Товарищ И. В. Сталин на трибуне Чрезвычайного VIII Всесоюзного Съезда Советов,
5 декабря 1936 года.

ПОД ЗНАМЕНЕМ

СТАЛИНСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

К ПОБЕДЕ!

Сегодня — День Сталинской Конституции СССР.
Пять лет назад на Чрезвычайном УШ Всесоюзном С’езде Советов был гранят и освящен волей народа величайший исторический доку
цент — Сталинская Конституция, в второй отразилось все величие пройденного нашей советской родиной пути, все величие наших соци
шстических завоеваний. Это было
выдающейся вехой в истории. То, к нему упорно стремились, что составляло всегда предмет самых благородных исканий и чаяний луч
ших умов человечества, стало явью, стало Основным Законом вешеого социалистического государ
ства Века, тысячелетия великие люди прошлого — общественные деятели, ученые, мировые поэты, художники — мечтали о существо
вании государства, в котором не было бы эксплоатации человека человеком, в котором бы торжест
вовала демократия и дружба народов и человеку были бы предоставлены его священные права — право на труд, на образование, на от
дых, право на его жизненное счайье. И вот эти мечты стали дейст
вительностью, они облеклись в плоть и кровь жизни. Советская страна создала новый, самый передовой, самый прогрессивный общественный строй, о торжестве и величайших социалистических завое
ваниях которого и возвестила миру Сталинская Конституция.
День Конституции — это праздник социализма, праздник социали
стической демократии Конституция вашего советского государства—самая демократическая в мире. Никогда еще права гражданина, пра
ва человека не находили такой полноты выражения, какую они нашли в Сталинской Конституции. Именно поэтому Сталинская Кон
ституция явилась необыкновенно громким и ярким обвинительным актом против звериного фашизма,
попирающего самое священное для человека — свободу, честь, непри
косновенные права, независимость народов, человеческую мысль, культуру.
«Теперь, — говорил товарищ Сталин па Чрезвычайном VIII С’ез
де Советов, — когда мутная волна фашизма оплевывает социалистиче
ское движение рабочего класса и смешивает с грязью демократиче
ские устремления лучших людей Цивилизованного мира, новая Конституция СССР будет обвинительным актом против фашизма, говорящим о том, что социализм и демократия непобедимы».
Все великое, что создано, что записано золотыми буквами в Стакинской Конституции, изобличает, подчеркивает, как контраст, показы
вает в подлинном свете черные злодаяния гитлеровцев и грозно обви
няет их, этих черносотенных погромщиков и убийц, этих злейших врагов человечества и демократиче
ских свобод. За обвинительным актом следует приговор! Уже сейчас он гневно горит в сердцах мно
гих миллионов людей. Придет час, и приговор — смертный приговор фашизму — будет выполнен! Фа
шизм не уйдет от расплаты, от грозного суда народов, от суда истории!
Пять лет под знаменем Сталинской Конституции цвела, трудилась, умножала свое могущество родина. Все выше вздымалось в нашей стране величественное здание соци
ализма. Все ярче, полней, кипучей жил советский народ. Все радост
ней становился труд, всенародное социалистическое творчество. Все краше становилась дружба народов на священной советской земле, все теснее и крепче становился их братский круг.
И вот на все это великое и прекрасное в нашей стране, завоеван
ное борьбою и кровью, —посягнул злобный враг. Он оскорбил нашу советскую землю. Он испепелил наши цветущие области, разрушил се
ла и города. Он несет с собой смерть, чудовищный, фашистский херрор, небывалые унижения. Он хочет отнять у нас все, что завоевано нашим народом в великой исторической борьбе. Он хочет превра
тить русских, украинцев, грузин, белоруссов, узбеков, таджиков, евреев, татар в рабов немцев. Он хо
чет онемечить нас. Он хочет отнять у нас все, что утверждено и освящено в нашей стране великой Сталинской Конституцией.
сЯ считаю это величайшим злодеянием, — горячо писал недавпо знаменитый американский писатель Теодор Драйзер о нападении фашист
ской Германии на Советский Союз, — это хладнокровная и преступная попытка уничтожить свободу человечества и, что еще важнее, уничтожить духовную и со
циальную справедливость в семье народов, справедливость, коей, кроме, как в СССР, не только не до
стигал, но о которой н не помыш
лял ни один народ, ни одна раса, ннкотда н нигде».
Разбойничий фашизм распял на крест поляков, сербов, греков, нор
вежцев. Теперь он хочет распять на крест наш парод
Но злобные планы Гитлера никогда не будут осуществлены. Ни
когда, никогда не случится этого! Слишком плохо знает Гитлер русский \народ. слишком плохо он знает советских людей! Никогда советские люди не будут рабами. Рабство не в нашей крови!..
Тысячи белоруссов, украинцев, русских, евреев ввергнуты сейчас на территориях, временно захваченных немцами, в пучину тяжелых бед. Они лишены самых элементарных
человеческих прав. Они терпят неслыханные издевательства и звер
ства. Двуногие фашистские звери глумятся над женщинами, над деть
ми. Ужасы варфоломеевской ночи сопутствуют каждому шагу кровавой фашистской орды.
Но день освобождения наших братьев, советских граждан, близок! Он придет, этот грозный день мести немцам! Мы очистим от врага нашу землю, и знамя Сталипской Кон
ституции снова будет развеваться там, где губит и давит сейчас все живое кровавый фашистский сапог.
Мужественно, героически ведут советский народ н доблестная Крас
ная Армия историческую битву с фашизмом. У нас есть что защищать, чем защищать и кому защи
щать. В каждом патриотическом сердце горят святые слова, запи
санные в Сталинской Конституции: «Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР».
Этот великий долг будет выполнен советским народом до конца. Мы полны решимости продолжать борьбу до тех пор, пока ее не увенчает победа.
«Неудачи Красной Армии не только не ослабили, а наоборот, еще больше укрепили как союз рабочих и крестьян, так и дружбу народов СССР. Более того — они превратили семью народов СССР в единый, нерушимый лагерь, само
отверженна поддерживающий свою Красную Армию, свой Красный
Флот Никогда еще советский тыл не был так прочен, как теперь». (Сталин).
Солнце Сталинской Конституции вечно будет сиять над просторами нашей родины.
Все силы на полный беспощадный разгром врага!
Наше дело правое и мы победим! Мы должны победить потому, что за нами Москва, наши города, села, нДши родные очаги, наши семьи. Мы должны победить потому, что мы защищаем самые величайшие человеческие завоевания. Мы дол
жны победить потому, что мы — день, а фашизм — это черная ночь истории. Никто, никогда не повернет колесо исторических процессов вспять. То, что победило, восторже
ствовало в нашей стране, дало пышный цвет, никогда не падет. Вечно советская земля будет свободной! Заклятый враг будет раз
громлен, истреблен, уничтожен, и велйкое, непобедимое знамя Сталин
ской Конституции, .знамя Ленина— Сталина будет еще прекрасней и ярче гореть над всею родною землей.
Каких бы жертв, каких бы колоссальных усилий, какой бы титанической затраты сил это ни потребовало от нас, — мы сокрушим фа
шизм! ,

„ЗАШИТА ОТЕЧЕСТВА ЕСТЬ СВЯЩЕННЫЙ ДОЛГ КАЖДОГО ГРАЖДАНИНА СССР“.

Статья 133 Конституции СССР.

ДЕКЛАРАЦИЯ

Правительства Советского Союза и Правительства

Польской Республики о дружбе и взаимопомощи

В результате переговоров, происходивших в течение 3-го и 4-го декабря с. г. в Москве, между Председателем Совета Народных Комиссаров СССР тов. И. В. Сталиным и Народ
ным Комиссаром Иностранных Дел тов. В. М. Молотовым— с одной стороны, и Председателем Совета Министров Поль
ской Республики генералом г. Вл. Сикорским и Послом Польской Республики в СССР г. Ст. Кот—с другой сто
роны, 4-го декабря подписана Декларация Правительства Советского Союза и Правительства Польской Республики о дружбе и взаимопомощи.
Декларацию подписали: По уполномочию Правительства СССР тов. И. В. Сталин, а за Правительство Польской Республики г-н Вл. Сикорский.
При подписании декларации присутствовали со стороны СССР — т.т. В. М. Молотов, Г. М. Маленков и другие, а со стороны Польской Республики — Посол Польской Респуб
лики в СССР г-н Кот, генерал Андерс, генерал Шишко- Богуш, полковник Окулицкий и другие.
Ниже приводится текст декларации:

ДЕКЛАРАЦИЯ

Правительства Советского Союза и Правительства Польской Республики о дружбе и взаимной помощи

Правительство Советского Союза и Правительство Польской Республики, исполненные духом дружеского согласия и боевого сотрудничества, заявляют:
1. Немецко-гитлеровский империализм является злейшим врагом человечества, — с ним невозможен никакой компромисс.
Оба Государства, совместно с Великобританией и другими Союзниками при поддержке Соединенных Штатов Аме
рики будут вести войну до полной победы и окончательного уничтожения немецких захватчиков.
2. Осуществляя Договор, заключенный 30 июля 1941 года, оба Правительства окажут друг другу во время войны полную военную помощь, а войска Польской Республики,
расположенные на территории Советского Союза, будут вести войну с немецкими разбойниками рука об руку с советскими войсками.
В мирное время основой их взаимоотношений будут доброе соседское сотрудничество, дружба и обоюдное честное выполнение принятых на себя обязательств.
3. После победоносной войны и соответственного наказания гитлеровских преступников задачей Союзных Госу
дарств будет обеспечение прочного и справедливого мира. Это может быть достигнуто только новой организацией международных отношений, основанной на об’единении демократических стран в прочный союз. При создании такой организации решающим моментом должно быть уважение к международному праву, поддержанному коллек
тивной вооруженной силой всех Союзных Государств.
Только при этом условии может быть восстановлена Европа, разрушенная германскими варварами, и может быть создана гарантия, что катастрофа, вызванная гитлеровцами, никогда не повторится.
За Правительство
Польской Республики
Вл. СИКОРСКИЙ.
По уполномочию Правительства Советского Союза
И. СТАЛИН.

Обед у Председателя Совета Народных Комиссаров СССР тов. И. В. СТАЛИНА в честь

Председателя Совета Министров Польской Республики генерала Вл. Сикорского.

4 декабря е. г. Председатель Совета Народных Комиссаров ОООР тов. И. В. Сталин дал обед в Кремле в честь Председателя Совета Ми
нистров и Глаипокоиандующето Вооруженными Силами Польской Республики генерала Вл. Сикорского. -
На обеде присутствовали генерал Вл. Сикорский, Польский Посол г. Когг, генерал Андерс, генерал Шишко-Богуш и другие, сопровождаю
щие генерала Вл. Сикорского лица, а также т.т. В. М. Молотое, Л. П. Берия, Г. М. Маленков, А. И. Микоян, А. С. Щербаков,
Н. А. Вознесенский, Л. М. Каганович, адмирал Н. Г. Кузнецов, генерал А. М. Василевский, А. И. Шахурин, В. Г. Декаяозов, генерал П. Ф. Жигарев, генерал Я. Н. Федоренко и др.
Обед прошел в дружественной атмосфере.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 4 декабря

В течение 4 декабря наши войска вели бон о противником на всех фронтах.
За 3 декабря в воздушных боях сбито 5 немецких самолетов. Наши потери — 1 самолет.
За 4 декабря под Москвой сбит 21 немецкий самолет.
***
За 3 декабря нашей авиацией уничтожено 24 немецких танка, 2 бронемашины, 335 автомашин с вой
сками и грузами, 10 полевых орудий, 21 зенитная точка, 4 автоцистерны с горючим, 30 подвод с гру
зом, истреблено и рассеяно до полка вражеской пехоты и 100 всадников.
***
На одном из участков Западного фронта наши части разгромили вра
жескую колонну. Немцы потеряли свыше 1100 солдат и офицеров и 12 танков. Захвачено 40 пленных. На
этом же участке бойцы тов. Новикова истребили 300 фашистских солдат и офицеров. На другом участке Западного фронта бойцы тов. Маслен
никова за 3 дня боев уничтожили 8 немецких артиллерийских орудий, 11 минометов, 22 пулемета, 2 рации и истребили 3000 солдат и офицеров противника.
***
Наши части, действующие на одном из участков Юго-Западного фронта, за два дня боев уничтожили 15 немецких танков, 8 бронемашин, 40 автомашин и истребили 700 фашистских солдат и офицеров.
***
Пулеметный расчет сержанта М. С. Михеенко сбил за последнюю неделю боев 6 вражеских самолетов. Меткие пулеметчики-зенйгчики уничтожили два «Юнкерса-88», два «Дорнье-215», одйн «Мессершмитт-109» и один «Хеншель-126».
***
Партизанские отряды, действующие в оккупированных немцами
районах Калининской области, по далеко не полным данным, истреби
ли много сотен фашистских солдат и офицеров, взорвали 21 мост, в том числе 2 железнодорожных, 2 артил
лерийских склада, железнодорожный состав с боеприпасами, 13 автома
шин со снарядами, сожгли 2 склада с горючим, нефтебазу с 300 тонн бензина, уничтожили 4 склада, много автомашин и повозок с обмундированием и пустили под откос 3 же
лезнодорожных состава с войсками. Партизанское движение в Калинин
ской области с каждым днем растет и крепнет.
***
Во время разгрома под Ростовомна-Дону немецкой дивизии СС «Ви
кинг» нашими частями захвачено большое количество неотправленных писем солдат из полка «Нордланд». Письма говорят о том, что даже от
борные гитлеровские головорезы крайне изнурены и жаждут скорей
шего возвращения домой. Солдат Карл пишет домой:
«...Если бы нам удалось теперь выбраться из России, то для нас не было бы большей радости, потому что пребывание здесь это — самоу
бийство». Вилли Франц жалуется: «...В России очень холодно, все мы замерзаем. Наша дивизия находится здесь уже 16 дней. Все это время мы голодаем — нечего есть. Нам ни
чего не доставляют. Еще несколько слов о мучениях, которые причиня
ют нам вши. Мое тело покрылось ранами. Скорее бы домой». Солдат Келлер пишет: « ..У нас у всех одна мысль, один пароль — домой, в Гер
манию». Лейтенант Гетлих в своем письме родным признает, что он ошибся. Гетлих надеялся, что война скоро кончится, но сейчас он убе
дился, что «борьба будет очень
упорной и жестокой». Унтер-офицер Бойме в своем письме описывает один из многих фронтовых дней: «...Сегодня .у нас ад. Это продолжается уже три дня. Русские стреляют днем и ночью. Они отличают
ся невиданным упорством, каждую минуту мы ожидаем смерти».
К подписанию Декларации Правительства Советского Союза и Правя тельства Польской Республики о дружбе и взаимопомощи. На снимке: тов. И. В. Сталин подписывает Декларацию. Стоят (справа налево): тов. В. М. Молотов, генерал В. Сикорский, г. Кот, генерал Андерс, тов. Г. М. Маленков, с. Климковскин, тов. С. П. Козырев, г. Прушинский, тов. Н. В. Новиков, тов. И. И. Лаптев, полковник г. Окулицкий.
Фото М. КАЛАШНИКОВА («Правда»).

ДЕКАБРЯ 1941 Г.

ПЯТНИЦА № 287 (5418)
Цена 15 коп.