Фото Л. СМИРНОВА

ПАТРИОТЫ ВЕЛИКОЙ РОДИНЫ ВСТАЛИ НА СТАЛИНСКУЮ ВАХТУ В ДНИ ГРОЗНОЙ ОПАСНОСТИ СДЕЛАЕМ ВСЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ СТОЛИЦЫ, ДЛЯ ПОЛНОГО РАЗГРОМА ВРАГА

В ЧЕСТЬ ДНЯ

СТАЛИНСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

НА Н-СКОМ ЗАВОДЕ МОСКВЫ

М. МАКАРОВ

В дни сталинской вахты на Н-ском заводе Москвы. На снимках (слева направо): стахановцы-двухсотники В. Королев, Е. Хренов, Ф. Нагорнов и А. Зайцева. Фото л. доренского

ВДОХНОВЕНИЕ

С

ЛУХ о появлении новых сбор
щиков распространился по всем цехам. Соколов и Сергеев еще не видели своих верстаков, а на заводе уже говорили, что сборка деталей теперь пойдет быстрее.
Михаил Павлович Соколов — слесарь особого порядка. Именно о таких мастерах говорят, что они могут все, даже... подковать блоху.
Прежде чем приступить к работе, Соколов и его помощник Сергеев прошли по иеху, посмотрели, как собирает детали старая бригада.
— Работает по-нашему... — сказал Соколов, показывая на пожилого бригадира Кручинина
Организовать вторую бригаду было делом несложным. Новым сборщикам начали подавать детали, сделанные лучшим токарем завода Вос
кресенским. Детали, превращаемые в готовое, изделие особо важного зна
чения, должны быть прочными. Прежде чем пустить в сборку, их надо испытать. Это — самостоятель
ный, очень сложный производственный процесс.
Когда Соколов впервые подошел к гидравлическому прессу, токарь Воскресенский почувствовал волнение. Его детали всегда выдержива
ли все испытания, но тут — нрвый сборщик. новые требования... И Воскресенский с беспокойством на
блюдал, как Соколов закладывал в пресс гладко отточенный кусок металла.

Раздался привычный удар. Де- ХОРОШИЙ ПОДАРОК

КРАСНОЙ АРМИИ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ СТРОЯТ БРОНЕПОЕЗД
Самоотверженным трудом помогают фронту железнодорожники Н-ского депо. По-боевому они водят составы, доставляя нужные грузы доблестным защитникам столицы. Через несколько дней на стальные пу
ти станет закованный в тяягелую броню поезд. Это новый бронепоезд, который готовят в подарок Красной Армии советские патриоты.
Строительство бронепоезда в разгаре. Полным ходом идет заготовка отдельных деталей. В стальные щиты одеваются паровоз п вагонные площадки.
Все работают с большим напряжением, не считаясь со временем, ста
раясь как можпо скорее окончить постройку грозной движущейся крепости. Большинство строителей бронепоезда выполняет по две нормы.
Поздно ночью покидают рабочие депо, оживленно обсуждая, что проделано за день. Развернулось соревнование вагонников с паровозниками, токарей п слесарей, котельщиков и электросварщиков. Достижения отдельной группы быстро становятся известными всему коллекти
ву. Примеру передовиков следуют пх товарищи.
Коллектив обязался сдать бронепоезд на пять дней раньше срока.
Слово строителей не расходится с делом. Группа котельщиков, которы
ми руководит коммунист тов. Дмитраж, за три с половиной часа выполнила работу, на которую давалось три дня. Электросварщик-ком
сомолец тов. Любушкин выполнил за день четыре с половиной нормы. И таких примеров много.
Скоро Красная Армия получит хороший подарок от московских железнодорожников.
таль была зажата могучим прессом. Испытание на давление продолжа
лось три минуты. Но они казались часом.
Когда челюсти гидравлического пресса разжались и Михаил Павло
вич Соколов взял деталь, токарь
сразу успокоился. Обработанный его руками кусок металла не подвергся никакому изменению. Только теперь Соколов заметил Воскресенского и спросил:
— Вы делали, товарищ? — Я.
— Ну, тогда давайте знакомиться, работать, наверное, придется вместе. А деталь хороша, ничего не скажешь...
Воскресенский сам не понимал почему, но похвала нового испытателя и сборщика была ему особен
но приятна. С этого дня он начал выполнять заказы для двух бригад.
Соколов привлек к работе хорошего сварщика, и дело быстро на
ладилось. Бригадир и его помощник работали так: сегодня они испытатели, а завтра — сборщики. Испы
тание не задерживало сборку, и из цеха аккуратно выходили готовые изделия.
Новый слесарь оправдал ожидания. Он организовал поточный метод работы, просидев над этим несколько суток. Сотни сложных деталей быстро замелькали на вер
стаках стахановцев. Труд стал иным, и плоды его — тоже. Рань
ше сборщики едва собирали десять готовых изделий в смену. Соколов и Сергеев увеличили норму до пят
надцати. Потом, когда делали уже 25, и это показалось мало.
С каждым днем, с каждым часом совершенствуется мастерство слесарей. Сейчас они собирают 35 изде
лий. Вместе с ними напрягает все свои усилия токарь Воскресенский. Еще недавно казалось, что такая выработка невозможна, недоступна для самых опытных человеческих рук и самых совершенных станков. Но человеческая воля, стремление советских патриотов перешагнуть через все трудности и дать родине больше, чем она требует, побеждают.
Так победила воля Соколова, Сергеева и Воскресенского. Но в этой победе кроется еще одна. Вдохнов
ленные большим производственным успехом новой бригады, неизмеримо
лучше стали работать и Другие сборщики.
Когда Соколов впервые пришел в пех, он сразу обратил внимание на бригадира Кручинина. Теперь они стали друзьями, и один из самых
популярных людей завода Иван Васильевич Кручннин охотно признается, что его, старого производ
ственника, многому научила работа Соколова.
Две бригады делают разные, по одинаково важные вещи. Кручннин, готовый по 20 часов не покидать
свой верстак лишь бы не опоздать о заказом, трудится над сборкой громадных, тяжелых деталей. Токарь Воскресенский старательно обрабатывает для пего целые горы метал
ла. И медленно, но верно вместе с остальными стахановцами завода поднимается по лестнице трудовой доблести старый слесарь Иван Васильевич Кручннин.
Было время, когда нелегко давалась одна норма. Но вот закончи
лось освоение сборки, и Кручннин стал вырабатывать по две нормы в смену. Наконец, наступил момент, когда выполнение плана даже на 300 процентов перестало быть событием. Кручннин перенял все лучшее у Соколова н щедро наградил нового сборщика своими незаурядны
ми знаниями. Еще совсем недавно Иван Васильевич с юношеским пы
лом говорил, что можно добиться выполнения четырех норм А теперь он вырабатывает пять норм и, разумеется, не намерен останавливаться на этом.
Время само пересмотрело псе понятия о нормах. Суровые дни борь
бы с врагом создали новые законы вдохновенного социалистического труда. Сотни тысяч москвичей, пла
менных патриотов великой родины, поднимаются во весь свой рост и проявляют присущие им свойства и
качества. Среди этих прекрасных людей — и бригадир сборщиков Кручннин.
Два бригадира исполнены воли к победе. И это вдохновение помогает им подниматься на новые высоты и творить чудесные дела для блага героического народа.

КОЛХОЗНАЯ ДЕРЕВНЯ

ФРОНТУ

ВОРОНЕЖ, 3. (ТАСС). В районах Воронежской области колхозники продолжают обсуждать доклад
товарища Сталина на торжественном заседании Московского совета и его речь на Красной площади. В ответ на призыв любимого вождя работать, не покладая рук, помогая Красной Армии, колхозники отвечают делом.
Обсуждая доклад товарища
Сталина, колхозника сельхозартели нм. Карла Маркса, Грибановского района, заявили:
— Мы выполнили свое обязательство перед государством. Но
этого сейчас мало. Сдаем в фондобороны еще зоо пудов хлеба.
Так же сделал колхоз имеии Ворошилова, Бутурлиновского района, который, выполнив план хлебо
поставок, сдал в фонд обороны еще несколько сот пудов хлеба.
Колхозники Верхне-Хавского района сдают теплые вещи в подарок защитникам родины. Уже сдано 1.140 килограммов шерсти, 243 пары валенок,- 404 овчины.
На одном из собраний колхоза имени Сталина, Верхне-Мазовского сельсовета, было решено сдать хлеб в фонд обороны, а теплые вещи послать в подарок бойцам. Это уже сделано. Сейчас колхозники орга
низовали изготовление валенок из собранной шерсти, женщины шьют для красноармейцев теплые фуфайки, брюки, пт^ки-ушанки.
В честь народного праздника — Дня Сталинской Конституции — стахановцы Н-ского завода столицы
встают на стахановскую вахту. Их
лозунг — дать больше продукции Красной Армии, героически отстаивающей родную Москву.
На вахту уже встали десятки рабочих и работниц цеха тов. Гончарова. Станочник тов. Сидоров вы
полнил суточное задание на 330 процентов. По две нормы дали станочники Поморов и Кульчия.
Каждый рабочий, каждая работиица, неся трудовую вахту в честь Дня Сталинской Конституции, в суровые дни обороны Москвы думает об одном:
— Сегодня дать больше продукции, чем вчера.
Не только отдельные стахановцы, а весь коллектив цеха знаменует подготовку ко Дню Конституции большим выпуском продукции. Кри
вая выполнения программы по участкам непрерывно поднимается. Участок тов. Лосева выполнил задание на 170 проц., участок тов. Белоконя — на 130 проц.

надпись

Погиб Панкратов. Погиб, сбитый над вражеской территорией.
Трижды в память погибшего товарища летчики совершали налеты на скопления и автоколонны немцев.
И эти вылеты назывались панкратовскими.
И вдруг — здравствуйте! Является наш Панкратов. На «газике» его привезли из лесу. В руках держит распущенный парашют, смятый в охапку, а лицо злое-презлое.
Ну все, понятно, обрадовались, бросились к нему. Давай, говорят, рассказывай! А он:
— Ну вас к чорту! И требует:
— Какой это балбес сейчас меня подбил, покажите его...
«Мессершмитт» — это верно, утром сбили. Но чтобы нашу машину?! Какая глупость!
А Панкратов еще сильнее разозлился и кричит:
—• Да этот «Мессершмитт» я и есть.
Ну, уж теперь совсем ничего непонятно.
Потом Панкратов успокоился и рассказал:
•— Ну, где я пропадал? После того как подбили меня немецкие зенитки. очнулся я на земле. На голове кровь. Правая нога вывихнута.
Участники боев на Западном фронте (часть, которой командует подполковник Н. Г. Шевцов): пулемет
чики Г. Малахов, Н. Латышев и медицинская сестра Л. Долгалева.
Вынул пистолет. Думаю, бесплатно не дамся. Жду немцев. А голова все сильнее кружится. Вдруг из кустов дед. Посмотрел на меня пристально, подошел к самолету, присел на корточки, под плоскости заглянул, увидел звезды. Обратился ко мне:
— Документы есть?
Потом стал оп мне ногу вправлять. И дальше уж ничего не помню.
Вышло так, что я к партизанам попал. Через неделю уже с ними на дела ходил. Сохранилась у ме
ня карта. За карту они меня очень уважали. Ну, что делали? Обыкновенно, что придется. Как-то я говорю командиру:
Пора мне в («вращаться, работать по специальности.
Командир говорит:
— Верно, только мы вас так неотпустим.
— To-есть как это не отпустите? — А очень просто. Неудобно, чтоб советский летчик от нас пешком уходил.
— Ну что ж, за автомобиль — спасибо.
— Нет, авто нам самим нужен. Мы тебе тут на стороне самолет
подыскали. Там их шесть штук. Сначала все поджечь хотели, а потом решили: зачем все добро пор
тить, если специальный человек есть.
На Н-ском заводе Москвы. Стахановка-шлифовщица А. Талаева за работой.
Фото Л. ПЕТРОВА

С винтовкой И ГРАНАТОЙ

В РУКАХ

ЛЕНИН

И ПЕТЕРБУРГСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ГЕРОИЧЕСКИЕ

ЗАЩИТНИКИ

На Н-ском заводе Москвы. Токарьдвухсотник В. Рыков за работой.
Фото Л. ПЕТРОВА

МОСКВЫ

подвиг

ЛЕЙТЕНАНТА КЛЮЧКО С

ТАРШИЙ лейтенант Ключко воз
вратился с боевой операции. Докладывая командиру об успешном выполнении задания, он добавил:
— Это им, сволочам, за кровь моих друзей!..
В обычной обстановке, на земле, Ключко не выделялся из всей мас
сы летчиков. Он скромен и иногда даже мало заметен. Зато в возду
хе... Воздух был его стихией. Он знал, любил машипу и выжимал из нее все, на что она была способна.
Ключко был смел и бесстрашен в бою.
Однажды отважный сталинский сокол вел группу штурмовиков па
бомбежку глубинного аэродрома, где враг сосредоточил до 40 самолетов. Фашисты встретили советских лет
чиков сильным зенитным огнем. Стремительной атакой Ключко в те
чение нескольких минут заставил замолчать вражеские огневые точки. Всей группе машин была обеспечена свобода действий. Налет на
аэродром блестяще завершился. 32 вражеских самолета были превра
щены в груду бесформенного метал- ла. Все наши машины благополучно вернулись на свои базы.
В районе озера Н. разведка обнаружила продвижение крупной танковой группы противника. Она охранялась сильными зенитными средствами. Ключко и двум его то
варищам — летчикам Брехову и Гришко — был дан приказ разгромить вражескую колонну.
Три самолета взмыли в небо. Незаметно подобравшись к цели, они зашли в хвост колонны и стреми
тельно атаковали ее. Во время боя машина Ключко загорелась: зенитным снарядом пробило задний бензобак. Несмотря на опасность, храб
рый воин продолжал выполнять боевое задание. Открыв бомбовые люки, он летел вдоль колонны и метко разил врага, В это время второй снаряд пробил картер мото
ра и маслобак. Пламя охватило весь самолет. Ключко, не прекращая огня, пошел на снижение. Положение становилось все более крити
ческим. Когда машина была в 15 метрах от земли, герой-летчик рез
ко спикировал и врезался со своей машиной в голову колонны.
Раздался сильный взрыв. В воз дух взлетели обломки вражеских танков. Вражеская танковая колон на была уничтожена.
— Умереть, но отстоять Москву, отстоять наши священные земли от кровавых фашистских захватчиков — таков девиз героев отечест венной войны.
Смертью героя погиб храбрый
сталинский сокол. В боях за великую родину, за любимую Москву, за честь, свободу и счастье своего народа он не пощадил своей жизни.
ДЖИГИТ

АХМЕД ДАЛИЕВ К

ОННАЯ разведка лейтенанта Глу
хова действовала в районе одного селения. Добыв нужные сведения, захватив в плеш двух нем
цев и убив одного офицера, она возвращалась в расположение своей части.
Выезжая из села, красноармеец Ахмед Далиев заметил удиравшего по направлению к лесу всадника.
«Не кто иной, как уцелевший немец, — подумал Ахмед Далиев. — В лесу этот негодяй может скрыться».
Попросив разрешения у лейтенанта, Ахмед Далиев круто повернул коня и поскакал за всадником. Он мчался и что-то выкрикивал на узбекском языке.
Вот ему уже отчетливо стали видны погоны на плечах всадника.
Расстояние, отделявшее офицера от леса, все сокращалось. Неужели ус
кользнет? Нет, не бывать этому! Не было случая, чтобы враг уходил от джигита.
Пришпорив коня, Ахмед Далиев выхватил клинок. Поравнявшись с офицером, он крикнул: «Стой!». Но немец продолжал удирать. Тогда джигит, подскакав к нему вплотную, сильной рукой схватил фа
шиста и втащил к себе на седло. Бандит, беспомощно бормоча чтото, отдал свой автомат. Взяв за
поводья лошадь офицера, джигит Доскакал к своим.
он совершает подвиг за подвигом. Правительство высоко оценило боевые заслуги танкиста Веремеева.
Оно наградило его орденом Крас-1 ного Знамени.
59-ЛЕТИЕ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЙ ДАТЫ
ремеев известен в своей части как храбрый, бесстрашный воин. Он смело идет в бой и умело ист
ребляет живую силу и технику врага,
В бою под деревней Н. танк Веремеева стремительно ворвался в расположение противника и ура
ганным огнем расстреливал немцев и их огневые точки. В разгаре же
стокого боя танк был поврежден, а командир орудия и башенный стре
лок убиты. В машине остался один лишь Веремеев.
Предвкушая легкую победу, фашисты подбежали к талку н стали предлагать Веремееву сдаться. Но у славного воина и мысли такой не было. Он решил драться до по
следней капли крови, а если надо — погибнуть за родину вместе со своим танком, в котором лежали тела его любимых боевых товарищей.
Озлобленные мужеством бесстрашного танкиста, фашисты два раза поджлгяли танк. Но каждый рал, превозмогая боль, задыхаясь от ед
кого дыма и я:ары, Веремеев тушил пожар.
Наконец подоспели наши подразделения, и храбрый советский танкист привел свой танк к себе на базу.
Это — только один эпизод из боевых будней гвардейца Веремеева. Защищая сердце родины — Москву,
ЗЕНИТЧИК СИДЕНКО
РАЗРЕЗАЯ воздух, летит около
30 бомбардировщиков и «Мессершмиттов». Со своим смертоносным грузом они рвутся к Москве.
На вахте зенитчик-комсомолец Сиденко. Он встречает врага спокойно. Его расчеты предельно точны, приборы работают безотказно.
Заметив батарею, стервятники стали пикировать на нее. Сиденко тот
час же установил прицел и открыл огонь. В небе загорелся «Юнкерс
87», Об’ятый пламенем, оп рухнул на землю. Такая же участь постигла и второй «Юнкере». Загоревшись, он пытался еще удрать, но Сиденко, переставив прицел, послал в него второй снаряд. Фашистская машина камнем упала вниз.
ные в боях с фашистскими полчищами. защитник Москвы зенитчик Сиденко награжден орденом Л&нйна.
Коллектив цеха тов. Гончарова соревнуется с цехом тов. Захарова. Оба успешно борются за досрочное выполнение декабрьской программы.
В цехе тов. Захарова, осваивающем новое производство, есть не
мало стахановцев — двух-трехсотников. Бригада слесарей тов. Воскресенского неделю назад стала обрабатывать сложную деталь. 2 декабря бригада выработала две нормы.
— В ближайшее время будем давать по три нормы, — заявляет стахановский коллектив.
Станочники тов. Гапонов и Булгаков выполнили норму на 300 проц., тов. Федотов — на 230 проц.
— Сегодня мы по-стахановски работаем на производстве, — заявляют патриоты, — а завтра, если ска
жет партия и правительство, мы сменим станок на винтовку и вме
сте с Красной Армией все, как один, грудью встанем на защиту родной Москвы.
Умрем, но фашистов не пустим в наш родной город!
ЖЕНСКИЙ ВОЕННЫЙ
КРУЖОК
Час военных занятий. Тщательно готовятся к нему члены женского военного кружка фабрики «Буреве
стник». Помещение уже убрано, на столе лежит винтовка, на стеки развешены учебные плакаты.
Одна за другой входят девушкн. Они оживленно беседуют, деляге: впечатлениями о занятиях, об успехах отличниц.
За столом руководитель кружкаслесарь-механик ремонтного цеп тов. Шеховцев. Он бывший боец Красной Армии, хорошо знает вин
товку. По-стахановски работая на производстве, по-стахановски он передает и военные знания юным патриоткам.
К столу по очереди подходят вушкн. Они разбирают и собирай винтовку, об’ясляют назначение н боевое действие частей. Многие ю них получают отличную оцект. Руководитель доволеп:
— Следующее занятие будет в тире. Будем стрелять.
... У яге четыре занятия проведено в женском военном кружке. Около 20 молодых работниц занимается в нем. Это — молодежный акт фабрики. Они первыми из явил желание изучать военное дело, а затем стать в ряды истребительною батальона.
Все 20 девушек — Стаханова Маруся Большакова и Аня Мини
на из 5-го цеха выполняют норш на 150—ISO процентов. Около полутора норм за смену вырабатывают стахановки 3-го цеха Нина Розенберг, Катя Ермакова, Лида Коз
лова. Высокопроизводительно работают закройщица Галя Титова, на
чальник техно-химического цен тов. Полякова, молодые работник Женя Сазонова и Маруся Кураева.
Недавно кружковцу Розенберг, Ермакова и Козлова вступили в рады комсомола.
В программу женского воетаи кружка входит изучение винтовки, гранаты, пулемета, миномета, заагательной бутылки. Всю програи; намечено закончить в 86 часов. Занятия кружка происходят три рал в неделю.

Е. Васильев.

Ну вот. ночью мы совершили налет на запасной немецкий аэродром. Пять «Мессершмиттов» сожгли, на шестом дед-маляр намалевал пар
тизанский лозунг и сказал: «Лети». Ну, я и полетел. Да только вы меня тут...
И Панкратов снова стал ругаться. Командир эскадрильи сказал:
— Вы напрасно шумите, Панкратов, на «Мессершмитге» написано не было, что вы на нем летите.
— Написано! — вызывающе ответил Панкратов.
И вдруг растерянно спросил:
— А клеевая краска от воды стирается?
— Стирается.
Тогда Панкратов вскочил, но стал ругать не других, а себя за то, что шел на бреющем, а не над дожде
выми облаками. Тогда бы надпись не смылась.
А была она очень хорошая — душевная.
Теперь Панкратов снова летает в нашей эскадрилье. Сбил уже во
семь фашистских машин и, как собьет десятую, пообещал написать на своей машине снова те партизанские слова. Но что это за парти
занские слова, он так никому и не сказал.
— Скоро узнаете, — пообещал Панкратов.
И мы думаем, что ждать нам долго не придется.
Вадим Кожевников. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
В стороне от батареи содрогнулась земля. Это вражеские бомбар
дировщики беспорядочно сбросили свой груз и поспешно повернули назад.
Наводчик Сиденко зорко несет вахту на площадке своего зенитного орудия. Ни один вражеский само
лет не пройдет безнаказанно через его сектор. Недавно Сиденко метким огнем сбил «Фокке-Вульф».
За мужество и отвагу, пооявлен
ЛЕНИНГРАД, 3. (ТАСС). 50 й назад — 27 (15) ноября 1891 год- В. II. Ленину был вручен дипзя первой степени об окончании Пе
тербургского университета по юридическому факультету.
Эту юбилейную дату Ленингре ский государственный универентй отметил вчера торжественным заседанием. В актовом зале собршо
профессора, преподаватели и стрденты, представители городеш районных партийных, воеянш общественных организаций. Собрав шиеся заслушали доклады директив библиотеки унивепситрта т.Ке реля. который подробно осветил г- торию периода, связанного с пребываннем Ленина в Петербургски университете, и профессора В»
несенского — «Ленин и зашитциалистического отечества» С нами о Ленине выступили акали Ухтомский, профессор Штейн студент Волк.
К заседанию в университете открылась юбилейная выставка. В ней представлены фотокопии панического аттестата зрелое
В. И. Ленина, его заявление
просьбой разрешить сдать якскр ном экзамены в университет, днлом об окончании н т д. Бнбле тека экспонировала книги, по кот рым Лепин готовился к государвенным экзаменам, и акзеип единственного номера газеты
лодяя Россия», изданного в нот д 906 года большевиками универа
тета, в которой напечатана ctатья
Ленина «Рабочая партия и ее
чи при современном положешь ТАНКИСТ
ВЕРЕМЕЕВ
СТАРШИЙ сержант танкист Be