ГЛУХОЙ цокот копыт по снежному насту Ленинградского шоссе. Высокие, сильные кони с гривами, заиндевевшими от мороза. Молчали
вые всадники в широких крылатых бурках, в кубанках черного бараш
ка. У- седел приторочены автоматы и ста.тьиые шлемы.
У околицы села горят две избы, две. русских подмосковных избы с резными, наличниками, с высокими крыльцами и тесовыми воротами. Их зажгли немецкие «Юнкерсы» в свой последний заход, перед тем как светлая декабрьская ночь легла на окрестные поля.
Жаркое пламя пожара, багровые отсветы на снегу. И в этих отсветах, растянувшись, рассредоточившись
на несколько километров, эскадрон за эскадроном, сотня за сотней, тачанка за тачанкой...
Гвардейская конница идет на сближение с врагом.
Слева, по обочинам, движутся кавалеристы, а справа, по шоссе, — танки, белые, длинные танки, едва различимые в этой снежной ночи.
Гвардейская конница и танки воюют в самом теснейшем взаимодей
ствии. Их боевые операции можно точно определить, если вспомнить динамичные суворовские слова: «Взять стремительно... Движения быстрые... Жестокая атака... Сшибка... Твердость...».
В двадцатых числах ноября фашистские части ринулись от Клина на юг и захватили город С. Все было подготовлено для дальнейшего стремительного марша-броска по широкой первоклассной магистрали: танки, танковые десанты, мотопехота, отдельная бригада автоматчи
ков. В два-три перехода хотелось им проскочить до северо-восточных окраин Москвы.
Но этот марш-бросок захлебнулся уже у деревни II., всего в нескольких километрах от С. Удары, контрудары, атаки, контратаки, об
ход против обхода, хитрость против хитрости, автоматчики против, авто
матчиков. Больше недели топчутся фашисты у этой деревни, обильно

Эвакуированный завод

дает продукцию

фронту

Н-ский завод — одно из тех предприятий, которые с начала войны вместе с оборудованием и рабочей силой были переведены в глубь страны. 30 августа эшелоны завода прибыли на место. Рабочие немедленно приступили к постройке цехов.
15 дней потребовалось для того, чтобы отстроить цехи, установить на фундаменты станки, пустить их в ход и начать выпуск продукции для фронта. Уже 22 сентября в учетной книге одного из цехов была сделана запись о выпуске первой партии боевого оружия.
В октябре был уже выполнен ответственный заказ. На ноябрь про
грамма была увеличена в полтора раза и успешно выполнена.
Коллектив завода работает поистине самоотверженно. Токари тт. На
талия Олейник, Екатерина Вовк, Анастасия. Терещенко и много дру
гих женщин стали стахановками. На расточке ответственных деталей они выполняют по две нормы. Когда потребовалось выполнить срочный заказ, патриотки вместе с ма
стером т. Попыть не выходили из цеха 24 часа и выполнили заказ в срок.
ГОРОД Н., 3. (ТАСС).
поливая русские снега кровью отборных солдат нацистской армии.
По старому, испытанному рецепту немецкие автоматчики просачивались в тыл и на фланги и без пе
редышки сыпали огнем, стреляя трассирующими нулями, чтобы усилить, удвоить, утроить моральный эффект. Они достигли некоторых успехов, но весьма ничтожных по сравнению с июнем и даже с ок
тябрем этого года. Никто уже не бежал, когда вдруг нежданно слева или оправа возникала нервная, яро
стная стрельба автоматчиков. К ним подбирались на дистанцию их действительного огня — почти на двести метров — й затем били на выбор, спокойнй, методично, не торопясь, — в голову, в сердце, в живот.
И вот он лежит, зарывшись в снег, зажав автомат в обморожен
ных ладонях, обутый и одетый в вонючую рвань, неизвестный солдат армии Гитлера, Рядом с ним гор
сточка пепла, — он успел сжечь свои документы.
И еще один автоматчик, худой— одни мощи, в лице ни кровинки, рыжеватые волосы примерзли^ к земле. В кармане документы: Ри
хард Гертель, старый член «Гитлерюгенда», один из организаторов фа
шистского спортивного общества «В здоровье — радость». Вот тебе и радость и здоровье, Рихард Гер
тель!.. Но одет он гораздо теплее других автоматчиков. Под серо-зе
леной шинелью, подбитой ветром, у него все русское: стеганая тело
грейка, ватные брюки, серые валенки с фабричным цгтампом «Казань». Откуда все это?!..
...В сумерки на околицу села К. вышел партизан-лесник. Медленно, по-стариковски, перебирая больши
ми тяжелыми руками гранаты у пояса, он рассказал, что в деревне Красноперово немцы раздели догола двадцать девять пленных красноармейцев и передали их одежду сво
им автоматчикам. Тела замерзших красноармейцев были свалены одно на другое и использованы в качест
ве бруствера во время стрельбы по нашим частям.
Запомним все это, друзья-товарищи! И еще запомним: на Клинс
ком направлении, под станцией К., одиннадцать «Ю-88» пикировали один за другим на беженцев, поки
давших окрестные деревни. Люди шли гуськом по узкой снежной тропинке, ведущей через поле к станция. старики, женщины, дети, и тащили на санях немудреный крестьянский скарб. Мы видели, как мать, откинувшись затылком на сани, прижимала к себе трехлетнюю дочь,
я девочка удивленно смотрела в высокое, ревущее гулом моторов н грозящее смертью небо.
...Метет поземка, свистит вьюга,
звенит ветер, продувая щели германских танков, вымораживая кровь в жилах у фашистских стрелков и
водителей. Танки эти прибыли из Северной Африки и снабжены особой системой * ужиленной вентиляции, никак не рассчитанной на московские морозы.
Отчаявшаяся волчья стая азартно рвется к теплому жилищу. Фашист
ские танки мечутся влево и вправо от Ленинградского шоссе, прощупы
вая слабые места на наших стыках и флангах.
Но ни тени беспокойства и паники не видно в эти дни на Ленинградском тракте. Мы ехали по трак
ту поздним вечером, когда стало известно, что группа, немецких авто, матчиков просочилась в наш тыл у деревни Ч., в лесок, отстоящий в трех километрах от шоссе. В лесу шел бой, а по тракту двигались сотни машин, придерживаясь пра
вой стороны самым педантичным
образом. Регулировщики спокойно пропускали машины вперед и рев
ностно распекали отдельных нера. дивых шоферов. Постовые погранич
ники щелкали каблуками, учтиво козыряя пассажирам, у которых они только-что проверили документы. На шоссе не было ни одного лишне
го человека, и никто не упоминал об автоматчиках, как будто само со
бой подразумевалось, что они будут истреблены все до единого.
Все продолжало жить своей жизнью в эту фронтовую ночь. И как только зимний рассвет чуть тронул небо красным золотом восхода, из-за леса неожиданно выскочили сильные, быстрые, длинные бронированные машины. Они шли над са
мыми кронами сосен и на бреющем полете яростно атаковали боевые порядки немцев у города С.
было видно, что там, где пролетал советский штурмовик, вспыхивала широкая полоса белого пламени и черного дыма.
Так в дыму и пламени этого истребительного огня начинался новый день великой битвы за Москву.
Гр. Нилов.
КЛИНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
ТРУДЯЩИЕСЯ СТРОЯТ
ТАНКИ И САМОЛЕТЫ
ЧКАЛОВ, 3. (ТАСС). Коллектив завода нм. Кирова обратился с призывом ко всем трудящимся Чка
ловской области организовать сбор средств и металлического лома для
создания танковой колонны имени великого летчика нашего времени В. II. Чкалова. В Шарлыкском рай
оне начался сбор средств на строительство танка «Колхозник».
ЯКУТСК, 3. (ТАСС). 93 коллектива Якутска за четыре дня отчислили на постройку колонны танков 566.000 рублей. Рабочие и слу
жащие Нижне-Сталинска провели воскресник и внесли в фонд строи
тельства танков заработанные 77.000 рублей.

ПИСЬМО С ФРОНТА

На N-ский завод, штамповщице деталей для гранат стахановке-двухсотнице Антонине Тихоновой
Я швырну его в черную пену, В наступающий волчий отряд.
Вспыхнут заревом дымные дали, Вспыхнут мужеством Очи друзей.
Это руки твои помогали
Быстролетней гранате моей.
У друзей моих,
Смелых, бесстрашных,
Я увижу «рубашку» твою: Знаю — мужество женщин
отважных С нами вместе шагает в бою!
Пусть же строки уверенней
льются
В цех завода, к спокойной руке; Это звенья победы куются На станке
И в гранатном бросне!
И. Молчанов.
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

НА СТАЛИНСКОЙ ВАХТЕ

БОЛЬШИЕ ДЕЛА МОЛОДЫХ ПАТРИОТОВ
Большое помещение механического цеха. К каждому станку прикрепле
ны красные флажки. Они придают всему помещению праздничный вид.
1 ех встал на сталинскую вахту. Инициаторами были комсомольцы. Они решили умножить производст
венные успехи и тем самым помочь доблестным защитникам столицы в их борьбе с врагом.
У верстака работают двое. Они очень похожи друг на друга. Один из них слесарь по штампам Терен
тий Григорьевич Николаев, рядом с ним — его сын 16-летний комсомолец Николай.
Одиннадцать дней уже длится сталинская вахта. За все это время красные флажки неизменно красуются на верстаке Николаевых.
16-летний Николай совсем недавно пришел в цех. Встав на сталин
скую вахту, он образцово выполняет свои обязательства, быстро осваивает сложное мастерство слесаря.
— Ия не хочу отставать от молодежи,— говорит его отец Терентий Григорьевич.
Старый слесарь учит молодежь, показывает ей образцы работы. Его ежедневная выработка — три нормы.
Сталинская вахта приурочена к большому празднику советского народа — Дню Сталинской Конституции. Молодежь завода, где директо
ром топ. Миронов, единодушно решила встретить этот день новыми производственными победами.
С огромным воодушевлением выполняют комсомольцы свое решение. На сталинскую вахту встала не только вся молодея£ь завода, но и многие взрослые рабочие и работницы.
Штамповщицы прессового цеха комсомолки Наташа Брылова и Бабуц Габулова выполняют сейчас по три нормы за смену. Комсомолка Габулова овладела второй специальностью — слесаря. И на этой ра
боте она уже довела выработку до 200 процентов -за смену.
Брылова и Габулова подали заявления о вступлении в ряды партии. На общем собрании парторганизации обе они единогласно приняты кандидатами в члены ВКП(б).
— Это накладывает на нас еще большие обязанности, — заявляют патриотки. — Теперь мы будем работать более производительно.
Штамповщица комсомолка Мушкетерова обязалась вырабатывать 230 процентов нормы. С первого же дня сталинской вахты она перевыполняет свое обязательство.
Секретарь комсомольской организации завода Лиля Вассанова, кро
ме своей основной работы, в дни сталинской вахты обязалась встать к станку в прессовом цехе. В пер
вый же день Вассанова выработала 135 процентов нормы. На следую
щий день ее выработка превысила полторы нормы.
Энтузиазм молодежи сказался на всей работе завода. Прессовый цех выполнил ноябрьскую производст
венную программу на 122 процента, механический — на 115 процентов.
День Сталинской Конституции проходит в этом году в обстановке грозной опасности, нависшей над нашей родиной, в упорных боях на подступах к Москве. Советские патриоты, зная, что своим трудом они помогают Красной Армии гро
мить врага, встают на сталинскую вахту и множат успехи на трудовом фронте.
ЖЕЛЕЗО ВМЕСТО
ЛАТУНИ
Местной промышленности было дано задание наладить массовый выпуск одной детали, ранее изго
товлявшейся из цветного металла. Требовалось найти заменитель металла и более простой способ производства.
Много конструкторов билось над разрешением этой задачи, пока, наконец, ее не решили в Н-ской артели, которой руководят А. Соколов и инженер И. Шестеркин.
Вместо меди и латуни деталь стали выпускать на простых прессах из обрезков кровельного железа.
Процесс производства упростился., Рабочий, выпускавший ранее 1.000 деталей, может теперь выпу
скать до 2.000. Стоимость детали снизилась. Налажен массовый выпуск.
На Н-ском заводе Москвы. Контролер А. Журко и токарь-стахановец Е. Хренов, выполняющие план на 200 процентов.

ГОТОВИМ РЕЗЕРВЫ ДЛЯ КРАСНОЙ АРМИИ

НА ПУНКТАХ ВСЕВОБУЧА
Трудящиеся Тимирязевского района столицы овладевают военными знаниями, готовя боевые резервы для Красной Армии.
— Не бывать врагу в нашей краавице-Москве,—говорят патриоты,— все мы, от старого до малого, вста
нем на защиту любимого города и будем громить немецких захватчиков.
На пунктах всевобуча района организованы подразделения истребителей танков, снайперов, миномет
чиков и т. д. Регулярно занимаются бойцы на пунктах, а в выходные дни выезжают на тактические занятия в поле.
Много внимания всевобучу удела. ют директор школы Ланченко, рабочие Баринов и Яковлев, являть щиеся сейчас начальниками военноучебных пунктов.
Рядового бойца всевобуча, бывше. го шофера Кучерова, уделявшей много .времени военной учебе, patонный военкомат выдвигает hi должность комиссара пункта. Допризывник Губанов назначен копан, диром отделения.
Между бойцами и командирам военно-учебных пунктов идет сорев
нование. Основное в соревнованиидисциплина, чистота и порядок на военно-учебном пункте, качество в
овладевают военными специальностями. Те же, кто уже обучены и имеют военные навыки, стремятся передать их другим, чтобы в предстоящих боях нещадно громить врага.
Рабочий Н-екого завода И К. Медиков. имеющий большой производ
ственный опыт, овладев военной специальностью истребителя танков, передает свои знания бойцам всевобуча. Он является командиром отделения.
Большое внимание уделяется политической подготовке. Бойцы нзу чают исторический доклад товарищ» Сталина на торжественном заседа
нии Московского совета и речь на военном параде на Красной площа
ди. Регулярно проводятся беседы международном положении и о по.
ложенли. на фронтах отечественна!, войны.
Старший инструктор
всевобуча М. Граченков.
На подступах к Москве. Минометчик подразделения лейтенанта- Кирильцева- ведут огонь по врагу.
Фото Л. ВЕЛИКЖАНИНА
и Д. ЧЕРНОВА (ТАСС).

ПРОСТОЙ ПОДСЧЕТ

Е. СЕРЕБРОВ
РАБОЧИЙ день заканчивался. Шум моторов, наполнявший небольшую мастерскую, стихал.
Члены артели знали, что к ним приехал «заказчик» с фронта. После работы назначили собрание.
— Что ж, дадим слово нашему гостю — командиру товарищу Донскому, — сказал председатель артели Артемьев.
— Я постараюсь быть кратким,— сказал тов. Донской. — Времени у нас мало, а зря разговаривать —
не в нашей привычке. Дело вот какое, товарищи! Мины, которые вы для нас делаете, действуют от
лично. Прямо скажу, спасибо вам. товарищи, за вашу продукцию! Только надобно бы вам, на мой взгляд, увеличить ее выпуск. Думаю, что ваше производство может
дать куда больше мин. В чем же дело, товарищи?
Старый токарь Фролов подошел к столу и сказал:
— Мы обтачиваем детали. Наша бригада может пропустить куда больше деталей. Ведь каждый из нас работает на двух станках. Ста
ло быть, весь вопрос в том, чтобы нам подбавлять побольше материала для обточки. А в этом все дело.
— Правильно! — крикнула с места Марфа , Семеновна Шишкина. — Я работаю только второй месяц на токарном станке, а и то могла бы дать куда больше продукции,,.
Слова попросило сразу несколько человек: Но тов. Артемьев подозвал к столу молодую девушку Дудареву:
— Вот Товарищ Дударева об’яснит нам причину, почему ее цех задерживает токарей...
Маша Дударева поднялась со своего места и нерешительно посмотре
ла вокруг себя. Было тихо. Все ждали ее ответного слова.
— Нас пять девушек в цехе, — начала Дударева тихо, словно стес
няясь своих товарищей. — Работа
ем мы недавно. Мы пришли сюда полные вдохновения и решимости сделать побольше, получше. Самая мысль о том, что будем выпускать
в готовом виде продукцию для фронта, нас вдохновляла- Но полу
чилось так, что нас посадили в один цех, куда приносят из литейной капсюльные головки, а мы должны их всего-навсего только очищать, выравнивать. Работа черно
вая, неинтересная... А другой нам не дают! Вот Женя Горшкова соби
рается уходить на фронт. «Там,— говорит она, — я делом буду заниматься, а здесь что?».
Раскрасневшаяся, взволнованная Дударева села на свое место.
— Так! Так! — сказал тов. Донской. — Неинтересная, говорите, ра
бота?.. Ошибаетесь, по-моему. Вы делаете большую, полезную и ин
тересную работу. Не может же один человек сделать мину! Кто-то дол
жен очистить корпус, детали, ктото должен шлифовать, обтачивать, проверять. Работа-то — коллективная! А результаты какие? Вот по
пробуйте. товарищи, подсчитать. Каждая ваша мина выводит из строя минимум двух фашистов. Это — по самому скромному подс
чету. Мы, бойцы-Красной Армии, даем вам слово, что неустанно будем уничтожать всех до единого фа
шистских оккупантов. Вы обещали нам помочь и действительно помогаете неплохо. Снова повторяю: ми
ны отличные. Но вы ведь можете их давать нам -значительно больше, значит, если вы нам ежедневно не
додаете по сотне штук, вы оставляете на нашей земле двести оккупантов. Подумайте над этим, то
варищ Дударева. Хотите ли вы этого?
— Нет! Не хочу! — крикнула девушка, быстро поднявшись со ево его места.
...Когда собрание кончилось, пять девушек направились в свой цех
Уже через час огромная груда деталей была подготовлена к шлифовке.
Коллективное обязательство девушек, вывешенное вскоре на стене цеха, было очень коротким:
«Пока на нашей священной земле находится хоть один фашист
ский оккупант, мы будем работать, не уставая, и будем выполнять не меньше двух норм».
Под обязательством подписи: Дударева. Семенова, Горшкова, Лобова, Иванова.
Слова у девушек не расходятся с делом. Артель выпускает сейчас вдвое больше продукции.

ТАК РАБОТАЮТ СТАХАНОВЦЫ

ОТДЕЛЕНИЕ ЗАВОЕВАЛО КРАСНОЕ ЗНАМЯ
Отделение, которым руководит тов- Глазов, на Н-ском заводе Москвы обрабатывает ответственную де
таль. Обработка была одно время узким местом. И это нарушало рит
мичную работу, а иногда и грозило срывом выполнения плана большого цеха
Начальник отделения долго доказывал. что без установки дополнительных станков обеспечить нор
мальную подачу детали -на смежные операции нельзя.
Партийная и профсоюзная организации цеха созвали сменное соб
рание станочников, наладчиков и мастеров, работающих на этой операции, и попросили лучших стахановцев отделения гг. Ястребова и
Клеманова, дающих до двух норм, рассказать, как они работают. Передовые стахановцы подробно из
ложили приемы и методы своей работы, указали, в чем, на их взгляд, ошибки отстающих. Участ
ники совещания пошли к станкам, где лучшие стахановцы продемонстрировали свою работу.
Это было 15 ноября. На другой же день станочник тов. Кондрашов, выполнявший до этого нopму на
SO процентов, дал 120 процентов задания, а тов. Сарин с 75 процентов сразу перескочил на 150.
С этого дня выработка на так называемой «узкой» операции стала непрерывно возрастать.
С операции, которая лимитировала работу отделения тов. Глазова! всего цеха, детали пошли в проюводство непрерывным потоком. Это позволило станочникам четырех смежных операций в свою очередь показать образцы стахановской труда.
Стахановка Козловская сечас выполняет норму на 328, а тов. Волков—на 311 процентов. Свыше трех норм дают Козлова, Базанов и другие. Число двух сотников и трехсотников растет с важна днем.
Оказалось, что можно прекрати обойтись без дополнительных стазков, если за работу возьмутся встые патриоты родины.
В ноябре отделение тов. Главова первым в пехе досрочно заверило выполнение месячной протравмы. Ему присуждено переходящее красное знамя.

ВСЯ ФАБРИКА

ДАЕТ ДВЕ НОРМЫ

На примере этой небольшой московской фабрики можно видеть, как в эти грозные дни самоотвер
женно трудятся советские патриоты и добиваются больших производст
венных успехов. Здесь лишний раз убеждаешься, как неуклонно воз
растает у советского города воля к победе, как упорно пщет и находит он все новые средства для отпора врагу.
Работницы фабрики — жены, сестры. дочери призванных в армию людей. — начав работать, не дава
ли никаких торжественных клятв. Высокий душевный накал помог недавним домашним хозяйкам и школьницам овладеть производственным мастерством.
Каждая работница внимательно изучала течение своего производственного дня. Многие из них увидели незаполненные, даром потрачен
ные минуты и нйш.ди пути, как лучше использовать время
Результаты быстро сказались.
Смены мастеров Е. Варфоломеева и 1. Пасечкина стали вырабатывать но две нормы.
С глубоким волнением 6 ноября выслушали работницы доклад И. В. Сталина и ответили на призыв вождя делом.
В ряды дкухолтниц прочно встали работницы конвейерных бригад Лукиной, П. Козыревой, Б. Сумаевой. В. Куракиной, -заготовщица А. Волкова.
Трое суток не уходила с фабрики группа Пробера из отдела тех
нического контроля, чтобы ускорить сдачу готовой продукции.
Люди работали самозабвенно, на
пряженно, желая отдать все силы все умение родной стране.
Никого не поразил замечательий факт, что на Комсомольско-молодежный воскресник явились все. и один, рабочие, независимо от возраста. Они пришли много раяыс-- до начала работы, они нехотя оставили свои места Воскресник служил лишним поводом поработать на благо родины, раздвинутьгранзцы своего участия в подготовка
победы. Смены выработали в этот день до 247 процентов нормы
Смена товарища Скадировой утра несколько поотставшая, в черу дала 208 процентов.
— Значит, не все еще исчерпана значит, есть резервы. — говорнлн работницы, подводя итоги воскрес-- ника.
И фабрика приняла решение:
— Держаться на уровне выработки этого дня! Воем сделаться ДЧ
Сотниками!
Теперь в бригадах конвейер значится выработка от 210 до 265 процентов; у заготовщицы Волков до 263 процентов. Немного отстали
резальщики: И. Савинков. например, цока еще не достиг двойне
выработки; против его фамилии проставляют пока еще. впроче тоже не маленькие цифры - —195 процентов нормы.
Фабрика в целом выполняет двойное задание. И все же чувство
неудовлетворенности не оставлю советских патриоток. Они высе
ли с просьбой позволить им в полнение к выполняемой работе воить еще выпуск новых изделий для фронта.
Л. Белецкая.
Рис. А. СОЛОСИНА

НА ЛЕНИНГРАДСКОМ ТРАКТЕ

На подступах к Москве. Бойцы подразделения капитана Двиньянинова красноармейцы Батев и Кисе
лев в разведке. Фото Л. СМИРНОВА.
Нет, не все еще песни пропеты О стахановках наших родных!
Пусть же страстное спово поэта Прозвучит о руках золотых!
Эти руки не знают заминки... На завод,е —
Спокоен и строг —
Тихим рокотом швейной машинки Говорит штамповальный станок.
Он стрекочет над лентою длинной, Эта лента — Победа моя.
Эти строки тебе, Антонина, Дорогая наша швея.
Видишь, сердце и грудь
нараспашку? Загорается взор мой живей.
Шей быстрее стальную рубашку Для разящей гранаты моей.
Я рубашку спокойно надену На гремучий
Карманный снаряд.
Фото Л. ДОРЕНСКОГО.
Трудящиеся с большим интересом
быстрота в усвоении военныт знаний.