начать этот синтез? Он, конечно, уже начался стихийно — надо расчистить ему русло. И прежде всего отделить чистое от нечистого, подделку под искусство
от подлинного искусства, граммофонную пропаганду от вдумчивой, мастерской пропаганды доброго старого времени.
И здесь назад? К старым мастерам? Да, если хотите, только в очень и очень новой форме.
Сейчас мы имеем возможность, открытой планировки всей общественно просветительной работы на платформе ком
мунизма, старые мастера этой возможности не имели. Потому не могли и воспользоваться опытом искусств.
Какие вехи общего плана работ? Надо развить в художественном и политиче
ском направлении, путем связи искусства с политикой и методом, годным только для данной массы: а) крестьян (а у них свои расслоения), b) красноармейцев (ко
мандиров, также как и рядовых разным методом, по с общей конечной целью),
c) городских мещан (их расслоение так очевидно и так стихийно ориентируются на него разные художественные группы)
d) рабочих индустриальных, е) пролетар
скую интеллигенцию (коммунисты — пропагандисты в том числе), f) интеллиген
цию высшей квалификации (профессора и академики даже и общественно гуманитарных наук „не в курсе художественного производства), g) советских служа
щих (тех, что осоветились за совесть и тех, что работают страха ради иудейска).
По веем этим пунктам пусть выскажется честная политическая мысль пропагандиста, выскажется до конца, до точки, и пусть художники, приглушаясь к ней, ответят за себя, что могут и хо
тят они сделать для каждой социальной труппы.
Приходится подходить к бытовому мироощущению каждой социальной группы. Вскрыто ли оно сейчас до кон
ца? Нет. Кто виноват? И художник, и пропагандист. И тем и другим недосуг — гонятся за общими лозунгами момента.
Попробуем начать эту черновую работу — анатомируем общественный организм. И в этой анатомии интуиция художника — большое подспорье общественнику.
К синтезу лечению болезней подойдем после, будем говорить и о естественном и о насильственном методе оздоро
вления, когда локализируем заболевание и определим причины расстройства организма.
Одним словом, не спеша, методически, в плане, но и не медля, не в академическом темпе.
Политпросвет, работа — синтез злобы для с вековым опытом Пропагандист и художник оба здесь на месте.
О методах их контактной работы — в другой раз.
Е. Херсонская.
„Уриэль Акоста“.
Уриель — арт. Михоэльс.
Костюмы и зарисовка И. Альтмана.

Государственный Еврейский

Камерный театр.

Государственный Еврейский Камерный театр.

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ В ИСКУССТВЕ.

Диспут, возникший в Ассоциации деятелей революционного искусства по этому, быть может, основному и, во вся
ком случае, узловому вопросу эстетики, явил картину занимательную.
Докладчик О. Блюм, не чуждый марксистской позиции, допустил смешение понятий, непростительное человеку, чья мысль отточена близостью к этому изумительному методу мышления.
Оппоненты — „левые художники, в своих попытках определить отношение формы и содержания, запутались безнадежно.
Основная ошибка докладчика состояла в крайнем упрощении элементов искус
ства, которые сводились к двум — форме и содержанию, и к еще боль нему у про
щению их связи: форма определяется содержанием.
Дальнейшими его ошибками было отожествление формы и техники и обобще
ние попятил содержания, как выражения отношения данного общества к себе самому и к миру.
И чем состоит процесс искусства? Кстати сказать, это есть процесс, а не явление; вот почему совершенно метафи
зично расчленять его на форму и содержание.
Основная задача художника идеологически-организационная, т.-е. относится к третьему пласту обществен
Уриэль Акоста .
Юдифь — арт. Ротбаум.
Костюмы и зарисовка Н. Альтмана.
пых процессов. Если техника есть организация вещей, если экономика есть организация людей, то идеология есть ор
ганизация сознания (искусства, науки, общественных норм). Если наука организует его по преимуществу в плане интеллектуальном, если общественные нормы делают это, главным образом, в плане волевом, то сфера организационного влияния искусства — эмоция.
Итак, художник — организатор эмоций. Чьих? Своих и тех, кто воспринимает созданное им произведение искусства.
Как пролегает путь от возникшей у художника идеологически организаци
онной задачи до ее полного завершения в виде организации эмоций у восприни
мающих? Прежде всего чрез материал. Чем бы он ни был - звуком, словом, цветом, формой, человеком.
Отсюда вытекает подсобная, но всегда сущая задача технически-организационная: сорганизовать материал —
звуки в мелодию, слово в речь, цветам формы в картину, статую, здание, человеческое существо-в действие.
Иногда сюда присоединяется еще боже подсобная задача — экономически-организациояная: сорганизовать людей — строителей здания, оркестр, хор, труппу.
Этот сложный процесс обработки материала руководится сложными же за