до тех пор, пока твердо не установятся новые производственные отношения, все попытки создать новые формы пролетар
ского искусства будут давать только упадочных выкидышей буржуазного искусства.
3) Что наиболее „левые и „революционные течения буржуазного искусства
есть наиболее упадочные и наиболее выродившиеся его формы и потому ни
коим образом не могут признаваться за действительно революционное и пролетарское искусство.
4) Что для революционного правительства, производящего общественный пере
ворот, важно не произвести революцию в искусстве (что невозможно), а обратить искусство на службу революции, исполь
зовать его в его наиболее обще-принятых и попятных для народа формах для распространения революционных идей и подъема революционного энтузиазма.
5) Что искусство в его наиболее доступных и понятных для народа формах (в тех самых формах, которые высшему культурному слою кажутся шаблонными и устаревшими) является могучим просветительным фактором даже и без агита
ционного содержания. Искусство же в недоступных и непонятных пароду формах таким фактом не является.
Эти положения вполне ясно определяют задачи работы пролетарского государства в области искусства.
И эти задачи могут быть формулированы в двух чрезвычайно коротких основных положениях:
1) Поиски не форм, но содержания.
2) Работа не в глубину, но в ширину самыми простейшими методами. Или
иначе говоря, наиболее широкое использование искусства, как фактора агитационного и фактора просветительного в наи
более общедоступных и общепонятных для народных масс формах — основная задача пролетарского государства в области искусства.
Этой формулой отметаются все октябри в искусстве, все попытки создания нового пролетарского искусства и искусству отводится чисто служебная роль.
По иной роли, как уже было указано и как уже было доказано нашим четырехлетним опытом, искусство в революционную эпоху играть и не может. Настоя
щая формулировка задач пролетарского государства в области искусства не от
метает работы пролеткульта, она только предлагает пролеткульту сознательно и с открытыми глазами заняться тем, чем он фактически до сих пор и занимал
ся: выуживанием из масс талантливых людей с чисто пролетарским мироощущением и выработкой у них строго пролетарского миросозерцания.
Не отметает эта формулировка и задач государства в области сохранения ста
рого искусства, наоборот, подчеркивая невозможность немедленного создания нового искусства, она заставляет более бережно относиться к существующему.
Но на первый план эта формулировка выдвигает то, что до сих пор у нас стояло на последнем: а именно широкую популяризацию искусства в массах.
Вместо революции в искусстве она отводит более значительную роль искус
ству в революции и выдвигает вперед искусство, как просветителя, агитатора и запечатлителя революции.
Детализируя эту формулу, мы можем поставить для различных родов искусства следующие задачи;
а) с о стороны агитационной;
Для театра и музыки — прежде всего создание революционного героического репертуара, способного зажигать энтузиазм в массах.
Для изобразительных искусств — запечатление наиболее ярких моментов ре
волюции, точно также преследующее цель поддержки энтузиазма.
Для литературы — популяризация в живых образах идей и событий революции.
б) Со стороны просветительной:
Популяризация искусства в наиболее простых, понятных и доступных народу формах, имеющая целью воспитание хотя бы самого примитивного художестенного вкуса, но в наиболее широких массах.
Важным и заслуживающим государственной поддержки должно быть при
знано только то в искусстве, что имеет широкое распространение.
И с этой точки зрения содержание десятков маленьких театриков в рабочих районах, немудряще, шаблонно ставящих пьесы революционно-героического репертуара или содержание сотен передвиж
ных театров Петрушки , развозящих по деревням самую первобытную сценическую агитацию, должно быть признано гораздо более важным, нежели содержа
ние одного самого лучшего показатель
ного театра, занимающегося самыми серьезными исканиями новых путей.
Содержание сотен бродячих певцов, музыкантов, шарманщиков и гармони
стов, разносящих в самые глухие углы песни революции , должно быть призна

Еще о левом искусстве.

Тов. Арватов делит все современные художественные направления на три группы [*)].
Первая — реализм, определяемый им как искусство, считающее своей задачей „от
ражать жизнь так, как мы ее понимаем и чувствуем, в объективных, так называемых, жизненно-правдивых формах . Реализм он подразделяет на следующие четыре вида — эмоциональный (романтизм, бытовой (натурализм), эпический (или типологический) и реализм ощущений (импрессионизм).
[*)] Ответ на статью т. Арватова „Левое искусство и пролетариат , помещенную и № 1 „Вестника Ис
кусств . Ред.
Вторая группа - эстетизм; по формуле т. Арватова, это направление ставит своей задачей „облечь тот иди иной материал в общую законченную форму, которая является овеществлением, так называемой, красоты. Эстетизм принимает одну из трех форм: пассеизм (воз
врат к старым художественным формам), модернизм (утонченная и изощренная стилизация этих старых форм) и символизм (трактовка абстрактного и эмоци
ального художественного образа, как средства метафизического познания).
Третья группа аналитизм, который разветвляется на конструктивизм, занимающийся объективными техническими построениями , и экспрессионизм,
но более важным, нежели содержание самого лучшего симфонического оркестра.
Распространение художественных литографий, плакатов и лубков, запечатлевающих в умах обитателей самых глу
хих деревень великие события революции, и ее завоевания, должно быть при
знано более важным, нежели создание самого монументального памятника.
Издание агитационных стихов, сказок и популярное издание наших литератур
ных классиков должно быть признано более важным нежели издание произ
ведений самого изысканного революционного творчества, недоступного массам.
Работа в ширину, в ширину и еще раз в ширину.
И работа в простейших, примитивнейших, доступнейших формах.
Распространение только того, что может быть воспринято.
Поменьше российского размаха со стремлением непременно сразу же достать луну с неба, не построив даже трех
аршинных подмостков. И побольше пра
ктичности, побольше сознания того, что Россия Москвой не исчерпывается, и
что за Москвой лежат тысячеверстные бездорожные пространства, обитатели которых сейчас, в эпоху социальной революции живут еще теми же самыми вкусами и понятиями, которыми они
жили и при Иване Грозном. Поменьше работы для себя, для собственного само
услаждения, и побольше работы для широких народных масс.
Искусством укреплять революцию и проводить культуру в наиболее широкие массы
главная задача пролетарского государства в области искусства. И на этой задаче только и надо сосредоточиться.
Революционное государство в революционную эпоху может ставить своей
задачей только то, что служит на пользу революции.
А Скачко.