Наши задачи.

Москва, январь 1922 год.

Всеобщая Всероссийская халтура. Так можно определить сейчас положение в области искусства в Р. С. Ф. С. Р.
Все что принижало искусство, что ставило его в служилое положение и было сдавлено периодом революционной обо
роны, теперь снова сорвалось с цепи и несется закусив удила.
Театры, театрики, кабаре, кафе с музыкой, „концерты“ „вечера веселых настроений“, все это мутной волной зали
вает Р. С. Ф. С. Р. Используется все что заставляет обывателя, мещанина, ново
испеченного буржуа платить, а платить он склонен только за то, что ему нра
вится, а нравится ему лишь то, что дает ему возможность отдохнуть от его „тяж
ких“ трудов в водовороте Смоленского рынка и прочих злачных мест. Это с одной стороны, с другой — в этом про
цессе его удовлетворяет то, что вся эта халтура прямо и непосредственно бьет по революции, симпатий к которой он не питал и не питает.
Лагерь искусства этому нашествию буржуазной, вновь вылупившейся, саранчи не только не оказывает сопротивления, а наоборот поднимает паруса и несется в обгонку со стихией. Даже лучшее занимает позицию „пассивной обороны“.
При таких условиях задачи государства в области искусства несут в себе необы
чайную запутанность и сложность. В том, что борьба с растущей вакханалией не
обходима никто не сомневается, но формы, методы, способы борьбы недостаточно ясны для многих.
Борьба с всеобщей халтурой должна развиваться в двух направлениях. Вопервых, в той вакханалии, которая прет сейчас буквально со всех сторон, необ
ходимо твердое обуздание авторитетом рабоче - крестьянской власти слишком
рьяно использующих „новую экономи
ческую политику“ ради услаждения как нового, так и отдышавшегося буржуа.
За примерами ходить недалеко. За время с начала голода и по настоящее время богатая Москва дала для голодающих всего на всего 1 миллиард рублей. А сколько было дано вечеров „радостных настроений“, сколько получили маленькие и большие Борисовы за свои
выступления в „еврейском“, „веселом и прочих „жанрах ?
Но было бы глупо полагать, что это хотя бы на один градус оздоровило общую атмосферу искусства.
Его органические пороки этим излечены, устранены быть не могут.
Творчество нового искусства, развитие его по линии созвучия интересам революции, — эта задача была и остается основной.
И если в области обуздания зарвавшихся можно достигнуть быстрых ре
зультатов, то в области творческой успехи не могут быть выявлены быстро.
„Не скоком, не рывом, а тяжем“ — вот принцип разрешения второй задачи. Большая, углубленная длительная во времени, упорная и планомерная работа в постепенном, пусть долгом, нарастании ее результатов, даст нам то оздоровле
ние искусства, которое нам необходимо. На этом пути, несомненно тяжелом, будет много ошибок, уклонов, но это от
нюдь не должно останавливать нас в движении по этому пути.
Но существенно важно установить в каком направлении лежат этапы этого пути.
Здесь также намечаются две линии: первая — перевоспитание современного, т.-е. старого проф-актера, обработка его психологии, мировоззрения в коммунистическом духе и второе — выявление новых молодых творческих сил.
В первом случае больших успехов ожидать не приходится. Одни из старых по
лагают и будут полагать, что под радугу революции „не пригоже де мне нагибатися“ и несут свои изряднехонько по
трепанные знамена с гордостью на челе. Другие просто не воспримут нового, как не воспримет телеграфный столб оспенной прививки и предпочтут продаваться оптом и в розницу. И лишь незначитель
ная часть, искрене жаждущая нового в искусстве, с болью в душе переживающая его скольжение по наклонной пло
скости будет в жестокой борьбе со своей корпорацией редкими, твердыми ударами пробивать новые пути.
Максимум внимания необходимо обратить на поддержку и развитие молодых
творческих сил, идущих из самой массы, недостатка в этих силах не будет.
Оформить движение низов к культуре указать им правильные пути и методы творческой работы, притти к ним на по
мощь глубоко и серьезно поставленной в центре опытной работой, на ряду с
этим стремиться к общему подъему куль
турного уровня рвущегося к творчеству молодого поколения, эти задачи надо по
ставить во главу угла, В этой силе, в развитии ее творческой самодеятельности, освовы нашего будущего.
Вместе с тем коренным образом необходимо поставить на серьезное деловое,
научное обсуждение вопросы искусства, борьбу направлений в нем и наше отно
шение к ним. В этой области есть много недомыслия, недоговоренности, и порою, взаимного непонимания. Но только так, чтобы это не было „дискуссией“ напо
добие уже виденных и слышанных нами. За последнее время накопилось доста
точно конкретного материала, достойного серьезной научной критической оценки. А только это, мы полагаем, поможет нам прояснить горизонты искусства в дан
ный момент и уловить пути его дальнейшего движения. Нужно твердо усвоить, что мы переходим сейчас в полосу ме
тодической работы, без блестящих успехов в ближайший момент, к работе чер
новой, органической, внешне быть может не видной, но глубоко нужной и плодо
творной. От поверхностной полемики к научному анализу, от „быстротекущих“ дел — к упорной рассчитанной планомер
ной работе, от бивуачной постановки вопросов к оседлому, твердому их становлению.
Таким путем облегчится в значительной мере удовлетворение пропагандист
ских и агитационных нужд государства, ибо работа, рассчитанная ва 150.000 обо
ротов в минуту, научила нас тому, что при этой быстроте оборотов результаты получаются весьма слабые Нужно, чтобы этот опыт не пропал даром.
Мы полагаем, что наш журнал, поставив себе эти задачи, привлечет к себе всех тех, кто хочет подойти со всей серьезностью, без излишней страстности к ряду больных и острых вопросов искус
ства. И если нам, хотя бы в некоторой доле, удастся решить нашу задачу именно так, то цель журнала будет оправдана.