МЫ ОБЯЗАНЫ РАБОТАТЬ ПО-ФРОНТОВОМУ

ПУСТЬ ПОДВИГИ ГЕРОЕВ КРАСНОЙ АРМИИ СЛУЖАТ ДЛЯ НАС ПРИМЕРОМ МУЖЕСТВА И БЕССТРАШИЯ В БОЯХ С ВРАГОМ!

На Н -ском заводе Москвы. Стахановцы сборочного цеха Е. Сотсков и А. Сиротенко, выполняющие нормы на 500—550 процентов.

Фото Л. ДОРЕНОКОГО ВСЕ СИЛЫ И ЗНАНИЯ—ФРОНТУ

МАРИЯ ЧУМАКОВА

БЕСЕДА С СЕКРЕТАРЕМ РАЙКОМА ВКП(б)
тов. Е. И. ЛЕОНТЬЕВОЙ В АГИТПУНКТЕ

КИЕВСКОГО

РАЙОНА

ТАК повелось с давних пор — инструменты, которые делает Чумаков, считаются лучшими. И са
мые квалифицированные рабочие Н-ского депо стремятся работать только ими.
Павел Сергеевич Чумаков, всеми уважаемый в депо человек, владеет
бесчисленным множеством секретов токарного мастерства. С его станка инструменты сходят безукоризненно точными. Большой ли опыт играет
здесь решающую роль — Чумаков работает токарем сорок лет, особый ли вкус к работе помогает ему, но только второго такого мастера в депо, пожалуй, не найти.
Инструменты Павел Сергеевич делает много лет. И вот совсем не
давно пришли к нему и Сказали, что есть важное, срочное задание. Требуются для этого точный глаз и верная рука.
Павел Сергеевич взял в руки новый чертеж и стал его разглядывать.
— Хитроумная штука... — медленно сказал он, как бы оценивая заказ.
Это было утром. До вечера Павел Сергеевич ни с кем не говорил, внимательно изучал синий листок бумаги с чертежом, всячески при
мерялся к сложной, продолговатой детали.
На следующий день Чумаков сказал, чтобы ему нарезали несколько десятков небольших стальных трубок.
— Теперь вое в порядке, — с облегчением вздохнул начальник цеха, — значит, дело пойдет!
Но Павел Сергеевич еще не был уверен в том, что избрал правиль
ный путь. Его подгоняло сознание большой важности порученной ра
боты. Пожалуй, никогда еще он не ощущал ответственность с такой остротой, как сейчас. Что и говорить: для токаря, всегда работав
шего на самом высоком уровне мастерства, выполнение такого зада
ния было делом чести. Чести не только мастера, ио и гражданина, патриота.
— Чумаков выдержит свою марку! — говорили в цехе.
Павел Сергеевич слышал эти разговоры, и в такие минуты его
обычное спокойствие сменялось волнением.
Времени он не терял. Тридцато кусочков стали постепенно меняли свою форму и становились похожими на деталь, показанную в черте
же. Весь вопрос заключался в том,
сколько времени потребуется, чтобы закончить первую партию.
После двух дней работы мастер сказал, что неплохо бы заказ вы
полнить в недельный срок. Но вот готова уже последняя деталь, а прошло все четыре дня.
Все были довольны, кроме Павла Сергеевича. Он считал, что темп недостаточен.
Улучив свободную минуту, Чумаков подошел к раздатчику депо Скварчевскому. Когда-то Скварчевский был токарем первой руки, а сейчас по старости перешел на другую работу — начал раздавать ин
струменты в мастерской. К этому опытному мастеру и решил обратиться за советом Павел Сергеевич.
Николай Алексеевич Скварчевский ответил не сразу. Он повертел в руках готовую деталь, отложил ее в сторону, посмотрел издали и опять подумал.
— Попробуй отверстие сделать пушечным сверлом...
Чумаков ухватился ап идею Скв^рневского. На другой день он применил пушечное сверло—инструмент, которым до сих пор пользовался в работе редко.
Работа пошла веселее.
— Молодец, Алексеич, — подумал он, — правильно посоветовал.
К концу дня было сделано десять деталей. А на другое утро за ту
же работу принялись на соседних станках еще два токаря — Гуданов и Кубасов. Им было уже легче. Они пошли по проверенному пути и,
применив пушечное сверло, сразу добились высокой производительности.
Важное н срочное задание было освоено. г
— Чумаков выдержал свою марку! — говорят в депо.
Но старый токарь еще неспокоен. Он продолжает борьбу за темпы, он работает с тем замечательным под’е- мом, который творит буквально чудеса.
М. Макаров.

ВЕЛИКИЕ ИМЕНА

«И эти люди, лишенные совести и чести, люди с моралью животных имеют наг
лость призывать к уничтоже
нию великой русской нации, нации Плеханова и Ленина,
Белинского и Чернышевского, Пушнина и Толстого, Глинки и Чайковского, Горького и Че
хова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова!..».
И. СТАЛИН.
ской нации, выдвинувшей таких гигантов ума и знаний, как Ленин н Павлов, таких колоссов искусства, как Пушкин н Толстой.
Товарищ Сталии в своей замечательной, исполненной мудрости и спокойного достоинства речи назвал 16 имен величайших русских людей’, которыми справедливо гордит
ся не только наш народ, но и весь образованный мир.
Это — имена патриотов, бесстрашных воинов пауки и искусства, бойцов за высокие идеалы человечества.
Этот славный список открывается именем Г. В. Плеханова — блестящего мыслителя и пропагандиста.
Рядом с ним стоит шля великого вождя партии и первого в мире социалистического государства, глубо
чайшего и убежденного патриота своей родины — В. И. Ленина.
Ленин обладал неистощимым запасом любви к русскому народу и верой в его творческие силы. Он
бережно относился к культурному наследию прошлого; тщательно, с огромной любовью выращивал мо
лодые ростки социалистической культуры, оказывая деятельную по
мощь выдающимся людям, чей талант и творческая инициатива мо
гли принести пользу советскому народу.

НОЧНАЯ АТАКА

Накануне смерти Чернышевский, прочитывая письма своего любимого ученика Н. А. Добролюбова, ва
ше л у последнего следующие строки:
«С потерей внешней возможности для деятельности мы умрем, но умрем все-таки недаром».
Старый революционер взял пере и приписал под этими словами стихи Некрасова: —
Иди в огонь за честь отчизны, За убежденья, за любовь.
Иди и гибни безупречно».
Умрешь недаром, дело прочно, Когда под ним струится кровь
В славное будущее русского народа глубоко верил и основополож
ник русской литературной критики, пламенный патриот Виссарион Белинский.
«Я горячо люблю русского человека и верю великой будущности России», — писал он, больной и из
мученный царскими цензорами и жандармами, уже подготовлявший для него «тепленькое местечко» в Петропавловской крепости.
А в 1340 году в одной из своп рецензий он написал следуютпророческие слова:
«Завидуем внукам и правнуках вашим, которым суждено видел Россию в 1940 году, стоящую во главе образованного мира н дающуг свои законы науке и искусству».
Старший политрук
Н. Харитоненко.
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.
Волоколамское направление.
В дни сталинской вахты. Стахановец Н-ского завода Москвы сварщик С. Завьялов, выполняющий три нормы. Фото ДОРЕНСКОГО
яльщица Н. А. Гремучева сделалась электросварщицей. Она выдвинута
на должность бригадира. И теперь как замечательный знаток этого де
ла консультирует, помогает своими знаниями другому предприятию.
Вот еще пример, свидетельствующий о том, как различные слои на
селения района помогают фронту. На фабрике, где директором тов. Победря, работают преимуществен
но инвалиды. Фабрика успешно ос
воила производство новых изделий и сейчас систематически перевыполняет свои задания.
Задача партийных и профсоюзных организаций — популяризовать производственный опыт луч
ших людей. Ценные предложения рационализаторов должны стать достоянием не только отдельных це
хов и заводов, они доляшы быть быстро внедрены всюду, где это возможно. Мы можем и должны дать фронту еще больше нужной ему продукции.
Многое уже сделано и в отношении использования внутренних ресурсов. Правильная расстановка оборудования, использование на полную мощность всех станков позво
ляют намного повысить производительность и увеличить выпуск продукции.
Многочисленные примеры свидетельствуют об огромной любви и заботе, которую проявляют о бойцах — славных защитниках столи
цы — жители нашего района. Во многих домоуправления? домашние хозяйки вяжут, шьют теплые вещи, белье, готовят подарки славным бой
цам-фронтовикам. По инициативе жильцов многих домовладений проходит обор лыж. Среди населения нескольких домоуправлений па-днях собрано и сдано для армии 250 пар
лыж. Рабочие наших предприятий сделали в подарок частям Красной Армии несколько десятков отличных полевых кухонь.
Советский народ полон твердой решимости отстоять Москву и на подступах к столице начать полный разгром гитлеровских орд.
Наше дело правое, мы победим!
Вместе со всей Москвой в эти грозные дни жители нашего района живут единой мыслью, единым стремлением — как можно больше сделать для фронта, как можно луч
ше помочь доблестным защитникам, преграждающим путь врагу к столице.
Самоотверженно трудятся на фабриках и заводах трудящиеся района. В коллективах рабочих, работниц, служащих, инженеров и тех
ников множатся ряды стахановцевдвухсотников. Советские патриоты отдают все свои силы и знания фронту.
Люди разных профессий и возрастов, не считаясь со временем, ге
роическим трудом крепят оборону родного города.
Тысячи трудящихся нашего района участвовали в строительстве оборонных укреплений. Среди строителей было немало женщин, кото
рые впервые выполняли земляные и другие строительные работы. И сооружения были выполнены в
срок. Построены они надежно, ибо каждый строитель укреплений по
нимал огромное значение своей работы.
Многие бригады, отдельные коллективы выполнили по нескольку норм, они стремились быстрее закончить сооружения, окружить столицу неприступной стеной.
На многих предприятиях выросли замечательные кадры квалифицированных рабочих, люди учились, росли на работе. Можно привести бес
конечное количество примеров, когда бывшие домашние хозяйки, учащиеся, ставшие у станков и агрегатов на место своих мужей, братьев, отцов, ушедших в армию, в
короткое время овладели новыми специальностями и сейчас успешно выполняют сложные задания. Па
С утра приходят сюда представители войсковых частей и предприя
тий столицы. В агитпункте Киевского района можно встретить педагогов, агитаторов и беседчиков, командиров и бойцов Красной Армии.
Недавно здесь открылась выставка литературы по докладу товарища Сталина на торжественном заседании Моссовета 6 ноября.
В одной из комнат размещен стэнд с отрывками из произведений В. В. Маяковского.
Сильно звучат стихи поэта о Москве. Кажется, что эти стихи написаны сегодня: ...Москва
не как русскому мне дорога, а как огневое знамя!
Представители воинских частей подают заявки на докладчиков, получают литературу.
В комнату входит политрук. Он подает список с темами для пред
стоящих докладов: «Что несут с собой немецкие империалисты наро
дам Советского Союза», «Зверства немецких оккупантов», «Непрочность вражеского тыла», «Антифашистское движение в западно-европейских странах» и ряд других. Политруку помогают подобрать необходимую литературу.
В читальне агитпункта выдают книга, брошюры, специально подоб
ранные вырезки из газет по раз
личным вопросам международной и внутренней политики. Наряду с политической литературой в агитпунк
те можно приобрести брошюры по военным вопросам.
В ближайшие, дни организуется выставка плакатов и «Окон ТАСС».
Не ограничиваясь работой на заводах, фабриках и в учреждениях, агитаторы идут в бомбоубежища, в метро, выступают в фойе кинотеат
ров. Вскоре будет развернута сеть участковых агитпунктов в бомбоубежищах и школах.
М. Азорин.

Н

А улице легкий морозец — первый предвестник суровой русской зимы. Но ордам немецких за
хватчиков уже не сидится в окопах. Как только наступает ночь, гряз
ные и обовшивевшие, кутаясь в от
нятые у колхозников мужские и женские пальто, сорочки и даже платья, целыми оравами тянутся
гитлеровские вояки к населенным пупктам. Жалкие твари, полностью утратившие даже внешний облик солдат, забиваются в крестьянские дома, сараи и повети.
В таких условиях большую роль может сыграть хорошо организованная внезапная ночная атака.
Разведка батальона капитана Романова донесла, что два батальона
фашистских молодчиков из дивизии «СС» о наступлением темноты по
кинули окопы и перешли на ночевку в деревню М. Капитан Розанов решил атаковать противника.
Бойцы, командиры и политработники, воодушевленные призывом
товарища Сталина к беспощадному истреблению всех до единого немецких оккупантов, показали в ноч
ном бою высокие образцы мужества и отваги. Славные пехотинцы дрались, как львы, по-сталински, нещадно истребляя посланцев кровавого Гитлера.*
Одним из первых в деревню М. ворвался с группой красноармейцев младший лейтенант комсомолец Лепилжн. Он очистил шесть домов, заколов в каждом из них по 7—8
На Н-ской фабрике Москвы, изготовляющей лыжную мазь. Испытание качества лыжной мази в лаборатории; справа налево — лабо
рантки Орлова, Саякина и Шеляпина. Фото а. ЛИСИЦЫНА.
гитлеровцев. Группа Лепилина захватила зенитную пушку и автомашину с боеприпасами.
Пулеметчики комсомолец Синицын и Краснов метким огнем унич
тожили 52 эсэсовца. Они громили фашистов до тех пор, пока в ко
жухе пулемета не выкипела вся вода и докрасна не накалился ствол.
Бойцы пулеметного взвода младшего лейтенанта Киселева уничто
жили до 40 немецких солдат и
офицеров. В бою Киселев получил ранение, но до конца продолжал командовать взводом.
Сержант-комсомолец Скобочкин и красноармеец Мижанин ворвались в дом, где были 6 немецких солдат и один офицер. Офицер пытался заколоть Скобочкина штыком, но храб
рый сержант ловким ударом отбро
сил штык в сторону и прикладом размозжил голову офицеру. Немец
кие солдаты, пытавшиеся оказать сопротивление, также были уничтожены.
удесятеренной энергией бросились на вражеские подкрепления.
Снайпер Вельды Баклан, несмотря на тяжелое ранение, продолжал сражаться и, уже раненый, застрелил больше 2б немцев.
Немецкий взвод развернулся, чтобы захватить бойца Янкубаева в плен. Янкубаев решил биться до последнего вздоха, но в плен не сдаваться. Он бросил одну за другой две гранаты, уничтожив нес
кольких солдат. Двух фашистов
заколол штыком. Рассеявшийся взвод пустился бежать, — так бо
ится враг нашего советского штыка. Янкубаев вернулся к себе в подразделение и продолжал вести бой.
Сержанта Снмарева окружили немецкие офицер, унтер-офицер и сол
дат. Бесстрашный советский воин заколол штыком всех трех фашистов.
Весь личный состав батальона сражался в этой ночной атаке с исключительной храбростью. Но беспримерный героизм проявил политрук Н. К. Коломеец, командовав
ший смешанной группой стрелков и пулеметчиков.
Коломеец со своей Группой охранял дорогу недалеко от деревни М. Из резерва стада подходить немец
кая рота. Группа Коломейца, несмотря на большое численное пре
восходство противника, приняла
бой с немецкой ротой, уничтожив до 160 солдат и офицеров и подбив один танк. Политрук во время этой неравной схватки был тяжело ра
нен. Превозмогая сильную боль, он все же продолжал командовать.
На помощь к разгромленной немецкой роте подошел еще взвод пехоты. А в группе Коломейца оста
лось всего лишь 15 бойцов. Тогда политрук сказал:
— Братья! Мы с вами дали клят
ву родине: любой ценой отстоять родную столицу, геройски умереть на ее подступах, но не пропустить врага. Так давайте же смелым уда
ром уничтожим и этих гадов! За родину! За Сталина!
С этим словами бесстрашный политрук повел бойцов в новую ата
ку.
Вражеская пуля Сразила Коломейца. Он был убит. Но горсточка храбрецов в неудержимом порыве двигалась вперед, выполняя боевую команду погибшего героя. Бойцы
уничтожили еще до 40 гитлеровцев. Немногим удаЛось уйти от красно
армейских пуль и штыков. Так бойцы отомстили врагу за смерть своего любимого боевого друга политрука Коломейца.
Несмотря на большую сложность проводимой операции, командир ро
ты лейтенант Галич и политрук Зайцев на протяжении всей ночной
атаки искусно руководили боем, личным примером воодушевляя
красноармейцев на боевые подвиги, на беспощадное уничтожение гер
манских оккупантов. Рота все время имела связь со штабом батальона и штабом полка.
За одну эту ночь, которую бойцы по праву называют маленьким «Ледовым побоищем», батальон капитана Романова уничтожил боль
ше тысячи немцев, захватив много вооружения и боеприпасов. Вся улица деревни. М. и ее окрестности были завалепы трупами фашистских захватчиков.
Дружная ночная атака в условиях наступившей зимы — одно из действенных средств борьбы против гитлеровских волчищ.
Так, в специальном декрете он ггметил заслуги гениального русско-! о ученого И. П. Павлова, как
имеющие огромное значение для •рудящихся всего мира», и создал
тля его научной работы такие блесгящие условия, которые дали воз
можность великому физиологу дагеко продвинуть вперед науку об
условных рефлексах и высшей нервной деятельности, разоблачившую до конца остатки идеалистических представлений о «душе».
.И прославленный ученый, почетный доктор К-эмбриджского университета, с гордостью заявил с три
буны XV международного физиологического конгресса в 1935 году пе
ред представителями всех стран мира о том, что он гражданин ве
ликой родины, защищающей мир во всем мире; выступил с обличительной речью против фашизма.
Такой же чертой любви и преданности своему народу, своей родине отличались и другие велики* люди России, названные товаршцех Сталиным.
Предшественник И. П. Павлова и до известной степени его учитель, знаменитый физиолог И. М. Сеченов, пройдя блестящую школу за
границей у прославленных германсктгх и французских ученых — Гельмгольца, Дюбуа-Реймона, Люд
вига Клода Бернара, вернулся в Россию и, верный заветам своего друга Н. Г Чернышевского, отдал свои знания русской демократической студенческой молодежи. переполнявшей в 60-х годах Москов
ский и Петербургский университеты. Преследуемый всю жизнь цар
скими чиновниками, Сеченов до конца остался борцом против реакции и невежества, за научное и материалистическое мировоззрение.

П

ОЧТИ 8 лет назад в Берлине,
на площади, названной именем величайшего германского философа Гегеля, в присутствии огромной толпы фашистских студентов, состоял
ся торжественный акт сожжения книг, «чуждых германскому духу». В числе 20 миллионов уничтожен
ных книг были труды Горького, Виктора Гюго, Гейпе, Барбюсса, Роман Роллана, Генриха и Томаса
Манна, Эптона Синклера, Людвига Ренна и других.
Антифашистские писатели Германии под угрозой смерти или пожизненного тюремного заключения вы
нуждены были бежать за границу. Немецкая литература, таким образом, оказалась за пределами «Треть
ей империи». По выражению Густава Реглера, «германская литература по
теряла родину, но обрела, наконец, почву под ногами». Лучшие книги Г. Манна, Вилли Бределя увидели свет в эмиграции.
Для фашистской молодежи, впрочем, эти книги остались запретным плодом; им приходится читать буль
варные романы или низкопробную шовинистическую литературу, про
поведующую грабительскую войну, насилие, захват чужих территорий и т. и. Ей неизвестны имена вели
чайших писателей-гумаиистов: Гете, Шиллера, Гейне, Льва Толстого. «Фюрер» и его помощники постарались уничтожить в памяти порабощенного и одураченного ими порода вое следы гуманистической культуры прошлого.
Предприняв подлую, грабительскую войну против народов СССР, фашисты занесли свою окровавленную, грязную лапу и над сокровищами нашей культуры. Они стре
ляют в наши памятники, разоряют наши музеи, школы, библиотеки; оскверняют и топчут грязным фа
шистским сапогом места, связанные с историей нашей культуры, с ве
ликими именами Пушкина, Льва Толстого, Гоголя, Репина, Тараса Шевченко.
Вандализм фашистского сброда обостряет в сердце каждого советского патриота чувство жгучей не
нависти к подлым захватчикам,
непреодолимое н страстное желание уничтожить их всех до единого. Фа
шисты бессильны умалить нацио
нальную и духовную мощь нашего народа, как бессилен ка,рлик свалить гиганта...
Да, надо иметь особенную наглость — наглость зарвавшихся не
годяе® и громил, наглость людей без чести и совести, чтобы призывать к уничтожению великой рус
Замечательный русский мыслитель и демократ-революциопер II. Г. Чернышевский, научные труды и революционную деятельность кото
рого так высоко ценили Ледши, Маркс, Энгельс, отдал свою жизнь великому делу освобождения рус
ского народа от сковывавших его пут невежества, рабства и бесправия.
Царское правительство жестоко расправилось с Чернышевским, продержав его на каторге и в ссылке 21 год, но ему не удалось поставить на колени великого демократа.
В светлых залах Третьяковской галлереи—этой сокровищницы руо ского искусства—есть картина заме
чательного русского художник» В. И. Сурикова: «Переход Суворовчерез Альпы в 1799 году».
На картине изображен один и самых драматических эпизодов русско-австрийской войны против французов: переход суворовской армии через снеговой хребет Панике.
Преданная австрийскими союзниками, заманившими русских в довушку, отрезанная численно пре восходившим ее противником я полков коалиции, двадца.титысячш
голодная и измученная армия русских «чудо-богатырей» подкоманде ванием фельдмаршала Суворова ги
гантским напряжением всех своп сил вырвалась из ледяного плена
«Эта кампания, — говорит совет скнй биограф Суворова И. Евдокимов, — показала, что сила дуй русского солдата, его энергии и упорство могут быть доведены до таких размеров, что способны одолеть самые невероятные препятствия: физические лишения, суровейшую природу и врагов».
...По отвесной ледяной круче скатываются вниз русские солдаты, пешие и коште. На краю обрыва - Суворов, верхом на белой лошщ в легком голубом плаще, с непокрытой седой головой. Его тонкое бледное лицо одухотворено выражение
беззаветной отваги; глаза лихора
дочно блестят. Он ободряет солдат взглядом, решительным жестом руки.
Не случайно В. И. Суриков, отразивший на своих великолепных полотнах историю русского народ выбрал такую тему. Его роднили в Суворовым общие русскому патрио
ту черты: мужество, железная вола и безграничная любовь к героичес
кому русскому солдату. Сам он был выходцем из уральского казачества
до конца своих дней сохранивши кровную связь с казацкими ннзаи.
Патриотизм — великая движущи сила энергии и мужества народа
Эта моральная сила в справедливейшей из войп, которую ведет сев
час советский народ, защищая свои землю от чужеземных захватчиков, способна творить чудеса.
Она дает нам огромный моральиътй перевес над немецкой ариле
которая насилует и грабит чужд страну, «...не имея возможности поверять хотя бы на минуту в правоту своего гнусного дела».
Советский народ сражается под старыми,- испытанными . знамении наших великих борхйв за свободу, достоинство и честь русского народа — под знаменами Левина, Чернышевского. Суворова.
Это — война за освобождение и рабощенных народов Европы,
торжество подлинной культуры на диким, анархиче ским разгулом ф шистоких убий* ц и захватчиков,
мгс
Н. Гончарова.
Семь красноармейцев во главе с ефрейтором Фроловым обнаружили 30 немцев. Ефрейтор Фролов и боец Ходжаев первыми ворвались в сарай. В короткой схватке ошелом
ленные гитлеровские вояки были уничтожены. Только одному из 30 фашистов удалось сбежать.
За два часа ночной атаки бесстрашные воины батальона капитана Романова уничтожили три чет
верти живой силы противника, раз
местившейся в деревне М. Большая часть гитлеровцев была истреблена в домах и сараях, где они ночевали.
Вскоре к деревне пачали подходить подкрепления с танками и ар
тиллерией. Бой, подходивший было
к концу, стал разгораться с еще большим ожесточением. Бойцы, командиры и политработники с