календарь чудака

С
первого взгляда это довольпо даже приятно — иметь перед собой четкий, ясный план, по которому вам предстоит в течение пяти лет развертывать вашу работу и раз
вертываться самому, и не просто так, а в закономерной связи с хозяйством и культурой всей нашей социалистической страны.
Но приятность эта — обманчива. Под ровной, на вид прозрачной гладью пятилетки таятся тихие и опасные омуты. Сядьте за стол, возьмите карандаш, бумагу и начните соображать.
Вы служите в Центральном Управлении по заготовке наждачного порошка. Предмет полезный, необходимый для шлифовки всякого рода металлических механизмов, а, следовательно, идущий на потребу индустриализации страны. В предстоящие годы потребление и производство наждачного по
рошка должны бурно вырасти. Несомненно, на это есть соответственные цифры в пятилетке.
Погрузившись в плановые мечты, вы видите перед собой новые громадные склады наждачного порошка. Длинные хво
сты телег, нет, не телег, а авто-грузовиков шевелятся у ворот складов, нагружаются порошком и вываливают его в наждачные элеваторы. Пометаики и контролеры с карточками разных цветов бегают л еж iy грузовиками и проверяют количество ящиков. Для отличия контролеры одеты в униформу двух разных образцов: приемщики — красная фуражка и зе
леные брюки, отправители — белая фуражка и желтые брюки. Нет, форма у отправителей будет непрактична. Белые фу
ражки быстро запылятся, и желтые брюки тоже. Лучше черные фуражки и синие брюки.
При складах, само собой разумеется, будут конторы. Их, конечно, надо поставить по новому, европейскому, американскому образцу. Вероятно, за границей тоже применяют наждачный порошок — интересно, какие там конторы при скла
дах. Хорошо бы с ездить посмотреть. Наверно, в пятилетке предусмотрены суммы на это. Одно можно сказать наверняка — не будет таких неуютных наждач но -складских контор,
как сейчас. Мебель не будет собрана с бору да с сосенки, она будет выстроена одним красивым рядом одинаковых, одного цвета и полировки, шведских письменных столов.
Если так вырастут склады и конторы — как должно преобразиться Центральное Наждачное Управление! Непременно придется переехать в другое помещение, хорошо бы поближе
к Пречистенке — ближе будет ходить на службу. Здание у Центронаждака будет такое, примерно, как у Госторга на Мясницкой, — железо, бетон, стекло, лифты, автоматические уборные, самопишущие машинки, самообслуживающиеся посетители. Это непременно, особенно, если сбудутся давниш
ние мечты наждачников — влить в Центронаждак конкур; и- рующие госорганы—Главстеклобумагу, Шлифовальный Синди
кат и Акционерное Общество «Наждакоточитель». Сбудутся мечты, не могут нс сбыться!
Если таким образом все советские наждачные ручьи сольются в одно центронаждачпос море — какой грандиозной
мощной махиной должен стать инструкторский отдел новою учреждения! Этот вопрос интересует вас больше всего, поскольку вы сами заведуете этим еще довольно скромным участком фронта строющсгося социализма.
За пять лет, конечно, должно упятериться количество инструкторов в отделе. Сейчас их два, значит—будет десять. По разве можно с десятью человеками, с этой жалкой горсточкой, инструктировать всю наждачную торговлю в Союзе? Что из этого получится? Жалкая пародия на индустриализацию! С десятью наждакопиструкторами — вы хотите «наг
нать, и перегнать»?! Да еще и при условии слияния с Глав
стеклобумагой, Шлнфосннднкатом и Наждакоточнтслем? Смешные фантазии!
Кстати о заведывашш инструкторским отделом. Твердо ли вы убеждены, что при гигантском развертывании наждачной торговли ваше кресло в Цептронаждаке не начнут под
мывать враждебные волны? Ведь и в тех организациях, которые вы хотите присоединить к себе, тоже есть инструкторские отделы, н в них тоже заведующие.
Что будет с ними? Пойдут на биржу труда? Вероятно, по все. Один, два застрянут и устроятся заместителями при вас. Эт0> конечно, приятно для самолюбия. По так ли будет?
По вашей, вполне нормальной логике, вы и только вы должны стоять во главе об‘единенного наждачного инструктажа. А но идиотской, возмутительной логике ваших врагов — кто угодно, но только не вы.
Н-да... пятилетка сулит много хорошего наждачному делу, но мало хорошего вам. Это развертывание может плохо для вас кончиться.
Но, в сущности, - так ли уж надо спешить и расширяться по наждачной линии? Чай, не пожар. Не горит и не каплет над Центронаждаком. Тише едешь — дальше будешь. К тому же, все ли возможности для наждачного развития обеспечены но пятилетке?
Вот, например, бумага. Наждачный порошок Продается в бумажной упаковке, а с бумагой, говорят, кризис. Предусмотрена ли в пятилетием плане упаковочная бумага специ
ально для наждака? Наверно не предусмотрена. То-то же. А инструкторско-секретарская и машинописная сила предусмотрена специально для наждака? Как нить дать, не пред
усмотрена. А вы говорите — развинаться, расширяться, дви
гаться куда-то там в планетарном масштабе. Двинешься, а на твоем стуле уже сидит совершенно чужая, холодная личность, и тебе руки не подаст.
Нет, с этой пятилеткой надо поосторожнее. Пусть там трепыхаются неосторожные люди, которым не жалко места лишиться. Мы с вами знаем, куда это ведет. Ведь и на пар
тийной конференции поставили сразу оба эти вопроса — и о пятилетке, и о борьбе с бюрократизмом. Хотят, чудаки, аппа
рат урезывать, а хозяйство при этом расширять. Какое же хозяйство без аппарата? Инструкторский отдел Центрона ждака — это разве не хозяйство?!
Кричат — пятилетка, пятилетка, — а, между прочим, можно по пятилетие без должности остаться. Это надо понимать.
Михаил Кольцов
О ПЯТИЛЕТКЕ