Новая экономическая политика и театр.

Только в мае состоялся IV Всероссийский Съезд Профсоюзов, вынесший суровую резолюцию, которой профработники искусства и просвещения предосте
регались против всякого намека на частный почин в сфере интеллектуаль
ного производства; лозунг безусловной и безоговорочной национализации худо
жественных. научных и просветительных учреждений был провозглашен с предель
ной решительностью. Его вполне усвоила и провела очередная московская губконференция Всерабиса, Под этим знаком началась работа и Всерабиса и Наркомпроса по составлению декрета о новой организации зрелищного дела в Респуб
лике. И вот теперь в январе — пересмотр театральных планов, идущих по всей линии на местах и в центре, во многих
ведомствах и учреждениях, не поспевает за переломом театральной действительности, который у всех нас ва глазах.
В грубых и общих чертах дело обстоит так: национализация театральных предприятий фактически упразднена, но остается в силе национализация теа
трального имущества. Фактически же сводится на нет национализация театраль
ных работников, их учет, распределение и тарификация. Театры из способов про
свещения, агитации и пропаганды в своей массе обращаются в источники дохода.
М сто государственной власти занимает скрытый или явный антрепренер. Рабо
чую и красноармейскую публику сменяет мещанская и буржуазная. Такова общая и грубая картина, таковы тенденции развития современного положения театра.
Картина скорбная и тревожная, хотя и обусловленная великими экономическими мотивами. Эта скорбность и тревож
ность исходит из того, что новая экономическая политика проводится для укрепления советского строя и для раз
вития коммунистического строительства; театр в переживаемую эпоху должен служить той же цели и в частности ослаблять те последствия новой эконо
мической политики, которые мешают этой общей цели.
К таким относится прежде всего новое „социальное бытие“ — рост мещанских и буржуазных общественных элементов — концессионеров, арендаторов, кустарей, ремесленников, торговцев и т. п. Одно
временно растет та же стихия и в идеологической плоскости. Отсюда необ
ходимый тактический вывод — усиление коммунистического просвещения, про
паганды и агитации всеми способами;
среди них мощнейшим и по своей доступности массам и по силе своей впечатляемости является театр. Мещан
ская и буржуазная стихия, естественно, не ограничивается средою соответствую
щих социальных групп; она склонна захлестнуть и пролетарские и красноармейские массы. Тем значительнее
функция аппарата театрального воздействия в первую очередь на эти массы и — во вторую на мелкобуржуазные в городе и деревне, ибо без крестьянства, „советски“ настроенного и действующего, наша революция не увенчается успехом.
Что же конкретно должен был представить из себя этот аппарат театрального воздействия?
Прежде всего, центральные лаборатории нового нам нужного театра, лабо
ратории, в которых куется новый репер
туар, новый актер, новые постановщики, новые театральные формы, в которых создаются новые приемы театрального просвещения, агитации и пропаганды.
Далее необходимы театры, проводящие из центра в периферию все результаты этой лабораторной работы и укрепляющие на местах это новое искусство. Таковы центральные передвижные труппы, губервские постоянные и передвижные театры.
Естественно, и театральная политика должна подчиниться общему правилу—· огосударствления малочисленных удар
ных предприятий в полной аналогии с материальным производством. Но эта малочисленность не должна была итти дальше, чем до одного постоянного и одного передвижного театра на губернию.
Что нужно для разрешения этой задачи?
Прежде всего обеспечение этой сотни предприятий необходимыми денежными и материальными средствами, поступаю
щими из центра. Без такого условия Республика рискует лишиться единой театральной политики. Кто не даст средств, тому трудно управлять. При переходе от национализации к муниципализации у Тео Главполитпросвета осла
бится связь центральных лабораторий с местными крепостями коммунистиче
ского искусства и местные театральные органы могут пойти в сторону наименьшего сопротивления — обращения театров в безубыточные или доходные пред
приятия путем их приспособления к запросам имущей публики.
Второе условие — обеспечение таких театров живыми силами. Иначе говоря, их работники должны быть исключительно хорошо обеспечены в материаль
ной и денежной форме, а оплата труда работников в частных предприятиях поставлена в определенные рамки, так как иначе гостеатры обезлюдеют вопреки всяким учетам и распределениям.
Третье, что необходимо, это обеспечение экономической доступности такого театра тем массам, на которые он должен воздействовать посредством либо перенесения оплаты посещения с индивиду
альных „потребителей “ на их учреждения и организации, либо обеспечения опре
деленного количества бесплатных мест (таковыми мы признаем и места в 1000 р.);
желательнее первый способ. Напомним, что основной принцип советской нало
говой системы — полностью переложить налоги на плечи имущих социальных групп с тем, чтобы при этой системе совершенно не страдали интересы пролетарских и красноармейских масс.
Лишнее подчеркивать, что весь этот план должен обнять не только русский, но и нацменовский театр, ибо, если в Российской федерации из 140 миллио
нов населения только 75 миллионов русских, то ограничение театрального строительства одним русским искусством суть политика половинная или, вернее, никакая.
То же соображение относится и к самодеятельному театру. Не следует играть словом „самодеятельность“, так как оно вовсе не означает ни возмож
ности существования такого театра соб
ственными средствами, ни желательности оставить его без всякого идеологического влияния со стороны коммунистической власти. Это дешевый театр, которому нужны две вещи — материальное снабже
ние и инструкторская помощь; обе вещи для ограниченного числа ударных ячеек должно дать государство, ибо иначе и здесь мещанская стихия захлестнет весьма к этому склонные очаги самодеятельного театра. Этот план не осуществился, но и сокращенный и изменен
ный план дает известную возможность не считать его погибшим. Однако опасности следует смотреть в глаза прямо. Безо
глядное проведение на местах новой экономической политики в театральной области приведет нас к лицезрению трех ликов, пока еще не раскрывшихся в полном блеске, но уже заметных. Эти лики — халтура, порнография и контрреволюция.
На Тео Главполитпросвета выпадает задача трудности чрезвычайной: оно не сможет ее разрешить при том количестве театральных учреждений, работников и средств, которые остались в рас
поряжении Главполитпросвета, если местные театральные органы не проникну
ты всей ответственностью исторического момента. За Тео остается лишь общее руководство театральным делом: местные политпросветы в контакте с губиспросами, губпролеткультами и губпрофсове
тами должны, отказавшись от взглядов на театр, как на дойную корову, изы
скав местные источники содержания театров и не увлекаясь их сдачей в арен
ду, упорно проводить в советских театрах политику революционного искусства и зорко наблюдать за частными театрами, чтобы они не обратились в идеологические крепости враждебного нам фронта.