фона, в безграничности мысли. Но отвлеченность графики не мешает ей сливаться с практическими целями жизни, от сатиры, например, легко переходить к каррикатуре. Напротив, материалом живописи, разнообразной и могучей в ее технике и средствах, служит мир реальности. Но картина, твердо ограни
ченная рамой от окружающей действительности, есть все же замкнутый в себе особый организм, отражающий реальность только в претворенных эстетически, вечно нормативных формах. В картине все мгновенно преходящее сменяется законченно-постоянным, легкость, прихотливость уступает место силе, предста
вительности образов, сложность—простоте, произвольность—конструктивности, движение—покою, индивидуальное — типическому, общечеловеческое —нацио
нально-бытовому. Если графика захватывает зрителя свежестью, выразительною силою, непосредственностью образов, нередко тесно связанных с заданиями практической жизни, то картина привлекает полнотой жизненной реальности,
слитой нераздельно с логикою вечных высших законов искусства. В графике мы ярче чувствуем индивидуальность, субъективность творческого духа, в картине мы любуемся явлением большого искусства, отражающего мир через призму объективно-вечного. Отмеченные нами черты различия между эскизом и картиной Федотова характерны не только для этого художника, но для каждого большого мастера, будь то Рафаэль или Рембрандт, как можно убе
диться, изучая их творения.*) Художник безошибочно и часто бессознательно отражает эти общие законы в своем творчестве, и именно поэтому наука об
искусстве должна особенно ценить этот реальный материал художественных форм и образов; и рядом с историческим, философским и психологическим методом применять и сравнительный формальный анализ художественных памятников, в стремлении подойти к великой тайне искусства.

Н. Романов. Татарское искусство в Крыму.

Декоративное творчество.
На сочетании контрастов, не централизованных в единой творческой концепции, а распределенных небрежно, почти случайно, однако, всегда рит
мично, — построена лучшая из ветвей татарского творчества: декоративное искусство крымчан.
Европейский художник, разрешая декоративную задачу, находит, прежде всего, ту или иную пространственную величину, предназначенную для декоративного заполнения. Вспомним греческий или римский фриз. Каким орнамен
том он не заполнен, какими фигурами не украшен, — в нем, прежде всего, непосредственная пространственная связность непрерывность художественного действия. Напротив, татарский художник, чрезвычайно редко отграничивает
*) См. Н. Kauffmann: „Eine Vorneichzung Rembrandts zur Dresdener Saskia von 1641“.
Repert. fur Kunstwiss. 1918 H /2.