академизмом единства point de vue (театральные „единства мы похерили, а живописные — боимся) Капитан этот уверенно ведет корабль „левых .
Для характеристики свободы, с которой крестьянин-художник ищет „левого реа
лизма, показателен гармонист на санях с донца прялки северо-двинской области (рис. 3).
Гармоника заменила ему торс. Пальцы слиты с клавиатурой в гребенкообразные фи
гуры. Фигура в фас, сани в профиль. (Ухарькучер тоже в фас.) Растянул гармошку и играет, никаких сомнений. Трактовка лиц с нижними веками, у губ (гармонист) и одним штрихом с тремя точками (кучер) — реалистична а „лева . Знаменитый „сдвиг налицо.
Уменье трактовать физиономию и передавать мимику простейшими средствами от
лично видно на испорченном, к сожалению,
рисунке (на ткацком станке) шестипалой сирены. Один глаз у нее стерся, но смелая линия бровей и носа, зазывающий уцелевший глаз и сладострастная улыбка пре
красно изображают обольстительницу. При профильной фигуре лицо и плавник (второй плавник стерся) даны опять в фас. Шестой палец на плавнике и открытая ладонь, „держащая водоросль (?) — все это идет в актив „левым (рис. 4).
Особенно любопытны те случаи, когда, как на прялке (рис. 5) форма рисунка дикто
валась формой предмета. Плоскость изломан
ного треугольника дает художнику блеснуть в изображении коня (аналогичном рис.1)
богатой гривой вдоль всей спины. Техника инструментов, делающих круглую ямку и дуговой штрих, самая скудость средств поль
зуется им для высших достижений В КОМПО ЗИЦИИ.
Покажем еще изразец (рис. 6), где трактовка голов воинов (в профиль) не уступит кругу с крестом на месте головы возницы (рис. 1). Нос, губы (выпяченные) глаз и ухо даны в неприемлемой для академика форме, но вполне понятной для реалиста, чуждого академических предрассудков, и строго со
Рис. 2.
ответствующей всему характеру композиции и материалу (глина), на котором она дана.
Эти шесть рисунков — одна многотысячная часть сокровищ, показанных та выставке исторического музея.
Необходимо всестороннее и планомерное изучение этих материалов. Такую же помощь, Как и „левым , крестьянское искусство ока
жет и „правым , не говоря уже об учениках, но осознавших своею „направления . В жгучие споры между „правыми и „левыми ,
которые загарелись вокруг выставки передвижников и по поводу разакадемизации футу
ризма, крестьянское творчество внесет здоровую струю. Академизм оно бомбардирует достаточно энергично, но и „левым показы
вает дорогу от исканий к достижениям. Паучная база искусства — изучение материала и первенство ритма и композиции во всех задачах художника, за признание которой „левым приходится вести борьбу, — уже пред
восхищена крестьянскими художниками. Они но мыслят творчества вне ее. Требование „левых признать живописный футуризм —
реализмом, которое доминирует во всех их выступлениях, тоже один из благодатных фактов крестьянской выставки. „Перспекти
ва ими давно побеждена, и давно найдены другие методы показывания мира трех измерений — в двух измерниях. Отсутствие цветной иллюстрации не дает возможности гово
рить здесь о колорите, разбелке, графике на цвету, — но обзор выставки дает и по этим вопросам тот же результат: многое, за
что борются, уже найдено. Пряничные доски и коновальские бляхи дают базу не только
Коненкову и Меркулову, но и дальнейшим, пока только мыслимым искателям в скульп
туре деревянной, каменной и бронзовой. Вышивки и набойки открывают дорогу гра
фике. решительно заглохшей последнее время. Всех художников, а особенно ученичествующих, мы зовем к изучению выставки кресть
янского искусства и осознанию своих путей по ее материалам.
Сергей Городецкий.
Рис. 4