ДЕКАБРЯ 1941 Г. СРЕДА
№ 285 (5416) Цена 15 коп.

Враг покушается на Москву. Он никогда ее не увидит, здесь он будет разбит!

На подступах к Москве гитлеровские

разбойники найдут себе могилу!

В течение 2 декабря наши войска вели бои с противником на всех фронтах. На Западном фронте отбито несколько ожесточенных атак немецко-фашистских войск. Враг понес большие потери людьми н вооружением. На Ростовском участке фронта советские войска продолжали преследовать противника.
За 1 декабря уничтожено 12 немецких самолетов. Наши потери — 4 самолета.
За 2 декабря под Москвой сбито 17 немецких самолетов.

За 1 декабря одной нашей авиачастью уничтожено и выведено из строя 13 немецких танков, 300. авто
машин с войсками и грузами. 30 полевых и зенитных орудий, 2 ав
тоцистерны с горючим, истреблено и рассеяно более 2 батальонов вражеской пехоты.

Бойцы тов. Масленникова в бою на одном из участков Западного фронта уничтожили 3 минометных батареи противника. 10 станковых пулеметов, 8 дерево-земляных то
чек, подожгли базу с горючим и истребили до 1.000 немецких солдат и офицеров.

Части тов. Федюнинского, действующие на одном из участков Ле
нинградского фронта, в результате двухдневных боев захватили у про
тивника 8 танков, 14 орудий, 32 пулемета, 2 радиостанции и много других трофеев.

Батарея противотанковых орудий младшего лейтенанта Зверева в од
ном бою уничтожила 2 немецких танка. Шесть немецких танков под
бил расчет старшины Матвеева и сержанта Бабаева.
Героический подвиг совершил сержант тов. Белов. Во время боя тов. Белов хладнокровно вел по врагу меткий огонь нз своей 3-линейной винтовки, истребляя немецких оккупантов одного за другим. Когда на
ша часть пошла в контратаку^ храбрый сержант начал уничтожать фашистов штыком и нрикладрм. Всего за один этот бой тов. Белов, несмотря на ранение, истребил 41 фашистского солдата.

Боевая деятельность партизан Ленинградской области не прекращает
ся ни на один день. Партизанский отряд тов. Г. совершил ночью налет на деревню Т., где расположилось на отдых фашистское подраз
деление. Часовые, утомленные по
ходом, тоже заснули. Партизаны перебили всех немцев и захватили много оружия и ценных докумен
тов. В оккупированных районах на дорогах в связи с холодами застряло много автомашин и танков про
тивника. Партизаны из отряда тов. К. выслеживают отставшие от колонн танки и грузовики, уничто
жают охрану, ремонтные бригады немцев н сжигают машины. Только за два дня бойцы отряда сожгли танк и 13 грузовых машин с продовольствием и боеприпасами. Сме
лое нападение на отставшие от своей части танки врага совершил отряд тов. И. Перебив немецких танкистов, грабивших население в деревне П., партизаны бутылками с горючим и гранатами уничтожили 2 немецких танка.

Людские резервы гитлеровской Германии быстро истощаются. Взя
тый в плен санитар 95 полка 17 немецкой пехотной дивизии Иоганнес Юнт показал: «25 сентября наша рота была укомплектована. В

Утреннее сообщение 3 декабря

В течение ночи на 3 декабря наши части вели бои с противником на всех фронтах.

Гвардейское артиллерийское подразделение тов. Ланского, действующее на одном из участков Запад
ного фронта, в ожесточенных боях с немцами уничтожило 54 враже
ских автомашины, одну артилле
рийскую и 11 минометных батарей
и свыше 30 пулеметов. Одним из последних огневых налетов артиллеристы истребили около 800 ненецких солдат и офицеров.
Летчики тов. Трофимова, действующие на Западном фронте, за один день уничтожили 3 немецких ганка, 139 автомашин с пехотой и военными грузами, подавили 16 зе
нитных точек и истребили более 400 солдат и офицеров противника. За этот же день летчики уничто
жили и повредили на аэродромах 14 немецких самолетов.
Младший лейтенант Любезнов огнем из противотанкового орудия уничтожил 3 вражеских танка.
Фашистские мерзавцы продолжают издевательства и насилия над населением оккупированных совет
ских районов. В деревнях Бойносолово, Семейское и Рагожицы Ленинградской области немецкие захватчики ограбили крестьян, под
чистую забрав не только хлеб и скот, но вое белье и теплые вещи. Ежедневно фашисты гонят население на принудительные работы.
Жителей заставляют работать по 16 часов — строить дороги, соби
рать металлический лом, гильзы гг снарядов. Никакой оплаты за работу никому не выдают. Опаздывающих на работу немцы арестовывают и увозят в неизвестном направ
лении. Десятки людей расстреляны. Дикую расправу учинили гитлеровские палачи над крестьянами де
ревни Бабино. Проездом в деревне остановилось несколько немецких офицеров. Они потребовали указать им дорогу на Чигиринские хутора. Один колхозник выполнил их тре
бование. Но не прошла легковая машина офицеров и несколько ки
лометров по указанному пути, как наскочила на мины и взорвалась. На другой день в деревню нагрянул карательный отряд. Фашист
ские изверги загнали в«сех мужчин и женщин в едва замерзший пруд, установили пулеметы и заявили:

Прибытие в Москву Председателя

Совета Министров и Главнокомандующего вооруженными силами Польской Республики

генерала В. Сикорского

2 декабря с. г. в Москву прибыл Председатель Совета Министров и Главнокомандующий вооруженными силами Польской Республики гене
рал В. Сикорский в сопровождении Посла Польской Республики г-на Кот, Командующего польской арми
ей на территории СССР генерала Андерс, генерала Шишко-Богуш и др., а также заведующего Протокольным отделом НКИД тов. Ф. Ф- Молочкова, заведующего 4-м Евро
пейским отделом НКИД тов. Н. В. Новикова и начальника Отдела внешних сношений НКО полковника В. Н. Евстигнеева,
На аэродроме генерала В. Сикорского встречали Заместитель Пред
седателя Совнаркома СССР и Народный Комиссар Иностранных Дел тов. В. М. Молотов, Начальник войск НКВД СССР генерал-майор А. Я. Аполлонов, Заместитель Председателя Исполкома Москов
ского Городского Совета тов. М. А. Яснов, Комендант г. Москвы генерал-майор К. Р. Сннилов, Уполно
моченный Генерального Штаба по формированию польской армии на территории СССР генерал-майор А. П. Панфилов, майор государственной безопасности Г. С. Жуков.
При встрече был выставлен почетный караул. Аэродром был ук
рашен польскими и советскими флагами.
«Пока не сознаетесь, кто минировал дорогу, будете стоять в воде». Что
бы избавить своих односельчан от мук, шестидесятидетний колхозник Тарас Морозов принял в-ину на се
бя. Фашисты сожгли деревню дотла, а Морозова и всех . мужчин угнали в лагерь, где их замучили и расстреляли.

Патриоты Голландии, несмотря на жесточайший террор фашистов, не прекращают борьбу против немец
ких оккупантов. Почти каждый день в Амстердаме исчезают немецкие солдаты, трупы которых власти об
наруживают в каналах или глухих переулках. Недавно возник большой пожар на авиационном заводе Фоккер. Огонь уничтожил все заводские здания. В результате пожаров уничтожены также большие запасы бензина и фуража оккупационной гитлеровской армии.

Шахтеры восточных угольных районов нашей страны героически бо
рются за увеличение добычи угля. Старый горняк шахты имени Кали
нина (поселок Губаха Молотовской области) пенсионер Хусайн Исмагилов предложил восстановить шахту, заброшенную десять лет назад. Ру
ководство треста «Андреевугольподдержало инициативу тов. Исмагилова. Работы велись Исмагиловым
и горняками-пенсионерами тт. Шалагиным, Каримовым, Шибаевым и другими. За короткий срок пенсионеры, которым существенную помощь оказывали домохозяйки, вос
становили шахту, которая теперь выдает уголь. Горняки шахты имени 1-го мая, того же треста, досрочно выполнили годовой план угледобычи. В ответ на призыв товарища Сталина оказывать всемерную по
мощь фронту горняки обязались
ежедневно перевыполнять сменные задания. Сейчас шахта система ти
чески перевыполняет план на 10— 15 процентов. Машинист карагандин
ской шахты № 33/34 тов. Тютяев, встав на сталинскую вахту, обя
зался выполнять две-три нормы за смену. За 23 дня ноября он выполнил месячную норму на 721 про
цент. Значительно увеличили выработку горняки Киргизского уголь
ного бассейна. Они добывают теперь угля на 20 процентов больше, чем в первом полугодии. Коллективы шахт Джал, Кизыл-Кия и штольни капитальная.» уже выдают топливо в счет второй годовой нормы.
На подступах к Москве. Механик-водитель младший сержант Биленко и командир башни Болеев за
осмотром материальной части своего танка. Фото л. Смирнова.
НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ВЧЕРА НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 2. (Спец. корр. ТАСС). Положение на Волоколам
ском направлении остается попрежнему серьезным и напряженным.
Наши войска ведут здесь упорные оборонительные бои, сдерживал наступление пехоты к танков против
ника. Свой главный удар немцы направляют в юго-восточном направлении.
Советские танкисты и пехотинцы стойко обороняют свои рубежи,
контратакуя неприятеля. Одна наша часть за один день уничтожила 12 немецких танков, 4 самолета, 7 противотанковых орудий, 1 артиллерийскую, 2 минометных батареи, 7 ав
томашин и около 1300 немецких солдат и офицеров. В штаб части доставлена автомашина с докумен
тами 13-го немецкого пехотного полка.
Ожесточенный характер принимают военные действия и на Можайском направлении. Оообенно тяжелое сражение развернулось вче
ра на участке между реками И. и М. Здесь противник бросил в наступление до двух пехотных диви
зий я большое количество танков. Основные силы Красной Армии занимают прежние боевые рубежи, отвечая на многочисленные атаки неприятеля контратаками. Неприятельской группе в составе 35 танков удалось на несколько километ
ров прорваться вперед и подойти к селу А. Советские воины, пропустив немецкие танки, умелым маневром отрезали их от пехоты. Завязался жестокий бой. 15 немецких танков были уничтожены, остальные, ра
зойдясь в сторокы, пытаются уйти на восток и север. Бой продолжается.
Кровопролитное сражение идет на шоссе, ведущем к пункту К. На этом участке фронта немцы ввели
в действие артиллерию, танки, мотопехоту и авиацию, стремясь ценой любых жертв прорвать глубину нашей обороны и зайти в тыл советским войскам. Наши пехотинцы, отбив в течение дня две танковых
атаки, под натиском превосходящих сил противника -были вынуждены оставить деревню С. и отойти на новый рубеж обороны.
На Малоярославецком направлении за истекшие сутки существен
ных изменений не произошло. На одном из участков немцам удалось овладеть селением Г, Однако через час это село вновь перешло в на
ши руки. Враг отошел на исходные позиции, понеся большие потери. Артиллеристами командира Голубева в течение вчерашнего дня уничто
жено до двух взводов вражеской пехоты и подавлен огонь трех минометных и одной пулеметной батареи неприятеля.
Конногвардейцы под командованием генерал-майора Белова продолжают успешно развивать контрна
ступление в районе К. Противник пытается оказывать сопротивление, но под натпском наших конных и танковых сил отходит на юг. В наши руки перешло еще несколько населенных пунктов. Одна из частей командира Белова, овладев ру
бежом II. и ,0., с боем продвигается в направлении пункта X., нанося большой урон неприятельским войскам. Другая часть командира Белова успешно продвигается к пунк
ту М. Уничтожив в этом районе до роты противника, эта часть рвладела четырьмя селениями и почти вплотную подошла к станции М. Не менее успешно теснят противника левофланговые части командира Ефремова.

И. Грибов. НА ВОЗДУШНЫХ ПОДСТУПАХ К СТОЛИЦЕ

СБИТО 17 НЕМЕЦКИХ САМОЛЕТОВ
Вчера с утра немецкие летчики несколько раз пытались прорваться к Москве, идя из разных направлений группами от 5 идо 25 само
летов. Но ясная, безоблачная пого
да помогала нашим истребителям зорко вести наблюдение на подступах к столице. Как обычно, немец
кие летчики избегали встреч с бесстрашными сталинскими соколами. В итоге ни одному фашистско
му самолету не удалось пробраться к городу.

Лейтенант Паршиков и младший лейтенант Рязанов патрулировали в воздухе на английских самолетах
«Харрикейн». Они хорошо освоили новые для себя машины и ждали только встречи с противником в воздухе. Вчера этот случай им
представился. Встретив во время
патрулирования труппу немецких истребителей, летчики немедленно бросились в атаку, открыв ураган
ный огонь из пулеметов и пушек.
Один «Мессершмитт-109» был сбит. Это первый фашистский самолет, сбитый истребителями Московской зоны ПВО на английских самолетах «Харрикейн».
Летчик-истребитель Дарвис встретился вчера в воздушном бою, по
видимому, с одним из немецких «асоов», который летел на новом
скоростном истребителе «Меесершмитг-115». Поединок продолжатся всего несколько минут. Сталинский сокол, атаковав противника сбоку, сбил его.
Большой воздушный бой разыгрался на подступах к столице в районе М. Семь истребителей части подполковника Пруцкова под командой капитана Дунаева встретили здесь 24 вражеских бомбардировщика. По сигналу командира истребители построились в боевой порядок и мгновенно атаковали враже
ские самолеты. Несмотря на свое численное превосходство, фашистские летчики струсили и, развер
нув свои бомбардировщики, ушли
обратно. Однако, капитан Дунаев успел сбить один, а младший лейтенант Шумилов — два «Ю-87».
По одному вражескому самолету сбили вчера подполковник Королев, лейтенант Родионов, старший лей
тенант Сериков, младший лейтенант Воронцов, сержант Николенков и другие летчики.
Всего -за вчерашний день на подступах к столице летчики-истребйтели и зенитчики Московской зоны ПВО сбили 17 немецких самолетов

ПРОТИВНИК

ОТКАТЫВАЕТСЯ

НА ЗАПАД

ЮЖНЫЙ ФРОНТ, 2. (Спец, корр. ТАСС). Приветствие товарища Сталина, его поздравление с победой над врагом и освобождением Рос
това с быстротой молнии облетело все части Южного фронта. Гордые похвалой любимого вождя, бойцы еще упорней стремятся вперед, еще решительней выбивают врага нз занятых им сел.
Вчера подразделение командира Алексеенко десятикилометровым
броском вышло к населенному пункту К. Не останавливаясь ни на минуту, бойцы ворвались на улицы
расстреливая переполошившихся фашистов. Видя, что против такого стремительного натиска им не усто
ять, фашисты бросились бежать. Бойцы преследовали их еще 12 ки
лометров. В ходе этой Операции бойцы подразделения Алексеенко захватили у фашистов 25 танков.
Прекрасно сражаются кавалеристы Кириченко. Лихими конными налетами они преследуют немцев, а там, где враг выставляет свои заслоны,
кавалеристы спешиваются и бьют фашистов врукопашную — шты ком, прикладом, гранатой.
В районе действий частей командира Комкова противник предпрн
нял атаку на пункт С. Наши ар
тиллеристы и пулеметчики достойно встретили фашистов. Немцы по
вернули обратно, оставив на поле боя много убитых. В другом месте наши пулеметчики успешно отбили попытку разведывательной группы противника прощупать линию нашей обороны.
В районе действий частей командира Лопатина немцы упорно обороняли свои опорные пункты, местами переходили в контратаки, бросали на наши наступающие подразделения танки. Однако это не ослабило наступательного порыва на
ших бойцов. Вчера части с новой силой ринулись на врага. Противник начал отходить в западном направлении.
Части командира Харитонова продолжают ликвидировать очаги со
противления врага. Местами наша бойцы встречают инженерные заграждения, минные поля. Тем не ме
нее, вчера противник вынужден был отойти за реку С. Нашими частями занято несколько населенных пунктов.
Части Ремизова во взаимодействия с частями Харитонова ведут наступление, уничтожая группы гфикрытия противника, но пятам преследуя его. Враг откатывается на запад.
Густая низкая облачность, снегопад 30 ноября н вчера ограничи
ли действия наших воздушных сил. Все же одиночные самолеты уничтожили в течение 30 ноября 90 автомашин, 320 человек пехоты, £ зе
нитных установки, 10 мотоциклов, склад боеприпасов, 1 цистерну с горючим. Вчера, несмотря на плохую погоду, летчики Героя Советского Союза Шевченко произвели нес
колько успешных воздушных атак по скоплению противника на дорогах западнее Ростова.
А. Малибашев.
БОЙ

ЗА ВЫСОТУ

КРЫМСКИЙ УЧАСТОК ФРОНТА, 3. (Спец. корр. (ТАСС). Героические защитники Севастополя стойко сдерживают напор гитлеровских захватчиков. Наши части прочно удер
живают ранее занятые рубежи и, предпринимая смелые атаки, истребляют живую силу противника.
Немецко-фашистские войска, закрепившись на одной из господ
ствующих над местностью высот, держали под обстрелом важную дорогу. Более десяти дней наши под
разделения штурмовали высоту, но враг, зарывшись в землю, оказывал яростное сопротивление. После интенсивной артиллерийской подготовки энская часть смелой атакой вы
била врага и закрепилась на этой высоте.
М. Туровский.
На подступах к Москве. Батарея, заняв огневую позицию, маскируется.

Сталинские соколы громят врага

Славные сталинские соколы продолжают героически защищать подступы к столице.
Взаимодействуя с наземными войсками на участке Н., летчики своими штурмовыми налетами продол
жают наносить жестокие удары по озверелому врагу, рвущемуся к Москве.
Группа летчиков во главе с капитаном Невкипеловым первым вылетом штурмовала колонну автомашин и автоцистерн с горючим. Второй налет славные летчики совершили на колонну танков, которая под ударом мощного огня была опрокинута.
Немецкие летчики не решаются вступать в открытую схватку со сталинскими соколами. Показателен игом отношении такой факт. На
участке Н. наши летчики штурмовали танки и мотопехоту. Продвижение своих частей вперед с воздуха. прикрывали 9 немецких истребителей. С появлением над колонной наших штурмовиков и истреби
телей вражеские самолеты удрали и трусливо наблюдали со стороны, как советские штурмовики расправлялись с танками и мотопехотой.
В результате этого налета возникли крупные пожары, а на утро на
ши разведчики донесли, что на этом участке были уничтожены 23 самолета противника и запасы горючего.
В результате налетов вчера нашими летчиками уничтожено 29 тан
ков, 3 танкетки, 133 транспортных автомашины с разным грузом, 23 самолета, 9 бензоцистерн, подавлен огонь зенитных орудий, уничтожено до 2 батальонов пехоты.

ПОСЛЕДНИЕ ТЕЛЕГРАММЫ

ПОТЕРИ АНГЛИИ
И ДЕРЖАВ ОСИ
В ВОЗДУХЕ И НА МОРЕ
ЗА НОЯБРЬ
ЛОНДОН, 3. (ТАСС). Как передает агентство Рейтер, за последнюю неделю потери авиации держав оси в Западной Европе и на Ближнем Востоке составили 84 самолета. Анг
лийская авиация потеряла за это время 50 самолетов. На Ближнем Востоке уничтожено 70 самолетов противника. Большому числу самолетов причинены повреждения. Английская авиация потеряла на Ближнем Востоке 34 машины.
Если исключить данные за 30 ноября, которые еще не являются
полными, то в Западной Европе и на Ближнем Востоке за ноябрь уничтожено 218 самолетов держав оси, а английская авиация потеряла 212. самолетов.
Что касается потерь на море, то английские бомбардировщики береговой обороны потопили или уничтожили во время нападений на неприятельские суда в районе Ла-Ман
ша и у берегов Норвегии, Голландии, а также вблизи Фризских островов по меньшей мере 27 танке
ров, грузовых пароходов, сторожевых кораблей, кораблей ПВХО и торпедных катеров. На ливни коммуникаций между Италией и Ливи
ей английская авиация потопила или повредила 12 судов держав оси, в том числе 1 крейсер и 1 эсминец.
Если учесть потери, причиненные судоходству противника английским военно-морским флотом, то надо считать, что в течение ноября державы оси потеряли на Средиземном море по меньшей мере 53 судна.
МОБИЛИЗАЦИЯ
ВОЕННОЙ АВИАЦИИ
В ГОЛЛАНДСКОЙ ИНДИИ
ЛОНДОН, 3. (ТАСС). Как передает агентство Рейтер, генерал-губер
натор Голландской Индии отдал приказ о мобилизации военно-воздушного флота страны.
АНГЛИЙСКИЕ
МОТОМЕХАНИЗИРОВАННЫЕ «ЛЕТУЧИЕ ОТРЯДЫ
В ЛИВИИ
ЛОНДОН, 3. (ТАСС). Корреспондент агентства Рейтер, находящий
ся с восьмой английской армией в Ливийской пустыне, сообщает, что командующий 25 немецкой броне
танковой дивизией генерал Равенштейн, который был захвачен в плен английскими мотомеханизированными «летучими отрядами», отправлен в Тобрук. Генерал коман
довал одной из двух германских дивизий в Ливии. «Летучие отря
ды» выполняли важную задачу к югу от Тобрука, нападая из засады на германские танки, отступа
ющие с востока, и расстреливая автомашины с припасами.
Эти отряды попользуют новейшие танки английского производства. Они организованы так, что полно
стью самообелуживаются и могут совершать большие форсированные марши при необходимости и в ночное время.
ДВИЖЕНИЕ СОЛИДАРНОСТИ С СОВЕТСКИМ СОЮЗОМ
В АНГЛИИ
ЛОНДОН, 3. (ТАСС). На митинге в промышленном английском городе Честерфилд (графство Дерби), где имеются большие хлопчатобумажные, кружевные, шелкоткацкие фабрики и машиностроительные заводы, была принята резолюция, в которой говорится о том, что присутствующие обязуются оказывать полную поддержку английскому правительству в выполнении обяза
тельств, данных Советскому Союзу. В резолюции говорится также, что «для установления более тесных связей с нашими доблестными со
юзниками мы считаем необходимым создать в Честерфилде англо-совет
ский комитет дружбы». На митин
ге был избран временный комитет англо-советской дружбы под председательством мэра города.
На митинге в порту Тальбот (графство Гламорган), на котором
присутствовало 1.500 человек, была принята резолюция, в которой говорится: «Обязуемся поддерживать
английское правительство во всех
мероприятиях, которые оно сочтет необходимыми для укрепления анг
ло-советского союза, считая, что лишь полнейшее понимание и сот
рудничество Англии и Советского Союза приведет к тому, что нацисты будут сметены с лица земли».
В старинном английском городке Ричмонде, расположенном западнее Лондона, состоялись празднества в связи с окончанием недели англо
советской дружбы. По улицам города прошла демонстрация, возглавлявшаяся мэром и советниками городского управления. В демонстра
ции участвовали представители всех партий, церкви, клубов и общественных организаций, отряды местной обороны и женские вспомога
тельные отряды, а также отряды медсестер и пожарных. После это
го в самом большом зале города состоялся митинг, на котором выступал известный общественный деятель Притт.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

2 декабря

Вечернее сообщение

Трест «Грузнефть» досрочно выполнил годовой плат добычи нефти. В дни отечественной войны ежесуточная добыча выросла на 18 процентов, значительно снижена себестоимость добываемой нефти. Ра
нее бездействовавшие скважины уже дали десятки тысяч тонн нефти. В ходе соревнования отличились мастера по добыче нефти Догснадзе,
Давидян, Каликов, буровые мастера Бакашвили, Кочиевахмедов и Пи
ния. Вдвое увеличились ряды двухсотников. В оставшееся до конца года время нефтяники Грузии обязались дать стране сверх плана еще много тысяч тонн нефти.
ней было 180 человек. Теперь же осталось 38 человек. Были такие дИи, когда мне приходилось выво
зить до 26 тяжело раненых солдат». Солдат 80 полка 34 немецкой пе
хотной дивизии Бартельс Вольфрам говорит: «Наша рота почти пол
ностью уничтожена». Из немецкого тыла немецким солдатам родные со
общают. что фашистские власти, стремясь заткнуть огромные бреши в рядах германской армии, гонят на Восточный фронт всех, кого только можно,—больных, уродов, полуинва
лидов и т. ц. «Август Шпигельберг и Веркер Флех, как ты знаешь, тя
жело больны туберкулезом, но они мобилизованы в среду, — пишут родные солдата Вилли: — Посмешище нашей деревни урод Пауль
Диргард должен отправиться завтра утром в свою часть. Скоро здесь совсем не будет парней». Солдату Иосифу Рольф сообщает его жена: «Фрицу приходится очень плохо в солдатах. 14 дней он служил и
больше не мог. Он плохо стрелял. Тогда его заставили надеть противогаз и 20 раз обежать двор казар
мы. Конечно, он свалился с ног. Тогда его оттащили в околодок».
Фото Л. СМИРНОВА.