СРЕДА
№ 262 (5393) Цена 15 коп.

Да здравствует Всесоюзная Коммунистическая партия большевиков, партия Ленина—Сталина,— организатор борьбы за победу над немецкофашистскими захватчиками!

(Из лозунгов ЦК ВКП(б) к XXIV годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции).

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 4 ноября

В течение 4 ноября наши войска вели бои с противником на всех фронтах. Особенно ожесточенные бои происходили на Крымском, Можайском и Калининском участках фронта.
За 3 ноября уничтожено 5 немецких самолетов.
За 4 ноября под Москвой уничтожено 11 немецких самолетов.
***
Наши авиачасти, действующие на Западном и Южном фронтах, продолжают наносить врагу большой урон. 3 ноября в результате успешных налетов нашей авиации на войска про
тивника было уничтожено 22 танка, 250 автомашин с пехотой и военны
ми грузами, 15 полевых орудий, много зенитных пулеметов, боеприпасов и несколько складов с военным снаряжением.
***
Летчики одной из наших авиачастей, действующей на Южном фронте, за последние 2 дня боевых действий уничтожили 14 немецких танков. 260 автомашин с военным снаряжением, 16 орудий различных ка
либров, много мотоциклов, повозок и другого военного снаряжения. На
ши летчики рассеяли и уничтожили
более 1500 фашистских солдат и офицеров.
***
Летчики тов. Куцевалова, действующие на Калининском фронте, за 3 дня боевых действий уничтожили до 8 рот вражеской пехоты, более 300 автомашин с вооружением, 7 цистерн с горючим и 6 орудий.
***
Пленные немецкие солдаты и офицеры продолжают показывать об ухудшении физического и морально
го состояния немецко-фашистских войск. Пленный немецкий ефрейтор Курт Нейман на допросе показал следующее: «Воевать солдатам надоело. Все стремятся домой. С насту
плением холодов настроение солдат еще более понизилось». Солдат 7 оты 19 пехотного полка Вильгельм льман показал: «Сопротивление
русских все увеличивается, и мы несем все большие и большие потери Солдатам война надоела. Солда
ты с нетерпением ждут конца воййы. Они хотят одного — домой».
Немецкий солдат Реймунд Хейн 25 октября 1941 года писал своей жене: «Я могу только сказать, что лучше 10 лет воевать во Франции, чем один год в России». Солдат Симон Баумер 24 октября писал род
ным: «Наше продвижение к Москве стоит нам огромного количества убитых и раненых. Русские оказывают
дьявольское сопротивление. Только в походе мы узнали, что нет врага более упорного, чем русские. Если пройдет еще полгода — мы пропали».
***
Новым мощным под’емом стахановского движения встречают трудящиеся нашей страны XXIV годовщину Великой Октябрьской социа
листической революции. Бригада штукатура т. Дименина на Амурстальстрое с начала войны система
тически перевыполняла нормы. Включившись в предоктябрьское социалистическое соревнование, брига
да стала выполнять по пять норм. Бригада тов. Мартынова, которая со
стоит из выпускников школы ФЗО, выполняет нормы на 300—400 проц. На машиностроительном заводе в г. Комсомольске-на-Амуре бригада т. Тарабарко дает в смену не менее 8 норм. В дни предоктябрьского со
ревнования ряды двухсотников на мясокомбинате г. Иркутска увеличи
лись в два раза. В одном из депо дороги им. Куйбышева слесарь тов. Туло выполняет последовательно ра
боту арматурщика, поршневика и экипажника. Он поднял выработку до 600 проц. Свыше пяти норм в смену дают слесари этого депо тт. Щекатуров, Двойнико, Швец и др.

Утреннее сообщение 5 ноября

В течение ночи на 5 ноября наши войска вели бои с противником на всех фронтах.
***
Одна наша часть, действующая на Калининском фронте, за один день боев уничтожила 15 немецких танков, 10 бронемашин, 13 орудий, не
сколько минометных батарей и около 600 солдат и офицеров противника. ***
Танкисты части тов. Кузнецова, действующие на Южном фронте, за один день боев 1 ноября уничто
жили 15 немецких танков, 2 орудия ПТО и более 450 солдат противника. ***
Три месяца действует в тылу ненецко-румынских войск на террито
рии Бессарабии и Молдавской ССР партизанский отряд тов. К. За этот срок отряд настолько вырос, что от
дельные его группы превратились в самостоятельно действующие единицы, поддерживающие между собой тесную связь.
Вот несколько выдержек из дневника командира отряда.
25 июля. Мы в тылу у проклятых захватчиков. Сидим у реки в кус
тах. Мимо проходят румынские и немецкие части. Нас 5 человек и всего две винтовки.
3 августа. Ночью встретили отставших солдат. Короткий бой. Двое
румын убиты. Добыли 2 винтовки, иатроны, ручные гранаты. Теперь мы вооружены.
5 августа. За десять дней отряд вырос в три раза. Из соседнего се
ла II. пришли председатель колхоза тов. Г. с сыновьями. Ночью остано
вили две румынские повозки. Наше вооружение становится богаче.
10 августа. В отряде уже 39 человек. За пять дней в боях переби
ли еще 40 румынских и немецких солдат. Вчера захватили два пулемета н три грузовых машины.
2 сентября. Прошел месяц. Четыре человека, которые были со мной первыми партизанами, сейчаа яв
ляются командирами групп. Оружия у нас столько, что можем снабдить еще пять таких же отрядов. Осо
бенное внимание уделяем разведке. Разведчиков у нас 25 человек, все вооружены автоматами и пистолетами. Практика первых дней пока
зала, чтсг в- отряде нужна группа подрывников для взрыва мостов, дорог и зданий. Выделили семь чело
век, обучаем их пользоваться румынскими и немецкими минами. За ме
сяц уничтожено 259 румынских и немецких солдат, 17 офицеров, 4
танка, 7 бронемашин, 9 орудий, 19 автомашин, 2 радиостанции, 91 конная повозка, подбили один самолет.
17 октября. В нашей местности уже оперируют пять отрядов. Чдсто предпринимаем совместные выступления. Проклятые захватчики повесили трех наших бойцов и разори
ли наши села. 15 октября разбили крупный карательный стряд, посланный немцами против нас . Пощады не даем никому, уничтожили 76 солдат, остальные бежали.
***
В городе Цьиредьхаза (Венгрия) вспыхнуло восстание среди венгерских солдат, узнавших, что их отправляют на Восточный фронт. Сол
даты забаррикадировались в казармах. Между восставшими и прибыв
шими на усмирение жандармами произошло кровавое столкновение, во время которого убито с обеих сторон
до 50 человек, в городе в связи с этим произошли демонстрации. На
селение города поддержало солдат, забрасывая жандармов камнями.
Население Венгрии настроено враждебно против Германии, втянув
шей венгров в войну. Немцы, при
бывающие в Венгрию, опасаются ходить вечером по улицам городов.

Бои на подступах к Москве

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 4. (Спецкорр. ТАСС). Немецкое командова
ние вчера и сегодня продолжало подтягивать свежие силы, готовясь к новому натиску на подступы к Москве. Наши войска проявляют высокую бдительность, ведя по всему фронту борьбу с разведыватель
ными группами противника. Бойцы, защищающие подступы к столице, готовы к новым ожесточенным боям.
На участке командира Говорова продолжались сильные бои с пехо
той и танками неприятеля. Бойцы части, где комиссаром тов. Цыга
нов, вот уже третий день ведут упорные бои с вражескими танка
ми, Вчера ими у Можайского шоссе — несколько восточнее пункта Д.— было уничтожено 67 немецких танков н нанесен большой урон враже
ской пехоте. В ночь на 4 ноября противник подтянул на этот участок свежие танког^е силы и сегодня с утра вновь перешел в насту
пление, стремясь прорваться вдоль Можайского шоссе. Здесь враг бросил в атаку до 30 танков, полк пехоты и 4 эскадрона кавалерии, поддерживая их движение артиллерий
ским и минометным огнем. Натиск неприятеля вдоль шоссе стойко сдерживается нашими частями. Нем
цы несут большой урон в живой силе и в материальной части. Трофеи уточняются.
Сегодня враг снова неокольк» раз пытался форсировать реку Нару. Бойцы командира Ефремова успеш
но отбили все атаки. На участке командира Голубева противник осо
бой активности не проявлял. Наши части продолжали здесь укреплять свои рубежи, отвечая сильным огнем на артиллерийские и миномет
ные залпы немцев. Немцы на этом участке вели окопные работы, закапывали в землю танки.
Части командира Захаркина продолжали успешно контратаковать неприятельские войска. Утром 4 ноября одна из наших частей овладела велением С. и прочно закрепилась в нем. Другая часть, дейст
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 4. (Специорр. ТАСС). Артиллерийским и минометным огнем противника была сорвана телефонная линия че
рез реку Н. Связь командного пункта о подразделениями, действующи
ми на противоположном берегу, оборвалась.
Оба берега реки на этом участке простреливались немцами. Переправа была под прицельным огнем вражеских снайперов.
Но связистам подразделения, где
вующая на соседнем участке, вела успешные боя в районе Б., где бы
ло уничтожено до роты немецкой пехоты. В последних боях отличи
лась медицинская сестра Анастасия Трошинская. Она дважды ходила в атаку. За последние дни Трошинская вынесла с поля боя 32 раненых бойцов и командиров с их полным вооружением. Отлично сражал
ся командир отделения Чупишев. Заметив место расположения вражеской пехоты, Чупишев скрытно подполз к нему, тремя гранатами вы
вел из строя пулемет и полностью уничтожил его прислугу.
И. Грибов.
политруком тов. Петров, не раз приходилось работать под огнем противника. Политрук Петров вместе с красноармейцами тт. Муторзиным и Марковым отправились исправлять телефонную линию.
Связисты пустились вплавь через реку. Ледяная вода обжигала тело. Одежда намокла и тянула ко дну. Несмотря на жестокий холод, отважные бойцы переплыли реку и, бы
стро найдя на другом берегу обрыв линии, восстановили связь.

Вплавь через реку

В действующей Красной Армии (Западное направление). Лучший орудийный расчет батареи лейтенантакомсомольца П. Москаленко ведет огонь по вражескому самолету. Недавно этот расчет сбил 3 немецких самолета. Руководит огней ефрейтор Н. Скиданов. Фото П. СОТНИКОВА (ТАСС)

НА ВОЗДУШНЫХ ПОДСТУПАХ

ВЧЕРА СБИТО 11 ФАШИСТСКИХ
САМОЛЕТОВ
В течение вчерашнего дня на подступах к Москве бесстрашными истребителями Московской зоны
противовоздушной обороны было сбито 11 немецких самолетов.
***
Противник, напрягая все свои силы, старается каждый день про
рваться к Москве, но его попытки терпят неудачу.
В одном из районов на подступах к Москве старший лейтенант Кухарепко заметил под облаками
фашистский бомбардировщик «Дорнъе-215». Немецкие летчики то входили в облака, то на мгновенье вылетали из вих, стараясь быть не
замеченными. Выбрав подходящий момент. Кухаренко стремительно бросился за вражеским бомбарди
ровщиком. Фашистские летчики снова пытались скрыться в облаках. Но путь им преградили подоспевшие на помощь другие само
леты. Несколькими очередями из пулеметов вражеский бомбардировщик был подожжен. Об’ятый пламенем «Дорнье-215» рухнул на землю.
Во второй половине дня старший лейтенант Кухаренко встретил в районе К. второй бомбардировщик «Дорнье-215». Он быстро атаковал его и сбил.
В другом районе младший лейтенант Савостьянов встретил вра
жеский истребитель «Мессершмитт-109». Савостьянов бросился в атаку; немецкие летчики пытались удрать. Выпущенные Савостьяновым пулеметные очереди уго
дили в цель и сбили фашистского стервятника.
Патрулируя в воздухе, старший лейтенант Тадеуш и младший лей
тенант Фунтов обнаружили на подступах к столице вражеский бомбардировщик «Хейнкель-126». Ист
ребители мгновенно атаковали его и сбили.
Возвращаясь из боевого задания, младший лейтенант Бабенко заме
тил вынырнувший из-за облаков вражеский бомбардировщик «Дорнье-215». Истребитель Бабенко тотчас же бросился в атаку на вра
жеский самолет. Вскоре к месту воздушной схватки подоспело еще несколько наших истребителей, которые совместно сбили и этот фашистский бомбардировщик
***
Несмотря на то, что погода вчера не благоприятствовала развертыва
нию боевых воздушных операций, группа истребителей подразделе
ния, которым командует Писанко, с утра отправилась в штурмовой полет в тыл противника. Перелетев линию фронта, штурмовики обнаружили цель. Неожиданное появление пашей штурмовой авиации вызвало панику в ла
гере противника. Но это только способствовало проведению намеченной операции. С первого же за
хода штурмовики уничтожили 16 автомашин с военным грузом. 6 повозок, 10 зенитных точек. 3 бата
реи заградительного огня и около роты пехоты. Во время второго вы
лета они уничтожили на аэродроме противника 7 бомбардировщиков и один истребитель.

ВСЕ СИЛЫ НА ПОМОЩЬ ФРОНТУ!

В грозной обстановке военного времени встречает столица XXIV годовщину Великой Октябрьской
социалистической революции. В эти дни, когда на подступах к Москве идут ожесточенные бои с фашистскими полчищами, в цехах заводов и фабрик, в мастерских, у агрегатов и станков свершаются героические дела. Их творят передовые люди, подлинные патриоты нашей родины.
...Н-ский завод Москвы. Цех, которым руководит тов. Пионтковский. Многие рабочие этого цеха ушли на фронт, на строительство укреплений оборонных рубежей, в рабочие и истребительные батальоны. Людей в цехе стало меньше: Но темп работы не снизился. Он четок и ритмичен. Ряды стахановцев растут.
Буликов, Лындин, Теряев, Сухов, Кузнецова, Лысенко, Анисимова. Ивдев, Берсенев, Афанасьев, Зай
цев, Рогозин. Список можно было бы продолжить. Их много на заводе, этих людей, показывающих под
линные образцы трудового под’ема и высокой производительности.
Мужественно стоят на вахте, охраняя об ект, патриоты. Ничто их не. останавливает. И ночью и днем, в часы воздушных тревог ни на минуту не ослабевает производст
венный ритм цехов. Отважные жен
щины, работницы углеподачи тт. Широкова, Петракова и Бажанова ночью, во время тревоги, не прекращали работу.
***
...Темная ночь. Дует пронизывающий ветер. На станционных пу
тях стоят составы. Их надо быстро осмотреть и двигать дальше. Груз предназначен для фронта. Это знчет
ГЕРОИЧЕСКИЕ ДЕЛА СОВЕТСКИХ
ПАТРИОТОВ
бригада старшего осмотрщика вагонов ^ Дудина.
В середине ночи на пункт осмотра позвонил по телефону дежурный по станции т. Иконников:
— Состав сформирован на пятом пути. Нужно осмотреть вагоны, опробовать автотормоза.
Через минуту на путях замерцали три фонаря. Вдоль состава шли осмотрщик Рещиков, слесарь Тимощук, смазчик Власов. Фонари, обо
рудованные специальными затемнителями, светили очень тускло. Со стороны было трудно что-либо разглядеть, но бригада вагонников привыкла к ночной работе. Она идет
вдоль состава уверенно. Рещиков быстро определяет правильность формирования и исправность ходо
вых частей. У одного из вагонов он обнаружил «неисправную буксу. Что
бы исправить ее, нужно было пере
двинуть кузов вагона. Собралась вся бригада. Слесарь Тимощук бы
стро подладил домкрат, через пять минут неисправность была устранена без отцепки вагона от состава.
Прошло пятнадцать минут. Состав уже осмотрен, тщательно проверены все буксы, автотормоза. Все обнаруженные дефекты устранены. В рас
поряжении бригады остается еще пять минут, и, не теряя дорогого времени, люди сразу приступают к осмотру только-что прибывшего поезда.
Каждый железнодорожник счи
тает своим долгом быть в первых рядах защитников столицы. Машинисты паровозного депо тт. Викто
ров, Рыбин, Сорокин на-днях про
были на паровозе бессменно по трое суток.
***
Небольшое предприятие Москвы. До войны здесь делались игрушки, сейчас изменился ассортимент продукции. Предприятие, входящее в одну из артелей, делает детали для боевого оружия. Много бессонных ночей, упорных трудовых дней проведено в цехах этого предприя
тия, чтобы быстрее приспособить станки и штампы для выпуска новой продукции. Сейчас все внима
ние направлено к тому, чтобы дать как можно больше продукции высокого качества, чтобы получить по
хвалу от тех, кто этим оружием разит врага. Здесь работают пенси
онеры, среди них много инвалидов. Но разве могут они отставать от молодежи? Токарь Николай Ивано
вич Тишин. Ему 70 лет. Он много потрудился, чтобы переделать штам
пы, чтобы переоборудовать прессы, и добился больших результатов. Рядом с ним работают замечатель
ные женщины Д. А. Самодурова и М. Н. Маричева. Угнаться за ними не могут подчас и квалифицирован
ные рабочие-мужчины. Вчера было 150 процентов нормы, сегодня у них уже 200. Завтра будет еще больше.
***
Грозное оружие кует в своих цехах столица. Это оружие идет для фронта. Множатся успехи стаханов
цев. . Столица встречает годовщину Великого Октября героическими делами советских патриотов.
СТОЛИЦА НАКАНУНЕ XXIV ГОДОВЩИНЫ ОКТЯБРЯ
Все для фронта! Н екая московская артель, ранее выпускавшая предметы ширпотреба — кастрюли, ложки и т. п., сейчас перестроилась и выполняет специальные задания. На снимке (справа налево): мастер штамповочного цеха О. Лапкина просматривает продукцию — крышку противотанковой гранаты — двухсотницы М. Кулаковой. Фото л. ДОРЕНОКОГО

ПОСЛЕДНИЕ ТЕЛЕГРАММЫ

ГРЫЗНЯ МЕЖДУ ГИТЛЕРОВСКИМИ
ВАССАЛАМИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
ПОЛТОРА МИЛЛИОНА ПОЛЬСКИХ РАБОЧИХ
НА ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ
НЬЮ-ЙОРК, 5. (ТАСС). На конференции Международного бюро труда выступил с речью польский ми
нистр труда Станчик, который заявил, что немцы отправили в Герма
нию на принудительные работы 750 тысяч польских сельскохозяйствен
ных и промышленных рабочих в прошлом году и 800 тысяч — в этом году. Польские рабочие получают в Германии зарплату в размере от одной трети до половины зар
платы немцев. В настоящее время
около 300 тысяч поляков медленно умирает в концентрационных лаге
рях. Немцы казнили 300 рабочих— участников забастовок. Станчик призывал участников конференции приложить все усилия к разгрому Гитлера.
ЗАТРУДНЕНИЯ
НЕМЕЦКОЙ
АВТОМОБИЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
СТОКГОЛЬМ, 5. (ТАСС). Газета «Свенска Прессен» опубликовала недавно заявление одного шведского промышленника, вернувшегося из Германии. По его рассказам, германская автомобильная промышленность в настоящее время испытыва
ет огромные трудности в связи с резким недостатком резины. : В Германии, заявил он; невозможно достать шины и покрышки.
По сообщению швейцарской печати, многие автомобильные предпри
ятия Германии вследствие нехватка резины работают с большими пере
боями. Изготовленные автомобили неделями простаивают на заводских дворах из-за отсутствия шин и покрышек. Германские власти производят сейчас реквизицию у граж
данского населения всех изделий из резины.
СТАМБУЛ, 5. (ТАСС). Вражда между «союзниками» гитлеровской Гер
мании — Венгрией и Румынией все усиливается. Бухарестская газета «Адреалул» опубликовала три статьи о Венгрии. В одной из них га
зета требует не только возвращения Северной Трансильвании, но и при
соединения к «великой Румынии
ряда венгерских областей. Другими словами, румыны начинают претендовать почти на половину всей тер
ритории Венгрии. Газета пишет, что «нужно только 50-летнее румынское господство, и население этих областей снова станет румынским».
В ответ на это венгерская газета «Пестер Ллойд» опубликовала статью, в которой, между прочим, от
мечает, что рассуждения «Адреалул«срывают маску с румынской наци
ональной политики и показывают, каковы намерения Румынии в отношении венгров, которых она стремится румынизировать».
Официоз словацких фашистов газета «Гарднста» обращает внимание германского и итальянского прави
СТОКГОЛЬМ, 5. (ТАСС). Шведская газета «Векку журнален» поместила статью Форсберга, в которой описывается жизнь в Германии.
Трудно и тяжело живется в Германии, — пишет автор.—Немцы вы
глядят бледными и усталыми. На лицах мужчин видны следы крайнего перенапряжения. Нигде нельзя встретить улыбающегося человека. В отелях, в трамваях, в вагонах
поездов висят карты, на которых показаны линии фронтов. Но они не могут рассеять мрачных настрое
ний населения. — Две войны для одного поколения, это слишком много,—-заявил Форсбергу его сосед по купе вагона.
тельств на растущие ревизионистские требования Венгрии. «Гардиста» приводит выдержки из венгерских школьных учебников, выпущенных в текущем году и одобрен
ных венгерской цензурой. В учеб
никах географии и истории открыто заявляется, что Венгрия требует присоединения к себе всей Словакии.
***
СТАМБУЛ, 5. (ТАСС). Болгарская печать сообщает, что областной суд Добруджи приговорил к смертной казни через повешение 11 человек и к разным срокам тюремного заключения — 2 человека «за шпио
наж в пользу иностранной державы». Как здесь стало известно, осу
жденные—румыны по национально
сти—занимались разведывательной деятельностью в пользу Румынии, а также выполняли задания румынс
ких официальных органов по организации на территории Южной Добруджи так называемых «групп со
действия возвращению Добруджи Румынии».
Купить в магазинах что-нибудь невозможно. Все полки пусты, даже в посудных отделах универсальных магазинов. В ресторанах приходится ждать часами, пока подадут чтонибудь. В помещениях стоит тяжелый запах дыма, очень мало похожего на табачный, ибо табака поч
ти нет, и его заменяют различными суррогатами. Часто можно встре
тить мужчин и женщин, носящих повязку с большой желтой звездой, на которой написано «еврей». Однако население даже и виду не подает, что замечает эти повязки.
Автор отмечает, что в Берлине остро ощущается жилищный кризис. Многие большие отели превращены в рабочие казармы.
ИТАЛЬЯНСКИЙ НАРОД
НЕНАВИДИТ НЕМЦЕВ
НЬЮ-ЙОРК, 5. (ТАСС). Журнал «Фри Уорлд» опубликовал сообще
ние югославского журналиста, недавно прибывшего из Рима, в ко
тором говорится, что итальянский народ презирает Муссолини и нена
видит немцев, так как они открыто контролируют итальянское правительство и армию. На правительст
венных зданиях рядом с портретами Муссолини вместо портретов короля повешены портреты Гитлера. По данным журналиста, 90 проц. итальянцев настроены против фашизма.
ПОЛОЖЕНИЕ В БЕЛЬГИИ
НЬЮ-ЙОРК, 5. (ТАСС). По сообщению лондонского корреспондента агентства Оверсис Ньюс, в бельгийских кругах передают, что в настоящее время в Бельгии осталось все
го от 30 до 50 тысяч германских оккупационных войск против 1 млн. в прошлом году.
Одновременно с отправкой войск на Восток немецкие военные власти усиливают террор. По сообщению газеты «Врюсселер Цейтунг», в последние дни октября в городах Бель
гии, по официальным данным, были расстреляны по обвинению в саботаже и антигерманской деятельности три бельгийских патриота.
Несмотря на все старания гитлеровцев привлечь бельгийцев в фашистские организации, им не удает
ся этого сделать. По сведениям агентства Оверсис Ньюс, пронацистские организации в Бельгии насчитывают ничтожное количество членов.
СРЫВ ОЗИМОГО СЕВА
В ФИНЛЯНДИИ
СТОКГОЛЬМ, 4. (ТАСС). По сообщению газеты «Ууси Суоми», министр земледелия Финляндии в интервью сообщил, что из-за ран
него наступления холодов посев озимых хлебов не проведен почти во всей стране, что отразится на урожае будущего года.

ШВЕДСКАЯ ГАЗЕТА О ЖИЗНИ В ГЕРМАНИИ