В действующей Красной Армии. Старший сержант Володичев приготовляет связку гранат для пора женил танков противника.
Фото Г. ЦИТРОН

ПУЛЕМЕТЧИКИ

‹‹...в огне отечественной войны куются и уже выковались новые советские бойцы
и командиры, летчики, артиллеристы, минометчики, танкисты, пехотинцы, моряки, которое завтра превратятся в грозу для немецкой армии».
(И. СТАЛИН).

П

РОСТЫЕ советские люди. Тока
ря, слесаря, шахтеры, инженеры, трактористы, животноводы, бух
галтера. По первому зову родины они сменили свои мирные профессии на грозную профессию пулемет
чика и яростно громят фашистскую нечисть, не жалея жизни во имя победы над врагом.
Немцы остервенело лезли на деревню П. Было их до двух баталь
онов. Защищала деревню одна наша рота. Ей придали пулеметный взвод лейтенанта Кабанова.
Удачным маневром лейтенант бросил свой взвод в тт„:л наступавших немцев. Короткая команда — и страшный огонь из всех пулеметов обрушился на врага. Редели ряды фашистов. До 150 трупов оставил откатившийся назад противник.
В этой дерзкой, умело проведенной операции не пострадал ни один расчет.
— Пусть знают советских пулеметчиков! — удовлетворенно говорит Николай Иванович Кабанов.
В районе В. роту Подобеда округлили фашисты. Храбро бились советские воины. Рота против целого батальона!
Свинцовым дождем поливал ненавистного врага Петр Зверьков. Но... пулеметчик остался один. Получен приказ об отходе.
— Не отдам врагу своего оружия, — твердо сказал боец.
Взвалил пулемет на плечи. Понес. Шел ночь и день. Вышел из окружения. Пулемет спас.
Вернулся Петр Зверьков. Поел.
Расчет ему пополнили. А тут приказ — наступать. И со взводом — Зверьков.
Пять раз ходили в эту ночь в атаку. И все время Пе’де Зверьков поддерживал наступавших бойцов.
Яростно разил смертельным огнем немецких оккупаитог
Еще недавно коммунист Геннадий Ефимович Шапиро был машинистом-холодилыциком. Работал по
стахановски. Его позвала родина, и он стал пулеметчиком.
Шел бой за пункт X. Пулемет Шапиро был послушен в искусных ру
ках советского воина — работал, как часы.
Безгранично веря в свое оружие, Шапиро подпускал врагов на близкое расстояние и спокойно, методично расстреливал их. Когда рассвело, груды немецких трупов лежа
ли в секторе обстрела пулемета Шапиро.

КОМСОМОЛКА АНЯ СИНИЛКИНА

В ДРУГОЕ время, пожалуй, понадобилось бы несколько ночей для размышления. Но в дни вой
ны от человека требуются быстрота решений и полное подчинение себя общему делу, интересам родины.
В памятный для нее день Аня, по обыкновению, забежала в меха
нический цех. На первый взгляд здесь было все в порядке. Ровно гудели станки, скрежетал и взвиз
гивал под резцом металл, мягко осыпалась блестящая стружка. Ком
сомольцы работали сосредоточенно, все увеличивая выработку.
В конце пролета, у самого окна, без действия стоял шлифовальный станок. Аня остановилась возле не
го. На этом станке работали двое раЛочих-шлифовалыциков. Оба они ушли добровольцами в действующую армию. И сейчас заменить их было некому.
— Не предусмотрели мы, товарищ секретарь, — с горечью оказал член
бюро комсомольской организации сменный мастер Нефедкин. — Надо срочно готовить людей, иначе сор
вем выполнение заказа. Понимаешь, что это значит? Не будь этой руки, сам бы стал за станок.
И он показал на свою руку, простреленную во время войны с белофиннами.
— А что если мне стать за этот станок? — спросила Аня.
Это решение, подготовленное общим ходом событий, показалось ей единственно правильным и возможным выходом. Правда, специ
альность шлифовальщика считалась здесь издавна трудной, «не женской». Но если надо?! Ведь женщи
не в СССР предоставляются равные права с мужчиной. Это записано в великой Сталинской Конституции.
Нефедкин серьезно, без улЦбки, выслушал ее горячую речь.
—~ Отлично. Сменщицу ты сама найдешь, подходящую по характеру. Тогда дело пойдет...
Аня медленпо провела рукой по
В бою под деревней Г. командир пулеметного отделения Александров быстрым броском выдвинул свой пулемет на опушку леса. Туда же подбиралась и группа немецких автоматчиков. Расчет мгновенно открыл огонь и уложил всех.
Скоро показалась вторая группа немцев. Метким огнем сняли и ее.
Всего расчет коммуниста Александрова уничтожил до взвода немецких автоматчиков.
В яростном ночном бою разрывом мины пулемет Александрова был выведен из строя. Смелый коман
дир схватил винтовку, собрал , вок
руг себя небольшую группу бойцов и ринулся в бой. И винтовкой, как раньше пулеметом, Александров беспощадно громил немецких дат.
ЗАКАЗ
ВЫПОЛНЕН
Хороший счет ведут пулеметчики
подразделения лейтенанта Лукьянова.
Батальонный комиссар
П. Михеев.
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.

ЗВЕРСТВА ГИТЛЕРОВСКИХ ЛЮДОЕДОВ

замерзшему станку и круто повернула к выходу.
Раздумывать нечего. Она не раз с завистью смотрела на тех, чьи руки создавали осязаемые вещи. Каждое движение проворных пальцев —это новый, бьющий наверняка «гостинец» оголтелому сброду.
— Будьте покойны: я заставлю
Комсомолка В. Оинявокая, недавно поступившая на Н-окий завод, вы
пускающий снаряды для фронта, быстро овладела специальностью токаря и дает продукцию отличного качества. На снимке: мастер
смены Н. В. Тумасов проверяет работу В. Синявской.
Фото Н. КУЛЕШОВА (ТАСС)
свои руки делать достаточное количество движений, — пробормотала про себя Аня, входя в комнату директора.
— Я прошу вас разрешить мне работать на шлифобальном станке,
— официальным тоном сказала она, чтобы оградить себя от возможных возражений.
Директор, подняв покрасневшие от бессонницы глаза, ласково переспросил:
— На шлифовальном? Очень хорошо. Это серьезное дело. Правильно ты решила, Аня, что берешь себе как секретарь комсомольской организации самый трудный участок.
Говорить было больше не о чем. Все вокруг работали вдвое скорее, чем прежде. Значит, надо действо
вать. Аня пошла в цех и позвала мастера.
— Готова? — спросил Нефедкин. — Можно начинать? — Да, готова.
И она знала, что готова напрячь все силы, ловкость, превзойти самое себя, чтобы получить право вместе с товарищами делать смертоносные для врага снаряды. Она, казалось,
всем существом своим слушала простые, ясные об’яснения молодого мастера, отлично знающего «секре
ты» управления станком. Рабочие
одобряюще поглядывали на первую девушку, по доброй воле взявшуюся за трудную работу, и делились с ней своим опытом.
К концу четвертого дня мастер показал Ане рапортичку. Девушка покраснела: против ее фамилии стояла цифра — 150.
— А теперь, товарищ .секретарь, нам требуются от вас две нормы, чтобы разгрузить конвейер.
— Но смогу ли я... — начала было Аня, потом взглянула на мастера, и оба рассмеялись.
И мастер, и ученица знали: с учебой кончено, дальше следует все возрастающее мастерство.
Было это совсем недавно. Но Ане кажется, что годами стоит она у своего послушного станка и «проглатывает» все, что дает конвейер.
Две—две с половиной нормы делает она за смену. Две нормы вы
полняет и ее сменщица — Зина Мартынова.
Но обе они стараются сделать еще больше; столько, сколько надо фронту.
Из окна ей видны яркоголубое, морозное с металлическим отблеском небо родной Москвы, темные вер
хушки елей. В такие звонкие дни хорошо было бегать на лыжах в лесу!
Русская зима похоронит в глубоких сугробах незванных, непрошенных разбойников, рвущихся к теплу наших домов, к нашему хлебу, к богатствам нашей страны, соз
данным свободным советским народом!
Аня отводит глаза от окна, быстро заправляет тяжелую деталь:
— Мы согреем вас, проклятые. Эта сталь хорошо сработана — жарко вам будет!
Л. Белецкая,

36 часов

У ПАРОВОЗА
Смена подходила к концу. Скоро 8 часов утра. Автогенщик Семин должен итти домой.
В это время в депо поставили на ремонт паровоз. Нужно было произ
вести электросварочные работы. Сварщик Семин пришел к мастеру и заявил:
— Остаюсь работать вторую смену.
В процессе ремонта обнаружились дополнительные работы. Семин скова остался. •
36 часов не выходил из цеха Семин. Он работал до тех пор, пока паровоз полностью не отремонтировали и не подали к поезду.
Немного отдохнув, Семин снова вышел на работу.
Ремонт танкеток.

Фото Л. ПЕТРОВА У ГОРНА И ВЕРСТАКА

ЛЮДИ ОДНОГО ЗАВОДА
Мотористка-двухсотница фабрики «Красный воин» К. Бахметьева шьет шапки - ушанки для бойцов Красной Армии.
Друзья обмениваются рукопожатиями и идут здороваться с бабушкой
Константиновной. Что с того, что ей 75 лет и работает она уборщицей? Когда начались бои на подступах к столице, Евдокия Константиновна Силина сказала: «Не отстану от других». И стала выполнять подсобные работы в цехе. Константиновна про
носит мимо нас ящик с изделиями, и все с уважением уступают ей дорогу.
— Хоть что-нибудь сделаю, а польза будет, время ведь какое... — говорит патриотка.
Евдокия Константиновна с пристрастием допрашивает стариков Антипенкова и Горичкина: как сработали, что дали сегодня? А ответить им есть что: триста процентов.
Раньше, бывало, говорили, что с прессовщицы многого не спро
сишь; отстучит положенную сотню деталей, рабочий день и кончен. Теперь Ксения Сныткина стала универсалом. Все она делает с одинаковым умением и успехом. Штам
пует шайбы — так вдвое больше, чем положено. Работает на болторезном станке, так в цехе будет хороший задел болтов.
Рядом работает Александра Бадеева. Муж ее — командир Красной Армии, сын погиб на фронте смертью героя. Она поклялась отомстить фашистам за сына. И с каж
дым днем грозная клятва матери воплощается в жизнь.
В цехе нет отстающих. Их не можеть быть, потому что малейшая задержка нарушила бы железный ритм стахановцев.
С безграничной любовью и преданностью работают сыны и дочери великой родины. Они знают, что победа близка и враг будет разбит.
М. Михайлов.

НАША КЛЯТВА

НА МАГИСТРАЛЯХ

ли наверх. Работа закипела. Но скоро опять послышался шум приближающихся немецких самолетов. Из
дали еще, увидав тех же людей на столбах, они начали оглушитель
ную пальбу. Все опять попрятались в канаву и приступили к работе, как только стихла пальба.
Эта бандитская «охота» фашистов за советскими рабочими продолжа
лась долго. Казалось, лопалась на части земля: Так сильны были
взрывы. Потом на самолетах, видимо, иссякли боеприпасы, и стервятники улетели.
Когда последний немецкий самолет проходил над столбом Старо
войтовых, Антон вдруг привстал, выпрямился и, показав стервятникам кукиш, крикнул:
— На, сволочь, выкуси!
...Связь была восстановлена и работала безотказно.
2. УПОРСТВО
ПОДАРКИ
ЗАЩИТНИКАМ РОДИНЫ
Колхозники Яккобагского района Узбекистана посылают в действующую армию- много посылок с подарка*! защитникам родины.
Уж отправлено на фронт 20 пт* перс , орехов, Ы*7 килограммов кишмиша. 313 килограммов сушеной м- ни. 40 килограммов меду, 132 кило
грамма сушеных яблок. 23 килопвкмг,в сушеных помидоров. 30 иилогримбв гранатов. 277 килограммов джизы, 3 35 килограммов рису. 40 центнеррчаных сушеных Фруктов.
Отправка посылок продолжается.
В связи с окончанием срочного заказа в Н-скнх мастерских Москвы состоялось общее собрание. Начальник мастерских тов. Макаревич под
вел итоги работы и сообщил, что 28 стахановцев, показавших образцы трудовой доблести, представлены к наркомовской награде.
Здесь же на собрании рабочие узнали о новом заказе, который поручен мастерским. Коллектив с под’е- мом встретил это сообщение и заявил, что будет трудиться еще более производительно.
Выполнение второго заказа идет полным ходом. Передовые люди ма
стерских котельщики тт. Краше
нинников. Якубовский и Рыжкевич д*ют ежедневно по три нормы.
Фото Л. ДСРЕНСКОГО
щадь. Не получив ответа на вопрос, где находятся коммунисты, фаши
сты на глазах у всех расстреляли уборщицу Дусю Юханову.
Командир партизанского отряда, действующего в тылу у противни
ка, сообщает, что в лесу восточнее деревни Т., Ленинградской области, лежит до 500 изуродованных тру
пов, главным образом стариков, женщин и детей. Трупы лежат в штабелях, многие привязаны к де
ревьям. У одного дерева привязан труп молодой девушки с отруб
ленными ногами и изуродованным телом.
Велик список ужасных злодеяний фашистских разбойников. Но не запугают гитлеровские людоеды со
ветских граждан, не сломят нашей воли к борьбе и победе. Растет и ширится гнев великого русского народа.
Час жестокой мести фашистским людоедам приближается. Двуногие звери будут стерты с лица земли.
Полковой комиссар
А. Попов.
История цивилизованного человечества яе знает таких диких, зверских издевательств и пыток, которые применяют фашистские людоеды к советским людям — гражда
нам временно оккупированных советских районов, пленным и ране
ным красноармейцам и командирам. Это даже не дикие звери, а беше
ные животные, обученные профессиональными убийцами — Гитлером, Гиммлером и их гнусными сообщниками — не простому грабежу и убийствам, а нечеловеческим из
девательствам, пыткам и насилиям над беззащитными людьми. Эти каннибалы XX века давно потеряли человеческий облик и уничтожили все международные правила ведения войны.
Недавно части Красной Армии в жестоких боях выбили фашистских захватчиков из города Малая Вишера и деревни Глутно. Оставшиеся в живых колхозники деревни Глутно рассказывали о диких зверствах фашистских людоедов.
Группа раненых красноармейцев попала в плен. Часть из них фашисты расстреляли на месте, 7 че
ловек были брошены в огонь, 5 человек заколоты штыками и кинжалами. У всех предварительно были сняты верхняя одежда и сапоги.
В районе деревни Малеево нашими частями обнаружены изуродо
ванные трупы красноармейцев Ф. И. Лапенко, С. Д. Сокова и Ф. С. Фильченко. Немцы выкололи у бойцов глаза, отрезали носы, перерезали горло.
В районе Никулино фашистские изуверы изрубили на куски раненых красноармейцев и командиров. У некоторых из них отрублены го
ловы. Фамилии убитых установить не удалось. * .
На Ухтинском направлении белофинны зверски замучили красноар
мейцев Сатаева и Гоебенкина Они были захвачены в плен ранеными. Белофинны выкололи им глаза, у Сатаева отрезали губы, искололи грудь, у Гребенкина отрезали ухо и пальцы на правой руке, перерезали горло и искололи грудь.
Фашистские звери хотят выместить свою злобу за колоссальные потерн и неудачи на фронте на беззащитных мирных жителях — стариках. женщинах и наших детях.
В городе Старый Бплтов фашисты учинили дикую расправу над мир
ным населением. Они сожгли 148 домов, вывели и расстреляли на площади большую группу муж
чин. Трем беременным женщинам фашистские изверги распороли животы. Один пьяный немецкий солдат выхватил из рук старика маленько
го ребенка, взял его за ноги и ударом о землю размозжил ребенку голову.
Одна из наших частей, выбит противника из села Захотное. у пи дела жуткую картину. На улица* лежали убитые и изуродованиъь тела крестьян, женщин и детей Немцы, уходя из села, расстрелял] все население.
После занятия села Кысокипч’ч немцы согнали населепие на пло

1. СМЕЛОСТЬ Ф

АШИСТСКИЕ самолеты бомбили
жилые кварталы маленького городка и придорожные села. Стервятники гонялись за группами жен
щин и детей, ствеляя по ним из пулеметов. А когда увидели на телеграфных столбах советских связистов, привязались и к ним.
Семь бомбардировщиков развернулись, чтобы разбомбить горсточ
ку бойцов техника Долгого. На столбах работали в это время братья Старовойтовы — Иван и Антон, верховые Большаков, Хуцевич и Шитько. Грозный рев снижающих
ся самолетов не испугал их. Они только крепче прижимались к стол
бам в секунды свиста падающих бомб и взрывов. И продолжали работать: надо было срочно Восста
новить связь, подвесить новые провода.
Фашисты пошли во второй заход. Развернулись, снизились и обру
шили на головы смельчаков второй бомбовый удар. От взрывов содрогнулась земля. Черные фоитаны зем
ли и дыма взметнулись вверх. Упал одни столб, вновь порвались тольКо-что соединенные провода.
Столб подняли. На него перешел с соседнего столба Антон Старовойтов. Все продолжали работать.
Хищники остервенели. Они раз вернулись снова и с оглушитель
ным треском всех своих пулеметов бросились в третий раз на отважных русских людей.
Связисты слезли со столбов и залегли в придорожной канаве. Иван не успел убрать сумку с инструментами. добротную кожаную сумку пробило в трех местах.
Стихли рев и грохот. Все вылез

Н

А одном подмосковном участке,
на важной магистрали, взрывом бомбы сорвало и- пробило осколка
ками кабельный ящик. Связь надо было восстановить немедленно. Отряд бойцов техника Дрозда прибыл на место повреждения, когда фашистский самолет еще кружил над дорогой и над окрестными рощами.
Дрозд подошел в поврежденному ящику и начал его осматривать. Затем прибыли с материалами бойцы и поступили к работе.
Самолет вернулся и начал кружить.* Фашисты недолго рассматривали маленькие фигурки людей, ко
пошившихся возле дороги. Первая фугасная бомба взорвалась недалеко. Бойцы легли, и воздушная волна прокатилась по их спинам.
Бомбардировщик улетел, но скоро вернулся и привел о собой еще два самолета. Крупные бомбы одна за другой с воем: упали возле до
роги. В тринадцати местах волной
были сорваны провода, повалено несколько столбов.
Отряд продолжал работать. Бойцы ложились, вставали, поднимали столбы, соедипялн и подвешивали провода.
Связь с фронтом нарушалась лишь на минуты взрывов. Связь действовала. Ее восстанавливал отряд Дрозда до вечера, когда, наконец фашистские самолеты улетели.
Это несгибаемое упорство советских связистов воздушные разбой
ники еще лучше узнали через день на соседнем участке.
Двое суток мерзавцы бомбили здесь магистральные линии, опрокидывая столбы и разрывая провода. И двое суток без сна и от
дыха шли по следам взрывов бойцы-связисты и упорно восстанавливали связь.
На них падали бомбы, — связисты ложились. Их обстреливали из пулеметов, — они прятались в канавы. И опять поднимались работать.
Воздушные бандиты словпо вступили с советскими рабочими в дья
вольский спор: кто—кого, у кого крепче нервы, больше упорства и выдержки. Иногда, разрушив несколько пролетов; фашисты удалялись. Они возвраТцалнсь в минуты, когда связистй все восстанавливали заново.
И опять негодяй бросали бомбы. Опять отряд поднимал столбы, восстанавливал разрушенное.
Невозмутимым, как всегда, был Дрозд. Спокойно работали бойцы Связь действовала.
3. МУЖЕСТВО
ЭТА бригада — Центральная, ава
рийная. Еще называют ее железной, стальной.‘Здесь собран цвет
линейно-технической службы лучшие мастера и техники. Никто в столице лучше их не знает слож
ного хозяйства связи — расположения кабельных колодцев, воздуш
ных линий. Удивительно просто разбираются в путанице проводов мастера аварийных работ Широков, Голубев, Петров, Васильев.
Темной ночью на одном участке упала бомба крупного калибра. На большом протяжении были порва
ны провода. И не успела, кажется, осесть пыль после взрыва, как на своих машинах-«молниях» примча
лась аварийная бригада. Действуя
в темноте, наощупь, бойцы дали, во-первых, полевую связь. А чуть рассвело, они спилили в соседней роще столбы, установили их и подвесили новые провода
Бомба упала возле одной из московских площадей. Под обломками
оказались и порванный кабель и хаос спутанных проводов. В темно
те мастера нашли обходные пути, а к утру разобрались во всех видах связи пострадавшего участка.
На подступах к городу пострадала линия во многих местах. В непроглядной темноте начали рабо
тать бойцы. Они ощупью находили столбы, поднимались на них и, так же не видя, ощупывали траверзы, изоляторы, соединяли обрывки, подвешивали новые провода. К утру связь была восстановлена.
Таких эпизодов много.
Но не только упорством побеждали связисты врага. Многие бой
цы, кроме ремонтных инструментов, имеют на вооружении автоматические ружья.
И было однажды так.
В крупном селении под Н. бойцы бригады устранили все повреждения, восстановили связь и двинулись дальше. Но скоро они узнали, что группа фашистов, просо
чившаяся в тыл, заняла в селении узел связи. Бойцы вернулись. Сме
лым налетом опи выбили фашистов и уничтожили всех до одного.
4. ЛЕЙТЕНАНТ

РЫЖИКОВ О

ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ встрече лей
тенанта Анатолия Рыжикова с большой группой немецких развед
чиков долго шумела по фронту 1 крылатая слава.
Под шквальным огнем врага подразделеиие лейтенанта установило телефонную связь между команд
ным пунктом и соединениями. Все шло отлично. И вдруг прервалась где-то на линии связь.
Лейтенант покинул укрытие. Он полз вдоль линии под гулом сна
рядов, под свистом авиабомб и пуль, среди оглушительных взрывов. Это был долгий и опасный путь. Но он привел к цели—к порванным проводам.
Быстро лейтенант начал исправлять повреждения. И в это время появилась группа вражеских разведчиков. Они шли уверенно, нагло и с усмешкой рассматривали лейтенанта.
Лейтенант вспыхнул. От злости захватило дух. Он привстал на од
но колено, развернулся и швырнул гранату. Взрыв опрокинул шестерых. Седьмой — высокий, рыжеу
сый фельдфебель — кинулся на Рыжикова со штыком, прикреплен
ным к автомату. Анатолий ловко выхватил из рук фельдфебеля ружье и с размаху всадил острый штык в грудь врага.
Он заколол штыком еще трех солдат. Остальные разбежались. Лейтенанта подмывало броситься в погоню. Но связь важнее. Он соеди
нил провода и вернулся на свой пост.
За боевые подвиги смелому войну-связисту присвоено звание Героя Советского Союза.
Ал. Озерский.
Работая маляром в арматурном цехе, последние три года я выполнял норму на 170—200 процентов. Это давало мне большое удовлетво
рение. Я знал, что каждый процент
продукции, которую мы даем сверх
плана, укрепляет могущество нашей родины.
Но вот немецко-фашистские банды напали на мою родину. Они сейчас иа подступах к Москве. Они
топчут своим кровавым сапоюмою землю. В эти грозные дни, решил я, мое место на фронте, в ря
дах Красной Армии Мне только пятьдесят первый год. Руки мои крепки. Я способен носить оружие. Не могу отставать от моих взрос
лых сыновей! Их у меня три, н все на фронте.
Старший сын Дмитрий работы
на нашем заводе. Сейчас он сражается на Западном фронте. Сергей, избравший военную службу своей специальностью, во главе своего бронетанкового батальона громит фашистов на Южном фронте. И, на
конец, младший сын Николай отстаивает нашу любимую столицу.
Дочки мои Лида и Клава работа
ли на постройке укреплений на подступах к Москве.
Как же мне. старому рабочему, в дни., когда весь народ взял оружие в руки, оставаться вне рядов нашей героической Красной Армии! Я си
рый солдат. Участвовал в вовне 1914—1918 ГОДОВ.
И вот около месяца назад я вновь взял в руки оружие. Служу в истребительном батальоне За это время обновил и пополнил свои военные знания, изучил новое вооружение, научился метко бросать бутыл
ки с горючей жидкостью, которыми, когда прикажут, буду разить ненецкие танки.
Вместе со мной готовятся к истреблению танков многие другие ра
бочие нашего завода — коммунисты и беспартийные: тт. Петров, Воледин, Селиванов, Серов. Николаев,
Фокин, Каргаев. Все мы на «отлипно» изучили боевую технику я с нетерпением ждем момента, кош
командование пошлет нас на фронт. — Биться с врагом до последней)
вздоха, до последней капли крови! — такую клятву даем мы, истребители танков.
И. Драгушин.
Мы приехали сюда, чтобы познакомиться с кузнецом Федоровым. Его горн и механический молот стяжали заслуженную славу. Евге
ний Петрович, не выпуская из рук клещей, поздоровался.
Накануне Федоров выполнил свои, уже традиционные, три нормы. Он рассказывает об этом, как. о рядовом событии:
— Сами понимаете, хвалиться особенно нечем...
Евгений Петрович знает, что многое еще в его власти. Наблюдая за ярким пламенем в горне, он ищет новых путей к дальнейшим успехам.
В кузнечно-слесарном цехе маленького завода много людей, похожих на Федорова — людей большого накала, твердо сказавших себе, Дто в эти дни горн, верстак и станок — их оружие. И они отлично \куг>т победу этим надежным оружием. Разве хорошо к быстро сделанный кузнецом Козловым инструмент — эта не меткая пуля, выпущенная по врагу?
— Где Козлов, где Федор Григорьевич? — спрашивает, вбегая в кузницу, запыхавшийся токарь.
Ему нужно срочно закалить резцы. А в этом деле нет мастера, рав
ного Козлову. Со всего заво-да несут ему кольца, штампы, резцы. Федор Григорьевич безотказно делает их, будь то днем или ночью, в его смену или в чужую.
Мудрость кузнечного производства, большая выдумка и изобрета
тельность — неоценимое богатство Козлова. Оно умножено во многократ патриотическим духом кадро
вого русского рабочего, который творит великие дела. И их нельзя измерить никакими процентами и нормами.
Задолго до рассвета приходят в цех старики Антипенков и Горичкии.