О чистом и нечистом... в пропаганде.

„В ширину, и еще раз в ширину ! — Лево, лево, держи лево, левей! —
— Вороти к старым мастерам, гляди вправо! —
Пропагандист может помочь тому и другому взамен за обратную услугу. Проще. Что даст политической пропаган
де художник? Только ли выполнение за
казов полит-просвета (ежели таковые, конечно, имеются) или еще что то? За
казы заказами, и выполнены они долж
ны быть прежде всего мастерски и в точном соответствии с духом, целью за
каза. Но сверх того художник дает нечто большее, если он, дарит обществу подлинное выражение своих художественных, чисто художественных исканий.
Эти искания как раз попадут в точку, не отстанут от времени, если будут глу
боки по заданиям. Какая общественная группа их примет — вопрос другой, но какая-то примет — неизбежно. Так
в чем же дело? Все остается по-старому? Анархия? Где же революция октября? Эх, товарищи, октябрь нами пропаган
дистами подготовлялся многие годы, вы о нем и не знали ничего, а тут сразу хотите „вдарить в середку .
Давайте-ка лучше займемся взаимообучением, на практике, разумеется. Мы вас подготовим к пониманию революции, вы нас — к пониманию искусства.
Пропагандист главполитпросвета и не только „глав , а всякого „просвета , даже и не „полит — учитывает: а) классовую группировку момента, то, что, на
зывается соотношение сил в классовой борьбе, b) момент подъема и спада на
пряженности этой борьбы, в) особенности борьбы на фундаменте экономической базы. Учитывая эти обстоятельства порознь и в целом, он бьет на то, что всего сильнее и ярче в сознании пропаган
дируемых масс в данный момент, и на то ядро в этих массах, которое наиболее жизнеспособно, творчески активно.
Наша задача общественников раскрыть перед вами завесу, скрывающую от глаз диллетантов общественности,
задворки, закулисную сторону жизни масс, вскрыть их нутро, обнаружить воочию действенные процессы в них. Ваша художественная задача — раскрыть перед нами тайны вашего мастерства, научить нас понимать технику вашего производства.
Вы это и делаете, по уж очень бессистемно и как-то лихорадочно. Давайте сговариваться на специфической платформе работы главполитпросвета.
Условия политпросвет, работы сейчас: крестьянско-мещанская масса на аван
сцене, рабочие и „честные интеллигенты замыкаются в своих кругах или неза
метно растворяются в мещанской стихии. Спекуляция всех сортов прыгает перед глазами, теребит сознание, раздражает и мутит как рабочих, так и интеллигентов пролетарского типа. Но спекуляция
недолговечна, тяга к строительству сильна и в мещанстве.
Только крестьянин и мещанин гнут на старое, привычное, кустарное, надо
подтолкнуть их на скорейшее соединение в артели, тресты, кооперации и пр. Ме
щанин боится политики, а сейчас после спада революц. волны и особенно. Надо
суметь убедить его, что в политике, общественной работе его собственное спасение. Не на пафос революционный приходится бить пропагандисту, а на инстинкт бытового благоустройства.
Но при чем же здесь искусство?
А очень при чем? Какие пьесы, какие картины, какие литературные формы, будут толкать на этот путь?
Об этом подробно в другой раз, а пока одно несомненно: крестьянская и ме
щанская массса сознает себя трудовым элементом, на другой образец, чем рабочие, но всегда трудовая и, как таковая, ценит прежде всего результат труда, уменья. Мастерство прельщает ее во всяких формах.
Поэтому необходимо завоевать ее симпатии, дать образцы мастерства подтипного, развить ее вкус — выучить ее разбираться в технике мастерства.
В этом случае и для пропагандистов, и для массы любая статья на конкретную тему о качествах работы той или другой школы или мастера ху
дожника ценнее всяких домыслов на общие „вопросы о культуре и искусстве и тем более ценнее всяких попыток при
тянуть за волосы Маркса (а шевелюра у него богатая) к спорам о конструкти
визме, имажинизме, футуризме и т. д, и Т. д.
Итак - общественник должен дать: а) анализ современной общественности в деталях и красках, б) указать метод воз
действия на массы с) наметить общую планировку просветительной работы на конкретном материале массовых по
требностей и художественных возможностей. Художник — углублять свои специ
альные художественные задачи, считаясь с данными общественное т и, как с фактом, с неизбежностью, не как с заказом только.
Три тома „Капитала и все наследие Маркса — багаж пропагандиста. Теория и практика лучших представителей искусства — багаж художника. Обменяемся сокровищами багажа, не нарушая компе
тенции друг друга, и займемся общим делом на конкретном поле работы Вехи на этом поле установлены и для вас и
для нас. Все дело в органическом синтезе художественных и обществен
ных сил. Механическое „учрежденское
сочетание их не годится (опыт маскомдрамы достаточно убедителен). Но как
Так дергают и теребят Наркомпрос художники и художествующие, а тощая лошаденка Наркомпросовского воза только растерянно топчется на месте, или
начнет тужиться и пи с места. „Корма нынче плохие .
Но не о порядках управления искусством хочется говорить мне, старому пропагандисту, на страницах органа по
литпросвета. Хочется поделиться теми, мыслями, которые частично и высказывались, но в целом не были формули
рованы нашим братом — общественно-политическим работником.
Работники искусства — ведь хлопочут о том, чтобы удержаться на уровне
запросов современности. И из кожи вон лезут, убеждая друг друга и публику на диспутах и печатно в преимуществе раз
ных измовиистов. И тем не менее ни публика не убеждается, ни согласия между истами не получается (история старая, как мир).
Позвольте, товарищи художники, прежде всего просить вас убеждать нас пуб
лику качеством вашей работы, а потом уже словесными доказательствами. А потом... потом побольше правды и искренности в вашем собственном деле.
Хотите удержаться на гребне общественной волны и держитесь за пустую революционную фразу. Но пустота — не опора. Наша опора — ваше ремесло, и зачем вы неумело беретесь за наше.
Что убеждает сильнее на эстраде?
Зрительный или словесный образ? Жест или фраза? Но всяком случае шан
танный жест убьет революционную фразу, ибо он понятен, нагляден, прост. Зачем же сочетать такой жест с октябрем? Или — работайте себе над досками и рельефами без красок и с красками, по при чем тут будущая коммунистическая культура? Одно убивает другое, будучи поставлено рядом.
Договоримся. Хотите быть на гребне общественности, ищите точных данных, точного выяснения требований этой об
щественности. В этом мы, пропагандисты, вам поможем. Настоящий пропагандист, мастер своего дела, должен знать за
коны развития массового сознания и уметь учитывать обстановку массовой жизни.
Художник ищет ориентации на массу, и потому часто гибнет, что не умеет учитывать ее психологию и идеологию.
Не помогает ему в этом и искусствовед, ибо искусствовед — диллетант в деле учета массовых явлений и специалист в ана
лизе и синтезе художественных форм — взятых „an und far sich“.